Амос 4 глава

Книга пророка Амоса
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 А вы, коровы башанские,

разжиревшие на холмах Самарии,
женщины, притесняющие бедных,
жестокие с нуждающимися
и лишь говорящие мужьям:1
«Позаботься о пирушке!»,2
выслушайте вот что:

2

клянется Владыка ГОСПОДЬ святостью Своей:
«Смотрите, приближаются дни,
когда повылавливают вас крюками,3
все вы на крючке окажетесь, словно рыбы.

3

Убегать из города вы будете
через проломы в стенах
через первый же попавшийся пролом;
изгнанницами прозябать будете в Ермоне»,4
это вещее слово ГОСПОДНЕ!

4

«Так идите в Бет-Эль ваш и грешите,
а затем в Гилгал5 — и добавляйте грех ко греху.
Хоть каждое утро приносите свои жертвы
и каждые три дня — десятины свои.

5

Продолжайте приносить квасное
как жертвы благодарственные
и громко хвалитесь
своими дарами добровольными,
вы же любите это, сыны Израилевы!» —
говорит ГОСПОДЬ.

6

« Потому-то во всех ваших городах
оставлял Я вас голодными,
и есть вам было нечего,6
давал почувствовать
недостаток хлеба во всех селениях,
и всё же вы не обращались ко Мне», —
так говорит ГОСПОДЬ!

7

« Да, не давал Я вам дождя
все три месяца до самой жатвы:
посылал дождь на один город,
а другой — та же туча стороной обходила;
одно поле увлажнялось дождем,
а другое — без него высыхало.

8

Люди ходили из одного селенья в другое,
чтобы воды напиться, —
ее на всех не хватало;7
и всё же вы не обращались ко Мне», —
таково слово ГОСПОДНЕ!

9

«Поражал Я урожаи ваши
жухлостью и ржавчиной,8
оставлял засыхать ваши сады и виноградники,
смоковницы и оливы у вас саранча объедала,
и всё же вы не обращались ко Мне», —
говорит ГОСПОДЬ!

10

«На иных среди вас моровое поветрие
Я насылал,
подобное тому, что в Египте было;9
юношей ваших мечу предавал;
коней позволял у вас угонять;
смрад вокруг ваших шатров10
стоял невыносимый,
и всё же вы не обращались ко Мне», —
это слово ГОСПОДНЕ!

11

«Иных из вас Я сокрушал,
как некогда сокрушил Содом и Гоморру,11
а оставшиеся в живых были, как головня,
из огня выхваченная,
и всё же вы и тогда не обращались ко Мне», —
это ГОСПОДА слово!

12

«А посему Я, по сказанному уже тебе, 12
так и обойдусь с тобой, Израиль!
И если Я так поступлю с тобой,
приготовься встретить Бога своего, Израиль».

13

Ибо только Он и есть Тот,
Кто вздымает горы и порождает ветер,
открывает людям мысли Свои
и зарю во тьму обращает.
По вершинам земным Он ступает.
ГОСПОДЬ, Бог Воинств, — имя Его!

Толкование Далласской семинарии

1. О ПРИТЕСНЕНИИ БЕДНЫХ (4:1−3)

Ам 4:1. «Телицами Васанскими» пророк называет самарийских аристократок, которые купаются в роскоши и упиваются дорогими напитками. Средства на это они требуют от своих «господ» (мужей), те же добывают их, беззастенчиво притесняя бедных и нищих.

Напомним, что Васан находился в Трансиордании, восточнее Геннисаретского озера. Славился своими тучными пастбищами (Иер 50:19; Мих 7:14) и откормленным скотом (Иез 39:18; Пс 21:13). Отсюда образ, к которому прибегает Амос.

Ам 4:2−3. Страшная участь ожидает изнеженных самарянок. Вот, придут на них дни, предрекает пророк, когда повлекут их прочь из города. Враги (ассирийцы) захватят и разрушат Самарию и потащат женщин из роскошных чертогов их сквозь многочисленные проломы в городских стенах. Следует образ рыбной ловли (как образ безжалостного истребления): самарянок «повлекут крюками», а уцелевших поначалу (остальных ваших) — удами.

Перед глазами как бы возникает рыболов, перекинувший через плечо связку рыб, нанизанных на один «крюк»: он «тащит» их на рынок. Подобно тому «потащат» из разрушенной Самарии вчера еще беспечных ее жительниц в Ассирию. Орудия войны, напоминавшие рыболовные снасти, действительно употреблялись ассирийцами.

2. О РЕЛИГИОЗНОМ ЛИЦЕМЕРИИ (4:4−5)

Ам 4:4−5. Стих 4 звучит пародией на призыв священника к паломникам войти в святилище Божие, чтобы поклониться Господу и воздать Ему славу (сравните этот стих с Пс 94:6; 95:9; 99:4). Амос «приглашает» весь Израиль «идти в Вефиль и в Галгал, чтобы грешить и умножать свои преступления» (т. е. вновь и вновь действовать вопреки завету с Господом).

В Вефиле, на севере Израиля, было, как помним, святилище, где сам царь поклонялся Иегове в образе тельца. В Галгале, при вступлении Израиля в землю обетованную, были установлены, в честь этого события, памятные камни (Нав 4); в 8-ом веке до Р. Х. Галгал все еще оставался центром паломничества, где совершались жертвоприношения (Ам 5:5; Ос 4:15; 9:15; 12:11).

Для слушателей Амоса стих 4 звучал горькой иронией, так как в нем обыгрывался существующий порядок жертвоприношений. Так десятины, предназначенные в помощь левитам и бедным (Втор 14:28−29), отделялись каждые три года (а вы приносите их хотя каждые три дня! — восклицает Амос, подразумевая, что толку от этого все равно не будет). Впрочем, существует и альтернативное прочтение этого места, исходящее из порядка жертвоприношений, существовавшего в Вефиле (он отличался от принятого в храме). Пророк мог подразумевать: делайте, как делаете, но не ждите пользы от этого.

Приносите в жертву (всесожжения) благодарение квасное. Имеется в виду благодарственное хлебное приношение (Лев 7:11−15). Место это не вполне ясное, так как, принося жертву в благодарность за благословения и ответы на молитвы, сжигали не кислый, а пресный хлеб. Может быть, и тут присутствует ирония: сжигайте хоть кислый хлеб! «Добровольные приношения» или «жертвы по усердию» (Лев 7:16; 22:17−19) должны были совершаться именно «по велению сердца», но для израильтян и они сделались предметом похвальбы.

Своим лжеусердием они стремились произвести впечатление на людей и на Бога. Вкупе с тем, что урожай, с которого они давали десятины, они порой выращивали на присвоенной земле, а жертвенных животных откармливали на лугах, насильно у кого-то отнятых, приношения и жертвы их лишь оскорбляли Господа (сравните с Ис 1:10−20; Мих 6:6−8).

Таблица наказаний по Завету:

Наказание Амос Левит Второзаконие 3-й Царств
Голод 4:6 26:26, 29 28:17, 48 8:37
Засуха 4:7−8 26:19 28:22−24, 48 8:35
Болезнь растений 4:9 26:20 28:18, 22, 30, 39−40 8:37
Нашествие саранчи 4:9 28:38, 42 8:37
Эпидемии 4:10 26:16, 25 28:21−22, 27, 35, 59−61 8:37
Военное поражение 4:10 26:17, 25, 31, 36−39 28:25−26, 49−52 8:33
Опустошение земли 4:11 26:31−35 29:23−28

3. О НЕЖЕЛАНИИ КАЯТЬСЯ (4:6−13)

Ам 4:6. В книгах Левит и Второзаконие записано, что за неповиновение Ему Господь будет карать народ Свой. В стихах 6−11 четвертой главы говорится о том, как исполнял Бог это Свое предупреждение в отношении евреев в их прошлом. И в каждом из стихов (за исключением стих 7) Амос подразумевает, что характер Божиих наказаний — лечебный, так как цель их — побудить народ к покаянию. Увы! Результата предупредительные наказания не принесли. Но вы не обратились ко Мне, говорит Господь — горестной этой фразой заканчиваются стихи 6, 8−11.

Фраза голые зубы (стих 6) при точном переводе с еврейского звучит как «чистые зубы» (подразумевается, «чистые от пищи», «не знающие пищу»), т. е. речь идет о попущении голода; мысль расшифровывается во второй части стиха и в той или иной форме продолжается в следующих трех стихах.

Ам 4:7−8. Ведь нередко голод следовал за засухой, которая описывается в стихах 7−8. Устами Амоса Бог напоминает израильтянам, что удерживал от них весенний дождь, столь необходимый для летней жатвы. Причем дисциплинарная мера эта носила выборочный характер: Господь на одни город (участок) проливал дождь, а на другой — нет.

По мысли Амоса, именно в этой «неповсеместности» дождя израильтяне должны были видеть действие десницы Божией. Но они не видели. И, страдая от голода и недостатка воды (чтобы напиться воды, они шли из одного города в другой; стих 8), упорно не понимали (или не желали понять!), в чем причина их несчастий.

Ам 4:9. Посевы хлеба гибли на их полях, «заболевая» разными видами болезней, поражающих растения. (То, что в русском тексте передано как «ржа» и «блеклость», означает, собственно, «почернение» и «пожелтение» хлебных колосьев; это происходит под действием восточного ветра и того, который иногда дует в Палестине в ноябре.) А сады их и виноградники пожирала гусеница. Но все это не побудило израильтян к покаянию.

Ам 4:10. Характер наказаний менялся, и они следовали друг за другом. В этом стихе речь о войнах, которым нередко сопутствуют вспышки эпидемий. И то и другое несло народу смерть. Легко представить себе, как поражали эпидемии массы людей, «скучившиеся» в стенах осажденного города или в военном лагере (смрад от станов ваших (точнее, от множества трупов в этих станах) поднимался в ноздри).

«Моровая язва, подобная Египетской»; имеется в виду какая-то страшная болезнь, поразившая египтян при исходе из их страны евреев (Исх 9:3−5; 12:29−31). Вообще же эту страну периодически поражали эпидемии, уносившие множество жизней, и ссылки на «болезни Египетские» встречаются в Ветхом Завете неоднократно (Втор 7:15; 28:27, 60). И все-таки речь здесь в первую очередь идет о неудачных для израильтян войнах (возможно, с сирийцами). И картина «станов, заваленных трупами юношей», может быть, подразумевает именно огромные поражения, которые несли евреи по Божиему попущению.

Ам 4:11. Тут речь, возможно, о стихийном бедствии, может быть, о землетрясении, упоминаемом в Ам 1:1. Лишь немногие спаслись от него, подобно головням, выхваченным из огня.

Ам 4:12. И вот, поскольку Израиль «не реагировал» на прежние кары, уготовано ему бедствие самое тяжкое, встреча («сретение») с Богом, много страшнее прежних. Да будет он готов к ней! Посему так поступлю Я с тобою, Израиль относится к уничтожению Северного царства, предсказанному Амосом в 3:11−15.

Ам 4:13. Если до сих пор Амос говорил от имени Господа, то теперь говорит от себя, напоминая израильтянам о всемогуществе Творца (толкование на 3:13), Который приближается к столице Северного царства (Ибо вот Он); сравните с Мих 1:3−5. Господь Бог Саваоф объявляет человеку о намерениях Своих (сравните с 3:7), объявил и теперь (через него, Амоса) о беспримерном суде, грядущем на Израиль.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: господам.
1  [2] — Или: принеси нам выпить.
2  [3] — Друг. возм. пер.: потащат на щитах.
3  [4] — Возможно, в оригинале изначально стояло другое географическое название.
4  [5] — Здесь пророк иронизирует над приверженцами языческих культов, процветавших в Бет-Эле и Гилгале.
6  [6] — Букв.: Я давал вам голые зубы во всех городах ваших.
8  [7] — Или: и жаждущими оставались.
9  [8] — Точное название этих болезней растений не известно.
10  [9] — Исх 9:1−7.
10  [10] — Или: на стоянках ваших.
11  [11] — Букв.: как Бог ниспроверг Содом и ГоморруБыт 19:1−29.
12  [12] — Очевидно, имеется в виду наказание, предсказанное в 4:2,3.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.