Иеремия 52 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Седекия взошел на престол в возрасте двадцати одного года; он царствовал в Иерусалиме одиннадцать лет. Его мать была дочерью Иеремии из Ливны, и звали ее Хамуталь.
2 Седекия, как и прежний царь Иоаким, творил то, что было злом в глазах Божьих.1
3 Потому ГОСПОДЬ разгневался на жителей Иерусалима и Иудеи и изгнал их от Себя.2
Седекия восстал против царя вавилонского.
4 В девятый год правления Седекии, десятого числа десятого месяца,3 Навуходоносор, царь вавилонский, подошел со всем своим войском к Иерусалиму и осадил его, воздвигнув вокруг него осадные валы.
5 Осада Иерусалима4 продолжалась до одиннадцатого года правления царя Седекии.
6 В девятый день четвертого месяца, после того как хлебные запасы жителей истощились и разразился небывалый голод,
7 была пробита брешь в городской стене, а царь Седекия и все воины смогли покинуть город, несмотря на окружение халдеев. Выйдя ночью через царский сад, а затем по тайному ходу5 между двойными стенами, они побежали по дороге, что вела в пустыню.6
8 Халдейское войско пустилось за царем в погоню и настигло его в долине Иерихонской; воины Седекии, оставив его, разбежались.
9 Халдеи схватили царя Седекию и привели его к царю вавилонскому в Ривлу, в земле Хамат, и там Навуходоносор вынес ему приговор.
10 Царь вавилонский казнил сыновей Седекии прямо у него на глазах и убил всех вельмож иудейских в Ривле.
11 Самому Седекии царь вавилонский выколол глаза, заковал его в медные оковы и отправил в Вавилон. Там он заключил Седекию в тюрьму, где тот и пребывал до самой смерти.
12 Десятого числа пятого месяца, в девятнадцатый год правления Навуходоносора, царя вавилонского, в Иерусалим пришел Невузарадан, начальник стражи, один из приближенных к царю вавилонскому.
13 Он сжег Храм ГОСПОДЕНЬ, царский дворец и все дома в Иерусалиме — все дома знатных людей7 предал он огню.
14 А войско халдейское, что пришло с начальником стражи, разрушило стены вокруг Иерусалима.
15 Некоторых бедняков и прочих людей, что еще оставались в городе, и всех перебежчиков, что перешли на сторону царя вавилонского, и ремесленников Невузарадан, начальник стражи, увел в плен.
16 Лишь самых бедных он8 оставил возделывать поля и виноградники.
17 Медные столбы, что были в Храме ГОСПОДНЕМ, и подставки, и медное «море», емкость для воды, что была в Храме ГОСПОДНЕМ, халдеи разбили на части и всю медь увезли в Вавилон.
18 Они забрали и увезли с собой и тазы, и совки, и щипцы, и чаши-кропильницы, и ковши — всю медную утварь, которой пользовались в Храме Господнем.
19 А чаши, сосуды для углей, чаши-кропильницы, тазы, светильники, ковши и все золотые и серебряные сосуды для возлияний забрал начальник стражи.
20 Вес медной утвари: двух столбов, емкости для воды, называемой «морем», и двенадцати медных быков, что под «морем», и подставок, которые сделал для Храма ГОСПОДНЯ еще царь Соломон, — невозможно было определить.
21 Каждый столб был восемнадцать локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате,9 внутри полый, толщина стенок — четыре пальца.
22 В верхней части каждого столба — медная капитель высотой в пять локтей.10 Сетка и плоды граната вокруг венца — всё медное, как на одном, так и на другом столбе.
23 По сторонам же было девяносто шесть гранатов, а всего вокруг сетки — сто.
24 Начальник стражи увел в плен первосвященника Сераю, второго священника Софонию и трех привратников.
25 Он также захватил в городе одного из царедворцев,11 что был начальником над воинами, и семь человек из царских советников,12 что находились в городе, главного писца в войске, зачислявшего в войско жителей страны,13 и шестьдесят человек из прочего люда, что находились в городе.
26 Захватив их, Невузарадан, начальник стражи, отвел их к царю вавилонскому в Ривлу.
27 Они были убиты Навуходоносором,14 казнены в Ривле, в земле Хамат. Так иудеи были изгнаны со своих земель.
28 Вот сколько людей увел в плен Навуходоносор: в седьмом году — три тысячи двадцать три иудея;
29 в восемнадцатом году правления Навуходоносора было угнано в плен из Иерусалима восемьсот тридцать два человека;
30 в двадцать третий год правления Навуходоносора Невузарадан, начальник царской стражи, увел в плен семьсот сорок пять иудеев; всего — четыре тысячи шестьсот человек.
31 На тридцать седьмом году изгнания Иехонии, царя иудейского, двадцать пятого числа двенадцатого месяца, Эвил-Меродах, царь вавилонский, пришедший к власти в тот год, явил расположение к Иехонии, царю иудейскому. Он освободил его из тюрьмы,
32 говорил с ним милостиво и посадил на самое почетное место среди других царей, что жили при царском дворе в Вавилоне.
33 С тех пор Иехония не носил тюремной одежды15 и каждый день, до конца своей жизни,16 ел за царским столом.
34 Царь вавилонский назначил ему и постоянное содержание, которое он получал ежедневно всю оставшуюся жизнь, до самой смерти.

Толкование Далласской семинарии

IV. Заключение (глава 52)

Глава 52, весьма схожая, а порой почти идентичная, с 4Цар 24:18 — 25:30, была написана где-то после 561 г. до Р. Х., когда царь Иехония (в русском тексте — в стихах 2 и 31 — следует читать именно «Иехония», а не Иоаким) был освобожден новым вавилонским царем из темницы (Иер 52:31). Значительная часть представленного здесь материала параллельна по содержанию тому, что записано Иеремией в главе 39. Зачем в таком случае (можно спросить) добавлена глава 52 к пророчествам Иеремии? Скорее всего с целью показать, что слова пророка о грядущем суде над Иерусалимом сбылись, и, значит, можно верить, сбудутся и другие его слова — относительно освобождения иудеев из вавилонского плена.

А. О судьбе Иерусалима (52:1−23)

1. О ТРАГИЧЕСКОМ КОНЦЕ ЦАРЯ СЕДЕКИИ (52:1−11)

Иер 52:1−11. Вновь излагается в общих чертах история последнего царя Иудеи (39:1−7). Седекия попытался выйти из вассальной зависимости от вавилонского владыки, и в девятый год его царствования, в десятый месяц, в десятый день месяца, т. е. 15 января 588 г. до Р. Х. (4Цар 25:1; Иер 39:1) Навуходоносор начал последнюю осаду Иерусалима.

Она продолжалась более 2-х лет, и к середине июля 586 года (стихи 5−6) голод в городе настолько усилился, что дальнейшее сопротивление сделалось невозможным. В стихах 7−11 рассказывается о безуспешной попытке царя Седекии и его приближенных бежать и о том, что в согласии с предсказанным ему Иеремией (38:14−23), царь этот схвачен был халдеями; своими глазами принужден был Седекия смотреть на казнь своих сыновей, после чего он был ослеплен и закован в цепи. Умер он в вавилонской темнице. (Кстати, правильнее читать не дом стражи (стих 11), а «исправительный дом»; в Септуагинте переведено как «дом жерновов», из чего можно заключить, что слепой царь, принужден был выполнять, наравне с другими заключенными, тяжелую работу — молоть зерно на жерновах.)

2. О РАЗРУШЕНИИ ГОРОДА (52:12−16)

Иер 52:12−16. Горькая судьба постигла не только последнего иудейского царя, но и его столицу. В десятый день пятого месяца (в девятнадцатый год правления царя Навуходоносора), т. е. 17 августа 586 г. до Р. Х., Иерусалим очищен был от последних мятежников и предан огню. Тут возникает проблема. Дело в том, что в 4Цар 25:8 сказано, что высокий царский сановник Навузардан… пришел в иудейскую столицу на 7-ой день пятого месяца. Предлагается два возможных объяснения этого несовпадения. Ошибка, вкравшаяся при переписке текста в первом или во втором случае.

Но как-либо обосновать это предположение не представляется возможным. Более убедительным кажется другое объяснение. На седьмой день Навузардан явился в Иерусалим. Но акцию по сожжению храма, дворца и города (стих 13), предсказанную пророком (Иер 22:7), он предпринял на десятый день. Сказано, что очень немногих из беднейшего населения оставили халдеи на иудейской земле, чтобы она вовсе не одичала (стих 16).

3. О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА (52:17−23)

Иер 52:17−23. Мы глубже осознаем смысл и значение этого раздела, если вспомним о конфликте Иеремии с лжепророком Ананией (27:16 — 28:17). Иеремия предсказал тогда, что все, что еще оставалось в храме из священных предметов служебного назначения и из предметов обстановки, будет взято в Вавилон (27:19−22). Анания возражал Иеремии, что, напротив, не будет, и даже взятое из храма прежде будет возвращено (28:3). Завершающая, дополнительная, глава книги показывает таким образом, что прав был Иеремия.

Заметим, что «повторение» о «чашах» в стихе 18 и 19 — не случайно: в первом случае, по-видимому, подразумеваются медные чаши, а во втором — золотые и серебряные. Надо думать, что после первой «конфискации» храмовых сосудов Навуходоносором в 597 г. до Р. Х. (4Цар 24:13) были проведены новые. И еще одно замечание.

Не ясно, каким образом оказалась в этом тексте фраза двенадцать медных волов (стих 29); дело в том, что «волы» еще при царе Ахазе были отданы как дань ассирийскому царю Тиглатпалассару (4Цар 16:17), так что тут, по всей вероятности, подразумеваются «простые» медные подставы, на которых держалась умывальница (море).

Б. О судьбе знатных и простых иерусалимлян (52:24−34)

1. О КАЗНЯХ СВЯЩЕННИКОВ И САНОВНИКОВ (52:24−27)

Иер 52:24−27. Тут содержится информация почти идентичная той, что находим в 4Цар 25:18−21. Рассказывается о печальном конце знатных иерусалимлян, которые, будучи отведены в Ривлу… к царю Вавилонскому, преданы были смерти по его приказу. Это первосвященник Сераия, внук первосвященника Хелкии (служившего при благочестивом царе Иосии; 1Пар 6:13−15), и второй (после него по рангу) священник Цефания, или Софония (Иер 37:3), и три левита-привратника («сторожа порога»), и прочие перечисленные в стихе 25, включая шестьдесят человек, которые могли быть служителями более низкого ранга, а, может быть, воинами, остававшимися в городе.

2. ВКРАТЦЕ О ТРЕХ ПЕРЕСЕЛЕНИЯХ ИЕРУСАЛИМЛЯН В ВАВИЛОН (52:28−30)

Иер 52:28−30. В 4Цар 25 раздела, идентичного этому, нет. Автор, очевидно, добавил его сюда, чтобы показать, что иудеев переселяли в Вавилон несколькими партиями. О двух депортациях иудеев говорится в 4Цар 24:12−14 и в 25:8−12, но даты их не совпадают с датами первых двух депортаций, которые находим в Иер 52:28−29. Предлагались два возможных решения возникающей трудности. По мнению одних исследователей Библии, речь в обеих книгах, несмотря на разночтения, идет об одних и тех же депортациях, и причина разночтений — в каком-то особом подсчете лет царствования Навуходоносора.

По мнению других, однако, первые две депортации, указанные в Иер 52:28−30, не соответствовали тем, о которых речь в 4-ой книге Царств, но являлись некими не столь масштабными переселениями и предшествовали главным, последовавшим после первого взятия Иерусалима Навуходоносором в 597 г. до Р. Х. и повторным его взятием им в 586 году. Два аргумента выдвигаются в пользу такой точки зрения. Первый.

Каждая из дат: седьмой и восемнадцатый годы правления Навуходоносора — на один год предшествует датам двух главных осад Иерусалима халдеями, которые указаны в 4-й Царств (восьмой и девятнадцатый годы правления Навуходоносора; 4Цар 24:12−14 и 4Цар 25:8−12 — соответственно). Второй аргумент. Число пленников (указываемых в книге Иеремии), которые были переселены в Вавилон, не согласуется с числом высланных туда в процессе депортаций 597 и 586 годов.

Тогда как в 597 году в плен было уведено 10 тысяч человек (4Цар 24:14), Иеремия называет (в 52:28) лишь 3023 человека. В 586 году Навуходоносор увел из Иудеи «народ, остававшийся в городе» (Иерусалиме) и тех, которые добровольно перешли на его сторону, наряду с «прочим простым народом» (4Цар 25:11). Однако цифра, приводимая Иеремией в 52:29 — восемьсот тридцать две души — представляется слишком низкой для депортации такого масштаба.

Итак, согласно второй точке зрения, допустимо предположить, что в Иер 52:28−29 речь идет о каких-то вторичных (дополнительных) переселениях. Автор главы 52 упоминает о них, наряду с третьей, небольшой, депортацией (стих 30), чтобы полномасштабно показать разорение Иудеи вавилонянами. Кстати, третья депортация, упоминаемая в книге Иеремии, возможно, состоялась после убийства Годолии (глава 41). Ибо такой акт мятежа, конечно же, не мог для иудеев пройти без последствий.

По всей вероятности, Навуходоносор послал тогда карательный отряд для восстановления порядка в покоренной Иудее и удаления из страны всех подозревавшихся в нелояльном отношении к победителям. Число их (семьсот сорок пять; стих 30) было, впрочем, невелико, что говорит об ограниченных масштабах карательной акции. Даты трех депортаций, о которых идет речь в 52:28−30, при отсчете от месяца Тишри, соответствовали таким образом 7-ому (598-ой), 18-ому (587-ой) и 23-му (582-ой) годам правления Навуходоносора.

3. О СУДЬБЕ ЦАРЯ ИЕХОНИИ (52:31−34)

Иер 52:31−34. Иехония (не Иоаким) явился «первой ласточкой» из вавилонских пленников, отпущенных на свободу. Тридцать седьмой год в стихе 31 соответствовал 561−560 годам до Р. Х. Тогда вавилонским владыкой стал новый царь — Евильмеродах. Празднуя свое восшествие на престол, он и освободил царя Иехонию из темницы.

Дата его освобождения, указанная в стихе 31, соответствовала 21-му марта 560 года до Р. Х. Иехония был «возвышен» новым вавилонским царем, о чем подробно рассказывается в стихах 31−34. Это место можно рассматривать как символизирующее начало избавлений и благословений иудейского народа свыше в будущем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: в глазах Господа.
3  [2] — Масоретский текст неясен. Букв.: именно из-за гнева Господня было это в Иерусалиме и в Иудее до тех пор, пока Он не изгнал их от лица Своего.
4  [3] — См. примеч. к 39:1,2.
5  [4] — Букв.: города.
7  [5] — Букв.: через ворота.
7  [6] — Или: к Араве — долине (пустыне) на восточном берегу Иордана.
13  [7] — Букв.: большие.
16  [8] — Букв.: Невузарадан.
21  [9] — Т. е. ок. 8 м высотой и 5,5 м в обхвате.
22  [10] — Т. е. чуть больше 2 м.
25  [11] — Или: евнуха.
25  [12] — Букв.: видевших лицо царя.
25  [13] — Здесь и далее в этом стихе букв.: из людей земли.
27  [14] — Букв.: царем Вавилона.
33  [15] — Букв.: так он сменил свою тюремную одежду.
33  [16] — Букв.: постоянно, во все дни своей жизни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.