Толкование Далласской семинарии
1. ОБЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ (27:1−13)
а. Обеты относительно людей (27:1−8)
Лев 27:1−8. На связь этой последней главы с остальной частью книги указывает и то, что Моисей по-прежнему выступает в ней как «посредник завета». В первом параграфе главы говорится о правилах исполнения особого обета, по которому люди посвящали себя служению Господу; в случае неисполнения этого обета надо было внести в сокровищницу скинии денежную компенсацию — в согласии с системой эквивалентной стоимости (определял эту стоимость Моисей — на основании данного ему Богом откровения).
Альтернативой выплате было исполнение обета посредством служения в святилище (как это было, к примеру, в случае с Анной, давшей обет посвятить Богу своего сына Самуила; 1Цар 1:11; ср 2Цар 15:8).
Выкупить человека, давшего обет, можно было, уплатив установленную цену в серебряных сиклях (в так называемых «священных сиклях»; размер «священного сикля» был, очевидно, установлен в святилище; сравните Лев 27:25; 5:15).
Величина выплаты (27:3−7) зависела от таких общих особенностей, как возраст и пол человека; индивидуальные особенности его — такие, как здоровье и трудоспособность, видимо, во внимание не принимались. Из стиха 8 следует, что для бедняков были в этих случаях предусмотрены скидки.
Поскольку взрослый мужчина оценивался в 50 сиклей, заработать которые можно было примерно за 50 месяцев, подобная система удерживала от дачи поспешных обетов!
б. Обеты относительно животных (27:9−13)
Лев 27:9−13. Правила даны были и относительно обетов посвящения Господу животных, будь то животное приемлемое как приношение или неприемлемое в этом качестве. Животных, годных для жертвоприношения, нельзя было ни за деньги выкупать, ни заменять другими животными, а непригодных (по той или иной причине) для этой цели можно было выкупать, уплатив цену, назначенную священником, плюс 20% от нее. Невыкупленное животное, очевидно, поступало в личное распоряжение священника.
2. ПОСВЯЩЕНИЕ ДОМОВ И ЗЕМЕЛЬ (27:14−25)
а. Посвящение домов (27:14−15)
Лев 27:14−15. Дом (по всей видимости, в городе, обнесенном стеною; сравните 25:29−31) разрешалось посвятить Господу (т. е. отделить его как святыню, для использования по усмотрению священника). Выкупить такой дом обратно можно было, уплатив за него по «стандартному» принципу — 120 процентов его стоимости.
б. Посвящение земель (27:16−25)
Лев 27:16−21. Посвящение земли, принадлежавшей семье, было сопряжено с большими сложностями и производилось на основании законов о юбилейном годе (сравните 25:23−38). Земля оценивалась в зависимости от стоимости того количества зерна, которое требовалось, чтобы засеивать ее на протяжении 49 лет, а затем делался пересчет — соответственно числу урожаев, которые оставалось снять до следующего юбилейного года (27:17−18).
При выкупе такой земли требовалось уплатить назначенную за нее цену, плюс 20% (стих 19). В случае, если к юбилейному году земля не выкупалась, она навечно отчуждалась в пользу священников (стихи 20−21).
Лев 27:22−25. Однако арендованная земля (т. е. такая, которая не являлась частью семейной собственности, стих 22) автоматически возвращалась в юбилейный год ее первоначальному владельцу; отсюда, если арендатор посвящал ее Господу, ее стоимость, установленная священником, должна была быть выплачена ему… в тот же день, когда давался обет посвящения.
В 25 стихе дается пояснение относительно количества серебра в священном сикле.
3. ДРУГИЕ ПРАВИЛА И ДАРЫ (27:26−33)
а. Правило относительно перворожденных (27:26−27)
Лев 27:26−27. Перворожденные животные уже принадлежали Господу (Исх 13:2; 34:19−20) и, значит, не могли являться предметом особого посвящения. Но перворожденное из нечистых животных подлежало выкупу (сравните Исх 34:20).
б. Необратимое посвящение под заклятием (27:28−29)
Лев 27:28−29. Что-либо безвозвратно отданное Господу (здесь употреблено слово герем, т. е. «то, что под запретом (заклятием)», иногда этот термин употреблялся при ведении «священной войны», когда речь шла о полном уничтожении поверженного врага; сравните Чис 21:2; Втор 7:2; 1Цар 15:3−21; толкование на Нав 6:21) ни в каком случае выкупу не подлежало. Представляется, что, как правило, такие обеты давались народом в целом (под «заклятыми», т. е. обреченными на смерть людьми, очевидно, подразумевались враги Израиля), а не отдельными лицами.
в. Обязанности в отношении десятин (27:30−33)
Лев 27:30−33. Десятины из всего, что произрастало на земле, можно было выкупать, уплатив 120 процентов стоимости выкупаемого, однако, десятины из скота выкупу не подлежали.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (27:34)
Лев 27:34. Как это характерно для многих разделов книги, последняя ее глава тоже завершается ссылкой на Божественного Автора завета, на посредника в передаче завета, на место, где он был дан (и соответственно — на время: когда евреи расположились станом у горы Синай), а также на тех, кому были адресованы все повеления завета — на сынов Израилевых.