Иеремия 43 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Иеремия возвестил народу все слова ГОСПОДА, Бога их, все те слова, что ГОСПОДЬ, Бог их, велел ему передать народу,
2 Азария,1 сын Хошаи, Иоханан, сын Кареаха, и другие надменные люди сказали в ответ Иеремии: «Ты лжешь, не посылал тебя ГОСПОДЬ, Бог наш, со словами: „Не ходите в Египет, чтобы быть пришлыми там“.
3 Это Барух, сын Нерии, подговаривает тебя против нас, желая предать нас в руки халдеев, чтобы те убили нас или увели в плен в Вавилон».
4 Ни Иоханан, сын Кареаха, ни военачальники, ни народ не послушались повеления2 ГОСПОДА не покидать Иудеи.
5 Но напротив, Иоханан, сын Кареаха, и все военачальники собрали тех немногих иудеев, что вернулись из мест изгнания, задумав поселиться в Иудее:
6 мужчин, женщин, детей, дочерей царских и всех тех людей, которых Невузарадан, начальник стражи, оставил с Гедальей, сыном Ахикама, внуком Шафана; взяли они с собой и пророка Иеремию, и Баруха, сына Нерии,
7 и, не повинуясь голосу ГОСПОДА, добрались до Египта и прибыли в Тахпанхес.
8 В Тахпанхесе было Иеремии слово ГОСПОДНЕ:
9 «Возьми большие камни и закопай их под глиняной площадкой перед дворцом фараона3 в Тахпанхесе на глазах у всего народа иудейского.
10 И скажи им: „Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: „Я посылаю за Своим слугой Навуходоносором, царем вавилонским, приведу Я его сюда и поставлю престол его на этих камнях, которые Я здесь закопал, и он расстелет на них свой ковер.4
11 Царь вавилонский придет и поразит Египет,

и кто обречен на смерть, пойдет на смерть,
кому предначертан плен, пойдет в плен,
кому уготован меч, пойдет под меч.

12 Предам Я огню храмы5 богов египетских; царь сожжет их храмы, а изваяния их божеств захватит с собой как добычу; завернется он в землю египетскую, как пастух заворачивается в свои одежды,6 и выйдет оттуда невредим.7
13 Разобьет он священные столбы в египетском храме Солнца8 и храмы богов египетских предаст огню“».

Толкование Далласской семинарии

б. Служение Иеремии «остатку» в Египте (главы 43−44)

1) Уход в Египет (43:1−7).

Иер 43:1−3. Все так и произошло, как предвидел пророк. Можно предположить, что мнение большой группы людей, к которой Иеремия пришел с ответом Господа Бога их, разделилось. Но возглавлявшие ее, включая Иоанана и Азарию (в 42:1 назван Иезанией), и те, кто приняли их сторону (дерзкие люди, говорит о них пророк (43:2), обвинили Иеремию во лжи. Не мог, мол, Господь удерживать их от спасения в Египте.

Это заговор с целью умертвить их всех руками Халдеев, и Иеремия действует в их пользу, подстрекаемый Варухом, сыном Нирии. Почему «дерзкие» приписали столь странную роль Варуху? Об этом можно лишь гадать. Не исключено, что авторитет, каким пользовался Иеремия, помешал «начальникам» обвинить его в прямом «предательстве», и «первую роль» в нем они отвели его ученику и преданному другу — Варуху.

Иер 43:4−7. Итак, весь отряд, в который Иеремию и Варуха, видимо, включили насильно, отправился, вопреки «гласу Господнему», в землю Египетскую… и дошли они до Тафниса, укрепленного города на границе нижнего (северного) Египта.

2) Пророчество о вторжении Навуходоносора.

Иер 43:8−13. В Тафнисе… было слово Господне к Иеремии. Согласно ему пророку предстояло совершить еще один символический акт (сравните с 13:1−11), а именно — скрыть большие камни в мягкой глине при входе в дом фараона. Русскому смятой соответствует евр. малат, которое могло означать и «мостовую» из кирпичей. Можно предположить, что свершить упомянутый символический акт пророку было предложено в то время, когда площадь перед дворцом замащивали, и он незаметно мог положить под кирпичи несколько камней.

Символика, возможно, состояла в скрытой (до времени) угрозе «мягкой глине» (Египту) со стороны «больших камней» (Вавилона). Заметим, что поскольку главная резиденция египетского фараона находилась в то время в Элефантине (в верхнем, или южном, Египте), то дом фараона в Тафнисе (стих 8) мог быть просто каким-то правительственным зданием, служившим при надобности временной резиденцией фараону.

«Скрыть камни» Иеремии следовало пред глазами Иудеев (стих 9) и при этом изречь пророчество о вторжении в Египет Навуходоносора. Камням предстояло отметить то место, где вавилонский царь раскинет… свой… великолепный шатер. То есть с ними могла быть связана неоднозначная символика.

Вторжение Навуходоносора в землю Египетскую принесет смерть обреченным на нее, и те, кто думал спастись от плена в Египте, пойдут в плен (стих 11); очевидно, в обоих случаях пророк намекал на иудеев, которые направлялись теперь в Египет, вопреки воле Господа.

Грамматические категории 1-го и 3-го лица в стихе 12 И (Я) зажгу огонь… и он сожжет подразумевают Навуходоносора: его руками Господь сожжет капища египетских богов. По воле Господа царь Вавилонский пленит… Египтян. Он «управится» с этой страной так же легко, как пастух заворачивается в одежду свою.

Уточняется местонахождение Бефсамиса (стих 13), потому что город с таким же названием имелся и в Палестине. Полагают, что здесь подразумевался египетский город, носивший, кроме того, названия Он, а также Гелиополис; последнее означало «город солнца». Гелиополис славился храмом (капищем) солнца и посвященными этому светилу высокими обелисками (слово статуи) в русском языке ошибочно). Осуществилось ли пророчество Иеремии о вторжении Навуходоносора в Египет?

На основании некоторых фрагментарных текстов полагают, что да. Вторжение это, по-видимому, имело место между 571 и 567 гг.до Р. Х. Подтверждение такому предположению находим в книге Иезекииля. Согласно его пророчеству, сделанному 26 апреля 571 года (Иез 26:19), вторжению вавилонян в Египет еще предстояло совершиться.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Возможно, имеется в виду Иезанья, ср. 42:1.
4  [2] — Букв.: голоса; то же в ст. 7.
9  [3] — Вероятно, речь идет о царской резиденции, где царь останавливался вместе со своей свитой, когда бывал в этом городе.
10  [4] — Или: раскинет над ним свой полог — еврейский текст неясен.
12  [5] — Букв.: дома; то же в ст. 13.
12  [6] — Или: и встряхнет землю египетскую, как пастух встряхивает одежду свою.
12  [7] — Или: в мире.
13  [8] — Предполагают, что храм Солнца, о котором здесь идет речь, находился в Гелиополе (10 км на северо-восток от современного Каира). Там был центр поклонения Амону-Ра, египетскому богу солнца, и там было множество обелисков (столбов), посвященных этому богу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.