Иеремия 45 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово, которое пророк Иеремия пересказал Баруху, сыну Нерии, а тот записал эти откровения в свиток со слов Иеремии в четвертый год правления Иоакима, сына Иосии, царя иудейского:1
2 «Вот что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля, тебе, Барух:
3 „Ты говоришь: „Горе мне, ибо ГОСПОДЬ усугубил мои страдания, тяжко мне в стенаниях моих, и покоя я не нахожу“.
4 Скажи ему, Иеремия: „Так говорит ГОСПОДЬ: „То, что Я построил, Я же и разрушу, то, что Я насадил, Я же и выкорчую, и так будет со всей страной.
5 Ты мечтаешь о великих свершениях? Не стремись к этому, ибо ты увидишь, как подвергну Я бедствиям всех смертных,2 — это слово ГОСПОДНЕ, — но во всяком месте, куда бы ты ни пошел, Я оставлю тебе твою собственную жизнь как награду“».

Толкование Далласской семинарии

в. Слово утешения к Варуху (глава 45)

Иер 45:1−3. То, о чем здесь говорится, имело место в четвертый год правления царя… Иоакима, т. е. в 605−604 гг. до Р. Х. О содержании книги, точнее, свитка, подразумеваемого здесь, мы узнаем из главы 36. Не удивительно, что, записывая послания своего учителя, Варух пал духом: ведь они не оставляли надежды на «благоприятный (для иудеев) исход». Свое состояние Варух выразил в словах: «горе мне! Господь приложил скорбь к болезни моей»; нет мне покоя при мысли о том, что ждет нас. В сущности и сам Иеремия чувствовал себя так же (8:21 — 9:2; 14:17−18; 15:10, 15−18).

Иер 45:4−5. Но тут пророк обращается к своему верному другу со словом утешения от Господа, которое направлено на поддержание веры в каждом уповающем на Него даже и в самых мучительных обстоятельствах. Да, Бог действительно разрушит даже то, что построил, и искоренит то, что насадил. Отчаяние Варуха не в последнюю очередь объяснялось тем, что социальные катаклизмы, по всей вероятности, не позволили бы осуществиться личным намерениям и планам этого человека, мечтавшего о «великих свершениях». (Судя по всему, этот благочестивый иудей был к тому же образованным и мыслящим и ставил перед собой немалые задачи.)

Да, мечтам его не суждено сбыться, подразумевал Иеремия, но, вместо того, чтобы предаваться из-за этого скорби, Варуху следует возблагодарить Бога за Его обещание среди всех грядущих бедствий — сохранить ему жизнь. Реакцией, угодной Богу, со стороны Варуха была бы та, которую выразил в своих писаниях Аввакум, современник его и Иеремии (Авв 3:16−19). Упование истинно верующего человека, которому выпало жить в годину скорби, поразившей землю его и народ, должно быть неизменно сосредоточено на Господе, на Его всеведеньи, силе и благости. В свете этого представляется неслучайным, что «слово утешения к Варуху» завершает пророчества Иеремии относительно Иуды (главы 2−45). Того же «отклика» ожидал Иегова и от благочестивого «остатка» в вавилонском изгнании.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т. е. в 605 г. до Р. Х. Хронологически эта глава может быть помещена между 36:8 и 36:9. Неясно, о каком свитке идет речь: о первом (36:4) или о втором (36:32). Вполне вероятно, это мог быть и второй свиток, который Барух написал после того, как увидел, как вельможи отнеслись к первому (36:19). Барух был из знатного рода: его дед Махсея (32:12) был правителем Иерусалима во времена Иосии (2Пар 34:8), а его брат — высокопоставленным чиновником при дворе Седекии (Иер 51:29). Видно, что и сам он мечтал о карьере, потому эти слова и укор писцу, и утешение одновременно: ему будет сохранена жизнь.
5  [2] — Букв.: всякую плоть.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.