Иеремия 35 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА в дни правления Иудеей Иоакима, сына Иосии:
2 «Пойди к рехавитам,1 поговори с ними, приведи их в Храм2 ГОСПОДЕНЬ, в одну из комнат,3 и предложи им выпить вина».
3 Я позвал Яазанью, сына Иеремии, внука Хавацциньи, братьев его и всех сыновей — всех рехавитов.
4 Мы пришли с ними в Храм ГОСПОДЕНЬ, в комнату сыновей Ханана, сына Игдальяху, человека Божьего, которая находилась рядом с комнатой вельмож и над комнатой Маасеяху, сына Шаллума, привратника.
5 Я поставил перед потомками Рехава кувшины, наполненные вином, и чаши и сказал им: «Пейте вино!»
6 Но они ответили: «Мы не пьем вина, так как Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам такой наказ: „Никогда не пейте вина — ни вы, ни дети ваши.
7 Домов не стройте, полей не засевайте, виноградников не сажайте и не владейте ими. Живите всю свою жизнь в шатрах — и будете долго жить на земле, где вы — люди пришлые“.
8 И мы всегда повиновались нашему отцу Ионадаву, сыну Рехава, во всем, что он повелел нам: ни мы, ни жены наши, ни сыновья, ни дочери наши никогда не пили вина.4
9 Не строили мы домов, чтобы жить в них,5 и нет у нас ни виноградников, ни полей, ни зерновых посевов.
10 Мы живем в шатрах и повинуемся всему тому и исполняем то, что повелел нам Ионадав, отец наш.
11 Когда же Навуходоносор, царь Вавилона, вторгся в эту страну, тогда мы решили:6 „Пойдем в Иерусалим, скроемся от войска халдейского и от войска сирийского. Потому мы теперь и живем в Иерусалиме“».
12 И было слово ГОСПОДА Иеремии:
13 «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля. Иди и скажи обитателям Иудеи и жителям Иерусалима: „Неужели вы не примете вразумлений Моих, слов Моих не послушаете?7 — говорит ГОСПОДЬ. —
14 Дети исполнили повеления Ионадава, сына Рехава: он сказал им, чтобы они не пили вина, и они не пьют его по сей день, потому что следуют заповеди отца своего; Я же наставлял вас всегда, изо дня в день, но вы Меня не слушались.
15 Я посылал к вам слуг Моих, пророков, постоянно, изо дня в день, чтобы они говорили: „Да оставит каждый из вас путь зла, пусть добрыми будут поступки ваши, не следуйте за чужими богами и не служите им, и тогда будете жить на земле, которую Я дал вам и отцам вашим“, — но вы не вняли Мне и не послушались.
16 Поистине дети Ионадава, сына Рехава, исполнили наказы отца своего, которые он заповедал им, а народ этот Меня не послушал.
17 Потому так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Смотрите, Я нашлю на Иудею и на жителей Иерусалима все те беды, которые предрекал, потому что Я обращался к ним, но они не слушали, Я звал их, но они не отвечали“».
18 А рехавитам Иеремия сказал: «Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „За то, что вы внимали заповедям Ионадава, отца вашего, и соблюдали все заповеди его, и поступали так, как он повелел вам,
19 за это, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля, — из поколения в поколение потомки Ионадава, сына Рехава, вовек будут совершать служение перед лицом Моим“».8

Толкование Далласской семинарии

б. О верности и послушании рехавитов (глава 35)

Иер 35:1−5. Это пророчество сделано было в царствование Иоакима (609−598 гг.до Р. Х.), т. е. на 11 примерно лет, а то и лет на 20 ранее пророчеств, записанных в главе 34. В книге оно помещено здесь, чтобы по контрасту с верностью и послушанием Рехавитов подчеркнуть неверность иудеев. Рехавиты были кочевым племенем (35:7−10), происходившим от Ионадава, сына Рехава (стих 6), который поддержал Ииуя в искоренении культа Ваала в Израиле (4Цар 10:15−27).

Родственные узы связывали их с племенем кенеев (1Пар 2:54−55), которые имели своим родоначальником Иофора Кенеянина, тестя Моисея (Суд 1:16). Ионадав отверг, очевидно, оседлый образ жизни в городах, предпочтя для своего клана, возможно, желая таким образом предохранить его от нравственного разложения, кочевую жизнь. Рехавиты кочевали со своими стадами по пустыне Негев, и лишь наступление вавилонских полчищ на Палестину заставило их искать убежища в Иерусалиме (стих 11).

Итак, по слову Божию, Иеремия пригласил весь клан Рехавитов в храм. Комнаты, упоминаемые в стихе 4, располагались по окружности храмового двора и служили для встреч, а также как жилища для священнослужителей и как складские помещения (3Цар 6:5; 1Пар 28:12; 2Пар 31:11; Неем 13:7−9). Иеремия привел гостей в комнату сынов Анана, сына Годолии. О Годолии известно лишь то, что он был «человеком Божиим» — обычно так называли пророков (3Цар 12:22; 4Цар 1:9−13; 4:21−22).

Местонахождение этой комнаты — подле комнаты князей (здесь в значении каких-то официальных лиц), над комнатой Маасеи, сына Селлумова, стража у входа, — свидетельствовало о том, что тот или те, чье имя она носила, пользовались особым почетом. Маасея был, очевидно, одним из трех стражей у входа, или «сторожей порога» в храме (сравните 4Цар 25:18−21), т. е. занимал в нем высокое положение, судя по тому, что все трое, занимавшие его в дни Навуходоносора, были по его приказу казнены вместе с главными священниками (Иер 52:24−27).

Итак, приведя этих «неотесанных кочевников» в «почетную комнату», Иеремия поставил перед ними полные чаши вина и предложил выпить его. Можно предположить, что свидетелями происходившему были некие знатные иудеи.

Иер 35:6−11. Рехавиты, однако, отказались от вина, сославшись на заповедь… Ионадава, «отца своего», запрещавшую им пить. И «досказали» иудеям до конца эту заповедь, согласно которой они уже много веков вели кочевой образ жизни. Ибо они во всем… послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца своего.

Иер 35:12−16. «Эксперимент» Иеремии с рехавитами предназначен был дать иудеям урок, показать им на примере дружественного им народа, неукоснительно слушавшегося завещания отца своего, сколь нетерпимо неповиновение иудеев заветам Самого Господа Бога (стихи 13−15).

Иер 35:17. Злостное это неповиновение будет сурово наказано. Все то зло, которое Я изрек на них. В этой фразе могли подразумеваться как «проклятия», предусмотренные в завете (Лев 26:14−39; Втор 28:15−68), так и (что более вероятно) надвигавшееся падение Иудеи и Иерусалима, неоднократно предсказанное Иеремией (4:20; 6:19; 11:11−12; 17:18).

Иер 35:18−19. Господь обещает рехавитам, что верность их и послушание будут вознаграждены. Фраза муж, предстоящий пред лицем (Бога) употреблялась главным образом по отношению к Божиим пророкам (3Цар 17:1) и к священнослужителям Его (Втор 4:10; 10:8; 2Пар 29:11); также и к верным слугам Бога или царя (Иер 15:19; 3Цар 10:8).

Следует ли из этого, что Иегова уготовил для рехавитов особое место в обществе завета, связанное со служением Ему? Едва ли. Дело в том, что вышеупомянутая фраза употреблялась и по отношению к народу Израиля, который «предстоял пред Господа» в скинии и в храме (Лев 9:5; Втор 4:10; Иер 7:10). Так что скорее всего в стихе 19 подразумевалось обещание Бога рехавитам, что и среди далеких их потомков (во все дни) всегда будут люди, способные быть истинными служителями Господа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: в семейство / владения (букв.: в дом) рехавитов.
2  [2] — Букв.: дом; то же в ст. 4.
2  [3] — Речь идет о комнате в служебных зданиях на Храмовом дворе.
8  [4] — Или (ближе к букв.): чтобы ни мы сами, ни наши жены, ни сыновья, ни дочери никогда не пили вина.
9  [5] — Букв.: чтобы не строили себе домов, чтобы жить в них.
11  [6] — Букв.: сказали.
13  [7] — Друг. возм. пер.: вам бы научиться (на этом примере) повиноваться Мне.
19  [8] — Выражение «предстоять пред лицом» обычно относится к пророкам (напр., 3Цар 17:1), священникам (напр., Втор 10:8; Чис 16:9) или царям (напр., 3Цар 10:8) и означает: стоять в присутствии кого-либо с готовностью служить. Благословение, обещанное потомкам Рехава, не обязательно подразумевало священство как служение. О служении рехавитов в Храме упоминается лишь в более позднем апокрифическом сочинении. Благословение, о котором здесь идет речь, скорее всего, представляло собой заверение в том, что род рехавитов не будет подвергнут уничтожению.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.