Захария 1 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В восьмой месяц второго года царствования Дария1 было слово ГОСПОДНЕ Захарии, сыну Берехьи, внуку Иддо:
2 «ГОСПОДЬ сильно прогневался на ваших отцов.
3 Потому передай народу слова ГОСПОДА Воинств: „Вернитесь ко Мне, — призывает ГОСПОДЬ Воинств, — и Я к вам вернусь.
4 Не уподобляйтесь вашим отцам“. К ним издревле взывали пророки, передавали им слова ГОСПОДА Воинств: „Не ходите более путями неправедными2 и оставьте злые дела свои“, но не послушали они, не вняли Мне, — это вещее слово ГОСПОДНЕ. —
5 Где же теперь отцы ваши? Да и пророки — разве вечно они живут?
6 Но то, что сказал Я, что определил, что заповедал пророкам, слугам3 Моим, — разве не постигло всё это отцов ваших? Тогда раскаялись они и признали: „ГОСПОДЬ Воинств обошелся с нами так, как мы того заслужили жизнью своей и делами, так, как Он и решил поступить с нами“».
7 В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца (месяца шеват)4 во второй год царствования Дария было слово ГОСПОДНЕ пророку Захарии, сыну Берехьи, внуку Иддо.
8 Вот какое видение было мне ночью: стоит всадник на рыжем коне, в лощине, среди деревьев миртовых, позади него — тоже кони: рыжие, гнедые и белые.
9 Я спросил: «Кто это, Владыка мой?» Ангел, говоривший со мной, ответил: «Я покажу тебе, кто это».
10 Тогда человек, который стоял между миртовыми деревьями, пояснил: «Это те, кого ГОСПОДЬ послал обойти всю землю».
11 Они поведали ангелу ГОСПОДНЮ, стоявшему в миртах: «Обошли мы всю землю — там всюду мир и покой».
12 Ангел ГОСПОДЕНЬ на это отозвался: «ГОСПОДИ Воинств! Когда же Ты смилуешься над Иерусалимом и всеми другими поселениями Иудеи, на которые негодуешь Ты вот уже семьдесят лет?»
13 ГОСПОДЬ ответил говорившему со мной ангелу словами добрыми, утешительными.
14 Тогда ангел, снова обратившись ко мне, сказал: «Провозглашай повсюду сии слова ГОСПОДА Воинств: „Горячо возлюбил Я Иерусалим и Сион!5
15 Но велико негодование мое на народы, живущие беспечно:6 когда недолгое время пылал Мой гнев на Израиль, народы эти усугубляли его беды“.
16 Потому так говорит ГОСПОДЬ: „С милостью возвращаюсь Я в Иерусалим, отстроится в нем Храм Мой, — возвещает ГОСПОДЬ Воинств, — и мерный шнур растянут над Иерусалимом“.7
17 И вот еще какие слова ГОСПОДА Воинств провозгласи: „Вновь будут процветать города Мои; опять утешит ГОСПОДЬ Сион, снова сделает Иерусалим городом избранным!“»
18 Я поднял глаза и увидел четыре рога.
19 Тогда я спросил говорившего со мной ангела: «А это что?» Ангел ответил: «Иуда, Израиль и Иерусалим разбросаны были этими рогами».
20 После того ГОСПОДЬ явил мне в видении четырех кузнецов.8
21 Я спросил Его: «Что будут делать они?» Он ответил: «Рога, которые ты видел, разбросали Иуду, и теперь никто там головы поднять не смеет. Но вот пришли кузнецы, чтобы устрашить народы и сбить их рога, которые подняли они на землю Иуды, дабы рассеять ее обитателей ».

Толкование Далласской семинарии

I. Восемь символических видений (главы 1−6)

А. Вступительная часть (1:1−6)

Вступление к книге образует и вступительную часть к серии апокалиптических видений Захарии, числом 8. Трубным гласом звучит из уст пророка призыв к покаянию, без которого тем духовным благословениям, что обещаны Израилю в видениях Захарии, осуществиться невозможно. Нераскаянным сердцам Бог утешения не дарует.

Заветы, которые Он заключил с Авраамом (Быт 12:2−3; 15:5−21) и Давидом (2Цар 7:8−16), не оставляют сомнения в том, что цели Свои в отношении Израиля Господь выполнит. Но то обстоятельство, что Он вступал в заветы с ним и остается верен им, не освобождает ни одно из поколений израильтян от необходимости повиноваться Господу. Без этого им не дано будет познавать в их повседневной жизни обещанные им благословения.

1. ВВОДНЫЙ СТИХ (1:1)

Зах 1:1. Согласно сказанному здесь это был 520-ый год до Р. Х. Восьмой месяц начинался 27 октября; день, когда слово Господне впервые прозвучало для Захарии, не назван. Важнее то, что еврейский пророк датирует откровения, которые получал свыше, в соответствии с месяцами и годами царствования языческого монарха.

Это вновь и вновь должно было напоминать слушателям Захарии, что живут они во «времена язычников» (Лк 21:24; Дан 2; 7), и что нет того потомка Давида, который сидел бы на троне в Иерусалиме, как нет и самого этого трона (Ос 3:4−5). Относительно сказанного в стихе 1 о родословии Захарии во Вступлении, в разделе «Захария как пророк».

2. ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО (1:2−6)

Это грозное и вместе торжественное предостережение не повторять ошибок отцов (сравните с аналогичным предостережением апостола Павла в 1Кор 10:1) имело целью подорвать в современниках Захарии то ложное чувство безопасности, которое могло жить в них, «питаясь» обещаниями Бога даровать Израилю великое будущее. Предостережение, делавшееся им в настоящем, обращало, однако, их внимание как на силу Божиего гнева (1:2), так и на то, что нет пределов милости Его (1:3).

Зах 1:2−3. Великий гнев Господа, которым прогневался Он на отцов и дедов тех, которые слушали теперь Захарию, выразился в попущении Господом гибели Иерусалима и изгнания иудеев на чужбину. Особенную ярость вызвало у Иеговы то поколение, которое предшествовало уведенному в Вавилонию (4Цар 21:14−15). Но если грехи предков явились причиной опустошения страны и уничтожения храма, следовало из слов Захарии, то теперь по собственным своим грехам медлят иудеи с восстановлением храма. И все-таки Бог любит их. И, любя, вновь и вновь призывает их раскаяться в упрямстве их и апатии.

Да поверят они, что слова пророка действительно исходят от Господа! И Захария трижды повторяет, что Сам Господь всемогущий (Саваоф) говорит к ним: повеление покаяться — это Его повеление. В стихе 3 подразумевается, что условием получения ими благословений свыше является не только возобновление строительных работ, но и обращение иудеев к Богу всем сердцем.

Очевидно, тот покаянный порыв, который охватил иерусалимлян за два месяца до того (Агг 1:12−15) и выразился в продолжении ими строительства храма, в какой-то мере иссяк. Обратитесь же к Господу всемогущему и милостивому во всей полноте, убеждает сограждан Захария. Обратитесь ко Мне, призывает Господь Саваоф устами Своего пророка, и Я обращусь к вам.

Зах 1:4−5. Да послужат вам уроком горькая участь отцов ваших, которые не слушались и не внимали Мне, когда Я говорил к ним через пророков, «бывших прежде» продолжает Господь. Подразумевается, до изгнания иудеев в Вавилонию. В риторических вопросах стиха 5 содержится напоминание о краткости человеческого бытия и о подвластности его Богу. Да уразумеют это люди, склонные пренебрегать волей Его! Да не упустят — на беду себе — шанса для покаяния, тем более, что и пророки, призывающие их к нему, живут недолго. Внимайте же им, пока Бог посылает их, не дающих вам уснуть духовно, подразумевается тут.

Зах 1:6. Да, пророки приходили и уходили, следует из стиха 6, но предостережения их и предсказания не были произносимы впустую. Они исполнялись после их жизни, ибо все это были слова… в определения (решения) Самого Господа. Кары, которые постигли отцов ваших, постигли их в соответствии с ними, заявляет Захария.

И они в конце-концов сами уразумели это. Может быть, не все «отцы», пусть лишь некоторые. Они обращались и говорили… Кто-то действительно обращался (в значении искреннего раскаяния в «злых путях и делах» своих) в условиях того же вавилонского плена, кто-то, по крайней мере, признавал заслуженностъ постигшего народ наказания.

Б. Захария пересказывает свои видения (1:7 — 6:8)

На протяжении одной ночи ниспослана была Захарии целая серия видений, числом восемь; каждое из них говорило о будущем израильского народа, о духовных благословениях, грядущих на него, и каждое было истолковано пророку Ангелом. Этими видениями «перекидывался мостик» от времени восстановления храма в дни Захарии до времени восстановления Израилю Царства под управлением Мессии. (Об этом говорится в Деян 15:16, все еще в будущем времени, как о том, чему осуществиться предстоит во второе пришествие Христа.) Богослов Джойс Болдвин, изучавшая книгу Захарии, проследила «повторяющуюся схему» в записи пророком восьми его видений: а) вводные слова, б) описание увиденного, в) обращение Захарии к Ангелу за объяснением и г) объяснение Ангела.

1. ВИДЕНИЕ ВСАДНИКА НА РЫЖЕМ КОНЕ МЕЖДУ МИРТАМИ (1:7−17)

В этом видении возникает тема надежды для рассеянного и, казалось бы, «растоптанного в прах» Израиля. Владеющее им, угнетенным язычниками, тягостное чувство облегчается обетованиями Божиих благословений в будущем.

Зах 1:7а. Дата, названная в начале стиха 7, соответствовала 15 февраля 519 года до Р. Х. В еврейском календаре это был одиннадцатый месяц (второго года правления Дария Гистаспа); Шеват — название этого месяца у вавилонян, которое воспринято было и евреями после возвращения их из плена. Откровение свыше — в серии из восьми видений было дано Захарии через 5 месяцев после того, как было продолжено строительство храма (Агг 1:14−15; 2:15), 3 месяца спустя после первого пророчества Захарии (Зах 1:1) и через 2 месяца после произнесения последнего его пророчества Аггеем (Агг 2:20 — пророчество об уничтожении в мире богоборческих сил — перед тем, как начнется в нем тысячелетнее правление Мессии; 2:21−23).

Зах 1:7б−8а. Своего рода пророческая формула — было слово Господне, указывающая на Божественный характер источника откровения, предшествует описанию того, что было явлено пророку. Видениям, воспринимавшимся в духе, сопутствовали частичные, по крайней мере, объяснения и дополнительные слова Господни, так что визуальные откровения не уступали по своему значению откровениям устным. Их, подчеркнем, не следует принимать за сновидения.

В одном из богословских исследований они названы «экстатическими созерцаниями в бодрствующем состоянии», каковое скорее можно уподобить пробуждению пророка от обычного для человека состояния; примечательно, что сам Захария сравнивает со сном именно такое «обычное состояние» (Зах 4:1). Можно предположить, что в состояние, напротив, «пророческого бодрствования» привели Захарию напряженные размышления о судьбах избранного народа, как происходило это и с другими пророками.

Зах 1:8б. В «центре» первого видения Захарии — муж на рыжем коне; в стихе 11 он назван Ангелом Господним. Предполагамые всадники на конях, стоящих позади его, отдают ему отчет, как своему предводителю, в исполнении ими миссии, порученной Господом. Такая деталь, как миртовые деревья в углублении, возможно, указывает на то, что сцена видения разворачивалась на фоне Кедронской долины, «богатой миртами», которая лежит на юго-востоке от Иерусалима.

По всей вероятности, важное символическое значение тут, однако, не раскрытое, имели цвета коней (олицетворявших вместе со своими всадниками ангельские силы, подчинявшиеся, как уже было сказано, Ангелу Господню; впрочем, по мнению некоторых, силы эти могли быть воплощены и в самих конях, и всадников на них могло и не быть).

Зах 1:9−11. Захария спрашивает у Ангела о конях или о всадниках на них: кто они? И слышит в ответ: это те, которых Господь послал обойти землю. В мыслях невольно возникает своего рода военный разведывательный патруль. Такие, вероятно, рассылались персидскими царями по всей их империи. Но в видении пророка Ангел Господень, Который есть предвоплощение Иисуса Христа (блаженный Иероним прямо писал, что «муж… на рыжем коне есть Господь Спаситель») — посылает с разведывательной миссией по всей земле подчиненные Ему небесные силы. Это Он назван Господом в главе 3, где Он, однако, обращается как к Господу к другому Лицу (Зах 3:2). Это о Нем говорится как об обладающем Божественной прерогативой прощать грехи (3:4). (толкование на «Ангела Господня» в Быт 16:7.)

Итак, исполнив порученную ему Богом миссию, ангельский «патруль» сообщает Пославшему его, что вся земля… спокойна, население ее пребывает в состоянии мира. Хорошее на первый взгляд известие не было таковым, ибо спокойствие и благоденствие языческих народов (подразумеваемое тут) не означало мира и благоденствия для Божиего народа, над которым язычники господствовали. Заметим, что «вся земля» в этом контексте, возможно, означала лишь Персидскую империю. Но, с другой стороны, не исключается здесь и эсхатологический подтекст (предвиденье тех мира и спокойствия, которые воцарятся на земле в правление Мессии).

Зах 1:12. В этом стихе Ангел Господень выступает в необычной роли, ибо обычно Он представляет Иегову народу, тут же — ходатайствует за народ, как бы представляя его Иегове. Слова Ангела в стихе 12 звучат как молитва Богу. И самое это молитвенное обращение подразумевает разделение Лиц в едином Божестве, а, значит, свидетельствует в пользу того, что уже в ветхозаветное время представление о Троице существовало в еврейской среде.

Пронизанным глубоким чувством Доколе выражена настоятельная нужда Израиля в том, чтобы Бог действовал (или продолжал действовать) на его стороне. Семьдесят лет плена, о которых евреи были предупреждены, истекли (Иер 25:12; 29:10), но Иерусалим и другие города Иуды все еще не были отстроены.

Зах 1:13−15. Бог «контролирует» земные дела — это следовало из видения Захарии. И это обстоятельство само по себе не могло не служить утешением. Теперь видение дополняется устным сообщением, радостным для Израиля, которое Господь передает через Своего Ангела, «говорящего» с Захарией. Бог всемогущий (Господь Саваоф) ревностно любит народ Свой. Он был и остается ревнивым Защитником Своего завета с Израилем.

Именно этой ревностью вызван был Его гнев, изливавшийся на иудеев на протяжении 70 лет, однако, теперь гнев этот будет обращен на языческие народы, живущие в покое (толкование на стих 11). Объяснение этому находим во фразе ибо когда Я мало прогневался, они усилили зло. Она означает, что язычники «усилили» — по собственной инициативе — наказание, назначенное Израилю Богом. По своей воле, движимые безнравственностью своей и бездуховностью и вытекавшими из них завистью и бессердечием, они «малый гнев» Господа обрушили с великим злом на иудеев, попавших под их власть (сравните со сказанным об этом пророком Исаией; Ис 47:6).

Зах 1:16−17. Теперь Господь обещает вновь обратиться с милосердием к Иерусалиму и к другим еврейским городам, которые Он называет «Своими» (стих 17). Бедствиям Его народа наступает конец, в Иерусалиме будет сооружен храм, и это станет знаком того, что обитающий в нем Иегова опять приблизится к Своему народу.

Вновь отстроится столица Иудеи (землемерная вервь протянется по ней), и города ее переполнятся добром. Забудутся горькие дни плена, потому что благоволение Иеговы будет возвращено истинным почитателям Его, которым Он, в лице Иерусалима, «возвратит избранность» их. В Библии множество параллельных мест говорящих о том же (Втор 13:17; 30:3; Ис 14:1; 49:15; Зах 2:12; 3:2).

Согласно новозаветному виденью полное осуществление этих благословений совершится, когда на землю вернется Иисус Христос. В полноте своей они таким образом, относятся к Тысячелетнему царству и его храму. Хотя восстановление второго храма завершено было примерно через четыре года после произнесения Захарией этого пророчества (Езд 6:15), а частичное восстановление Иерусалима еще приблизительно через 80 лет (Неем 6:15), из некоторых видений пророка Иезекииля следует, что слава Божия не возвратится в храм до начала тысячелетнего правления Христа. Тем не менее, современниками Захарии обетования, полученные им свыше, могли быть восприняты как подлежавшие скорому осуществлению, и это, очевидно, придало им силы физические и душевные, в которых они так нуждались для продолжения строительных работ.

2. ВИДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ РОГОВ И ЧЕТЫРЕХ РАБОЧИХ (1:18−21)

Второе видение Захарии как бы продолжает и раскрывает «тему» первого видения в той его части, которая касается судеб языческих народов.

Зах 1:18−20. «Подняв глаза», пророк увидел… четыре рога и, вероятно, чуть позже — четырех рабочих (скорее мастеров; соответствующим евр. словом обозначались люди, работавшие по дереву, камню или металлу). Снова спрашивает Захария пояснения у Ангела. Услышанное им в ответ станет более понятным, если вспомнить, что рог символизировал на древнем Востоке непобедимую силу (сравните с Мих 4:13) и часто — царя из язычников как представителя своего царства (Дан 7:24; Откр 17:12).

Здесь четыре рога являются образом языческих сил, дерзких и самонадеянных (в стихе 21 они прямо названы «роги народов»), которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим (подразумеваются все те враждебные евреям народы, которые изгоняли из земли, дарованной ему Богом, избранный Им народ). Авторы некоторых толкований на книгу Захарии склонны видеть в этих четырех рогах образ тех четырех языческих царств, которые были явлены в его видениях Даниилу (Дан 2 и 7), т. е. Вавилонию, Мидо-Персию, Грецию и Рим. В свете такого толкования четверо «рабочих» должны символизировать царства, «пришедшие» после них, и, следовательно, четвертый «рабочий» — представлять мессианское Царство (Дан 2:44). Вот еще две точки зрения по поводу рогов и рабочих, которые представляются более вероятными. 1. Четыре здесь число полноты, символизирующее всех вообще врагов Израиля на протяжении истории. 2. Четыре рога символизируют те четыре державы древности, которые воевали с еврейским народом и изгоняли его из его земли прежде, чем его видение явлено было Захарии. Под «рогами» могут следовательно подразумеваться Ассирия, Египет, Вавилония и Мидо-Персия.

Зах 1:21. Итак, выяснение того, кто понимался (или что понималось) под «рабочими», зависит от того, что означали «роги». И если последние действительно символизировали царства, сменявшие друг друга в видении Даниила (Дан 2, 7), то под «рабочими» понимались Мидо-Персия, Греция, Рим и мессианское Царство соответственно. Иначе говоря, в образе рабочих Захарии явлены были народы, включая Персию, которые Бог использовал для того, чтобы покончить с прежними угнетателями Его народа. Так или иначе, Захарии открыто было во втором его видении, что у Господа всегда уготованы орудия избавления Израиля от всех его врагов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Здесь так же, как и в Агг, совмещаются два календаря, персидский и еврейский, вероятная дата начала служения Захарии — 29 августа 520 г. до Р. Х. (Агг 1:1; Эзр 5:1). Восьмой месяц — конец октября — начало ноября 520 г. до Р. Х. Дарий — персидский царь Дарий I Гистасп, правил в 522−486 гг. до Р. Х.
4  [2] — Или.: сверните с пути неправедного.
6  [3] — Или: рабам.
7  [4] — Т. е. вероятная дата — 15 февраля 519 г. до Р. Х., месяца через три после описанного в первых стихах.
14  [5] — См. примеч. к Иоиль 2:1.
15  [6] — Или (ближе к букв.): живущие в (беспечном) покое.
16  [7] — Имеется в виду исполнение пророчества Иеремии о восстановлении Иерусалима (Иер 31:38,39); то же в 2:1−5.
20  [8] — Или: искусных мастеров / резчиков по металлу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.