Иезекииль 43 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Он подвел меня к воротам, обращенным на восток.
2 И я увидел, что с востока приближается Слава ГОСПОДНЯ, и был слышен шум, похожий на гул бушующих вод, и земля осветилась от Его Славы.
3 Это видение было похоже на то, которое я видел, когда Господь приходил1 уничтожить город; и оно было подобно тому, которое явилось мне у потока Кевар. И я пал ниц.
4 И когда Слава ГОСПОДНЯ входила в Храм2 через ворота, обращенные на восток,
5 Дух поднял меня и перенес во внутренний двор. И я увидел, как Слава ГОСПОДНЯ наполнила Храм.
6 Провожатый в это время стоял рядом со мной. Я услышал, как Некто обратился ко мне из Храма.
7 Он сказал мне: «Смертный! Вот место для престола Моего, вот место для Моих ног! Здесь Я буду пребывать вовеки, среди сынов Израилевых, и впредь да не бесчестит род3 Израилев своим распутством имени Моего святого, — ни сами они, ни их цари, — не бесчестит усыпальницами для трупов своих царей!4
8 Свой порог они ставили подле Моего порога, столбы для своих ворот — подле Моих столбов, и лишь стена была между Мной и ними. Бесчестили они Мое святое имя всеми мерзостями, которые творили, и потому Я истребил их во гневе.
9 Ныне же да удалят они от Меня свое распутство и трупы своих царей, и тогда Я буду вовек пребывать среди них.
10 Опиши, смертный, роду Израилеву этот Храм, чтобы они устыдились своих беззаконий и чтобы постигли устройство Храма.5
11 Если устыдятся они всего, что делали, объясни им, как выглядит Храм, его расположение, входы и выходы, весь его внешний вид, поведай им все связанные с ним установления, устроение Храма и все указания о нем. Запиши всё это у них на глазах, чтобы они помнили его устроение и установления и следовали им.
12 Вот указание о Храме: вершина горы и всё, что вокруг, — это великая святыня! Это указание о Храме».
13 Вот размеры жертвенника в больших локтях (каждый локоть длиннее обычного на ладонь):6 внизу желоб в локоть глубиной и в локоть шириной, а вокруг него обрамление шириной в пядь.7 А высота у жертвенника8 такая:
14 от дна желоба два локтя до выступа нижней плиты и еще четыре локтя от выступа нижней плиты до выступа верхней плиты, и обе плиты, как нижняя, так и верхняя, выступают на локоть, одна уже другой.
15 На верху жертвенника очаг высотой в четыре локтя, и из него выступают вверх четыре рога.
16 Очаг жертвенника квадратный: с любой из четырех сторон двенадцать локтей в длину и двенадцать — в ширину.
17 Верхняя плита квадратная с любой из четырех сторон: четырнадцать локтей в длину и четырнадцать — в ширину; ее опоясывает обрамление шириной в пол-локтя и желоб шириной в локоть. Ступени его обращены к востоку.
18 Он сказал мне: «Смертный, так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Вот установления, по которым священники должны будут возносить жертвы на жертвеннике, когда его построят, и окроплять его кровью.9
19 Священникам и левитам из потомков Цадока, которые будут предстоять предо Мной, чтобы служить Мне, — это слово Владыки ГОСПОДА, — дай бычка из стада, в жертву за грех.
20 Возьми его крови и окропи ею четыре рога жертвенника, четыре угла основания и обрамление вокруг — так ты очистишь его от греха и совершишь обряд, восстанавливающий единение народа с Богом.10
21 А самого бычка, принесенного в жертву за грех, сожги в отведенном для этого месте11 за пределами Святилища.
22 На другой день принеси в жертву за грех козла без какого-либо изъяна и соверши очищение жертвенника точно так же, как и при жертвоприношении бычка.
23 Когда закончишь обряд очищения, приведи из стада еще одного бычка и барана без изъянов.
24 Принеси их ГОСПОДУ, и пусть священники посыплют их солью и принесут ГОСПОДУ в жертву всесожжения.
25 Семь дней пусть ежедневно приносят в жертву за грех закланного козла, и отдельно — бычка и барана из стада, без изъянов.
26 Семь дней они должны совершать обряд, восстанавливающий единение с Богом,12 и должны очищать жертвенник — так он будет очищен и освящен.
27 Когда закончится этот срок, начиная с восьмого дня, священники смогут приносить на этом жертвеннике ваши жертвы всесожжения и ваши благодарственные жертвы, и Я приму вас“»,13 — это слово Владыки ГОСПОДА.

Толкование Далласской семинарии

Иез 43:1−5. Иезекииль становится свидетелем воистину драматической картины: возвращения (сравните с главы 10−11) славы Бога Израилева… от востока. Пророк подчеркивает, что это видение во всем походило на те, которые видел он, когда приходил возвестить гибель народу, только теперь слава Господа не уходила, а возвращалась. Затем дух… поднял Иезекииля и перенес его во внутренний двор, и он лицезрел славу Господа, которая наполнила весь храм.

Иез 43:6−9. Из храма пророк слышит голос Бога и узнает от говорящего к нему, что отныне это место будет местом престола Его (до того момента им было только небо!), и что Он навсегда поселяется на земле среди Своего народа (стих 7, 9), ибо непременное условие этого будет исполнено: дом Израилев не будет более осквернять святого имени Его. Здесь требуется объяснение. Блужением в Библии обычно называется идолопоклонство (которое, кстати, прекратилось у евреев уже после возвращения их из плена вавилонского).

Но что понимается под «трупами царей» в стихе 7 и 9, и в чем смысл образа в стихе 8а? Дело в том, что издревле иудеи хоронили царей своих относительно недалеко от храма (к примеру, Неем 3:16). Уже Давид и Соломон погребены были не за пределами Иерусалима, а в самом «городе Давидовом» (3Цар 2:10; 11:43).

Есть основания думать, что «сад Уззи», в котором были похоронены цари Манассия и Амон (4Цар 21:18, 26), находился к храму еще ближе чем место погребения Давида и Соломона. Под «высотами» в стихе 7 понимаются могильные холмы. Об этой оскорбительной близости могил и «трупов» к священному месту образно говорится в стихе 8.

Иез 43:10−12. Пророку дается понять, что видение таинственного храма должно сильнейшим образом подействовать на народ, поэтому Иезекиилю предписано «возвестить» ему об этом видении. Этот идеальный храм будущего, исполненный духовного значения, заставит их устыдиться беззаконий, какие они совершали. «Снять меру» в этом контексте, видимо, означает постичь тайный смысл плана и всех частей храма. Не говорится, однако, когда дом Израилев окажется к этому способен. Примечательно наличие тут «обратной связи»: упомянутое постижение возможно будет только если они устыдятся всего… что делали.

Лишь тогда это можно будет «показать им», чтобы они действительно уразумели, в противном случае храм останется для них загадкой, явлением необъяснимым, каким и остается в сущности по сей день. Иезекиилю сказано описать все увиденное им, очевидно, в расчете на будущие поколения. Израилю же следует не только умом постичь это, но сохранять увиденное в душе и поступать по законам (уставам) храма (главы 44−48).

Как именно может быть осуществлено сказанное в окончании стих 11, пророк не объясняет, потому что тогда, как и теперь, время для этого еще не наступило. Оно не осуществилось (и не могло осуществиться) по возвращении иудеев из вавилонского плена. Возможность реализации таинственного видения Иезекииля относят к мессианскому времени, к тысячелетнему царствованию Христа. Главный закон храма (стих 12) подразумевает величайшую святость не только собственно здания его, дворов и построек, но и всего пространства вокруг него. Все оно — Святое святых.

з. О жертвеннике всесожжении (43:13−27)

В храме будущего богослужения будут совершаться ежедневно; разговор об этом пророк начинает с описания жертвенника (стихи 13−17), и затем говорит о порядке освящения храма (стихи 18−27).

Иез 43:13−17. Мерой измерения жертвенника являлся «длинный локоть», или локоть с ладонью (более полуметра). (схему Тысячелетнего храма.) Часть жертвенника была под землей; высота его над ней соответствовала таковой жертвенника в храме Соломоновом, но поскольку тогда мерой служили более короткие «локти», то высота того жертвенника в целом была несколько меньше.

Жертвенник в храме будущего устроен был уступами (террасами), и из него поднимались четыре рога. Ступени… к нему вели с востока. (Надо признать, что цифровые данные, в сочетании с неоднозначным пониманием переводчиками с еврейского и греческого (а также толкователями) описываемых деталей, весьма трудно поддаются прочтению. От ред.)

Иез 43:18−27. Семидневный ритуал очищения жертвенника перед лицом Господа будет совершаться священниками из племени Садока, сказано было Иезекиилю. Сам ритуал этот (очищения, или освящения) будет походить на тот, что совершался при Моисее (Исх 40:10, 29) и Соломоне (2Пар 7:8−9). Назначением всего этого процесса будет полное возобновление взаимоотношений Бога с Его народом; и Я буду милостив к вам, было сказано пророку. Назначение же приносимых на жертвеннике тельца… и… овна без порока в указании израильтянам на Иисуса Христа, Который открыл им доступ к Отцу (Евр 10:19−25).

2. О НОВОМ СЛУЖЕНИИ БОГУ (главы 44−46)

Иезекииль переходит к описанию богопоклонения, как станет совершаться оно в храме будущего, и всей связанной с этим жизни его. В главе 44 наибольшее внимание уделяется служителям храма. Затем говорится о распределении земли между ними, горожанами и князем (45:1−12). И наконец о разного рода приношениях в храм (45:13 — 46:24). Из слов пророка следует, что в той, новой, теократии священники будут играть особо важную роль.

Поэтому столь подробно и говорит он об отстранении необрезанных от служения в храме (стихи 7−9), об отсутствии «тождества» между левитами вообще и истинным священством (стихи 10−14), а также подчеркивает, что лишь потомки праведника Садока в роду Аароновом удостоены будут «предстоять пред лицем Господа» (стихи 15−16).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Он приходил — так в некот. рукописях; масоретский текст: я приходил.
4  [2] — Букв.: Дом; то же ниже в этой главе.
7  [3] — Букв.: дом; то же в ст. 10.
7  [4] — Или (друг. чтение): не ставит в капищах мертвых идолов своих царей.
10  [5] — Или (ближе к букв.): и (пусть) они измерят образец / модель (Храма); ср. 28:12, где то же слово.
13  [6] — См. примеч. «б» к 40:5.
13  [7] — Пядь — мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
13  [8] — Так в LXX; масоретский текст: основание жертвенника.
18  [9] — Или (ближе к букв.): вот установления о жертвеннике: в тот день, когда его построят, чтобы приносить жертвы всесожжения и окроплять его кровью
20  [10] — Букв.: …так следует тебе очищать его и совершать (обряд) искупления / укрытия (для защиты от наказания). В этом назидательно-прообразном служении кровь принесенного в жертву животного символически закрывала собой грехи, совершенные людьми, будучи пролитой вместо их крови (по учению НЗ), она прообразно указывала на ту Жертву, через которую Бог «всё примирит с Собою» (Кол 1:20); то же в ст. 26; ср. Исх 29:33.
21  [11] — Или: на (особой) площадке.
26  [12] — См. примеч. к ст. 20.
27  [13] — Или: Я буду милостив к вам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.