Захария 13 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В тот день для потомков дома Давида и для жителей Иерусалима откроется источник, который смоет грех и нечистоту.1
2 И в тот самый день, — это вещее слово ГОСПОДА Воинств, — Я предам забвению имена идолов на этой земле, и не вспомнят о них никогда; изгоню лжепророков2 из этой страны, и духа нечистоты здесь не будет.
3 Если же и решится кто пророчествовать, родные его, отец и мать, скажут ему: „Не жить тебе! Ты лгал, прикрываясь клятвой во имя ГОСПОДА“, — и его родные, его отец и мать, мечом сразят такого пророка.3
4 В тот день устыдится всякий лжепророк видений своих и не станет надевать на себя ради обмана одеяния пророка из грубой ткани,
5 но будет говорить: „Не пророк я, а землепашец, с юных лет имею дело с землей“.4
6 И если спросит кто: „Что за раны на груди у тебя?“,5 он ответит: „Изранили меня в доме моих друзей“».
7

«Поднимись, меч, на пастыря Моего,
на того, кто всегда со Мной, —
это слово ГОСПОДА Воинств! —
Порази пастыря,6 и разбегутся овцы стада,
и Я над малыми подниму руку.

8

И тогда на всей этой земле, —
это слово ГОСПОДНЕ, —
две трети будут истреблены, погибнут,
а треть останется.

9

Эту треть Я проведу через огонь
и очищу, как серебро очищают;
испытаю их, как золото испытывают.
Они призовут Мое имя, и Я отвечу,
скажу о них: „Вот Мой народ“,
а они отзовутся: „ГОСПОДЬ — Бог наш!“»

Толкование Далласской семинарии

Зах 13:1. Тот день относится к будущему дню Господню (сравните с 14:1). За раскаянием (окончание предыдущей главы) естественно последовать очищению и освящению. Мысль об этом передана в образе источника, который откроется… дому Давидову (политическому руководству будущего Израиля) и жителям Иерусалима (подразумеваются все израильтяне; сравните с 12:10). Тут необходимо сказать следующее. В день, когда распят был Иисус Христос, источник очищения открылся потенциально как для Израиля, так и для всего мира.

Во второе пришествие Христа этот «источник» сделается для еврейского народа достоянием его собственного опыта, тем, что будет познано им ценой страданий. Мысль об этом духовном очищении еврейского народа явственно перекликается с тем, что говорится в других местах Священного Писания. О духовном восстановлении Израиля и о заключении с ним Богом Нового Завета (к примеру, Иер 31:31−37; Иез 36:25−32; Рим 11:26−27).

Зах 13:2а. Господь возвещает о Своем намерении истребить самые имена (напомним, что имя олицетворяло в древнееврейском менталитете суть всякого лица или явления) идолов с израильской земли (сравните с Мих 5:13−14). Это надо понимать в расширительном смысле: Господь покончит со всем, что так или иначе отвлекает людей от поклонения Ему (от «пребывания» их сердцем с Ним и в Нем). Собственно идолопоклонство ко времени второго пришествия Христа будет выражаться, помимо прочих форм (Откр 9:20), в поклонении образу зверя в иерусалимском храме (Дан 9:27; 11:31; Мф 24:15; 2Фес 2:4; Откр 13:4).

Зах 13:2б−3. В тесной связи с искоренением идолопоклонства находится искоренение лжепророчества. Захария говорит как о людях, прорицающих ложно, так и о действующей в пределах земли с той же целью силе сверхъестественной: о нечистом духе, который «вдохновляет» лжепророков. Поскольку Захария, как и всякий пророк Божий, видит «сквозь пласты времени», то здесь (по мнению некоторых исследователей) он намекает на прекращение пророчеств как таковых в Израиле — в дни относительно близкие к нему, когда иных пророков, кроме «прорицающих ложно», в земле Божиего народа не останется. Явление лжепророчества настолько противозаконно в среде народа, избранного Богом, что на искоренение его, по словам Захарии, поднимутся даже родители тех, кто окажутся повинны в этом грехе (подлежавшем наказанию смертью; Втор 18:20).

Зах 13:4−6. Преобладание праведности в сообществе побудит лжепророков «устыдиться» своего занятия; они всячески станут отрекаться от него. Говоря об этом в терминах своего времени, Захария прибегает и к соответствующим образам. Они не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать (стих 4). Напомним, что некоторые из истинных пророков имели обыкновение носить одежду из грубой шерсти («власяницу») — к примеру, Илия (4Цар 1:8) и много времени спустя Иоанн Креститель (Мф 3:4). С целью скрыть род своих занятий мнимые пророки станут выдавать себя за земледельцев.

Рубцы (стих 6) оставались на теле у служителей идолов (лжепророчество было тесно связано с идолослужением); они сами, во исполнение языческих ритуалов, наносили себе порезы и раны. Так вот «происхождение» их они станут приписывать своим родственникам: это они, мол, «любящие их», наказывали их за провинности.

В 13:7−9, как бы по контрасту с лжепророками, Господь представляет Своего истинного Пророка — Мессию, Которого называет «Своим пастырем». Поэтический этот раздел высвечивает все аспекты предшествующего пророчества, включая казнь Мессии (12:10; сравните с 11:7−8), «рассеяние» овец (стих 7 сравните с 11:9) и восстановление «отношений завета» (стих 9 сравните со стихами 1−2).

Зах 13:7а. От лица Божия Захария обращается к мечу как к персонифицированному орудию смерти (поэтический речевой прием) с призывом «поразить пастыря». Смысл этого обращения должен быть понят как попущение Божие тому, что должно совершиться, и предвиденье Им этого, т. е. смерти Своего пастыря, Которого Он называет «ближним Своим».

Евр слово, переведенное как «ближний», встречается в Библии, помимо этого места, лишь в книге Левит (Лев 6:2; 18:20 и др.), где оно относится к близкому родственнику. В Зах 13:7 Господь таким образом заявляет об идентичности природы Своей и Пастыря, или о единой сущности Их. Иначе говоря, здесь мы имеем сильное свидетельство в пользу Божественной природы Мессии.

Зах 13:7б−8. Господь — говорит через Захарию о последствиях того, что произойдет с пастырем: овцы Его рассеются. В смерти Своей на кресте и был «поражен» Иисус Христос (Ис 53:4, 10). И первыми «овцами», которые «рассеялись», были Его ученики, оставившие Его (Мф 26:31, 56). Фраза И Я обращу руку Мою на малых может относиться к описанным в книге Деяний Апостолов преследованиям первых христиан (из евреев), которые попущены будут Самим Господом. Что касается «рассеяния овец», то это могло быть и предупреждением о горькой судьбе, ожидавшей еврейский народ после разрушения Иерусалима римлянами в 70 году по Р. Х.

Так же, как в проповеди Спасителя на Елеонской горе (Мф 24−25; Мк 13; Лк 21) содержится, наряду с пророчеством о том, что случится скоро: о рассеянии еврейского народа в 70-ом году, — пророчество о том, чему предстоит совершиться во второй половине времени великой скорби, так и у Захарии оба эти периода, связанные с еврейским рассеянием, попадают в «общий фокус».

В 13:8−9 Захария, по всей вероятности, прозревает рассеяние Израиля в период великой скорби (сравните с Откр 12:6, 13−17) как последнее и завершающее в истории избранного народа. Именно тогда две части (две трети) его будут истреблены, вымрут, а третья часть, которая останется, явится тем благословенным «остатком», который восстановлен будет Богом для возобновления с Ним отношений завета.

Зах 13:9. Но и «остаток» («третья часть») испытана будет и очищена в огне искушений и бедствий. В аллегории переплавки серебра и золота можно видеть и страдания (испытания), которые предстоят евреям в годину великой скорби, и те, через которые Бог проведет Израиль во второе пришествие Мессии (Иез 20:33−38 и притчи, рассказанные Господом, в Мф 25:1−30).

Лишь в результате этих «переплавки» и очищения станет Израиль с верою и от сердца призывать имя Господа (Зах 12:10 — 13:1), сделается народом, угодным Ему (Рим 11:26−27). Обновленные отношения завета между ним и Господом прозревали многие пророки: Ос 1−2; Иер 32:38−41; Иез 37:23−28. Захария пишет о них в завершение 13-ой главы: и Я услышу их и скажу: это Мой народ (сравните с Зах 8:8), и они скажут: «Господь — Бог Мой!» (сравните с Ос 2:21−23).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Покаяние, описанное в конце предыдущей главы, принесло свой «достойный плод» (см. ст. 1−6). В Иер 31:33,34 Бог обещает Израилю силу Духа Святого, способную осуществить подлинное внутреннее преобразование и привести к добровольному повиновению Закону, идущему от сердца, к живому общению с Богом, спасительному познанию Его и прощению грехов (ср. Иез 36:25; Зах 3:4,9). НЗ (Лк 22:20; 1Кор 11:25) ясно свидетельствует о том, что благословения, некогда обещанные Израилю в ВЗ, становятся достоянием Церкви Нового Завета, в которой объединены в одну семью и язычники, принявшие евангельскую весть, и духовный остаток Израиля (Рим 11:1−16).
2  [2] — Букв.: пророков; то же в ст. 4.
3  [3] — См. Втор 13:6−10.
5  [4] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: я землепашец, с юных лет человек меня купил.
6  [5] — Букв.: между руками; или: на руках.
7  [6] — Смертельный удар, пророчески предсказанный здесь, нанесен доброму Пастырю во исполнение Божественного замысла (Ис 53:10; Деян 2:23).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.