Левит 16 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 1 После смерти двух сыновей Аарона (те погибли, когда предстали пред ГОСПОДОМ)2 говорил ГОСПОДЬ с Моисеем
2 и поручил ему: «Скажи брату твоему Аарону, чтобы не во всякое время входил он за завесу в Святилище, к златому Покрову примирения, тому, что над ковчегом, дабы не погибнуть ему, ведь над Покровом тем Я стану являться в облаке.
3 А когда Аарон входит в Святилище, вот что ему надлежит сделать. Он должен молодого быка принести в жертву за грех и барана во всесожжение.
4 И одеваться Аарон должен тогда в священный льняной хитон и льняное белье, закрывающее нижнюю часть его тела, надевать должен. Препоясываться следует ему льняным тоже поясом и покрывать голову льняным тюрбаном.3 Это священные4 одежды, поэтому надлежит Аарону прежде омыть тело свое водою и только потом в них облачаться.
5 От общины израильтян Аарон должен взять двух козлов в жертву за грех и одного барана для всесожжения.
6 Начнет Аарон с того, что приведет на место священнодействия молодого быка как свою жертву за грех, дабы было восстановлено единение с ГОСПОДОМ его и всех его домочадцев.
7 Потом он двух козлов возьмет и их тоже пред ГОСПОДОМ поставит: у входа в Шатер Откровения поставит их.
8 И бросит жребий Аарон об этих двух козлах: какой из них ГОСПОДУ, а какой — для того, чтобы стать козлом отпущения.5
9 Козла, на которого выпал жребий для ГОСПОДА, Аарон принесет в жертву за грех.
10 Другой же, на которого выпал жребий для отпущения, должен быть живым поставлен пред ГОСПОДОМ, дабы, прежде чем отослать его в пустыню как козла отпущения, совершить над ним обряд, восстанавливающий единение израильтян с Богом.
11 Аарон должен привести быка — свою жертву за грех, приносимую для того, чтобы восстановить тем свое единение с Богом и всех домочадцев своих. Ему же надлежит и заколоть своего быка в жертву за грех,
12 а затем наполнить кадильницу горящими угольями с жертвенника, что перед ГОСПОДОМ, взять две полные горсти истолченных курений благовонных и внести всё это за завесу, во Святая святых.
13 Там перед ГОСПОДОМ положит он курения на огонь в кадильнице, и облако курения окутает златой Покров примирения, что на ковчеге со скрижалями Закона,6 — и не погибнет Аарон.
14 После этого должен взять он немного крови быка и покропить ею с пальца своего на восточную сторону Покрова примирения, и перед Покровом сим надлежит покропить семь раз той же кровью с пальца своего.
15 А потом заколет Аарон козла в жертву за грех всего народа и кровь его внесет за завесу. Там сделает он с этой кровью то же, что ранее было сделано с кровью быка: покропит ею на Покров примирения, а также и перед ним.
16 Так совершит он примирительный обряд, очищающий Святая святых,7 оскверненное по причине нечистот сынов Израилевых, их преступлений и всех грехов их.
То же должно быть сделано в отношении Шатра Откровения, пребывающего в окружении такой же нечистоты.
17 Никому нельзя быть в Шатре Откровения, когда Аарон войдет туда, дабы во Святая святых совершить очищение, — вплоть до выхода его оттуда в Шатре не должно быть никого.
Там Аарон восстановит свое и всех его домочадцев и всего общества израильского единение с Богом.
18 После того выйдет он к жертвеннику, что пред ГОСПОДОМ, и свершит обряд очищения и над ним8 тоже: взяв крови быка молодого и козла, должен будет помазать ею вокруг каждый из рогов жертвенника
19 и покропить семь раз с пальца той же кровью на жертвенник — и так очистит его от нечистоты сынов Израилевых и освятит.
20 Завершив обряд очищения9 Святая святых, Шатра Откровения и жертвенника, выведет вперед Аарон живого козла,
21 возложит обе руки свои на голову того козла и провозгласит над ним все беззакония сынов Израилевых, все преступления их, все их грехи. Так переложит Аарон всё это на голову козла и отправит того с нарочным в пустыню,
22 дабы унес козел на себе все беззакония сынов Израилевых в землю необитаемую. Там, в пустыне, козла нужно отпустить.
23 После этого пусть войдет Аарон в Шатер Откровения, снимет льняные одежды, которые надевал перед тем как войти в Святая святых, и там их оставит;
24 на святом месте вновь омоет он тело свое водой и, надев прежние одежды свои, выйдет, дабы совершить всесожжение за себя и за весь народ и восстановить тем свое и народа единение с Богом.
25 Жир от жертвы за грех надлежит ему сжечь, в дым обратить на жертвеннике.
26 Равно и тот, кто увел козла, к отпущению предназначенного, должен выстирать одежды свои и омыть свое тело водой. Только потом может он войти в стан.
27 Оставшееся от быка и козла, которых принесли в жертву за грех и кровью которых совершено было в Шатре очищение Святая святых, должно вынести за стан и сжечь там: шкуры сжечь, мясо и все внутренности с нечистотами в них.
28 Человеку, сжигающему всё это, также надлежит выстирать одежды свои и омыться, и после того он может вернуться в стан.
29 Да будет для вас это установление вечным: в десятый день седьмого месяца10 смиряйте себя,11 никто в сей день работать не должен — ни исконный израильтянин, ни переселенец, живущий среди вас,
30 потому что в этот день обряд очищения должен совершаться ради вас, чтобы вас очистить; и будете вы чисты перед ГОСПОДОМ, избавленные от всех грехов ваших.
31 Это суббота, день священного покоя для вас, когда вам следует смирять себя. Это вечное установление.
32 Служение должно совершаться священником, помазанным и избранным для священнодействия после отца его. Только этот священник может носить льняные одежды, одежды священные.
33 Им будет совершаться искупительное очищение Святая святых, и Шатра Откровения, и жертвенника. Он же будет восстанавливать нарушенное из-за грехов единение с Богом всех священников и всего общества израильского.
34 Пусть будет это для вас установлением вечным: один раз в год должно совершаться для сынов Израилевых служение сие, восстановление единения с Богом, нарушаемого из-за всех грехов их».
И было сделано всё Моисеем так, как повелел ГОСПОДЬ.

Толкование Далласской семинарии

1. ВСТУПЛЕНИЕ (16:1−2)

Лев 16:1. Этим стихом наставление по поводу Дня очищения ставится в особый исторический контекст и говорил (сказал, воззвал) Господь Моисею (сравните 1:1; 4:1 и т. д.) по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли. Надав и Авиуд были сожжены огнем, исшедшим от Господа, потому что приблизились к Нему не так, как было установлено (10:1−2), как бы в противопоставление этому событию в главе 16 излагаются предусмотренные повод и причина уважительного приближения первосвященника к Богу, а также обязательные для него самоподготовка и ритуал, чтобы, приблизившись к Господу, не умереть ему.

Лев 16:2. Предписания для священников Бог не открывает непосредственно Аарону и его сыновьям, но говорит к ним через Моисея. Повеление «не во всякое время входить» во святилище явилось тем ограничительным установлением, в свете которого первосвященник имел право входить туда только раз в году, в День Очищения.

Другими словами, Аарону не было позволено входить «во святилище за завесу», когда ему вздумается. Ибо за завесой первосвященник оказывался лицом к лицу со славой Господней (Шехиной), о которой Бог сказал, что она будет являться в облаке… над крышкою ковчега (сравните Исх 25:10−22; особенно — стих 22; 40:34−38).

В комментариях на Исх 25:17−22 указывается, что в одном из английских переводов Библии крышка ковчега названа «местопребыванием милосердия», но употребленное здесь еврейское слово киппорет (родственное киппер — «совершать искупление», толкование на Лев 1:4) скорее говорит в пользу «места умилостивления», каковое значение ближе к значению греческого слова хиластерион; будучи употреблено в Рим 3:25, это слово переводится как «жертва умилостивления». (диаграмму «План скинии» — там, где толкование на Исх 25.)

2. ПОДГОТОВКА ПЕРВОСВЯЩЕННИКА К ЦЕРЕМОНИЯМ; ПОДГОТОВКА К НИМ ЖИВОТНЫХ (16:3−5)

Лев 16:3−5. Для совершения ритуала в День очищения предназначенных для этого животных следовало привести во двор святилища: для первосвященника и членов его семьи — тельца в жертву за грех и овна во всесожжение, а за израильское общество — двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. Прежде чем приступить к церемонии первосвященник омывался водою; затем, с целью продемонстрировать, что он — слуга Господу, одевался в простую льняную одежду: нижнее белье, хитон и кидар (тюрбан); пояс тоже был льняным; вообще все его одежды были проще, чем одежды рядового священника (сравните Исх 39:27−29).

3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:6−10)

Лев 16:6−10. Более детальному описанию ритуалов в День искупления предшествует краткий обзор основных церемоний, совершавшихся в этот день: а) жертвоприношение тельца за грех первосвященника и членов его семьи (сравните стихи 11−14; 24−25, 27); б) принесение в жертву за грех народа двух козлов, один из которых по жребию становился «козлом отпущения» (стихи 7−8); собственно, в жертву приносили второго козла, на которого падал жребий быть для Господа (сравните стихи 15−19, 24−25); и в) ритуал отослания в пустыню козла… отпущения (сравните стихи 20−22).

4. ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЦЕРЕМОНИЙ (16:11−28)

а. Первосвященническое приношение за грех (16:11−14)

В этом параграфе дана последовательность действий в ритуале кропления кровью тельца, закалавшегося первосвященником «в жертву за грех за себя» (стих 11). Церемония эта схожа была с ритуалом, описанным в 4:3−12, когда первосвященник приносил за свой грех обычную жертву; разница лишь в месте, где кропили кровью. В день очищения первосвященник кропил ею не перед завесою и не перед жертвенником для благовонных курений (4:6−7), а, внеся ее в Святое-святых, — «на крышку (ковчега) спереди и пред крышкою» (16:14).

Лев 16:11. Целью жертвы за грех, которую приносил первосвященник, было очистить себя и дом свой. Прежде чем первосвященник мог выступить в роли посредника, предлагавшего «жертву за грех за народ» (стих 15), он должен был очистить самого себя от скверны греха.

Лев 16:12−13. Первосвященник должен был входить в Святое-святых трижды; и первый раз — с кадильницей, полной горящих углей с жертвенника всесожжений; на этих углях ему следовало сжечь благовонное курение, приготовленное специально для использования в скинии (сравните Исх 30:34−36). Очевидно, возникавшее при этом «облако» было подобием дымового экрана, не дававшего первосвященнику лицезреть славу Господню (Шехину) над крышкой ковчега, и таким образом он отводил от себя гнев Господень.

Лев 16:14. Во второй раз Аарон должен был войти за завесу с кровью тельца, чтобы покропить ею на крышку спереди, а затем семь раз… пред крышкою ковчега (либо на сам ковчег перед крышкою, либо на землю). О том, что делали с остальной кровью тельца, говорится в стихах 18−19.

б. Жертвоприношение за грех народа (16:15−17)

Лев 16:15. Это жертвоприношение состояло из «двух козлов» (стих 5), один из которых избирался по жребию для Господа, а другой — быть «козлом отпущения» (стих 8). Здесь мы опускаем процедуру избрания козлов, так как о ней говорилось в толковании на стихи 7−8. О «козле отпущения» вновь говорится в стихах 20−22, но прежде первосвященнику было сказано заколоть Господнего козла в жертву за грех за народ и покропить кровью его в самом святом месте (для этого он и входил туда в третий раз), как делал с кровию тельца (сравните стих 14).

Лев 16:16−17. Такой ритуал должно было совершить в скинии собрания, возможно, посредством семикратного кропления кровью пред жертвенником для сожжения курений, а затем — нанесения крови на роги этого жертвенника (как это было указано в Исх 30:10).

Говорится, что комбинированный ритуал кропления кровью (в святилище и в скинии собрания) предназначался не только для очищения первосвященника, дома его и всего общества Израилева (Лев 16:17), но и для «очищения святилища, скинии собрания и жертвенника» (стих 20; сравните стих 16). Таким образом целью жертвоприношения за грех было дать очищение Израилю, очистив место Божиего обитания от скверны грехов народа. Возможно, в свою очередь, что животное закалалось для очищения народа, а святилище очищалось посредством кропления кровью. Место обитания Божиего нуждалось в очищении по причине нечистоты и неповиновения израильтян, в чем бы они ни проявлялись (стих 16).

в. Очищение жертвенника (16:18−19)

Лев 16:18−19. Не только святилище и остальная часть скинии должны были быть символически очищены от осквернения грехами Израиля, но и жертвенник, который стоял пред Господом. Хотя некоторые богословы полагают, что речь здесь идет о жертвеннике для благовонных курений, более вероятным представляется, что имелся в виду жертвенник для всесожжений, о котором в других стихах говорится как о месте «пред Господом» (1:3, 5 и т. д.).

Данная процедура очищения завершалась наложением смешанной крови тельца и… козла… на роги жертвенника, а также семикратным (16:19) окроплением жертвенника кровью (кропили жертвенник сверху или по сторонам). Целью этого акта было освящение жертвенника, т. е. опять — таки очищение его от нечистот сынов Израилевых.

г. Отослание «козла отпущения» в пустыню (16:20−22)

Лев 16:20−22. Особое значение имеет то, что первосвященник завершал очищение святилища, скинии собрания и жертвенника прежде, чем приводил живого козла… на голову которого должен был возложить обе руки и исповедать над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи, и затем символически возложить их на голову козла.

Хотя по мнению некоторых богословов, на голову козла возлагались уже прощенные грехи, больше ясности, как представляется, вносит следующая трактовка: осквернение человеческими грехами святилища снималось посредством церемонии кропления кровью, а посредством отослания живого козла в пустыню (что являлось частью ритуала жертвоприношения за грех) достигалось искупление в смысле очищения израильтян от их грехов.

Именование козла, которого оставляли в живых, «козлом отпущения» (стих 8, 10, 26) нуждается в пояснении, поскольку еврейское слово азазел (встречающееся лишь в этих стихах Ветхого Завета) переводилось, по крайней мере, четырьмя понятиями: а) буквально как «козел» — «козел избавления» или «козел ухода»; б) как имя собственное, Азазел, которым назывался дух зла или демон пустыни, а то и сам сатана (при таком понимании упомянутого еврейского слова — грехи Израиля как бы возвращались назад, к первоисточнику зла); в) как «скалистый обрыв» (или что-то в этом роде), откуда козел сталкивался вниз, чтобы погибнуть и г) как абстрактный термин, означающий «полное разрушение», «уничтожение до конца».

Так или иначе, обзор богословских мнений на этот счет только вносит еще большую неясность в точное значение упомянутого термина. Но несмотря на все это, о «миссии» козла — унесение прочь, в пустыню, грехов народа — говорится в главе 16 совершенно недвусмысленно.

6. Очищение первосвященника и сожжение жертв всесожжения и жертв, принесенных за грех (16:23−25)

Лев 16:23−25. После того, как первосвященник снимал свои льняные одежды и оставлял их во святилище, он мылся (для большей церемониальной чистоты) и облачался в пышные первосвященнические одежды для совершения ритуала сожжения, Затем он приносил в жертву всесожжения овна (стих 3) за себя и второго овна (стих 5) во всесожжение за народ, вместе с жиром жертв за грех (очевидно, имеется в виду как жир тельца, принесенного за священника, так и жир козла, принесенного за народ). Заслуживает внимания то, что теперь посредством всесожжений очищались первосвященник и народ (сравните 1:4). Очевидно, дополнительные жертвы, о которых говорится в Чис 29:8−11, приносились в процессе последующих церемоний, имевших место в День очищения.

е, Очищение других участников ритуала и завершающие процедуры его (16:26−28)

Лев 16:26−28. Дальнейшее церемониальное очищение — как участников процедуры, так и самого святилища, обеспечивалось: а) очищением человека, который отводил козла в пустыню, б) сожжением вне стана шкур, мяса и внутренностей тельца… и козла, принесенных в жертву за грех, и в) очищением человека, который сжигал их.

5. УЧРЕЖДЕНИЕ ДНЯ ИСКУПЛЕНИЯ (ОЧИЩЕНИЯ) КАК ЕЖЕГОДНОЙ ЦЕРЕМОНИИ (16:29−34)

Лев 16:29−34. Этот ритуал в День очищения (возможно, правильнее было бы называть его Днем очищения) должен был повторяться ежегодно на 10-ый день седьмого месяца («Тишри», октябрь-ноябрь). По всей видимости, вся эта церемония не считалась действительной сама по себе, без истинного покаяния со стороны народа, которому надо было смирить души свои (обычно такое смирение предполагало и пост Ис 58:3, 5; Лев 23:27, 32; Чис 29:7) и не выполнять никакой работы, так как день этот должен был быть субботой покоя.

Значению этой церемонии подводится итог в Лев 16:33−34, а необходимость ежегодного проведения ее подтверждается в стихе 34 — наряду с историческим заявлением, что первый День очищения был проведен так, как повелел Господь Моисею.

Смысл символических жертвоприношений в День очищения раскрывается в Послании к евреям, где указывается, что жертва Христа во искупление грехов народа не совершалась ежегодно, но была принесена Им однажды и за всех — когда Он умер на кресте (Евр 9:11−12, 24−26; 10:12).

II. Соблюдение святости перед Богом посредством «отделения» (главы 17−27)

А. Законы о принесении жертвы и употреблении жертвенного мяса в пищу. (17)

Эта глава является в каком-то смысле дополнением к главам 1−7, поскольку объясняет значение крови в жертвоприношениях (17:11), а также касается связанных с этим вопросов, уже рассматривавшихся прежде (сравните 7:26−27; 11:39−40). Речь в ней не о роли священников (хотя и о них упоминается во вступлении, 17:2), а о возможных ошибках обычных людей — в связи с жертвоприношениями и употреблением в пищу мяса.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эта глава образует центр книги Левит: здесь говорится о служении особой важности, которое должно было совершаться один раз в году, в определенный для этого день. Все предписанные прежде жертвоприношения и обряды не могли полностью восстановить мир между впадавшими в грех и нечистоту израильтянами и святым Богом. Грешник, приходивший со своей жертвой ко входу в Святилище и исповедовавший там свой грех, получал прощение, однако при этом (через установленные ритуалы) его грех образно переносился в Святилище. Получить полное прощение и быть окончательно примиренным с Богом каждый мог только в предназначенное для этого время посредством описанного в этой главе богослужения. По-евр. День очищения называется йом хаккиппурим (см. 23:27 и 25:9), название это происходит от глагола кафар — «покрывать» или «приводить к примирению / согласию». Это слово встречается в ВЗ в связи с различными жертвоприношениями и служениями обрядовой системы и переводится также как «восстановить единение (с Богом)», а в иных случаях — «очистить» или «искупить». В НЗ оно соответствует слову «примирение» (Рим 5:11).
1  [2] — Друг. возм. пер.: когда предстали пред Господом (с чуждым огнем); ср. 10:1−3.
4  [3] — Или: головной повязкой, подобной тюрбану.
4  [4] — Или: особые.
8  [5] — Или: какой из них Господу, а какой — Азазелю. Евр. азазель (в древн. переводах: козел удаляемый) может пониматься и как собственное имя. Весь ритуал с козлом, приносимым в жертву за грех, и этим, изгоняемым в места необитаемые, образно свидетельствовал о том, что исповеданные грехи покаявшихся людей покрыты искупительной кровью, прощены и навсегда от них удалены (ср. Пс 102:12 и Мих 7:19); то же в ст. 10 и 26.
13  [6] — Букв.: на Свидетельстве; см. примеч. к Исх 16:34.
16  [7] — Или: очищающий Святилище / святое (отделение Скинии), относительно значения слов «очищающий / очищение» см. примеч. «б» к 1:4; то же в ст. 17 и 27.
18  [8] — См. примеч. «б» к 1:4 и 8:15.
20  [9] — Евр. глагол кафар, обычно переводимый как «восстановить единение», здесь, а также в ст. 30 и 33 определенно означает «совершить / завершить очищение». О значении этого глагола см. примеч. «б» к 1:4.
29  [10] — Т. е. месяца тишри, десятого месяца по лунному календарю (чаще всего праздник выпадает на сентябрь).
29  [11] — Или: поститесь; то же в ст. 31.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.