Числа 20 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В первый месяц сорокового года со дня ухода из Египта вся община израильтян достигла пустыни Цин, и остановились они в Кадеше. Здесь умерла Мариам, и здесь же предана она была земле.
2 И так как на месте стоянки общины воды для нее не было вдоволь, люди объединились против Моисея и Аарона;
3 стали они укорять Моисея: «Лучше бы и мы умерли, когда братья наши мертвыми пали перед ГОСПОДОМ!
4 Зачем привели вы всё собрание ГОСПОДНЕ в пустыню эту на погибель и людям, и скоту нашему?
5 Зачем из Египта в места эти несчастные нас привели? И сеять здесь нельзя, не растут тут ни смоковница, ни виноград, ни деревья гранатовые. Даже воды для питья здесь нет».
6 Покинув то собрание, Моисей и Аарон пришли ко входу в Шатер Откровения, где они пали ниц, и тут же слава ГОСПОДНЯ явилась им.
7 Тогда сказал ГОСПОДЬ Моисею:
8 «Возьми посох свой и вместе с Аароном, братом твоим, собери весь народ; и дай повеление той скале, что у них перед глазами, воду из себя источать. Так ты из скалы добудешь для них воду и напоишь весь народ и скот его».
9 Моисей взял, как ему было указано, посох, что хранился пред лицом ГОСПОДА;
10 созвали они с Аароном весь народ у скалы, и Моисей сказал им: «Слушайте же, мятежники! Не из этой ли скалы мы должны добыть для вас воду?»
11 При этом Моисей поднял руку свою с посохом и ударил им по скале — и раз, и два.1 И потекла вода сильным потоком, пили ее все: и люди, и скот.
12 ГОСПОДЬ, однако, сказал Моисею и Аарону: «За то, что вы не доверились Мне настолько, чтобы явить пред глазами сынов Израилевых святость Мою, не вам ввести народ в землю, которую Я определил2 ему».
13 И стал этот оазис называться Мерива, раздор, ибо здесь сыны Израилевы обрушились с укорами на ГОСПОДА, а Он явил им святость Свою.
14 Моисей после того направил из Кадеша послов к царю Эдома с такими словами: «Это весть от твоего брата Израиля.3 Ты знаешь о бедах, которые постигли нас:
15 знаешь о том, что отцам нашим пришлось уйти в Египет и долго жить там; ведомо тебе, как жестоко обходились египтяне с нами, да и с отцами нашими в прошлом.
16 Когда мы воззвали к ГОСПОДУ, Он услышал вопль наш, послал нам Ангела и вывел нас из Египта. И вот мы в Кадеше теперь, в городе у границы твоей.
17 Позволь нам пройти через земли твои. По полям и виноградникам мы не пойдем, воду из колодцев пить не будем; мы царской дорогой пойдем и не свернем с нее ни вправо, ни влево, пока не выйдем за пределы земли твоей».
18 Но из Эдома последовало: «Не пройдешь через меня — мечом тебя встречу!»
19 Израильтяне пытались убедить эдомитян: «Мы пойдем по проторенной дороге. А если будем пить воду твою — сами мы или скот наш, заплатим за нее. Ничего больше и не нужно нам, путникам пешим!»
20 И всё же эдомитяне отказали им и вышли против них с многочисленным и вооруженным войском своим.
21 И так как эдомитяне не позволили сынам Израилевым пройти по их земле, последним пришлось отступиться.
22 Покинув Кадеш, пришли израильтяне всей общиной к горе Хор.
23 И здесь, у этой горы, на границе с землями Эдома, ГОСПОДЬ сказал Моисею и Аарону:
24 «Пришло время Аарону отойти к праотцам своим.4 Не войдет он в землю, которую определил Я сынам Израилевым, потому что оба вы ослушались Моих указаний у вод Меривы.
25 А посему ты, Моисей, возьми Аарона с Элеазаром, сыном его, и взойди с ними на гору Хор [на глазах у всего народа].5
26 Там снимешь ты с Аарона одежды его священнические и наденешь их на Элеазара, ибо Аарон отойдет к праотцам, он умрет там».
27 Моисей исполнил всё, что ГОСПОДЬ заповедал ему: на глазах у всей общины взошел он с Аароном и сыном его на гору Хор,
28 где снял Моисей с Аарона одежды его и надел их на Элеазара. И почил Аарон там, на вершине горы. Когда Моисей с Элеазаром сошли с горы,
29 все поняли, что умер Аарон. И оплакивал весь Израиль6 Аарона тридцать дней.

Толкование Далласской семинарии

Е. Приход в пустыню Син (глава 20)

1. СМЕРТЬ МАРИАМИ (20:1)

Чис 20:1. В первый месяц сорокового года после начала исхода колена Израилевы вошли в Кадес (современный Аин Кедейс), и умерла там Мариамь и погребена там. Хотя нам не рассказывается о событиях, происшедших между вторым годом после исхода — когда Израиль был приговорен провести в пустыне сорок лет (14:34; сравните 10:11) — и смертью Мариами, тот факт, что она умерла именно в сороковой год, не вызывает сомнения, потому что следующим событием явится смерть Аарона на горе Ор (20:27−28); он умер, согласно 33:38, «в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц в первый день месяца».

Так что «первый месяц» в 20:1 следует понимать именно в данном контексте — ведь события, изложенные в главе 20-ой, охвачены периодом в три-четыре месяца; если период этот был длиннее или короче, то не намного. Упоминание о Кадесе вовсе не свидетельствует о том, что израильтяне пришли туда впервые: известно, что именно из этого места выслали они в свое время лазутчиков (12:16; 13:26). Вполне очевидно, что в сороковой год они просто возвратились в Кадес.

2. ВОДА ИЗ СКАЛЫ (20:2−13)

Чис 20:2−13. Хотя обычно Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, в этот раз, войдя в него, израильтяне обнаружили, что он высох. И тогда они начали наступать на Моисея в своей обычной манере (Исх 17:1−2; Чис 14:2−3 и т. д.), укоряя его за то, что привел их из Египта… на это негодное место. И так же, как поступал он в прошлом, Моисей обратился за советом к Господу, пав перед Ним ниц (сравните 14:5; 16:4, 22, 45; 22:31) с мольбой и молитвой.

Господь повелел Моисею взять в руку свой жезл (посох) и, собрав народ, обратиться к скале, и она даст воду, которой будет достаточно для людей и их скота. Из скалы, о которой идет речь, вероятно, били в обычное время ключи, и евреи, возможно, не раз пили из них в прошлом. Это — не та скала, о которой говорит апостол Павел в 1Кор 10:4; он имел в виду «духовную скалу», дающую «духовное питие». По словам апостола, той «духовной скале» соответствовало присутствие среди евреев Господа Иисуса — до того, как Он принял на Себя тело.

Господь повелел Моисею только сказать скале, так как появление из нее воды не силе Моисея следовало приписать, а действию чуда Господнего. Моисей, однако, потеряв в какой-то момент терпение (непокорными назвал он израильтян), поступил так, что всеобщее внимание было привлечено именно к его власти и силе как посредника Завета: и ударил в скалу жезлом своим дважды… И вода появилась, но благодаря милости Господней. Моисею же и Аарону — из-за того, что привлекли внимание к себе, вместо того, чтобы положиться на Господа, было отказано во вступлении в Обетованную землю.

Принцип, осуществленный в данном случае, ясен: «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк 12:48). Человек, меньший во всех отношениях, чем был Моисей, возможно, не пострадал бы так в результате Божьего неудовольствия.

Ропот, возникший в этом месте (и завершившийся явлением чуда) нашел отражение в названии его: Мерива (что значит «распря»).

3. ОТКАЗ ЕДОМА ПРОПУСТИТЬ ИЗРАИЛЬ (20:14−21)

Чис 20:14−17. Остановка в Кадесе была короткой, так как Моисей стремился поскорее достичь Ханаана. Он, очевидно, отказался от мысли войти туда с юга — по причине поражения, которое было там нанесено Израилю прежде (14:44−45). И вот обратился Моисей… к царю Едомскому, чтоб разрешил им пройти знаменитою дорогою царскою (20:17), которая вела от Красного («Чермного») моря (Акабского залива) на север к Дамаску, через едомский город Селу (позднее известный как Петра).

Моисей обращался к Едому как к брату (стих 14), потому что едомляне происходили от Исава, брата Иакова (сравните Быт 36:6−8). Он повторил царю историю Израиля — с того времени, как Иаков попал в Египет, и до настоящего момента (Чис 20:15−16), т. е. послы Моисея рассказали царю в сущности то, что он уже знал (стих 14). Затем Моисей обещал, что если Израилю будет позволено пройти территорией Едома, то они будут строго держаться царской дороги и не будут ни есть ни пить за счет едомлян (стих 17).

Чис 20:18−21. Эта просьба не встретила, однако, доброжелательного отклика. Царь Едома не разрешил им идти дорогой, которая вилась по узким горным ущельям, и которую, следовательно, легко было перегородить и защитить (сравните Авд 1:1−4). И снова просил его Моисей, на этот раз предлагая платить за воду, если они станут пить ее. Но опять его просьба была отвергнута, и, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, царь Едома выслал войска — перехватить израильтян. Обескураженный, Израиль пошел в сторону от него.

4. СМЕРТЬ ААРОНА (20:22−29)

Чис 20:22−29. Отойдя от Кадеса, Израиль подошел к горе Ор (вероятно, в настоящее время Джебель Гарун), что вблизи Петры, на северо-запад от нее. Это, несомненно, говорит о том, что, отказавшись от намерения пройти более легким путем — по царской дороге, Моисей решил теперь идти на север, к горному Арабаху, расположенному у Красного моря, в юго-восточном углу его побережья, и, таким образом, обойти Едом с востока.

После того, как по повелению Господа Моисей, Аарон и Елеазар поднялись на гору Ор… Аарон… умер там… на вершине горы. Его священнические одежды и полномочия были переданы его сыну Елеазару. Аарон должен был умереть, потому что ему не разрешено было войти в Ханаан — по причине происшедшего у Меривы (стих 12, 24). И оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
11  [1] — Вместо того чтобы сказать скале, как ему повелел Господь, Моисей поднимает свой посох и в сильном негодовании дважды ударяет по скале. Проявив непослушание, Моисей попрал то, за что он стоял последние сорок лет, призывая народ к послушанию Богу. У этой скалы Бог не проявляет гнев на людей, жаждущих напиться воды, — напротив, это Моисей неоправданно впал в гнев, неверно представив в этом случае характер Бога.
12  [2] — Букв.: дал; то же в ст. 24.
14  [3] — Эдом, эдомиты — потомки Исава, сына Исаака, брата-близнеца Иакова-Израиля, очень близкое израильтянам по языку, культуре и обычаям племя.
24  [4] — Букв.: приобщиться к народу своему — эвфемизм, означающий «умереть».
25  [5] — Так в LXX.
29  [6] — Букв.: дом Израилев.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.