Иезекииль 44 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Провожатый привел меня назад к внешним воротам Святилища, обращенным на восток. Они были затворены.
2 И ГОСПОДЬ сказал мне: «Эти ворота должны быть заперты. Они не должны отворяться, и никто да не входит через них. Сам ГОСПОДЬ, Бог Израилев, вошел через них, и потому будут они затворены!
3 И только правителю, одному ему, позволено будет воссесть в этих воротах, чтобы совершить трапезу пред ГОСПОДОМ. Он войдет через галерею этих ворот и так же выйдет».
4 Он провел меня через северные ворота к Храму1 ГОСПОДНЮ, и я увидел, что Слава Его наполняет Храм ГОСПОДЕНЬ, и пал ниц.
5 И ГОСПОДЬ сказал мне: «Смертный, постарайся запомнить, вглядываясь и вслушиваясь, всё, что Я скажу тебе, все установления о Храме ГОСПОДНЕМ и все его законы. Запомни, кто может входить в Храм и кто не должен быть допущен к Святилищу.2
6 Передай этому мятежному поколению3 Израилеву, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Довольно вам творить мерзости, род Израилев!
7 Вы позволяете потомкам иноплеменников, тем, кто нечист сердцем и необрезан,4 приходить в Мое Святилище и осквернять Мой Храм, когда вы приносите Мне трапезу, жертвенный жир и кровь. Мерзостями своими вы нарушили Союз, Завет со Мною!
8 Сами вы не служили верно при Моих святынях, а вместо себя иноплеменников отправляли служить в Моем Святилище“.
9 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Ни один иноплеменник, кто нечист сердцем и необрезан, из всех живущих среди сынов Израилевых, да не входит в Мое Святилище“.
10 „А левиты, которые удалились от Меня во время отступничества Израилева, которые отвернулись от Меня и служили идолам своим, — понесут наказание.5
11 Они будут служителями в Моем Святилище: станут храмовыми привратниками и будут прислуживать в Храме: закалывать для народа всесожжения и другие жертвы, помогать приходящим в Храм людям и служить им.
12 За то, что потворствовали народу, служили перед их идолами и вводили род Израилев в гибельный грех — за это Я занесу на них руку Мою, — это слово Владыки ГОСПОДА, — и они понесут наказание!
13 Не приблизятся они ко Мне, не будут священниками, не предстанут перед святынями Моими, перед самым святым. Падет на них бесчестие за все мерзости, какие они совершали.
14 Сделаю их лишь служителями Храма во всех работах, какие надлежит совершать в нем“.
15 „Только священники из потомков левита Цадока, которые продолжали верно служить в Моем Святилище даже тогда, когда сыны Израилевы отступили от Меня, смогут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне; лишь они предстанут передо Мной, чтобы приносить мне жертвенный жир и кровь, — это слово Владыки ГОСПОДА. —
16 Они будут входить в Мое Святилище, приближаться к Моей трапезе, прислуживать Мне и совершать служение Мне.
17 Когда они будут входить через ворота внутреннего двора, им надлежит надевать на себя лишь льняные одежды. И когда они будут совершать служение в воротах внутреннего двора и в Храме, они не должны надевать на себя ничего шерстяного.
18 На головах пусть у них будут льняные головные повязки и на бедрах — белье из льняной ткани.6 И пусть не опоясываются тем, из-за чего они могли бы вспотеть.
19 А когда будут выходить во внешний двор к народу, пусть снимают одежды, в которых совершали служение, оставят их в священных комнатах и облачатся в другие, чтобы уберечь народ от соприкосновения со священным.7
20 Пусть не бреют головы, но и не отпускают длинных волос, а подстригают их.
21 Ни одному священнику не следует пить вина перед тем, как войти во внутренний двор.
22 Пусть они не берут себе в жены ни вдову, ни разведенную, а только девственниц из рода Израилева или же вдову священника.
23 И пусть они учат Мой народ отделять священное от обычного, пусть разъясняют, что нечисто,8 а что чисто.
24 Пусть священники сами разбирают всякую судебную тяжбу и пусть судят народ по Моим повелениям, пусть соблюдают Мои законы и Мои установления о всех праздниках Моих и хранят святость Моих суббот.
25 Пусть никто из них не приближается к покойнику, чтобы не оскверниться. Лишь когда они будут хоронить отца, мать, сына, дочь, брата или незамужнюю сестру, они могут приближаться к ним.9
26 И, совершив обряд очищения, пусть добавят еще семь дней.10
27 А когда придет их черед11 идти в Святилище, что на внутреннем дворе, дабы совершать служение при святыне, пусть принесут жертву за грех“, — говорит Владыка ГОСПОДЬ.
28 Что же до их наследства,12 то Я буду их наследством, и земельного владения не давайте им в Израиле, ибо Я Сам — их владение.
29 Они будут есть хлебные дары, жертвы за грех и жертвы за провинность, и всё, что в Израиле посвятили Господу,13 будет принадлежать им.
30 Первые дары от первого урожая и все приношения, какими бы они ни были, будут достоянием священников, и первую выпечку из первого замеса теста отдавай им, чтобы на доме твоем пребывало благословение.
31 Не должен священник употреблять в пищу мясо животных и птиц, которые издохли или были растерзаны зверем».14

Толкование Далласской семинарии

а. О храмовых служителях (глава 44)

Иез 44:1−3. Из внутреннего двора храма, где он созерцал жертвенник, Иезекииль был перенесен к восточным воротам внешнего двора и увидел, что они… затворены. Эти ворота выходили к Кедронской долине и к Масличной горе, и пророк был свидетелем того, как через них слава Господа возвратилась в храм (43:4).

После чего святость ворот, «обращенных на восток» (стих 1), уже не подлежала нарушению: никакой человек, услышал Иезекииль, не может теперь «войти ими»: они будут затворены (стих 2) навсегда. (Существовало мнение, будто «Золотые ворота» Иерусалима, «запечатанные» на сегодня, и есть те, о которых идет речь у Иезекииля. Но это неверно хотя бы потому, что размеры тех, будущих, ворот и Золотых не соответствуют друг другу.) Пророк оговаривается, что будет некто, единственный, кому доступ в комплекс восточных ворот будет открыт.

Это князь. Ему позволено будет есть хлеб пред Господом, сидя в восточных воротах. Из окончания стиха 3 следует, однако, что и ему можно будет «пользоваться» лишь притвором (т. е. пристройкой к ним со стороны внешнего двора), не переступая священного порога. Здесь, вероятно, имеется в виду так называемая «мирная жертва», которую приходившие в храм предлагали Господу, чтобы затем съесть ее перед лицом Его (Лев 7:15−21). О «князе» в толковании на 34:24.

Иез 44:4−9. Минуя святые восточные ворота, Ангел привел Иезекииля путем ворот северных (стих 4) к фасаду святилища, и отсюда пророк увидел, что слава Господа наполняла Дом Господа, и пал он на лице свое. По-видимому, из внутренней части святилища слышит Иезекииль обращенные к нему слова Господа; Он призывает его вслушаться и всмотреться, напрягши все свое внимание, в то откровение относительно постановлений и законов Дома Господа, которое последует. Можно предположить, что слова «вход в храм» (стих 5) подразумевают в этом контексте входящих в него, т. е. всех тех, кто будут иметь в него доступ (это, как представляется, следует из дальнейших стихов). «Выходы из святилища» (там же), возможно, следует читать буквально, сознавая, что в ритуальном и символическом планах они имели важное значение. Откровение о «входе», или о «входящих в храм», вероятно, приобретает особое значение в свете тех «мерзостей», которые мятежный дом Израилев совершал на протяжении своей истории.

При новой теократии будущего продолжение или возобновление их сделается невозможным (окончание стиха 6). Как на худшее из «беззаконий» («мерзостей»), практиковавшихся израильтянами, Господь указывает пророку на допущение ими в святилище… сынов чужой (т. е. рожденных не еврейками, и, следовательно, не связанных с Богом узами завета); примечательно, что о язычниках тут говорится не только как о необрезанных плотью, но и как о необрезанных сердцем (т. е. задолго до апостола Павла !) пророк Иезекииль выразил здесь духовный смысл обрезания); стих 7 сравните со стихом 9. Согласно завету, который Бог заключил со Своим народом, в священнодействиях, совершавшихся в Доме Его, могли участвовать только «сыны Израиля».

Заметим, что эта часть закона нарушена была еще при Иисусе Навине, когда для «низких» работ при скинии были допущены гаваонитяне (Нав 9:27). Впоследствии тенденция эта получила развитие: на храмовых работах использовали военнопленных (так называемых нефинеев; Езд 2:43−54; Неем 7:46−50). Тут, однако, нельзя не сказать, что «нефинеи», хоть и «рожденные чужой», сделались в Израильском обществе прозелитами, подверглись обрезанию и подчинились закону Божию (Неем 10:28−29). Что же до тех, кто оставались «чужими» Израилю и его Богу, то их уже те евреи, которые возвратились из вавилонского плена, к святыням своим (как бы следуя запрещению, переданному им через Иезекииля) не допускали (Езд 4:1−3 и Неем 13:1−9; сравните с Деян 21:27−32).

Иез 44:10−14. Иезекииль получает «объяснение» относительно левитов. Как известно, во времена отступничества Израилева от Иеговы многие сыны Левия сделались идолопоклонниками — служителями «на высотах» и в многочисленных капищах. Потомки их понесут за это наказание; выразится оно в понижении их «позиции» в храме будущего: уже не священниками в нем будут они, но сторожами, прислужниками разного рода; в их обязанности будет входить забой жертвенных животных и т. п. К Господу и ко всем святыням Его, к Святому святых им не будет позволено приближаться (стих 13). Обращает на себя внимание тот факт, что при царе Соломоне круг обязанностей левитов был значительно шире (1Пар 15:16; 16:4; 23:28−31).

Иез 44:15−19. Приближаться к Господу, чтобы служить Ему, слышит Иезекииль, будут только сыны Садока (самое имя это означает «праведный»). Потомки Садока образовывали узкую группу левитов. Напомним, что Садок был первосвященником в царствование Соломона, т. е. первым на этом посту в первом израильском храме. Назначив Садока на эту высокую должность, вместо Авиафара, царь Соломон выразил ему таким образом признательность за верность (3Цар 1:32−35; 2:26−27, 35). В свою очередь потомки Садока известны были тем, что всегда хранили верность Иегове.

За это дальние потомки его будут предстоять пред лицем Божиим. Именно они станут посредниками между Израилем и его Богом, в значительной мере так же, как были ими священники в ветхозаветное время. Несколько постановлений Моисеева закона, касавшихся священников, были повторены Господом в Его откровении Иезекиилю. В частности, то, что одежда священников должна быть льняною (Исх 28:39−41).

Облаченные в шерстяные одежды, они потели бы (стих 18), а это было бы оскорбительно для святости Божией. Увясла (стих 18) — это головные повязки. Святость священнических одежд, в которых совершается служение Богу, подчеркивается постановлением сменять их перед выходом священника из святилища, чтобы невзначай не коснуться ими того, что святым не является (выражено во фразе чтобы священными одеждами… не прикасаться к народу; стих 19).

Иез 44:20−23. Головы в древневосточном обществе брили наголо, либо, напротив, отпускали длинные волосы, в знак траура (Лев 10:6; 21:5, 10). Поэтому священникам возбранялось и то и другое, но предписывалось стричь головы свои (стих 20). Им запрещалось пить вино перед началом отправления службы (стих 21 сравните с Лев 10:8−9). Особую святость следовало им блюсти в браке (стих 22) Все это направлено было на то, чтобы на своем примере учить народ Божий отличать священное от несвященного (стих 23).

Иез 44:24−27. При новой теократической системе далекого будущего в обязанности священников войдет и активное участие в гражданской жизни общества; так они будут представлять собой высшую судебную инстанцию (что было установлено еще законом Моисея; Втор 17:8 и далее 19:17) и строго блюсти законы религиозной жизни (стих 24). Повторяется постановление закона Моисеева (стих 25) для священников не… подходить, чтобы не сделаться нечистым, к мертвым; оговариваются исключения. О характере и «особенностях» смерти в Тысячелетнем царстве в Ис 65:20 и в толковании на этот стих.

Иез 44:2 8−31. Подчеркивая статус священников как служителей Своих, Господь не позволит им иметь иных земельных наделов в Израиле, кроме тех, которые будут прилегать к храму (стих 28; 45:4). Бог Сам станет заботиться о них и так же, как во времена древние, они будут жить от приношений в храм (сравните с Втор 18:1−5).

б. О земельных наделах для священников (45:1−12)

Уделивший столько внимания священникам и ливитам прежде, пророк продолжает говорить о них в плане наследования ими земли в идеальном теократическом Царстве будущего (48:9−12). Мы уже знаем (44:28), что наследственных уделов, подобно прочим израильтянам, они иметь не будут. (То, что будет принадлежать им, схематически изображено в квадратике на карте «Разделение земли в Тысячилетнем царстве»; глава 47.)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: дому; то же ниже в этой главе.
5  [2] — Букв.: постарайся запомнить вход в Храм и все выходы из Святилища.
6  [3] — Букв.: Дому; то же в ст. 12, 22.
7  [4] — Букв.: не обрезанных ни сердцем, ни плотью. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика — религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на готовность следовать всем предписаниям Завета. «Необрезанными» обычно называли язычников. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об израильтянах, что их «сердца не обрезаны» (9:26), или о том, что «уши их не обрезаны» (6:10).
10  [5] — Или: понесут свое беззаконие / свою вину — в том смысле, что каждый согрешающий становится должником перед самим собой, перед обществом и перед Богом, и за долги, явившиеся следствием его греха, он должен заплатить сполна; то же в ст. 12.
18  [6] — Ср. Исх 28:42.
19  [7] — Букв.: чтобы одеждами своими они не освятили народ. Ср. Лев 6:27 и Иез 46:20. Законы о ритуальной чистоте, предписания об одеждах священника и обряды очищения предметов (см. Лев 8:15, Иез 43:20 и далее здесь ст. 23), входивших прямо или косвенно в соприкосновение с человеческой нечистотой и греховностью, подчеркивали отвратительность греха и его несовместимость со святостью Бога. Восстановление и сохранение единения с Богом было главной целью этих предписаний.
23  [8] — Или: осквернено.
25  [9] — Букв.: лишь ради отца… они могут так сделать себя нечистыми. Ср. Лев 21:1−3.
26  [10] — Ср. Чис 19:11−13.
27  [11] — Или (ближе к букв.): в день, когда им должно будет идти
28  [12] — Ср. Втор 18:2.
29  [13] — Евр. херем — «нечто посвященное, акт посвящения, заклятие». Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что-то / кого-то Богу, т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения.
31  [14] — Ср. Лев 22:8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.