Числа 19 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ сказал Моисею и Аарону:
2 «Вот чин обряда, предписанного законом ГОСПОДА: вели сынам Израилевым привести к тебе рыжую корову совершенно здоровую, без изъяна какого и не ходившую под ярмом.
3 Ее надлежит отдать Элеазару-священнику, чтобы потом ее отвели за стан и там закололи перед ним.1
4 Элеазар обмакнет палец свой в кровь жертвы и семь раз покропит ею в сторону Шатра Откровения.
5 Корову надо сжечь у него на глазах: и шкуру ее, и мясо, и кровь — всё вместе с нечистотами.
6 При этом священник должен будет взять кусок кедрового дерева, веточку иссопа и алую пряжу и бросить всё это на сжигаемую нетель.
7 После этого пусть священник выстирает одежды свои, омоет тело водой и вернется в стан, но останется всё же нечист до вечера.
8 И тот, кто сжигал эту корову, пусть выстирает свои одежды, омоет тело водой, он тоже будет нечист до вечера.
9 Человек, которому будет поручено собрать пепел сожженной коровы, пусть положит его за станом на чистое место. Община сынов Израилевых должна хранить сей пепел для приготовления воды очищения. Это очистительная жертва.2
10 Тому, кто собирал пепел коровы, тоже придется выстирать одежды свои, и он будет нечистым до вечера. Это установление должно быть обязательным на все времена для сынов Израилевых и для переселенцев, живущих среди них.
11 Нечист будет семь дней всякий, кто прикоснется к телу любого умершего.
12 Он должен пользоваться водой ритуального очищения в третий день и в седьмой день, и тогда станет чист. Но если не будет он пользоваться этой водой в третий день и в седьмой день — чистым не станет.
13 Всякий, кто после прикосновения к телу любого умершего себя не очистит, осквернит Скинию ГОСПОДНЮ; такому человеку не место в Израиле — да будет он исторгнут. Если не окроплен он водой очищающей, останется нечист — нечистота его так и будет на нем.
14 Вот закон на тот случай, если умрет кто в шатре: всякий входящий в тот шатер, где покойник, и те, кто в нем, будут ритуально нечистыми семь дней.
15 Любой открытый сосуд в том шатре, который не был прикрыт плотно крышкой, будет нечист.
16 А если на поле дотронется кто до убитого или умершего человека, кости ли его коснется или могилы его, — нечист будет семь дней.
17 И вот что следует сделать для того, кто стал ритуально нечист из-за такого прикосновения: взять немного пепла от очистительной жертвы и, положив его в сосуд, налить туда проточной воды.
18 Кто-нибудь из ритуально чистых людей должен взять веточку иссопа, окунуть ее в эту воду и покропить на шатер и на всё, что ни есть там: на все сосуды и на людей в нем. И того надо окропить, кто прикоснулся к человеческим костям, к могиле, или к убитому, или к умершему.
19 Пусть чистый человек окропит нечистого, как должно, в третий и в седьмой дни; в седьмой день он завершит его очищение. А кропивший пусть выстирает одежды свои, омоется в воде и к вечеру тоже будет чист.
20 Тот же, кто, став нечистым, пренебрег возможностью получить очищение, да будет исторгнут — не место ему в общине, ведь он осквернил Святилище ГОСПОДНЕ — на него не кропили водой очищающей, и остался он нечистым.
21 Это установление для сынов Израилевых на все времена. Кропивший водой очищающей должен будет выстирать одежду свою, но всякий прикоснувшийся к воде очищающей нечист до вечера.
22 Всё, к чему ни прикоснется нечистый, тоже станет нечистым; да и всякий прикоснувшийся к нему будет нечист до вечера».

Толкование Далласской семинарии

Д. Законы об очищении (глава 19)

В Израиле считалось, что некоторые дела (действия) или контакты превращали человека в церемониально нечистого. Объясняется это тем, что вся жизнь народа и все в ней было пронизано духом религиозных представлений и имело то или иное религиозное значение. А, кроме того, неотъемлемой частью их бытия являлась символика. К примеру, кожные заболевания предполагали в человеке нечистоту, потому что были символом греха.

Мариамь после того, как была поражена «проказой», сделалась нечистой, ибо «проказа» недвусмысленно свидетельствовала, что, подняв бунт, Мариамь согрешила (12:9−15). Так же и болезнь Неемана символизировала его греховное состояние; будучи исцеленным, он признал, что лишь Господь Израиля есть Бог (4Цар 5:15).

Считалось, что прикосновение к мертвым особо оскверняет; причина этого — в явной ассоциации физической смерти с духовной (Быт 2:17; Втор 30:15, 19; Рим 6:23). Следовательно, для тех, кто соприкасался с трупами, должны были быть предусмотрены средства очищения — чтобы им, свободно и без помех, можно было пребывать в Господнем сообществе живых.

В главе 19-ой объясняется, каким образом могло происходить осквернение, и что следовало делать в каждом отдельном случае, чтобы привести к церемониальному очищению.

Чис 19:1−2. Как обычно, ритуальное очищение предполагало наличие «заместительной жертвы» — вот почему общество должно было поставить рыжую телицу без порока и недостатка… на которой никогда не пахали. Хотя рыжая телка и приносилась в жертву за грех (стих 9), но, в отличие от обычных жертв за грех, — не в искупление.

Ее приносили в жертву не ради удаления самого греха, а того осквернения грехом, которое ассоциировалось со смертью. Рыжая масть ее, возможно, символизировала цвет крови. А то, что она должна была быть из не знавших ярма, видимо, говорит, что телке полагалось быть абсолютно здоровой и сильной — животным настолько чистым, чтоб годилось для исполнения священной роли, ради которой было выбрано.

Чис 19:3−8. После заклания телки в присутствии священника — за пределами стана (последнее символизировало физический акт удаления скверны из среды народа) священник семь раз кропил кровью ее в направлении скинии. Это свидетельствовало о том, что жертва приносилась Господу.

Потом телицу полностью сжигали на огне, вместе с кедровым, деревом… иссопом и нитью из червленой (т. е. ярко-красного цвета) шерсти. Те же три компонента использовались в ритуале очищения при кожных заболеваниях (Лев 14:1−9). Избирая в ритуальных целях породу дерева, брали вечнозеленый душистый кедр; иссоп брали потому, что пучки именно этого растения обмакивали в кровь ягненка при исходе (сравните Пс 50:9, Исх 12:22), а нить красной шерсти — потому, что она символизировала саму кровь.

После сожжения всего этого и самой «телицы» пепел перемешивался, становясь средством очищения (Чис 19:9). По завершении ритуала священник и его помощник сами, однако, становились нечистыми — уже потому, что готовили пепел для очищения. Это кажется парадоксальным, но прикосновение к священным предметам делало священника церемониально нечистым (сравните Лев 16:26−28). Вероятно, потому, что упомянутые предметы как бы «облекались в скверну», которую предназначены были удалить.

Чис 19:9−13. Итак, когда оставался лишь пепел… кто-нибудь чистый должен был собрать его и положить вне стана на чистом месте. Теперь пепел готов был для воды очищающей.

В очищении нуждался всякий, кто касался мертвого тела и становился таким образом нечистым … семь дней. Такому человеку надо было очистить себя… водою с пеплом в третий и в седьмой день; а иначе он оставался нечистым. И если он приближался к скинии, будучи церемониально нечист то должен был «быть истреблен из среды Израиля», то есть предан смерти (сравните Лев 15:31).

Чис 19:14−16. В равной мере нечистым становился человек, который хотя бы входил в шатер, где лежал усопший. Воздействие смерти было столь сильным, что распространялось и на открытые сосуды, находившиеся в непосредственной близости от мертвого тела. И кто касался убитого «в поле» и костей человеческих или могил, делался нечистым.

Чис 19:17−22. Совершая ритуальное очищение, в сосуде смешивали пепел и воду и, омочив в нее пучок иссопа (который сам по себе обладает лечебными свойствами), кропили шатер, все сосуды и людей, оскверненных смертью. И кто-либо чистый должен был в третий и седьмой день окропить нечистого человека, после чего тот должен был омыться сам и вымыть одежды свои.

Неисполнение этой процедуры не позволяло нечистому приближаться к скинии под страхом смерти (он подлежал истреблению из среды народа, стих 20).

Тот, кто совершал акт очищения нечисто, тоже должен был вымыть одежды свои (и выкупаться), как должен был сделать это всякий, кто хотя бы прикоснулся к очистительной воде. Все, чего касался нечистый человек становилось нечистым и нечистота эта переходила, в свою очередь, на любого, кто так или иначе вступал с нечистым в контакт (сравните Агг 2:13).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: перед Богом.
9  [2] — Или: жертва за грех, то же в ст. 17.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.