Числа 13 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал Моисею:
2 «Отправь людей, чтобы осмотрели они землю Ханаан,1 которую даю Я сынам Израилевым. По одному человеку вы должны отправить от каждого из двенадцати колен,2 по одному из их вождей».
3 И отправил Моисей по велению ГОСПОДА из пустыни Паран глав сынов Израилевых.
4 И вот их имена:
от колена Рувима — Шаммуа, сын Заккура;
5 от колена Симеона — Шафат, сын Хори;
6 от колена Иуды — Халев, сын Ефуннэ;
7 от колена Иссахара — Игаль, сын Иосифа;
8 от колена Ефрема — Осия, сын Навин;
9 от колена Вениамина — Палти, сын Рафу;
10 от колена Завулона — Гаддиэль, сын Соди;
11 от колена Иосифа, то есть от колена Манассии, — Гадди, сын Суси;
12 от колена Дана — Аммиэль, сын Гемалли;
13 от колена Асира — Сетур, сын Михаэля;
14 от колена Неффалима — Нахби, сын Вофси;
15 от колена Гада — Геуэль, сын Махи.
16 Таковы имена тех людей, которых отправил Моисей осмотреть землю. (А Осию, сына Навина, Моисей нарек Иисусом.)3
17 Моисей поручил им осмотреть землю Ханаан и при этом сказал им: «Пройдя через Негев,4 поднимитесь в горы
18 и осмотрите землю: какова она, и народ, живущий на ней, — силен он, слаб ли, малочислен или многочислен.
19 Какова вообще земля, в которой он обитает, — хороша или плоха? Каковы города, в которых он живет, — обнесены ли они крепостными стенами или нет?
20 Какова там почва — плодородна она или нет, растут ли там деревья? Будьте мужественны и принесите плодов той земли». (А это было время5 созревания первых плодов винограда.)
21 Они вышли и осмотрели землю от пустыни Цин и до самого Рехова, что по дороге в Амат;
22 пройдя возле Негева, они дошли до Хеврона, где в то время жили Ахиман, Шешай и Талмай — потомки Анака. (Хеврон был построен на семь лет раньше Цоана Египетского.)
23 А когда дошли они до долины Эшкол, срезали там ветвь с одной кистью винограда, которую пришлось нести на шесте, вдвоем; они также взяли гранатовых плодов и смокв.
24 (То место стало называться долиной Эшкол, что значит виноградная гроздь, из-за той кисти, которую сыны Израилевы срезали там.)
25 По прошествии сорока дней, осмотрев землю, они возвратились
26 и, явившись к Моисею, Аарону и всей общине сынов Израилевых в Кадеш, что в пустыне Паран, рассказали им и всем собравшимся об увиденном и показали плоды земли.
27 Обращаясь к Моисею, они сказали: «Мы были в земле, в которую ты посылал нас. И точно — она источает молоко и мед. А вот это плоды, там растущие.
28 Но увы! Люди, живущие на этой земле, сильные и страшные! И города их огромные и хорошо укрепленные. Что еще хуже — мы увидели там потомков Анака.
29 Амалек живет в Негеве; хетты, евусеи, амореи обитают в горах, а ханаанеи — у моря и возле Иордана».
30 Халев, вмешавшись, призвал людей, окружавших Моисея, помолчать, а затем сказал: «Пойдем же и овладеем этой землею — прямо сейчас. Мы сможем это сделать».
31 Но те, кто ходил с ним, возразили: «Нет, не нам идти против этого народа: он сильнее нас».
32 И стали отговаривать сынов Израилевых, говоря худое о земле, которую они осмотрели: «Земля, через которую мы прошли, осматривая ее, — это земля, которая пожрет всякого, кто отважится жить на ней. Все, кого мы видели там, — люди высокорослые.
33 Стоило нам только взглянуть там на исполинов, сыновей Анака из племени исполинов, как мы сами себе показались саранчой. Да и они, должно быть, так смотрели на нас».

Толкование Далласской семинарии

Г. Лазутчики в Обетованной земле (главы 13−14)

1. ОТБОР ЛАЗУТЧИКОВ (13:1−16)

Чис 13:1−16. Наконец, колена Израилевы вошли в пустыню Фаран, где, вероятно, в оазисе Кадес (стих 27) расположились лагерем надолго. Кадес, который формально относится к пустыне Син, здесь «помещен» в пустыню Фаран, потому что Син составляла часть громадных просторов этой пустыни (сравните 27:14; Втор 32:51).

Тут Моисей распорядился, чтобы по одному человеку от колена послали на разведку в землю Ханаанскую. Каждый из этих мужей, «главных» у сынов Израилевых, назван здесь с указанием племени (колена), к которому он принадлежал (стихи 4−16). В свете дальнейшего развития событий особый интерес представляет для нас Халев, представитель Иуды (стих 7), и Осия, избранный Ефремом (стих 9). По не вполне понятным соображениям Моисей переделал его имя Осия («спасение») на Иисус («Ягве есть спасение»).

2. ЗАСЫЛКА ЛАЗУТЧИКОВ (13:17−25)

Чис 13:17−20. Путь, которым шли лазутчики, пролегал на север от Кадеса и вел через Негев в гористую страну. Словом «Негев» (буквально «юг») обозначалась вся пустынная часть Южного Ханаана, и, прежде всего, территория на юг от Беер-Шивы.

Горная часть страны состояла из гор Иуды, располагавшихся севернее холмов Ефрема и тянувшихся до Галилейских высот. Во времена Моисея здесь, в горах, жили главным образом аморреи, а в долинах и на равнинной части — хананеи (сравните толкование на стих 29).

Миссия лазутчиков была четко определена: осмотреть, какова она, эта земля, сама по себе, и выяснить, сильны или слабы живущие на ней племена (стихи 18−20).

Причина, по которой Моисей предложил этот путь, состояла, вероятно, в том, что, следуя именно в этом направлении, он намеревался войти в Ханаан. Вначале они наверняка не планировали войти в Обетованную землю с востока, через Иерихон. Ибо он был далеко от главных подступов к Ханаану со стороны Египта, а, кроме того, на этом пути евреям пришлось бы проходить близ сильно укрепленных городов Иерихона и Аи, а это было весьма небезопасно.

Чис 13:21−23. Маршрут, которым шли лазутчики, начинался в пустыне Син и простирался на север до Рехова и Емафа, располагавшегося примерно в двадцати двух километрах на северо-запад от Баальбека. Емаф был крупным арамейским городом в большой центральной долине, известной под именем Бекаа. Емаф располагался в нижней части этой долины, которая начиналась сразу же на север от Галилейского моря.

На обратном пути двенадцать вождей прошли через Хеврон, город, построенный на семь лет раньше Цоана, города Египетского (стих 23). Цоан, известный еще как Танис, был возведен гиксосами, когда те захватили северо-восточную часть Египта примерно в 1730 г. до Р. Х. Причина этого как бы не относящегося к делу сообщения, может быть, в том, что позднее Хеврон стал достоянием Халева (Нав 14:13−15), а еще позднее — столицей царя Давида, когда он правил Иудеей (2Цар 2:1−4). В дни Моисея, однако, Хеврон был городом сыновей Енаковых, племени высокорослых людей (Чис 13:33; Втор 9:2), которым предстояло впоследствии сделаться непримиримыми врагами Израиля (Нав 15:13−14).

Чис 13:24−25. Близ Хеврона лежала долина Есхол («виноградная кисть»), где лазутчики срезали такую огромную и тяжелую ветвь с одною кистью ягод, что двое мужчин должны были нести ее на шесте. Кроме того, они набрали гранат и смокв, и через сорок дней после начала этой разведывательной операции возвратились в Кадес.

Почему ровно сорок дней осматривали они Обетованную землю? Возможно, для того, чтобы впоследствии могли сопоставить этот относительно короткий отрезок времени с сорока годами блуждания в пустыне, к каковым им скоро предстояло быть приговоренными (сравните 14:34).

3. ОТЧЕТ ЛАЗУТЧИКОВ (13:26−33)

Чис 13:26−30. Вернувшись в Кадес, лазутчики доложили обо всем, что видели. Они предъявили свои трофеи и заверили общество, что Ханаан — действительно земля, в которой течет молоко и мед. Но была и негативная сторона их сообщения — они видели там очень большие и укрепленные города и пришли к выводу, что народы, живущие там сильны, там и амаликитяне, как обитающие в пустыне Негев (сравните Исх 17:8−16); Хеттеи, Иевусеи и Аморреи, живущие в гористой части страны, или Хананеи, расселившиеся на прибрежной равнине Средиземного моря и в долине реки Иордан.

Хананеи были исконными жителями Ханаана. Аморреи пришли туда из северо-восточного Арама (Сирии), где-то в самом конце третьего тысячелетия до Р. Х.; они изгнали хананеев из горной части страны и обосновались там. Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); они известны примерно с 1800 г. до Р. Х.; медленно распространялись они на юг и юго-восток и, вероятно, слились с аморреями в Ханаане.

О иевусеях ничего не известно, кроме того, что основная их масса жила в Иерусалиме; их считают одной из аморрейских групп (Нав 10:5). Еще четыреста лет спустя после Моисея они владели Иерусалимом, но затем были изгнаны оттуда царем Давидом, который взял город и сделал его своей столицей в 1004 г. до Р. Х. (2Цар 5:6−10).

Чис 13:31−34. Повествуя о городах и жителях той земли, лазутчики разделились во мнениях. Халев побуждал Моисея не откладывая, завладеть землей, потому что он был уверен, что им это удастся. Но десять других лазутчиков (все, кроме Иисуса Навина и Халева, 14:6−9, 30), расхолаживали народ, будучи настроены пессимистически: мол, дело завоевания им не по плечу — слишком неравны силы. (Земля, поядающая живущих на ней, по-видимому, означает, что на ней не прекращались войны.)

Только здесь и в Быт 6:4 (толкование на этот стих, встречается слово исполины, которых считали «сынами Енаковыми». (сравните Втор 9:2)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: чтобы пошли они в разведку в землю Ханаан.
2  [2] — Букв.: из каждого колена праотцев его.
16  [3] — Имя Осия (евр. Хошеа) означает «спасение», а Иисус (евр. Йехошуа) — «Яхве есть спасение» или «Яхве (ГОСПОДЬ) спасает».
17  [4] — Евр. негев — юг.
20  [5] — LXX: дни весны и… Виноград начинает созревать в Палестине в конце июля.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.