Иезекииль 40 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 На двадцать пятый год нашего изгнания, в начале года, в десятый день месяца1 ( со дня разрушения города Иерусалима это был четырнадцатый год) — в тот самый день коснулась меня рука ГОСПОДНЯ,2 и Он перенес меня
2 в землю израильскую. В видениях Божьих Он перенес меня туда и поставил на весьма высокой горе. На южной стороне ее виднелись очертания городских зданий.
3 Когда Он перенес меня туда, там я увидел вестника.3 Его лицо словно сияло медью, а в руке у него был льняной шнур и измерительная трость. Он стоял у ворот.
4 Обратившись ко мне, он сказал: «Вглядывайся, смертный, вслушивайся и постарайся запомнить всё, что я тебе покажу, ведь ты был перенесен сюда, чтобы всё это увидеть! И всё, что увидишь, возвести роду4 Израилеву».
5 Храм5 был окружен со всех сторон стеной. Вестник, которого я видел, держал в руке измерительную трость длиной шесть больших локтей (каждый локоть длиннее обычного на ладонь).6 Он измерил толщину этой внешней стены,7 и она составила одну трость, и такая же была у нее высота.
6 Затем он пошел к воротам, обращенным к востоку, поднялся по ступеням и измерил порог у ворот: порог был в одну трость глубиной…8
7 Боковые комнаты подле ворот по одной трости в длину и в ширину, расстояние между комнатами в пять локтей, а порог возле галереи9 ворот со стороны внутреннего двора — тоже одна трость.
8 [Он измерил галерею ворот со стороны внутреннего двора — одна трость.]10
9 Затем он измерил галерею ворот: восемь локтей, и опоры в два локтя толщиной — это галерея ворот со стороны внутреннего двора.
10 Боковых комнат в восточных воротах было три с одной стороны и три с другой, все одинакового размера, и разделявшие их стены11 были по обеим сторонам одинакового размера.
11 Он измерил проем ворот, который был в ширину десять локтей, а в глубину — тринадцать.
12 Перед боковыми комнатами был приступок12 в один локоть, и с другой стороны тоже приступок в один локоть. Сами комнаты были по шесть локтей в длину и в ширину.
13 Входы в боковые комнаты были расположены один напротив другого, и когда вестник измерил расстояние в ширину между задними стенами13 двух внутренних комнат, оно составило двадцать пять локтей.
14 Затем он измерил галерею у ворот, она была двадцать локтей; ее со всех сторон окружал двор.14
15 От входа в ворота снаружи до выхода на внутреннюю сторону — пятьдесят локтей.
16 В стенах внутренних комнат и в стенах между ними были устроены окна. Они были утоплены в стену.15 И такие же окна были по длине стен внутри галереи. На косяках16 были изображены пальмы.
17 Провожатый привел меня во внешний двор; там были комнаты. По всей длине стен двора был сделан каменный помост.17 Все тридцать комнат выходили на этот помост.
18 Помост упирался в боковые стены ворот, он был той же ширины, что и ворота. Это был нижний помост.
19 Затем провожатый измерил расстояние от входа в нижние ворота снаружи до выхода на внутренний двор, и там было по сто локтей — что от восточных ворот, что от северных.
20 Затем он измерил длину и ширину ворот внешнего двора, обращенных к северу:
21 и боковые комнаты, по три с каждой стороны, стены между ними и галерея были точно такие же, как в первых воротах; всего пятьдесят локтей в длину и двадцать пять — в ширину.
22 И окна, и притвор, и пальмы — всё было того же размера, что и в воротах, обращенных к востоку. К воротам вела лестница из семи ступеней, и за ней внутри была галерея.
23 Ворота во внутренний двор находились напротив северных и восточных ворот. Он измерил расстояние между воротами: сто локтей.
24 Затем провожатый повел меня на южную сторону, к воротам, обращенным к югу, и измерил стены и галерею. Они были такого же размера, как и другие.
25 Внутри ворот и галереи по длине стен были точно такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять — в ширину.
26 Подниматься к воротам надо было по семи ступеням, и за ними внутри была галерея. На косяках с той и другой стороны от входа были изображены пальмы.
27 С южной стороны тоже были ворота во внутренний двор, и он измерил расстояние между внутренними и внешними воротами на южной стороне: сто локтей.
28 Потом он провел меня во внутренний двор через южные ворота, измерив южные ворота, — они были того же размера.
29 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея — всё было одного размера, а по длине стен ворот и галереи были такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять — в ширину.
30 По всей длине стены, у каждых ворот была галерея в пятьдесят локтей длиной и в двадцать пять локтей шириной.18
31 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы, и к притвору вела лестница из восьми ступеней.
32 Затем он провел меня во внутренний двор через восточные ворота, измерив и их, — они были того же размера.
33 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея — всё одного размера, а по длине ворот и притвора были такие же окна: пятьдесят локтей в длину и двадцать пять — в ширину.
34 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы с той и другой стороны от входа, и к галерее вела лестница из восьми ступеней.
35 Потом он провел меня через северные ворота, измерив их, — они были того же размера.
36 И боковые комнаты, и стены между ними, и галерея — всё одного размера, а по длине ворот и галереи были такие же окна. Они были пятьдесят локтей в длину и двадцать пять — в ширину.
37 Галерея выходила во внешний двор, на косяках были изображены пальмы с той и другой стороны от входа, и к галерее вела лестница из восьми ступеней.
38 Была там еще комната, возле столбов,19 где омывают жертвы всесожжения.
39 А в галерее у ворот стояло по два стола с каждой стороны, чтобы разделывать на них жертвы для всесожжения, жертвы за грех и жертвы за провинность.20
40 А снаружи, у ступеней, ведущих к северным воротам, были два стола около одной боковой стены, и около другой — еще два.
41 То есть по одну сторону от входа были четыре стола и по другую — четыре стола, всего восемь столов, чтобы разделывать на них туши жертвенных животных.
42 Четыре стола из отесанных камней были для жертв всесожжения,21 длиной в полтора локтя, шириной в полтора локтя и высотой в локоть. На столах лежали ножи, которыми разделывают жертвы всесожжения и прочие жертвы.
43 По всей длине стены были вбиты крюки длиной в ладонь, а столы были поставлены для того, чтобы класть на них мясо жертвенных животных.
44 Около внутренних ворот находились комнаты для певцов.22 Они были во внутреннем дворе, одна — у северных ворот, вход в нее с южной стороны, а другая — у восточных23 ворот, вход в нее с северной стороны.
45 Провожатый сказал мне: «Комната, что выходит на юг, — для священников, несущих служение в Храме,
46 а та комната, что выходит на север, — для священников, несущих служение при жертвеннике. Это потомки Цадока, из левитов только они могут приближаться к ГОСПОДУ и служить Ему».
47 Он измерил внутренний двор: двор был квадратным, сто локтей в длину и сто локтей в ширину. Перед Храмом стоял жертвенник.
48 Он подвел меня к притвору Храма и измерил его стены — с той и другой стороны они были по пять локтей толщиной. Ворота были толщиной в четырнадцать локтей, а стены по бокам от входа — по три локтя с каждой стороны.24
49 Притвор был двадцать локтей в длину и двенадцать локтей25 в ширину. К притвору вела лестница из десяти ступеней, а по бокам от входа с той и другой стороны было по одному столбу.

Толкование Далласской семинарии

Б. Об обновлении жизни в Израиле, всех его законов и порядков (главы 40−48)

Последние девять глав книги содержат самое загадочное из всех видений Иезекииля. Все оно — от начала до конца — настолько таинственно, что и не могло быть «передано» пророку иначе как в символах и образах, которые на понятный людям «язык» не вполне переводимы. Но в аллегорической картине, начертанной Иезекиилем, несомненно, нет ничего случайного и лишнего.

Вот он видит некий таинственный храм, возведенный как бы по законам гармонического совершенства (главы 40−43), что символично само по себе. Это образ нового порядка вещей в будущем Израиле, когда центром его существования станет жизнь духовная. В передаче Иезекиилем этого видения его соплеменникам можно усмотреть «зашифрованный» призыв стремиться к этому.

1. О НОВОМ ХРАМЕ (главы 40−43)

В 37:26−28 читаем об обещании Бога вновь поставить святилище Свое «среди Израиля». В главах 40−43 оно «предстает» перед духовным взором пророка. Три главные направления можно проследить в интерпретации богословами этих глав. 1) По мнению одних, Иезекииль предсказал восстановление храма Соломонова после возвращения иудеев из вавилонского плена. 2) То, о чем пророчествовал Иезекииль, было аллегорией будущей христианской Церкви, говорят другие. 3) Речь в пророчестве Иезекииля идет, по мнению третьих, о храме Христа в Его Тысячелетнем царстве.

Остановимся на каждом из трех предположений. Если в плане и пропорциях своих храм, увиденный Иезекиилем, и повторял таковые (до некоторой степени) храма Соломонова, то этим не может быть заслонен эсхатологический характер всего видения. Буквальное осуществление (и толкование!) его натолкнулось бы на непреодолимые препятствия: взять хоть деление земли на правильные и равные участки, без учета особенностей ее рельефа. Из Священного Писания мы знаем, что у возвратившихся из плена иудеев и мысли не явилось о возведении подобного храма.

А в книге Ездра прямо сказано, что они соорудили жертвенник и принесли на нем жертвы, руководствуясь при этом законом Моисея (Езд 3:2), а вовсе не видением Иезекииля. Не очевидно ли, что первое предположение «не работает» — ведь, принимая его, пришлось бы принять, что пророчество Иезекииля было ошибочным, но не Господь говорил бы устами пророка в таком случае (Втор 18:21−22). Неприемлемым представляется и второе предположение.

Ибо видение Иезекииля как аллегория будущей Церкви Христовой даже и в символическом плане «никак не совпадает» с приводимыми им многочисленными подробностями устройства храма. Более того, видение в целом весьма мало относилось бы к Израилю, тогда как Иезекииля, в отличие от других пророков, включая Исаию, больше всего, если не исключительно, занимала лишь судьба Израиля. Остается таким образом признать, что ближе всего к истине третье предположение. Правомочен вопрос: почему в видениях и пророчествах Иезекииля такое место занимает храм Тысячелетнего царства?

Представим два соображения на этот счет. 1) Святилище будущего явится видимым символом присутствия Бога среди Его народа. Как помним, «прелюдией» суда над Израилем явился исход Божией славы из иерусалимского (Соломонова) храма (Иез 8−11). Восстановление Израиля как народа достигнет высшей своей точки, когда слава Иеговы возвратится в новый храм в Иерусалиме (43:1−5). 2) Этот новый храм будет видимым свидетельством взаимоотношений Израиля с Богом, которые в рамках нового завета (Иер 31:31−33; Иез 36:26−28) коренным образом изменятся. Если Бог, учреждая Моисеев завет с народом Израильским, дал подробнейшие указания относительно возведения скинии (Исх 25−40), то едва ли надо удивляться не менее подробному «изложению» Им плана, согласно которому в дни заключения нового завета, будет возведен тот, новый, центр поклонения Ему.

а. Вступление (40:1−4)

Иез 40:1−4. Дата, приводимая Иезекиилем в стихе 1, приходилась на 573-ый год до Р. Х. Проблематично звучит фраза в начале года. Дело в том, что со времени исхода из Египта начало религиозного года отмечалось в Израиле в месяце Нисан (марте-апреле); Исх 12:1−2. Однако позднее в качестве первого месяца гражданского года (именно он служил «точкой отсчета» для каждого из царствований), был принят седьмой месяц — Тишри (октябрь-ноябрь).

Следовательно, дата последнего видения Иезекииля приходилась или на 28 апреля, или на 22 октября 573 г. до Р. Х. «Октябрьская дата» совпадала бы с Днем очищения (Лев 23:27). В тот… день Господь привел Иезекииля в видении его в Иерусалим (сравните с Иез 8:1−3), который выглядел совсем иначе чем прежде. Здесь и явлен был ему будущий храм. прилагаемый план его. «Гидом» пророка в этой «экскурсии» в будущее стал муж, от которого исходило сияние, как от блестящей меди, по всей вероятности, ангел (стих 3).

б. Описание внешнего двора (40:5−27)

Иез 40:5. Как бы ни выглядела трость измерения… в руке… мужа (может быть, это было нечто вроде шнура; сравните с 47:3), ее можно представить себе в виде «измерительной линейки»; в переводе на современный язык длина ее была более 3-х метров. Столько же, следовательно, имели в толщину и высоту стены, окружавшие храм.

Иез 40:6−16 Во внешний двор храма вели трое ворот: северные, южные и восточные. Иезекииль вошел на территорию его через восточные, т. е. главные (через них же войдет в храм Господь; 43:4). Следует подробное описание всего, что представилось взору пророка (схему «Храм Тысячелетнего царства»).

Иез 40:17−19. Комнаты внешнего двора, вероятно, располагались (по 10) вдоль северной, восточной и южной стен храма. О назначении комнат не говорится; они могли служить как складскими помещениями, так и местом для деловых и праздничных встреч людей (Иер 35:2). «Нижними» в стихе 19 названы внешние ворота (внешний двор располагался на 8 ступеней ниже внутреннего; стих 37). Ширину внешнего двора проще всего было измерить от ворот внешних до ворот внутренних (именно об этом говорится в стихе 19). Она составляла примерно 60 метров.

Иез 40:20−27. Размеры северных ворот (стих 20) были идентичны размерам восточных и южных ворот. В мощные стены их были встроены (или пристроены к ним) боковые комнаты; такая архитектурная деталь, как столбы, возможно, соответствовала пилястрам, образовывавшим промежутки между комнатами; выступы — это, вероятно, притворы, или крытые галереи.

в. Описание внутреннего двора (40:28−47)

Иез 40:28−37. Сделав замеры внешнего двора, ангел приступает к измерению всех «частей» двора внутреннего. Следующего за ним Иезекииля он — провел во внутренний двор… чрез южные ворота, измерив по пути их длину. То же произойдет потом по пути через восточные ворота (стих 32). Из текста следует, что все, что относилось к зданиям трех ворот (южных, восточных и северных), как-то: боковые комнаты, столбы и притворы (т. е. колонны и крытые галереи), было того же размера, что и соответствующие «атрибуты» внешних ворот. Одним из небольших отличий являлось количество ступеней. К внутренним воротам вело не 7, как ко внешним, а 8 ступеней; внутренний двор несколько возвышался над внешним, так что из внешнего можно было видеть все происходившее во внутреннем дворе, в глубине которого и высился храм.

Иез 40:38−43. Комната для омытия жертвы всесожжения (стих 38) скорее находилась в здании северных ворот, близ одного из притворов их, чем была пристроена к ним. По другим прочтениям текста такие же комнаты имелись во всех трех воротах, хотя назначение их не было одним и тем же. Мы помним, что согласно Моисееву закону жертвы следовало закалать у северной стороны жертвенника.

Однако в храме, который видит Иезекииль, процесс заклания должен был происходить в притворе у ворот (стих 39) — может быть, ради соблюдения особой святости храма: ведь животное, подлежавшее закланию, «несло на себе» грех человеческий. Совершаться заклание, как и в храме Соломоновом, будет на приспособленных для этого столах. После чего жертвы станут возлагать на жертвенник.

Естественно, что у многих исследователей Библии возникало возражение против мысли о восстановлении жертвоприношений в Тысячелетнем царстве. Возможно ли возрождение левитской системы в том славном будущем! — недоумевали они. И воспринимали эту часть пророчества Иезекииля лишь как некую таинственную символику. Но попробуем подойти к этому трудному месту иначе. Начать с того, что жертвенные животные никода в сущности не удаляли человеческого греха: только Жертве, принесенной Христом, дано было сделать это (Евр 10:1−4, 10).

В ветхозаветное время израильтяне спасались лишь благодатью, по вере, а жертвы, которые приносили верующие, содействовали восстановлению нарушенных ими взаимоотношений с Богом. Далее. Даже и после создания Церкви верующие из евреев, не колеблясь, принимали участие в богопоклонении, совершавшемся в храме (Деян 2:46; 3:1; 5:42), которое, как известно, включало принесение жертв (Деян 21:26). Для них это бьло возможно лишь в свете восприятия жертвоприношения как напоминания о смерти Христа.

Левитская система жертвоприношений — неотъемлемая часть поклонения Израиля его Богу. Но когда в «программе» Божиего домостроительства Церковь заняла место Израиля (Рим 11:11−24), в истории человечества начался, по воле Господа, принципиально новый период (или новая диспенсация). Левитская система, которая осуществляла во времени подготовку к пришествию Христа, заменена была вечерей Господней, «путь» которой пролегает между двумя «вехами»: смертью Его и Его вторым пришествием (1Кор 11:24, 26).

Когда оно совершится, Израиль снова займет выдающееся место в плане Божиего домостроительства (Рим 11:25−27). Но тогда, поскольку Иисус Христос возвратится, надобность в вечере Господней отпадет. И почему бы не допустить, что она опять будет заменена жертвоприношением животных как наглядным напоминанием о той высшей Жертве, которую некогда принес Агнец Божий.

Несмотря на некоторое сходство с жертвоприношениями левитского времени, принесение жертв в Тысячелетнем царстве будет отличаться от них (толкование на Иез 45:18−25). Относительно жертвоприношений в Тысячелетнем царстве говорится и в других местах Библии (Ис 56:7; 66:20−23; Иер 33:18; Зах 14:16−21; Мал 3:3−4).

Иез 40:44−47. Слово певцов в русском тексте (стих 44), по-видимому ошибочно. Здесь говорится только о комнатах, которые, по всей вероятности, были обращены дверями своими друг к другу и «смотрели» в середину внутреннего двора, к жертвеннику (стих 46). Обе они были предназначены для священников, «дежуривших» при храме. Иезекииль говорит, что священники, «бодрствующее на страже жертвенника», происходят от Садок (сравните с 43:19; 44:15; 48:11); напомним, что Садок был первосвященником в дни царя Соломона (3Цар 1:26−27).

г. Описание храма (40:48 — 41:26)

Иез 40:48 — 41:4. Стоя во внутреннем дворе, Иезекииль обводит взглядом само здание храма и затем, по мере своего «продвижения» по нему, описывает его во всех подробностях (схему «Собственно здание храма»). Обход храма Иезекииль начинает с притвора, или крытой галереи, образовывавшей вход в здание (40:48−49). Размеры его (в современых мерах измерения) были (примерно) 10 м. на 6 м. (40:49). Если ко внешним воротам вели 7 ступеней, а ко внутренним — 8, то наибольшее число (10), ведших к самому храму, было, вероятно, знаком его святости.

Столбы у входа (40:49) подпирали притвор (портал): собственно, они-то (столбы) и названы подпорами, которых было 2; такие «столбы» были обычной архитектурной «деталью» в древневосточных храмах. (Читавшие и читающие описание храма Иезекииля на протяжении веков сталкивались и сталкиваются с непреодолимыми трудностями в тексте; отсюда неоднозначные прочтения тех или иных мест и расхождения в переводах. В этих толкованиях, на основании доступного пониманию, дается общее представление о храме, увиденном пророком. От ред.) Итак, поднявшись по ступеням, Иезекииль вошел в храм, в ту часть его, которая называлась святилищем (о «Святом святых» речь пойдет ниже).

В дверях, которые вели во святилище, высились еще две мощные колонны — толще тех, что «подпирали» притвор (сравните 41:1 с 40:48); выражение в ширину скинии звучит непонятно. Дверь, ведшая из храмового притвора во святилище, была такой же ширины, как храмовые ворота (внешние и внутренние; сравните 41:2 с 40:11); то-есть она занимала половину всей передней стены храма и, следовательно, через нее можно было видеть всю внутреннюю часть святилища: может быть, не только из внутреннего двора, но — благодаря расположению храма «на возвышении» — из внешнего двора тоже. И пошел внутрь, читаем в стихе 3. Это значит, что во Святое святых вошел (чтобы измерить его) не пророк, но сам Ангел. Напомним, что как священник Иезекииль «имел доступ» лишь во святилище (во Святое святых мог входить только первосвященник и лишь раз в году; Лев 16; Евр 9:6−7).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Возможная дата — 28 апреля 573 г. до Р. Х., тринадцатая дата в Иез.
1  [2] — Букв.: была на нем рука Господня; см. примеч. «б» к 1:3.
3  [3] — Букв.: человека.
4  [4] — Букв.: дому.
5  [5] — Букв.: дом; то же ниже в этой главе.
5  [6] — Единица измерения здесь и далее в этой и последующих главах — еврейский «большой» локоть, т. е. обычный локоть, ок. 45 см, и ладонь, ок. 7,5 см, итого 52,5 см. Следовательно, измерительная трость, которую держит в руке посланный к Иеремии вестник, длиной 3,15 м.
5  [7] — Букв.: измерил ширину здания.
6  [8] — В масоретском тексте стих заканчивается дословным повтором последнего утверждения: порог был в одну трость глубиной.
7  [9] — Галерея у ворот — это что-то вроде навеса, пристройка или портик.
8  [10] — Здесь масоретский текст дословно повторяет части ст. 7 и 9. Некот. переводы не включают этот стих.
10  [11] — Или: опоры / пилястры.
12  [12] — Или: ограждение.
13  [13] — Так в LXX, масоретский текст: между крышами.
14  [14] — Перевод этого стиха предположителен и основан на другом чтении.
16  [15] — Или: зарешеченные. Смысл масоретского текста неясен.
16  [16] — Или: столбах (?).
17  [17] — Или: помост, выложенный камнем (мозаикой?).
30  [18] — Здесь масоретский текст сомнителен, он отсутствует в LXX.
38  [19] — Так в масоретском тексте; друг. чтение: в которую входили через притвор.
39  [20] — Ср. Лев 7:1−6.
42  [21] — Так в масоретском тексте; друг. чтение: были около ступеней.
44  [22] — Так в масоретском тексте; друг. чтение: комнаты в два ряда.
44  [23] — Так в масоретском тексте; друг. чтение: у южных.
48  [24] — Так в LXX; масоретский текст не упоминает размеры входа.
49  [25] — Так в LXX; в масоретском тексте: одиннадцать локтей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.