Иезекииль 31 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В первый день третьего месяца одиннадцатого года1 было мне слово ГОСПОДНЕ:
2 «Смертный! Скажи фараону, царю египетскому, и его полчищам:

„С кем можно было бы
сравнить тебя в величии твоем?

3

Ассирия была
высоким кедром ливанским,
с прекрасными ветвями
и тенистой листвой,
вершина его скрывалась в облаках.2

4

Воды поили его,
бездна растила,
ее реки омывали его корни,3
а прочие полевые деревья
питались лишь ее ручьями.

5

Потому кедр4 возвышался
над всеми деревьями,
раскинув свою крону
и вытянув ветви, —
он разросся от изобилия вод.

6

Птицы небесные гнездились в его кроне,
полевые звери под его ветвями
рождали детенышей,
и в тени его жили многие народы.

7

Прекрасен он был в величии своем,
красовался раскидистой кроной,5
оттого что корни его
достигали изобилия вод.

8

Кедры в саду Божьем
не могли затмить его,
и у кипарисов не было подобной кроны,
у платанов — столь могучих ветвей;
среди деревьев в саду Божьем
не было ему равных по красоте.

9

Я украсил его величественной кроной,
и в Эдеме, в Божьем саду,
не было дерева,
которое не завидовало бы ему“.

10 Потому так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „За то, что он вознесся высоко и вершину свою скрыл в облаках, за то, что он возгордился6 от собственного величия,
11 отдал Я его в руки правителя народов, и тот наказал его соразмерно его преступлениям.7 Я отверг его,
12 и срубили его чужеземцы, самые жестокие из народов, повергли его на горах. Пала его крона на долины,8 сучья — по всем оврагам, и ушли из-под его тени все народы земные, оставили его.
13

Птицы небесные
поселились на его стволе поваленном
и звери полевые — на его ветвях.

14 Всё это случилось, дабы впредь не возносилось ни одно дерево, растущее при водах, и не скрывало вершину свою в облаках9 и дабы ни одно из обильно орошаемых деревьев не достигало такой высоты!10

Ибо и правители11 все на смерть обречены,
сойдут в глубины земли12
вместе с прочими смертными,13
которые сходят в могилу“.

15 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „В день, когда он14 сошел в Шеол, Я поверг в скорбь народы. Я закрыл бездну, запер ее потоки — и остановились великие воды. Я облек тьмою и поверг в скорбь Ливан, и все деревья полевые лишились сил.
16 Шумом от его падения Я привел в трепет народы, когда Я низвел его в Шеол, к тем, кто сошел в могилу. И это утешило в глубинах земли все эдемские дерева, отборные, лучшие, что некогда напоены были водой на Ливане.
17 И все служившие в воинствах его, кто жил в тени его средь народов, вместе с ним сошли в Шеол, к павшим от меча.
18 Так какому же из эдемских деревьев подобен ты величием и славой? Сойдешь и ты, подобно деревам эдемским в глубины земли, будешь лежать среди необрезанных, павших от меча. Вот что постигнет фараона и все его полчища“, — таково слово Владыки ГОСПОДА».

Толкование Далласской семинарии

5. ПРОРОК СРАВНИВАЕТ ЕГИПЕТ С АССИРИЕЙ (глава 31)

Пятое пророчество Иезекииля против Египта представляет собой аллегорию падения фараона (Офры). Вместе с тем значение его шире, так как перед нами в сущности притча (иносказание) об обреченности всякой гордыни, будь то человеческой или великодержавной.

Иез 31:1−9. Дата, приведенная в начале стиха 1, соответствует 21 июня 587 года до Р. Х. То есть это пророчество было Иезекиилем произнесено менее чем через 2 месяца после того, которое записано в 30:20−26, и, значит, все еще, вероятно, под впечатлением от разгрома халдеями фараона Офры, вышедшего на помощь Иудее. Оно и адресовано было царю Египетскому и народу (точнее «ордам»; войско фараона было весьма разноплеменным) его.

И проникнуто (как в начале, так и в конце: сравните стих 2 с стих 18) иронией и обличением безмерного самомнения Офры. Тот полагал, что военные и политические силы его несокрушимы. В качестве поучительного примера ему Иезекииль приводит Ассирию. Сразу заметим, что на протяжении веков эта параллель казалась странной ряду богословов. Они задавались вопросом: почему в пророчестве о Египте так много места вдруг отведено было Ассирии?

И некоторые на основании лингвистического анализа приходили к выводу, что слово Ассур (в еврейском тексте!) может быть прочитано как название особой породы кедра, либо просто некоего могучего дерева (в разное время и в разных переводах его называли неодинаково). Но попытки эти не кажутся убедительными. Желание же «сопоставить» Египет с Ассирией, напротив, представляется обоснованным. По двум причинам. Первая: Ассирия была единственной месопотамской державой, которая победоносно воевала с Египтом.

В 633 г. до Р. Х. ассирийцы вторглись в Египет и разрушили его столицу — город Фивы (Наум 3:8−10). Вторая причина: Ассирия пала под ударами Вавилона, армия которого теперь вторгнется и в Египет, предсказал Иезекииль, и нанесет поражение ему. Итак, по-видимому, с кедром на Ливане пророк сравнивает в начале главы (стих 3) именно Ассирию.

Разве эта держава, господствовавшая на протяжении нескольких столетий на Ближнем Востоке, не была, подобно кедру, «выше ростом» всех остальных «дерев полевых» (31:5), т. е. прочих стран этого региона? Несколько ключевых городов находились на берегу р. Тигр или вблизи нее и потому не знали недостатка в воде. Об этом говорится в стихе 4. Фразу бездна поднимала его надо читать в том смысле, что Тигр (как и другие реки) питается подземными родниками. Вообще же стихи 4−6 являются пространной аллегорией державного «попечительства» Ассирии о других народах, попавших в зависимость от нее.

Фраза в стихе 8: Кедры в саду Божием не затемняли его есть, по-видимому, прием гиперболы при описании величия Ассирии (сравните с 28:13), которая продолжается и в стихе 9: все дерева Едемские в саду Божием завидовали ему. Поскольку положение, которое занимал в свое время Ассур, далеко превосходило таковое Египта в дни Иезекииля, то не являлась ли Ассирия поучительным примером для Офры!

Иез 31:10−14. Причиной ее падения в конечном счете послужила безмерная гордыня ее царей и власть имущих. О чем и говорится иносказательно в этих стихах. Той же участи (и по той же причине) подверглись и подвергнутся Иудея (16:56), Тир (27:3; 28:2) и Египет (30:6). В историческом плане суд Божий над Ассуром выразился в том, что Господь… отдал его в руки новому властителю народов. Под последним следует понимать не только Навуходоносора, но и его отца — Набополассара, овладевшего (в 612 г. до Р. Х.) столицей Ассирии — Ниневией.

Остатки ассирийской армии были разгромлены его сыном (в 609 году) в сражении при Харане. Падение Ассура было «санкционировано» Богом (книгу Наума). Аллегория становится вполне прозрачной в конце стиха 12, где Иезекииль говорит о конце Ассирии как «великой державы»: из-под тени ее ушли все народы земли и оставили ее. В стихе 14 — прозрачный же намек на Египет: да послужит ему примером участь Ассирии.

Это для того, говорит Иезекииль, чтобы никакие дерева при водах (как Тигр обильно питал Ассирию, так Нил — Египет) не величались высоким ростом своим (и далее). Фразу и чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду (стих 14) правильнее читать как «и да не потянутся за ним на высоту» (подразумевается, к небесной высоте) все (дерева — иносказание) «пьющие воду». В конце стиха 14 «деревья» практически сливаются с понятием «людей». Они будут преданы смерти, сойдут в могилу.

Иез 31:15−18. Иезекииль говорит здесь о реакции других народов на падение Ассирии — опять-таки иносказательно. Ибо сама природа как бы оцепенела (остановились большие воды и «замерли» подземные источники, питавшие их) от уныния. В стихе 16 говорится, однако, прямо, что шум падения великой страны привел в трепет (за собственную судьбу) другие народы.

Дерева Едема в стихе 16 — образ царей прошлого (представляющих царства свои), которые давно уже пребывают в преисподней. Их обрадовало (точнее, «утешило») известие, что такая же участь, как их, постигла всесильный Ассур. Продолжение иносказания в стихе 17. Союзники Ассирии в этом стихе как бы «замыкают круг» на Египте, ибо он был главным из сторонников Ассура, когда тот пал под ударами халдеев.

Итак, печальное «равенство» великих и малых земли восстановлено. Образ жалкой, позорной участи передан Иезекиилем во фразе лежать среди необрезанных (стих 18). Эта участь уготована и превознесшемуся в гордыне своей фараону. (Заметим, что в Египте обрезание, особенно в высших классах, широко практиковалось.)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятная дата — 21 июня 587 г. до Р. Х., девятая дата в Иез.
3  [2] — Или (ближе к букв.): …огромной высоты и вершиной среди облаков.
4  [3] — Букв.: то место, где он был посажен, она омывала своими реками.
5  [4] — Букв.: он.
7  [5] — Букв.: …длиною своих ветвей.
10  [6] — Букв.: сердце его превознеслось.
11  [7] — Или (ближе к букв.): он поступит с ним, как того заслуживают его беззакония.
12  [8] — Или: …бросили его. На горы и долины пала его крона
14  [9] — Стих труден для перевода. Точный смысл евр. текста неясен.
14  [10] — Друг. возм. пер.: и дабы ни один из пьющих воду (т. е. людей) не нападал на них из-за того, что они высоки.
14  [11] — Букв.: они.
14  [12] — Или: нижний мир; то же в ст. 16 и 18.
14  [13] — Букв.: сыновьями человеческими.
15  [14] — Т. е. «высокий кедр», символизирующий в этой пророческой поэме былое могущество Ассирии и спесь ассирийского царя, а также могущество и высокомерие египетского фараона.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.