Числа 15 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею
2 передать сынам Израилевым: «Когда придете вы в землю, которую Я дам вам, чтобы вы поселились в ней,
3 и будете приносить дары ГОСПОДУ — полностью на огне сжигаемые жертвоприношения или другие жертвы, по обету совершаемые или из особого рвения и в дни установленных праздников для благоухания, приятного ГОСПОДУ, из крупного рогатого скота или мелкого —
4 приносящий ГОСПОДУ дар свой должен принести и хлебный дар: десятую часть эфы лучшей пшеничной муки, политой четвертью гина1 оливкового масла,
5 и в возлияние четверть гина вина на каждого ягненка, приносимого во всесожжение или в жертву иного рода.
6 Если же принесете барана в жертву, то для хлебного дара понадобится две десятых эфы лучшей пшеничной муки, политой третью гина оливкового масла;
7 в возлияние при этом надо принести треть гина вина для благоухания, приятного ГОСПОДУ.
8 Когда приносите в жертву ГОСПОДУ молодого быка, во всесожжение, или как жертву во исполнение обета, или как благодарственную жертву,
9 тут же принесите и хлебный дар: три десятых эфы лучшей пшеничной муки, политой половиной гина оливкового масла;
10 а в возлияние надо принести половину гина вина; и всё это будет как ваш дар, как благоухание, приятное для ГОСПОДА.
11 Так следует делать всегда, когда приносите ГОСПОДУ молодого быка, барана, ягненка или козла.
12 Каким бы ни было число приносимых жертв, при каждом таком заклании приносите и дары хлебные.
13 Каждый исконный израильтянин должен это делать, когда будет приносить дар для благоухания, приятного ГОСПОДУ.
14 А если живет среди вас переселенец или в будущем кто-либо поселится среди потомков ваших и захочет он принести дар как благоухание, приятное ГОСПОДУ, то и он должен делать всё так, как и вы.
15 Для всего народа вашего2 да будет у вас одно установление и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас, установление непреложное для всех поколений ваших. При жертвоприношениях между вами и переселенцами нет различия перед ГОСПОДОМ.
16 Один закон и одни права3 для всех: и для вас, и для переселенцев, живущих среди вас».
17 И еще велел ГОСПОДЬ Моисею
18 передать сынам Израилевым: «Когда войдете вы в ту землю, в которую Я веду вас,
19 и будете есть хлеб той земли, принесите часть от него в возносимый дар ГОСПОДУ.
20 Из первого же замеса теста вы должны принести лепешку как возносимый дар; принести ее следует так же, как вы это делаете с возносимым даром с гумна при обмолоте зерна.
21 Во всех грядущих поколениях ваших совершайте сие приношение ГОСПОДУ ежегодно из своего первого помола муки.
22 Но если вы с пути собьетесь и не исполните все заповеди, о которых говорил ГОСПОДЬ Моисею,
23 всего, что заповедал ГОСПОДЬ через Моисея начиная с того дня, когда ГОСПОДЬ дал вам заповеди на Синае, и после того, сделав их обязательными для всех поколений ваших,
24 тогда за это по ошибке сделанное упущение, не замеченное общиной, она, осознав, должна будет всё приготовить, чтобы принести в жертву всесожжения молодого быка в благоухание, приятное ГОСПОДУ, вместе с предписанным хлебным даром и возлиянием и козла в жертву за грех.
25 И священник совершит для них то служение, которое приведет всю общину сынов Израилевых к единению с Богом, и они обретут прощение, ибо это было сделано по ошибке и за свое упущение они принесли дар ГОСПОДУ, принесли пред Ним жертву за грех.
26 Обретут прощение и вся община сынов Израилевых, и переселенцы, которые живут среди вас, ибо неумышленно согрешил весь народ.
27 Если же какой-то человек согрешит неумышленно, он должен будет принести годовалую козу в жертву за грех.
28 Священник совершит перед ГОСПОДОМ служение, дабы восстановить единение с Ним человека, который допустил ошибку и неумышленно согрешил, и тот обретет прощение.
29 Один закон пусть будет и для исконного израильтянина, и для переселенца, живущего среди вас, если совершат они неумышленный грех.
30 Но если кто вызывающе грешит,4 будь то исконный житель или переселенец, он тем самым бросает вызов ГОСПОДУ. Такой человек должен быть исторгнут: не место ему среди народа.
31 Ведь он презрел слово ГОСПОДА и нарушил заповедь Его; посему должен быть навсегда исторгнут такой человек, и вина его — на нем».
32 В то время когда сыны Израилевы еще были в пустыне, замечен там был один человек, собиравший дрова в день субботний.
33 Заставшие нарушителя заповеди5 за этим занятием привели его к Моисею, Аарону и к собранию всему.
34 Его взяли под стражу, пока не станет ясно, что с ним делать.
35 Тогда ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Этот человек должен быть предан смерти. Пусть народ побьет его камнями за станом».
36 И вывели его за стан, где и был он побит камнями насмерть, как и велел ГОСПОДЬ Моисею.
37 ГОСПОДЬ повелел Моисею
38 сказать сынам Израилевым: «Вы должны пришить кисти6 к четырем углам облачений ваших, и делать так следует из поколения в поколение. В кисти эти вплетите нити из голубой пряжи.
39 Взглянув на такую кисть, вы будете вспоминать все заповеди ГОСПОДА, чтобы соблюдать их и не предаваться распутству по влечению глаз своих и сердца своего.
40 Сей знак будет побуждать вас помнить и исполнять все заповеди Мои, посвящая себя Богу своему.
41 Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, Который вывел вас из Египта, чтобы быть вашим Богом. Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш».

Толкование Далласской семинарии

III. Переход равнинам Моава (15:1 — 22:1)

А. Повторение положений Завета (глава 15)

1. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (15:1−31)

Чис 15:1−16. Поскольку вся взрослая часть Израиля приговорена была встретить смерть в пустыне, для юного поколения народа крайне важно было понять требования, которые предъявлялись им в рамках Завета. А самым главным в этом плане было принесение жертв, потому что жертвы были данью, которую народ-вассал должен был приносить своему Сюзерену — в знак верности Ему в рамках Завета (Исх 23:14−19; Лев 1−7; Втор 12:1−13).

В таблице «Дополнительные хлебные приношения и возлияния» подводится итог приношениям, описанным в Чис 15:3−12. Эти жертвы всесожжения и от «усердия» не были приношениями за грех или вину, поскольку их форма и содержание оставались неизменными (Лев 4:1 — 6:7); в таблице отражены жертвы, которые приносились по обету, а также жертвы мирные, благодарения или хвалы (Лев 1−3).

Дополнительные хлебные приношения и возлияния:

Всесожжения и приношения «от усердия» Дополнительные приношения
Приношения всех видов 2 кварты муки, смешанные с 1 квартой елея
Агнец 1 кварта вина
Овен 4 кварты муки, смешанной с 1 и 1/4 квартами елея и 1/4 квартами вина
Телец 6 кварт муки, смешанной с 2 квартами елея, и 2 кварты вина

Примечание: Одна ефа равна 1/4 буша, или примерно 8 литрам. Один гин — около 4 литров.

Весь народ Израиля должен был приносить их, независимо от того, был ли человек рожден в этом народе или пришел со стороны (Чис 15:13−16).

Чис 15:17−21. Второй свод правил относился к принесению первого плода от урожая. Когда народ войдет в землю Ханаанскую и станет пользоваться тем, что она рождает, то должен будет, в знак своей преданности Господу, каждый раз приносить Ему лепешку, испеченную из зерна первого урожая.

Чис 15:22−29. Третий раздел установлений касался приношений за грех. Этими установлениями предусматривалось очищение тех, кто ненамеренно нарушали одну из заповедей Господних, т. е. нарушали заповеди по небрежности или оплошности. Когда все общество оказывалось виновным, им надо было принести молодого вола во всесожжение, вместе с предписанными на этот случай сопутствовавшими хлебным приношением и возлиянием, а также козла в жертву за грех.

Разница между установлениями здесь и теми, касавшимися жертвоприношений за грех, о которых читаем в Лев 4:13−21, — в том, что здесь речь идет о согрешениях по оплошности, а в книге Левит — о совершении проступка. Более того: в этих стихах в Числах содержится требование о принесении как тельца во всесожжение, так и козла — в жертву за грех, а в Левит упоминается лишь телец, приносимый за грех. Примирение этого «разногласия», возможно, в том, что в Числах телец предполагался как жертва за грех, а, кроме того, приносился другой телец — во всесожжение.

Козел упоминается здесь, наряду с тельцом, но только как приношение за грех в случае нечаянного совершения греха кем-то из «начальников» (прямо тут об этом не говорится). В книге Левит также предписывается принесение козла в жертву за грех, совершенный «начальником» (Лев 4:22−26), так что в сущности никакого разногласия и нет.

Что касается рядового члена общества, то за его согрешение по оплошности требовалось принести в жертву козу (Чис 15:27−29) — так же точно, как говорится об этом в книге Левит (4:27−31).

Чис 15:30−31. Последнее установление касается случая «дерзкого» согрешения, т. е. вполне сознательного. Такой грех определялся как богохульство, потому что соответствовал дерзкому неподчинению Богу, вызову самому господству Яхве и Его требованиям в рамках Завета. Человек, повинный в грехе такого рода, должен был быть истреблен из народа своего. Как и в любом другом месте, эта формулировка означала как изгнание из общества, так и смерть (сравните Быт 17:14; также толкование на Лев 7:20; 17:4).

2. СЛУЧАЙ СОЗНАТЕЛЬНОГО НАРУШЕНИЯ ЗАВЕТА (15:32−36)

Чис 15:32−36. Как один из примеров дерзкого согрешения (сравните стихи 30−31) приводится эпизод с человеком, который собирал дрова в субботу. Поскольку в тот момент, когда его поймали за этим занятием, не было еще ясно, преднамеренно ли нарушил он закон о субботнем дне, посадили его под стражу — в ожидании Господнего решения. И Господь вынес Свой суд: должен умереть человек сей. Тогда виновного вывели из стана, и побили его камнями до смерти.

Из этого эпизода совершенно ясно, что понималось под «дерзким согрешением» (стихи 30−31), и что означало — «быть истребленным» из общества.

3. КИСТИ НА ОДЕЖДЕ КАК НАПОМИНАНИЕ О ЗАКОНЕ (15:37−41)

Чис 15:37−41. Чтобы помнить заповеди Господни, израильтяне должны были носить одежды, обрамленные по краям кистями с нитями из голубой шерсти в них. Эти кисти, будучи всегда у них перед глазами, напоминали евреям о необходимости подчиняться всем заповедям Господа.

Словом «кисть» переводится еврейское сисит, которое, возможно, происходило от корня со значением «цвет», «цветение». Может быть, эти кисти имели форму цветка или лепестков, которые по причинам, сегодня неясным, символизировали узы завета, связывавшие Господа с Его народом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Эфа — мера объема сыпучих тел, равная 22 л; гин — мера объема жидких тел, равная 4 л.
15  [2] — Букв.: для собрания вашего.
16  [3] — Или: суд.
30  [4] — Букв.: действует с (дерзко) поднятой рукой — это выражение означает, что человек своим действием бросает вызов Богу и Его народу, совершая преднамеренный грех.
33  [5] — Букв.: заставшие его.
38  [6] — Евр. цицит — пучок из нитей, кисть; кисти эти пришивались на углах сшитого из цельного куска ткани одеяния.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.