Иеремия 50 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слово о Вавилоне, стране халдейской, — слово, которое ГОСПОДЬ изрек через пророка Иеремию:
2

«Провозгласите среди народов, возвестите,
поднимите знамя и возвестите,
не утаивайте, скажите:
„Взят Вавилон,
посрамлен Бел,
трепещет1 Мардук,
идолы его посрамлены,
трясутся его истуканы“.

3 Ибо поднялся на него народ с севера, опустошит он землю его, и жителей в ней не останется, ни человека, ни скота — все убегут, пропадут.
4 В те дни и в то время, — это слово ГОСПОДНЕ, — придут потомки Израилевы вместе с потомками Иудиными, пойдут они, рыдая, ГОСПОДА, Бога своего, искать.
5 Спрашивать будут дорогу к Сиону, взоры к нему устремят, говоря друг другу: „Пойдем объединимся с ГОСПОДОМ2 в вечном Союзе, Завете, который уже никогда не будет предан забвенью“.
6 Народ Мой — заблудшее стадо.3 Пастыри их сбили с пути истинного, в горах блуждать оставили, бродили они от холма к холму, забыв, где их пристанище.
7 Всякий, кто встречался с ними, пожирал их, а враги говорили о них: „То не наша вина“, — ведь они против ГОСПОДА согрешили, против своей обители правды, против ГОСПОДА, надежды своих отцов.
8 Бегите из Вавилона, первыми уходите из земли халдейской, как круторогий вожак, что идет впереди стада.4
9 Я поднимаю и веду на Вавилон собранье великих народов из северной земли; они придут и станут строем против него; так он будет захвачен. Стрелы их, как у воина искусного, не возвращаются, не поразив цели.5
10 Станут халдеи добычей, и все грабители насытятся всяким добром, — таково слово ГОСПОДНЕ. —
11

Веселишься ты и ликуешь,
расхищаешь наследство Мое,
топчешь его,
как бык, что резвится на лугу,
ржешь, как жеребец.

12

Пристыжена будет твоя мать,
та, что родила тебя, опозорена будет.
Халдея последней окажется средь народов,
пустыней станет, землей сухой, пустошью».

13

От гнева ГОСПОДНЕГО укрываясь,
покинут ее жители,
в руины она превратится.
Всякий идущий мимо Вавилона ужаснется,
присвистнет, увидев,
какое он понес наказание.6

14

Стройтесь рядами вокруг Вавилона!
Все, натягивающие луки,
пускайте стрелы в него,
не жалейте их нимало,
ибо против ГОСПОДА он согрешил.

15

Поднимите клич боевой против него
со всех сторон,
воины его пощады просят,7
пали его укрепления,
сокрушены его стены —
это возмездие ГОСПОДНЕ.
Воздайте ему,
как он поступал с вами, тем же ему воздайте.

16

Истребите сеятеля8 в Вавилоне
и того, кто серп приготовил к жатве.
От меча притеснителя укрываясь,
каждый пленник к народу своему возвратится,
побегут они все, каждый в землю свою.

17 Израиль — как затравленная овца, за которой львы гонятся, первым поживился им царь ассирийский, а последний, Навуходоносор, царь вавилонский, кости обглодал.
18 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израиля: «Я взыщу с царя вавилонского и с земли его так же, как Я взыскал с царя ассирийского,
19 и верну Израиль на пастбище его, и будет пастись он на Кармиле и на Башане, голод свой утолит на горах Ефрема и Гилада.
20 В те дни и в то время, — это слово ГОСПОДНЕ, — попытаются уличить Израиль во грехе — но не найдут ничего, попытаются найти преступления в Иудее — но не отыщут, потому что Я прощу тех, кого пощадил.
21

Против земли Мератаим9 поднимись
и против жителей Пекода10 восстань,
истреби их, уничтожь до последнего, —
это слово ГОСПОДНЕ, —
сделай всё, как Я повелел тебе.

22

Шум битвы по всей земле,
всё рушится.

23

Вот как сломлен и разбит
молот всей земли!
Стал Вавилон зрелищем,
наводящим ужас на все народы.

24

Я расставил на тебя силки
и поймал тебя, Вавилон,
но ты так и не понял этого.
Найден ты и схвачен,
ибо против ГОСПОДА ты сражался.

25

Открыл ГОСПОДЬ Свои хранилища
и орудие гнева извлек;
есть у Владыки, ГОСПОДА Воинств,
дело в земле халдейской.

26

Наступайте на него со всех сторон,
открывайте амбары его,
собирайте добро его, как снопы в кучи,
уничтожьте всех,
никого не оставьте.

27

Забейте всех его быков,
отведите их на закланье.
Горе им, ибо пришел их день,
время их воздаяния.

28 Доносятся крики беженцев, что спасаются из Вавилона; они идут, чтобы рассказать на Сионе о возмездии ГОСПОДА, Бога нашего, возмездии за Храм Его.
29 „Призовите лучников, на Вавилон отправьте всех натягивающих луки. Разбейте лагерь вокруг Вавилона, чтобы никто не ушел, воздайте ему по делам его; как он поступал, так и вы поступите с ним“. Ведь он на ГОСПОДА в гордыне своей восстал, на Святого Бога Израилева.
30 Потому падут его юноши на площадях, и все воины его погибнут в тот день, — это ГОСПОДА слово. —
31

Я иду против тебя, Гордец, —
это слово Владыки ГОСПОДА Воинств, —
ибо настал день, когда Я взыщу с тебя.

32

Споткнется Гордец и падет,
и никто не поднимет его,
Я предам огню города его,
и пожрет он все его окрестности».

33 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Порабощены потомки Израиля вместе с потомками Иуды, и все пленившие держат их крепко, не хотят отпускать.
34 Искупитель их силен, имя Его — ГОСПОДЬ Воинств. Непреложно Он победит в суде противников их и даст стране их покой, а жителей Вавилона покоя лишит.
35

Меч обрушится на халдеев, —
это ГОСПОДА слово, —
и на жителей Вавилона,
на знать его, на его мудрецов.

36

Меч занесен будет на гадателей,
чтобы они обезумели,
на воинов сильных,
чтобы они были сокрушены,

37

меч обрушится на коней его, на колесницы
и на воинов из чужой земли в их стане —
и станут они как женщины,
меч — на сокровищницы его,
да будут расхищены они.

38

Засуха11 — на воды его,
да иссохнут они,
ибо это земля резных идолов.
Безумствуют они все
из-за идолов своих.12

39 Потому поселятся в Вавилоне дикие звери и гиены, страусы будут там жить, но никогда не быть ему обитаемым, из поколенья в поколенье останется он безлюдным.
40 Так же было, когда Бог уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и изрек ГОСПОДЬ: „Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища“.
41

Смотри, народ идет с севера,
племя великое,
много царей поднялось от края земли.

42

Руки воинов крепко сжимают копья и луки,
свирепы они и безжалостны.
Крики их, как ревущее море,
на лошадях скачут.
Вооружены они,
как воины перед битвой,
против тебя, дочь Вавилона.

43

Услышал царь вавилонский эту весть,
опустились у него руки,
страх объял его,
пронзили боли, как у роженицы.

44 Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?»
45 Потому послушайте о замысле ГОСПОДА, что Он задумал о Вавилоне, и о намерении Его, о том, что Он решил о стране халдейской: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей.13
46 И от возгласа: «Вавилон взят!» — задрожит земля, и все народы услышат их крики о помощи.

Толкование Далласской семинарии

И. Пророчество о Вавилоне (главы 50−51)

1. ВОЗВЕЩЕНИЕ СУДА (50:1−10)

Иер 50:1−5. Стих 1 следует рассматривать как вступление к главе 50; об Иеремии в нем говорится в 3-ем лице потому, что это пророчество (главы 50−51) не было произнесено им лично, но, будучи записано, отправлено было в Вавилон с Сераией (51:59). Итак, Иеремия получил повеление свыше возвестить между народами о предстоящем сокрушении Вавилона; знамя в этом контексте, очевидно, подразумевает знак возвещения важной новости. Вил, он же — Меродах — главный бог Вавилона — посрамлен как бессильное божество, оказавшееся неспособным «отстоять» своих «подзащитных».

В стихе 3 читаем, что Вавилон будет разрушен народом с севера (сравните со стихом 9). Многие видят здесь намек на народы Мидо-Персидской империи, однако, целый ряд исторических моментов не согласуется с такой точкой зрения. Во-первых, персы шли в Вавилон с востока, а не с севера. Во-вторых, овладев Вавилоном и его столицей (с одноименным названием), персидский царь Кир отнюдь не разрушил его до основания, что сделало бы невозможным для людей жить там.

Тогда как Иеремия неоднократно повторяет, что Вавилон обезлюдеет (50:39б−40; 51:29, 37, 43, 62), в действительности город этот был не только пощажен, но и стал одним из крупных административных центров Персидской империи, где, как известно, высокий пост занимал впоследствии Даниил (Дан 5:30; 6:1−3). В-третьих, когда вавилонская столица взята была мидо-персидским войском, никто из нее не бежал. Известно, что Даниил, имевший доступ к пророчествам Иеремии (Дан 9:1−2), оставался в городе во время осады и после падения его (Дан 5:28, 30−31; 6:1−3).

В-четвертых, обещание, что в те дни и в то время… сыновья Израилевы… и… Иудины вместе (т. е. вновь сделавшись одним народом) пойдут к Сиону, чтобы взыскать Господа, Бога своего, и соединить себя с Ним союзом вечным (Иер 31:31; 32:40), не исполнилось после падения Вавилона в 539 г. до Р. Х. Отсюда напрашивается вывод, что пророчество Иеремии относилось не к событиям второй половины 6-го века до Р. Х., а подразумевало «сокрушение» Вавилона как символа язычества за пределами древней и современной истории, т. е. имело эсхатологический смысл, неразрывно связанный с преобразованием судеб Израиля и Иудеи. Возможно, в этом пророчестве Иеремии переплетаются «ближнее и дальнее».

Другими словами, падение Вавилона и возвращение в свою землю иудейских пленников во главе с Зоровавелем сливаются в виденьи пророка с разрушением Вавилона и последним «восстановлением» Израиля и Иудеи в отдаленном будущем. Это поражение Вавилона явится кульминационным пунктом Божьего суда над людьми и народами, не подчинившимися Господу, которые преследовали и уничтожали Его народ, и откроет путь для исполнения Божьего обетования Израилю.

Это указание на восстановление Израиля и разрушение Вавилона в будущем находим и в других частях Писания (Зах 5:5−11 и толкование на эти стихи, а также Откр 17−18). Город Вавилон будет восстановлен только для того, чтобы вновь быть разрушенным в конце времени великой скорби — перед возвращением на землю Христа и началом Его тысячелетнего правления.

Иер 50:6−10. Стихи 6−7 звучат как «редакторский комментарий» на мысль о грядущем «восстановлении» Израиля и Иудеи, возвещенном в стихах 4−5. «Горы и холмы», по которым скитались евреи, забывшие ложе свое (стих 6), — это образ чужеземных царств, где они жили в рассеянии. Обращают на себя внимание слова «притеснителей» в (стих 7) о том, что они «гнали» народ Божий не по своей злой воле, но, служа орудием Божьего гнева, обращенного на этот народ, постоянно согрешавший пред Господом, бывшим надеждою отцов… пред жилищем правды (очевидно, подразумевался храм как олицетворение «живущего» в нем Иеговы).

По поводу призыва к евреям в стихе 8 «уходить из Халдейской земли» (во главе других плененных вавилонянами народов — будьте, как козлы впереди стада овец; стих 16) и символической картины грядущей гибели Вавилона от руки Божией в стихе 9 толкования на стихи 1−5.

2. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (50:11−16)

Иер 50:11−13. Злорадствовавшим по поводу горькой судьбы израильского народа воздаст Бог. Мать в стихе 12 — это земля Вавилонская, которая превратится в пустыню.

Иер 50:14−16. Снова символическая и вместе наглядная картина гибели Вавилона. Он подал руку в стихе 15 тождественно выражению «поднял руки», сдаваясь неприятелю. В стихе 16 — призыв к чужеземцам, жившим в Вавилоне, возвращаться от страха губительного меча в свои страны. Снова заметим по этому поводу, что при взятии Вавилона Киром в 539 г. до Р. Х. это пророчество не осуществилось — и исполниться ему лишь предстоит.

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ 50:17−20)

Иер 50:17−20. Израиль здесь — это оба царства: Северное и южное. Образ рассеянного стада, разогнанного львами, т. е. чужеземными царями. Напомним, что Северное царство было сокрушено ассирийцами в 722 г. до Р. Х., а Южное — вавилонянами в 586 году. Бог клянется «посетить», т. е. покарать царя Вавилонского… как посетил царя Ассирийского. А Израиля — возвратить в землю его. Вновь будут принадлежать Божиему народу величественная гора Кармил и плодородные равнины Васана, лежавшие на восток от Геннисаретского озера (моря), как и возвышенности Ефрема и Галаада по обе стороны р. Иордан.

Второй раз в этой главе (50:4) Бог говорит о том, что в те дни и в то время Он приведет Свой народ к духовному обновлению, и тем, которых оставит в живых «среди него», простит грехи их (толкование на 31:31−34).

4. НАПАДЕНИЕ НА ВАВИЛОН (50:21−40)

Иер 50:21−28. В оригинальном тексте слова на землю возмутительную (стих 21) звучат как «на дважды мятежную». Здесь таким образом подчеркивается идея противостояния Богу Вавилона и его жителей, которые будут за это наказаны. В стихе 23 Вавилон назван «молотом» всей земли, который теперь «разбит»; картина разрушения его вызывает ужас у народов.

Сам Господь — «Охотник», расставивший сети для оплота язычников, враждебных Ему (стих 24). Сосуды гнева Своего Господь извлекает, словно оружие Свое из арсенала, чтобы совершить дело отмщения, наказания в земле Халдейской. В стихе 26 — призыв к тем, которые пойдут на Вавилон со всех сторон, чтобы исполнить в отношении Вавилона волю Господню. Снопы в этом стихе — аллегория убитых (их тела свалены в груды); «волы» в стихе 27 — это халдейские воины, подлежащие убиению («закланию»). Спасшиеся из гибнувшего Вавилона возвестят на Сионе о мщении Господа Бога… за храм Его (стих 28).

Иер 50:29−32. Продолжение аллегории разрушения языческого оплота за гордыню его (последняя мысль подчеркивается: окончание стиха 29, стих 31, 32). Стих 30 звучит почти идентично стиху 26 в предыдущей главе, где Иеремия в таких же словах возвещает о судьбе его Дамаску.

Иер 50:33−34. Господь… говорит о всех израильских пленниках, рассеянных по чужим землям (включая иудеев, живущих в Вавилоне), что Он Сам, Господь Всемогущий, выступит как их Искупитель-против тех, которые не хотят отпустить их. Он разберет дело их (стих 34) в англ. текстах Библии передано как «встанет на защиту их дела», чтоб успокоить землю (Палестинскую); и далее: а на жителей Вавилона, напротив, навести страх и трепет.

Иер 50:35−38. Здесь о карах, которые придут на Халдеев. Обаятели (стих 36) — халдейские лжепророки (астрологи); они лишатся разума (обезумеют). Не только войной, но и засухой, неурожаем будет поражена страна халдеев, потому что это земля истуканов; последняя фраза в стихе 38 лучше, по-видимому, передана в англ. тексте как «они сходят с ума из-за своих страшилищ (богов)».

Иер 50:39−40. Великая метрополия древнего мира, Вавилон станет, по словам Иеремии, пустыней, населенной лишь диким зверьем и совами (а не страусами), и люди более не будут жить на этой земле, как не живут они в Содоме и Гоморре. Поскольку территория Вавилона лишь временами приходила в относительное запустение, полностью данное пророчество Иеремии не исполнилось и по сей день.

В настоящее время на землях Вавилона расположен Ирак, правительство которого приступило к реставрации (по частям) древнего города. Издана даже брошюра под названием «Археологическое «оживление» Вавилона является нашим патриотическим, национальным и международным долгом». Очевидно, полное разрушение Вавилона, явно имеющее символическое значение, произойдет в годы великой скорби.

5. СКОРБЬ ВАВИЛОНА (50:41−46)

Иер 50:41−46. Картина чужеземного нашествия на Вавилон. Относительно «народа, идущего от севера» стих 3 и толкование на него. Последние стихи этого раздела, описующие суд над Вавилоном, полностью повторяют те, в коих описал Иеремия «суд» над Едомом (50:44−46 сравните с 49:19−21). Это, по-видимому, «устойчивая аллегория» для подобных описаний. В стихе 44 под он может подразумеваться Сам Господь Бог.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: сокрушен / разбит / в ужасе; то же ниже в этом стихе.
5  [2] — Друг. чтение: давайте пойдем и присоединимся к Господу.
6  [3] — Друг. возм. пер.: загубленное стадо.
8  [4] — Букв.: будьте подобны козлу-вожаку для овец.
9  [5] — Букв.: не возвращаются пустыми (без добычи).
13  [6] — Или (ближе к букв.): увидев раны его.
15  [7] — Или (ближе к букв.): он протянул руку.
16  [8] — LXX слово зореа (сеятель) исправляет на зера (семя), т. е. потомство.
21  [9] — «Мератаим» означает «Двойное упорство».
21  [10] — «Пекод» означает «Воздаяние».
38  [11] — Слово «засуха» (евр. хорев) созвучно слову «меч» (евр. херев), таким образом, используя игру слов, автор продолжает перечисление наказаний, каждое из которых начинается со слова «меч».
38  [12] — Или: гнусными идолами они похвалялись. LXX: на островах, где они похвалялись.
45  [13] — Или: Я опустошу их пастбища из-за них.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.