Иеремия 41 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В седьмой месяц1 пришел Измаил, сын Нетаньи, внук Элишамы, из царского рода (прежде он был одним из военачальников царя), и с ним десять человек к Гедалье, сыну Ахикама, в Мицпу. И когда они там, в Мицпе, вместе сидели за трапезой,
2 Измаил, сын Нетаньи, и те десять человек, что были с ним, вдруг встали и убили мечами Гедалью, сына Ахикама, внука Шафана, — убили того, кого царь вавилонский поставил правителем над страной.
3 Измаил убил всех иудеев, что были с Гедальей в Мицпе, и всех халдеев — воинов, что находились там.
4 На следующий день после убийства Гедальи, когда никто еще не знал о случившемся,
5 пришли из Шехема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами, в разорванных одеждах, все в порезах, сделанных в знак скорби: шли они в Храм ГОСПОДЕНЬ2 с хлебным приношением и благовониями.
6 Измаил, сын Нетаньи, вышел из Мицпы им навстречу, рыдая. Приблизившись к ним, он сказал: «Идите прежде к Гедалье, сыну Ахикама».
7 И едва они вошли в город, как Измаил, сын Нетаньи, и люди, что были с ним, напали и на них, убили и бросили тела их в яму.3
8 Но нашлись среди них десять человек, которые закричали: «Измаил, не убивай нас! Мы спрятали в поле всякое добро: пшеницу, ячмень, оливковое масло и мед», — и Измаил остановился и не стал убивать их вместе с другими.
9 Яма же, куда Измаил сбросил все тела убитых им людей,4 — была тем большим рвом, который повелел вырыть царь Аса, защищаясь от Ваасы, царя израильского; ее-то Измаил, сын Нетаньи, и наполнил телами убитых.
10 И захватил Измаил в плен всех, кто остался в Мицпе: дочерей царя и весь оставшийся там народ, над которым Невузарадан, начальник стражи, поставил правителем Гедалью, сына Ахикама. Измаил, сын Нетаньи, захватил их в плен и направился к аммонитянам.
11 Вскоре услышал Иоханан, сын Кареаха, и все военачальники, что были с ним, обо всех злодеяниях, совершенных Измаилом, сыном Нетаньи.
12 Собрав своих воинов, они вышли сразиться с Измаилом, сыном Нетаньи, и настигли его у большой запруды в Гивоне.
13 Когда люди, захваченные Измаилом, увидели Иоханана, сына Кареаха, и всех его военачальников, то очень обрадовались.
14 Потому все они, кто был пленен Измаилом в Мицпе, повернули назад и перешли на сторону Иоханана, сына Кареаха.
15 Измаил же, сын Нетаньи, бежал от Иоханана и направился к аммонитянам, и с ним восемь человек.
16 Тем временем Иоханан, сын Кареаха, и военачальники, что были с ним, взяли с собой оставшихся людей, которых Измаил, сын Нетаньи, убив Гедалью, сына Ахикама, вывел из Мицпы: мужчин, способных воевать, женщин, детей и царедворцев,5 которых он забрал из Гивона.
17 Они вышли в путь и остановились в Герут-Кимхаме, неподалеку от Вифлеема, чтобы затем направиться в Египет,
18 подальше от халдеев, которых боялись, ведь Измаил, сын Нетаньи, убил Гедалью, сына Ахикама, которого царь вавилонский поставил правителем над страной.

Толкование Далласской семинарии

Иер 41:1−3. Исмаил явился к Годолии… в Массифу в седьмом месяце (в сентябре-октябре); поскольку год здесь не указан, не известна и точная дата убийства. Ибо вызывает некоторое сомнение, чтобы все описываемые в главах 39−41 события имели место во второй половине 586 года. Судя по 52:12, вавилонская армия находилась в Иерусалиме до 17 августа 586 года. То есть менее чем 2 месяца должны были «вместить» в себя и депортацию иудейского населения и утверждение губернаторского правления для оставшихся в стране, и раздачу им земли, и вывод основной части вавилонской армии из Иудеи.

В свете этих соображений не исключено, что Годолия был убит в один из последующих годов. В каком же именно? Некоторые связывают это злодейство с малоизвестной дополнительной депортацией из Иудеи в 583−582 годах до Р. Х. (Иер 52:30). Почему, зададимся вопросом, понадобилась она Навуходоносору в то время? Не для того ли, чтобы навести и укрепить порядок в покоренной стране после убийства губернатора и уничтожения какой-то части контингента вавилонской армии? (41:2−3.) Если это соображение верно, то Годолия был убит в октябре 583 года.

В сопровождении 10 человек явился Исмаил в Массифу вкусить хлеб с губернатором, и во время пиршества они умертвили его. (Елисам был, вероятно, сыном Давида (2Цар 5:16), и отец Исмаила — Нафания назван «сыном» Елисама в значении его потомка.) Вместе с Годолией убиты были гости его на пиршестве — из числа Иудеев и… Халдеев (сравните с 4Цар 25:25).

Иер 41:4−9 Очевидно, все это произошло ночью, — заговор удался настолько, что и на другой день после случившегося никто не знал о том, что произошло в резиденции губернатора.

Если мы вспомним, что в «седьмом месяце» справлялись по закону три ежегодных священных для евреев праздника (Лев 23:23−44), в том числе Праздник кущей, то станет ясно, что группа в составе 80 человек… из Сихема, Силома и Самарии направлялась по случаю одного из этих праздников к разрушенному храму.

Это были паломники, которые несли дары и благовония (ливан) Господу, к месту поклонения Ему; одежды их были не праздничными, а траурными потому, что они знали о поражении Иудеи и разрушении храма. Примечательно, что сами они были из израильских городов, из поверженного задолго до того Северного царства. Это обстоятельство свидетельствует, что и на тех землях оставили какой-то след реформы царя Иосии (4Цар 23:15−20; 2Пар 34:33).

Исмаил предпринял следующий хитрый и коварный шаг. Он вышел… навстречу паломникам с плачем (стих 6), как бы разделяя их скорбное покаянное настроение, и пригласил в дом к губернатору. Те, польщенные, конечно, не отказались, но лишь дошли до центра города, как тоже пали жертвой злодеев. 70 из 80 были убиты и брошены в ров; речь идет о вырытом в городе водоеме, который после того, как был завален трупами, сделался ритуально нечист.

Из стиха 9 узнаем, что упомянутый водоем сооружен был лет за 200 до того благочестивым иудейским царем Асой, вынужденным постоянно воевать с Ваасой, нечестивым царем Израиля. (В условиях частых военых действий запасы воды в городе были особенно необходимы.) 3Цар 15:16−22. Зачем понадобилось Исмаилу совершить это новое злодеяние? Может быть, в целях грабежа. Ведь караван из 80 человек, конечно, располагал и немалыми деньгами и запасами провизии (41:8). Десять из восьмидесяти и купили себе жизнь ценой тех, видимо, дополнительных запасов, которые были скрыты у паломников в поле.

Иер 41:10−15. Между тем, банда во главе с Исмаилом продолжила свой разбойничий «рейд». Остаток народа, бывшего в Массифе… который халдеи поручили заботам Годолии, Исмаил… захватил… и отправился со своими пленными к аммонитянам. Не приходится сомневаться, что среди них был и пророк Иеремия (42:1−2). Однако долго события, разыгравшиеся в Массифе, не могли оставаться втайне. Весть о них дошла наконец до Иоанана и других военачальников.

Собрав в свою очередь отряд, они пошли, чтобы сразиться с Исмаилом… и настигли его… в Гаваоне. (В этом городе еще сравнительно недавно сохранялся большой, вырытый в древности водоем, куда поступала вода из ближайшего источника; «большие воды» в русском тексте, стих 12.) Пленники Исмаила радостно бросились навстречу своим освободителям (стихи 14−15). Очевидно, двое из банды Исмаила были убиты, и с восьмью оставшимися он бежал к аммонитянам (стих 15).

3) Иоанан возглавляет иудеев (41:16 — 42:22).

Иер 41:16−18. Перечисляется состав группы, освобожденной Иоананом. Все они, однако, не пошли обратно в Массифу, ибо приняли решение бежать в Египет. Первую свою остановку они сделали близ Вифлеема, километрах в 16−17 от Гаваона. Иоанан и другие военачальники имели основание бояться Халдеев — ведь Исмаил был человеком «их круга»; не сочтут ли «оккупационные власти», что и все иудейские «начальники» были причастны к его злодейскому заговору? Так, вероятно, рассуждали они, решив бежать в Египет.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е., вероятно, в октябре 586 г. до Р. Х.; ср. примеч. к 4Цар 25:25.
5  [2] — Букв.: дом Господень; возможно, эти паломники шли в Иерусалим, где Храм уже лежал в руинах, но то место, где располагался Храм, почиталось священным.
7  [3] — Т. е., вероятно, в октябре 586 г. до Р. Х.; ср. примеч. к 4Цар 25:25.
9  [4] — Так в LXX; масоретский текст: убитых рукой Гедальи, что может значить из-за Гедальи.
16  [5] — Букв.: евнухов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.