Числа 11 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В то время израильтяне повели себя подобно тем людям, которые выражают свое недовольство ГОСПОДУ по поводу любых неприятностей.1 Услышал это ГОСПОДЬ и вознегодовал. И тогда огонь, Им ниспосланный, вспыхнул среди возроптавших и начал бушевать на краю стана.
2 Люди возопили и бросились к Моисею. Воззвал Моисей к ГОСПОДУ — и погас огонь.
3 (Место это назвали Тавера,2 пожарище, ибо там среди них вспыхнул огонь ГОСПОДЕНЬ.)
4 Люди пришлые, примкнувшие к израильтянам при исходе из Египта, стали выказывать вожделение лучшей пищи. Вслед за ними возопили вновь и сыны Израилевы. «О если бы у нас было мясо! — стенали они. —
5 Мы же помним, как ели рыбу в Египте — она доставалась нам даром, — и огурцы, и арбузы,3 и лук-порей, и чеснок, и лук репчатый.
6 А теперь в пустыне мы совсем иссохли — ничего, кроме манны, не видим».
7 (Эта манна была похожа на семя кориандра, молочно-белого цвета.4
8 По утрам люди собирали ее, чтобы молоть в жерновах или в ступках толочь, а потом варили в котлах или делали из нее лепешки, по вкусу как оладьи с маслом.
9 Манна выпадала на стан вместе с ночной росой.)
10 Моисей слышал ропот и вопли людей: каждая семья плакала у входа в шатры свои. Велико было негодование ГОСПОДА, и Моисей был сильно огорчен.5
11 Поэтому сказал он ГОСПОДУ:

«Зачем Ты навел беду эту на раба Своего?
Чем провинился я перед Тобой,
что Ты оставляешь меня одного нести бремя всего народа?

12

Разве я мать им? Разве я родил их,
что Ты обязал меня нести их на руках, —
как кормилица носит младенца, — в ту страну,
которую Ты отцам их пообещал?

13

Да откуда же мне взять столько мяса,
чтобы накормить весь народ?
А они плачутся: „Дай нам мяса, накорми нас!“

14

Весь народ сей — слишком тяжкое бремя для меня,
не понести мне его одному!

15

Если Ты хочешь и впредь так со мной поступать,
тогда убей меня поскорее!
Сделай это, коли обрел я благоволение Твое,
дабы мне избавиться от горя, меня терзающего ».

16 ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Собери семьдесят человек из числа старейшин Израиля, о которых знаешь, что они мудрые старейшины и приставники народа; призови их к Шатру Откровения, пусть станут они там вместе с тобой.
17 Тогда сойду Я к вам и буду говорить там с тобою. Возьму от Того Духа, Который на тебе, и ниспошлю Его на этих семьдесят человек. Они помогут тебе нести бремя народа сего, чтобы ты не один это делал.
18 А народу скажи: „Освятитесь, чтобы быть вам готовыми к завтрашнему дню, — будете есть мясо. Вы же хотели, чтобы услышал вас ГОСПОДЬ, когда вопили: „Если бы только было у нас мясо! И точно — в Египте жилось нам лучше!“ Вот и даст вам ГОСПОДЬ мясо, накормит вас.
19 И не один день будете есть это мясо, не два, не пять, не десять, не двадцать дней,
20 а целый месяц, до тех пор, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, пока тошнить вас не станет. Это будет вам за то, что пренебрегли вы ГОСПОДОМ, живущим среди вас, и плакались пред Ним, говоря: „Ради чего мы вышли из Египта?““»
21 «Как? — удивился Моисей. — Только взрослых мужчин6 вокруг меня шестьсот тысяч, а Ты говоришь: „Дам им мяса на целый месяц“.
22 Даже если всех быков и овец заколоть, достанет ли этого для них? Или если выловить всю рыбу морскую, будет ли для них ее вдоволь?»
23 А ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Разве коротка рука ГОСПОДНЯ?7 Ныне же увидишь, сбудется слово Мое или нет».
24 Моисей вышел к народу и пересказал ему то, что услышал от ГОСПОДА. Затем созвал он семьдесят человек из старейшин народа и поставил их вокруг Шатра Откровения.
25 Там явился им ГОСПОДЬ в облаке и говорил с Моисеем. Взял ГОСПОДЬ от Того Духа, что был на Моисее, и наделил Им всех собравшихся здесь старейшин. И когда низошел8 на них Дух, стали они пророчествовать, однако не делали этого вновь.9
26 В то время двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, оставались в стане. Но и на них низошел Дух, ибо они тоже были записаны, к семидесяти причислены. Потому и эти двое, хоть и не вышли к Шатру, стали пророчествовать в стане.
27 Некий юноша прибежал к Моисею и сказал ему: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!»
28 Тогда Иисус Навин, служитель Моисея, один из самых близких ему молодых людей, вмешался: «Моисей, повелитель мой, останови их!»
29 Но Моисей сказал ему: «Не ревнуешь ли ты из-за меня? Пусть бы все в народе ГОСПОДНЕМ становились пророками и ГОСПОДЬ мог бы ниспослать Дух Свой на каждого из них!»
30 И тогда возвратился Моисей вместе с избранными старейшинами Израиля в стан.
31 Поднялся ветер, посланный ГОСПОДОМ, и принес со стороны моря тучи перепелов и разбросал их по земле — и в стане, и поодаль от него на расстоянии, которое можно было пройти за день во всех направлениях. Почти на два локтя10 покрыли они землю.
32 Весь день и всю ночь и весь следующий день сыны Израилевы выходили и собирали этих перепелов. И у тех, кто собрал меньше всех, птиц было не менее десяти хомеров.11 И разложили все собранное вокруг стана.
33 Случилось же так, что, не успели еще израильтяне и прожевать как следует то мясо, прогневался на них ГОСПОДЬ — поразил Он великим бедствием народ израильский.
34 Потому и назвали то место Киврот-Хаттаава, гробницей вожделений, ибо похоронили там народ, вожделению предавшийся.
35 А потом от Киврот-Хаттаавы народ двинулся в Хацерот и, достигнув его, остановился.

Толкование Далласской семинарии

Б. Бунт народа (глава 11)

Чис 11:1−3. После только что описанного трехдневного путешествия (10:33−36) народ стал роптать вслух Господа. Замечание, что Он услышал их, — это антропоморфический языковый образ, который свидетельствует, что ропот их не был тихим, «про себя». Он, нет сомнения, был столь громок, что и «небес достиг»!

В ответ Господь в гневе Своем сжег огнем многих из тех, кого обуял мятежный дух. (Еврейское слово, которое переводится здесь как «стан», означает людей в стане.) Огонь Господень — это метафора, выражающая сильный Божий гнев, а не только конкретную форму его проявления — «буквальный» огонь. И такое впечатление произвело на народ Господне наказание, что они назвали место этой стоянки Горение. Не будучи одним из «обычных» названий, оно в приводимом позднее списке стоянок (33:16−17) выпущено.

Чис 11:4−9. А началось все с того, что пришельцы… а с ними и сыны Израилевы стали с плачем вспоминать другую пищу, ту, к которой они привыкли в Египте. Здесь же, говорили они, у нас нет ничего, кроме манны.

Словом «пришельцы» (которые взбунтовались первыми), тут переводится еврейское асапсуп; оно встречается только здесь в Ветхом Завете и буквально означает «толпу», «скопище» не израильтян, которые вышли из Египта вместе с евреями. Обычно оно передается словом ереб — «разношерстная, разноплеменная толпа» (употреблено в Исх 12:38; Иер 25:20; Неем 13:3 и т. д.). (Описание манны, подобной кориандровому семени (в толковании на Исх 16:31−36.) Здесь Моисеем добавлено, что для употребления в пищу манну толкли или мололи, а затем варили в котле или пекли из нее лепешки.

Очевидно, на вкус не все люди воспринимали ее одинаково: судя по Исх 16:31, кому-то она напоминала лепешки с медом, а тут говорится, что вкус… ее был подобен вкусу лепешек с елеем (оливковым маслом). Так или иначе, но эта нежная, пресноватая на вкус манна, не похожая на острую пищу, которую ел народ в Египте, побудила их поднять бунт против Моисея и Господа.

Чис 11:10−15. Ответной реакцией Моисея было обращение к Господу с вопросом, почему Он возложил это бремя на него. Разве не Господь, а Моисей создал народ Израиля и привел его в пустыню? Но раз это сделал Господь, не может и не должен Моисей принимать на себя ответственность за весь этот народ (Я один не могу нести всего народа сего). Как о милости просил Моисей Бога предать его смерти, если Он не намерен был облегчить «ношу» его.

Чис 11:16−20. Господь не послал смерти Моисею и не освободил его от руководства Израилем. Но Он дал ему помощников, которые разделили бы с ним его полномочия. Бог повелел Моисею отобрать семьдесят человек из старейшин, пользовавшихся доброй репутацией, и сказал, что «возложит» на них от Духа, данного Моисею (сравните Исх 18:21−26; Деян 6:3).

Потом Господь повелел народу очиститься к следующему дню, когда Он даст им столько мяса, что они по горло насытятся им (Чис 11:18−20). На протяжении месяца будут они есть его, пока мясо не пойдет у них из ноздрей. Эта гипербола передает ту мысль, что отвергающих совершенные дары Божии станет тошнить от того, что они предпочтут им.

Чис 11:21−23. Моисею показалось неосуществимым обещание Господа послать им такое количество мяса. Он подумал, что и всех стад и отар Израиля и всей рыбы морской не хватило бы, чтоб на протяжении месяца кормить шестьсот тысяч пеших Израиля. Но Господь ответил, что Ему это вполне под силу, и сказал, что Моисей увидит это своими глазами.

Чис 11:24−29. Однако прежде, чем это произошло, Моисей отобрал семьдесят …старейшин и собрал их у скинии (сравните стих 16). И сошел Господь в облаке… и взял от Духа, бывшего на Моисее, и дал от этого Духа семидесяти мужам-старейшинам. И вот они стали пророчествовать, но это случилось с ними только один раз (в тексте: …но потом перестали). Все, что требовалось для их дальнейшей деятельности, это — удостоверить всенародно, что и они теперь владеют такими же духовными особенностями и властью, как и сам Моисей.

Пророчествовать здесь означает не предсказывать будущее, но возносить (в пении или просто в словах) хвалу и славословия Богу так же, как это делал Моисей (о схожем переживании Саула в 1Цар 10:9−11). Способность к такого рода «пророчеству» могла проявиться у человека только в результате особого посещения его Духом.

Чтобы показать, что дарование Духа было действием Божиим, никак не связанным с присутствием Моисея, Господь дал Духа и двум мужчинам, Елдаду и Модаду, которых не было в числе семидесяти у скинии (Чис 11:26). Они тоже стали пророчествовать, и это так удивило бывших в стане, что они послали к Моисею сказать ему об этом.

Услышав о происходящем в стане, Иисус… Навин сильно встревожился и просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать. Верного помощника Моисея обеспокоило, не возникла ли угроза неповторимому дару вождя — быть посредником при передаче народу Божиих благословений. Правильно поняв его чувства, Моисей, однако, упрекнул Навина в чрезмерной ревности: лично он хотел бы, чтобы Дух Божий почил на всем Божием народе.

Чис 11:30−35. После того, как семьдесят старейшин было отобрано и утверждено. Господь послал сильный ветер… от моря, и в стан нанесло бесчисленное множество перепелов. Обычно и по сей день перепела летят в северовосточном направлении, из глубины Африканского материка. В случае, описанном в Библии, ветер должен был дуть с юго-востока (совершенно необычный феномен) и нести птиц на северо-запад, через Синай.

Более того: Господь сделал так, чтобы птицы летели всего примерно в метре в («двух локтях») над землей — и люди легко могли ловить их, либо сбивать на землю. Такое толкование представляется гораздо более приемлемым, чем общепринятое (оно нашло отражение и в русском переводе), будто перепела лежали пластами примерно в метр толщиной по обе стороны от стана, на расстоянии, равном дневному переходу. Если вдуматься, то в этом случае возникли бы проблемы труднопреодолимые.

Два дня и …ночь продолжался лет перепелов, пока каждый, кто собирал их, не набрал, по меньшей мере, десять хомеров перепелов (т. е., если мерить их сосудами, в которые их, возможно, складывали, то это составило бы более 2-х тысяч литров). Но вскоре после того, как люди предались оргии обжорства, Господь излил на народ Свой гнев… и поразил их весьма великою язвою, которая убила многих. Причина происшедшего явствует из названия, которое было дано, этому месту: Киброт-Гаттаава, что значит «Гробы прихоти»; ибо там похоронили прихотливый народ, который требовал другой пищи.

Их грех, в сущности, состоял в том, что они отвергли Господа и Его щедрые даяния — ради безудержного чревоугодия. Как скажет позднее Павел о врагах Христа: «их бог — чрево» (Флп 3:19). Несомненно устрашенный тем, что произошло в том месте, народ двинулся в Асироф (сегодня это, возможно, Аин Кадра), сразу на юг от пустыни Фаран.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло / неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались.
3  [2] — Евр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара (опалил).
5  [3] — Или: дыни.
7  [4] — Евр. бдолах — возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно-белый опал (ср. Откр 2:17).
10  [5] — Букв.: и в глазах Моисея (это было) зло.
21  [6] — Букв.: пеших (воинов).
23  [7] — Или: есть ли предел силы Господней?
25  [8] — Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей.
25  [9] — Букв.: они не добавляли.
31  [10] — Т. е. высотой около метра.
32  [11] — Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.