Числа 22 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Но вскоре отправились сыны Израиля дальше и остановились на равнинах Моава, близ Иордана, на другом берегу которого был Иерихон.
2 Балак, сын Циппора, узнал обо всем, что сделал Израиль с амореями,
3 и устрашились жители Моава нашествия этого народа, ведь он был так многочислен!
Страх перед сынами Израилевыми обуял моавитян,
4 и они обратились к старейшинам Мидьяна: «Это полчище слижет всё дочиста вокруг нас, как корова языком траву на поле».
Тогда же Балак, сын Циппора, — он был царем Моава в то время —
5 отправил своих посланцев позвать Валаама,1 сына Беора, который жил в Петоре, что у реки Евфрат, в своей родной стране, и поручил сказать ему: «Знай, что некий народ вышел из Египта и заполоняет ныне все земли вокруг и стоит уже у самой двери моей.
6 Приди немедленно и на народ сей призови проклятие, сделай это мне в помощь, ибо он сильнее меня. Может, удастся мне тогда одолеть его и изгнать из страны. Ведь знаю я: благословен тот, кого ты благословишь, и проклят тот, кого проклянешь».
7 Старейшины Моава и Мидьяна взяли с собой вознаграждение за прорицание2 и, придя к Валааму, передали ему слова Балака.
8 «Переночуйте нынче здесь, — предложил он, — а утром я скажу вам, какой ответ даст мне ГОСПОДЬ». И остались князья моавитские и мидьянские у Валаама.
9 Бог явился Валааму во сне и спросил: «Что это за люди у тебя?»
10 Валаам ответил: «Их прислал ко мне царь Моава Балак, сын Циппора, с такими словами:
11 „Знай же, тот народ, что вышел из Египта, заполоняет все земли вокруг. Приди ныне и призови проклятие на тот народ ради меня. Может, я смогу победить и изгнать его“».
12 Бог на это сказал Валааму: «Не ходи с ними. Не проклинай тот народ, ибо он благословен».
13 И вот встал Валаам поутру и сказал пришедшим от Балака князьям: «Возвращайтесь в землю вашу.3 ГОСПОДУ неугодно, чтобы пошел я с вами».
14 Князья моавитские вернулись к Балаку и доложили ему: «Не согласился Валаам идти с нами».
15 Балак послал других князей, почитаемых более прежних, и числом их было больше.
16 Те пришли к Валааму и снова стали уговаривать его: «Балак, сын Циппора, очень просил тебя прийти к нему.
17 „Великие почести, — обещал он, — окажу я тебе и всё, о чем ни попросишь меня, сделаю для тебя. Приди же проклясть этот народ“».
18 Но Валаам так отвечал посланцам Балака: «Даже если Балак даст мне дворец свой, набитый серебром и золотом, я не смогу поступить наперекор повелению ГОСПОДА, Бога моего, ни в малом деле, ни в великом.
19 Впрочем, останьтесь и вы на ночь, а я узнаю, что еще скажет мне ГОСПОДЬ».
20 И Бог вновь явился Валааму ночью и сказал ему: «Раз уж пришли к тебе эти люди и зовут тебя, встань и пойди с ними, но делай там только то, что Я повелю тебе».
21 Поутру Валаам встал, оседлал ослицу и отправился с князьями Моава.
22 И когда Валаам продолжал свой путь, разгневался на него Бог, и Ангел ГОСПОДЕНЬ преградил ему дорогу (а Валаам ехал верхом на ослице в сопровождении двух своих слуг).
23 Увидев Ангела ГОСПОДНЯ с обнаженным мечом в руке, ослица свернула с дороги и пошла полем. Валаам стал бить ослицу, чтобы та вернулась на дорогу.
24 Тогда Ангел ГОСПОДЕНЬ встал перед ними на тропе между виноградниками, обнесенными каменными оградами.
25 Увидев Ангела ГОСПОДНЕГО, ослица, прижимаясь к стене, придавила к ней ногу Валаама. Он снова стал бить ее.
26 Ангел ГОСПОДЕНЬ встал у них на пути в другом месте, столь узком, что нельзя было свернуть ни вправо, ни влево.
27 Увидев опять Ангела ГОСПОДНЕГО, ослица легла на тропинке. Рассвирепел тогда Валаам и нещадно стал бить ослицу палкой.
28 А ГОСПОДЬ наделил ослицу даром речи, и возопила она к Валааму: «Что сделала я тебе, почему в третий уже раз бьешь меня?»
29 Валаам ответил ей: «Да ведь ты издеваешься надо мной! Будь в руке моей меч, тут же убил бы тебя!»
30 Но возразила ослица: «Разве я не та ослица, на которой ты ездил всю свою жизнь? Поступала ли я когда с тобою так, как сегодня?» Валаам ответил: «Нет».
31 И открыл тогда ГОСПОДЬ Валааму глаза, и он увидел Ангела ГОСПОДНЕГО, стоявшего на дороге с обнаженным мечом в руке. Низко склонился Валаам перед Ангелом и пал ниц.
32 Обличил его Ангел ГОСПОДЕНЬ: «За что бил ты ослицу свою эти три раза? Ведь это Я пришел остановить тебя — зло ты делаешь предо Мною.4
33 Ослица увидела Меня и трижды уклонилась. Если бы не отпрянула она, Я бы убил тебя, а ее пощадил».
34 «Согрешил я, — ответил Валаам Ангелу ГОСПОДНЮ, — но я ведь и не знал, что Ты стоишь на дороге. Но если Ты против, я вернусь».
35 Ангел ГОСПОДЕНЬ сказал ему: « Продолжай путь, иди с этими людьми. Только говори лишь те слова, что Я скажу тебе». И пошел Валаам далее за князьями Балака.
36 Услышав, что Валаам приближается, Балак выехал ему навстречу и у Ара в земле моавитской,5 на берегу Арнона, у самой границы страны, встретил его.
37 И упрекнул его Балак: «Не посылал ли я много раз за тобой, призывая тебя на помощь? Почему же не шел ты ко мне? Неужели думал, что не смогу я воздать тебе почести?»
38 «Вот я и пришел, как ты видишь, — ответил Валаам. — Но разве в моей власти говорить что-либо от себя? Скажу лишь те слова, которые Бог вложит в мои уста».
39 И пошел Валаам с Балаком далее, пока не пришли они в Кирьят-Хуцот,
40 где Балак заколол в жертву быков и овец и части от них дал Валааму и тем князьям, что сопровождали его.
41 А утром Балак позвал Валаама с собою и возвел его на холмы Баала.6 Оттуда увидели они край огромного стана израильского.

Толкование Далласской семинарии

IV. Моавитяне и Валаам (22:2 — 25:18)

А. Тяжелое положение Моава (22:2−4а)

Чис 22:2−4а. Когда Валак, царь Моава, увидел, что сделал Израиль с Аморреями, то пришел в ужас и сам, и народ его, и стали они искать выхода из обстоятельств, которые, как им казалось, грозили им неотвратимой гибелью. Поскольку в то время и мадианитяне жили на территории Моава, то и они почувствовали себя в опасности. Однако напрасно боялся Валак — ведь Моавитяне, будучи близкими евреям по крови (сравните Быт 19:26−37), так же, как и аммонитяне, не подлежали нападению со стороны Израиля.

Фактом является то, что Господь недвусмысленно открыл ему через Моисея, что всячески должен избегать вражды с едомлянами (Втор 2:5−6), моавитянами (Втор 2:9) и аммонитянами (Втор 2:19). Даже мадианитяне были связаны с Израилем узами отдаленного родства (Быт 25:1−4), так что и им в сущности нечего было бояться.

Б. Обращение за помощью к Валааму (22:4б−20)

Чис 22:4б−5. Валак знал, что Израиль значительно превосходит его в силе, чтобы он мог нанести ему поражение в войне, а потому решил обратиться к известному прорицателю (сравните 24:1; Нав 13:22) Валааму, сыну Веорову, чтобы наслал проклятия на Израиль.

Валаам жил в Пефоре… на реке Евфрате. Может быть, Пефор стоял недалеко от большого города Мари, раскопанного в 1933 году в долине Евфрата. Археологи обнаружили там множество клинописных таблиц; при расшифровке их, среди многого другого, стало известно о существовавшем в Мари сложном культе пророков и прорицателей, чья деятельность в точности походила на то, что делал Валаам. То обстоятельство, что Валаам несомненно был одним из представителей упомянутого культа пророков и прорицателей в Мари и его окрестностях, позволяет лучше понять и прочувствовать рассказ о нем в Числах.

Чис 22:6−8. В числе прочего этим прорицателям или волхвам приписывалась действенная сила проклятий. Произнося их в адрес намеченных жертв, они прибегали к какому-то особому языку, пользовались предназначенными на этот случай формулировками, и проклятия так или иначе действовали.

И вот Валак попросил Валаама прийти в Моав и произнести проклятие на Израиля, которое, по крайней мере, настолько бы ослабило его, чтобы ему можно было нанести поражение. Валак признал репутацию Валаама как человека, чьи благословения и проклятия действительно имели силу. Приняв посланных к нему царем, Валаам просил их провести ночь у него, чтобы дать ему время испросить воли Господней на этот счет.

Просьба такого рода, исходившая от языческого волхва, могла бы показаться странной; надо, однако, принять во внимание широкий духовный кругозор язычников и убежденность их в том, что собственные боги каждого народа имели величайшую силу среди него — в осуществлении как злых, так и добрых дел. Потому-то и выразил Валаам намерение вступить в контакт с Богом Израиля.

Чис 22:9−12. В милостивом снисхождении Своем (и зная, что и на тот раз благословит Свой народ) Господь явился волхву и предупредил его, чтоб не поступал во просьбе Валака и не вздумал проклинать Божий благословенный народ.

Явление Бога Израиля Валааму не было единственным в своем роде: Он являлся и другим не исповедывавшим Его пророкам и царям. Так, во времена Авраама Бог открыл Себя Авимелеху, царю Герара (Быт 20:6−7), Он являлся фараону во снах (Быт 41:25), во сне и в видениях — Навуходоносору (Дан 4:1−18), являлся и другим.

Как верховный Бог Он царит над всем и вся в откровениях, даваемых пророкам, как и в любых других сферах жизни. Потому-то Он и предоставил Себя в распоряжение аморрейского прорицателя, снизошел до отклика на его волхвования — ведь в конечном счете Он явил Себя тем Богом, Который свыше управляет всяким действием, совершаемым во вселенной.

Чис 22:13−20. Вняв предупреждению Господню, Валаам сказал посланцам Валака: пойдите в землю вашу; ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. Но Валак, упорствуя, направил к нему посланцев еще более знаменитых, которые и повторили просьбу царя, а чтобы она прозвучала как можно убедительней, пообещали волхву большое вознаграждение.

Однако Валаам снова отказался идти с ними, потому что, сказал он, сколько бы ни дали ему серебра и золота (сравните 24:13), не убедить им его, чтобы совершил невозможное — помешал исполнению целей Яхве, Бога Израиля (Которого он называет здесь «своим» Богом; по-видимому, Валаам в состоянии был возвыситься до уразумения голоса истинного Бога). И все-таки он пообещал посланцам еще раз вопросить Господа. На этот раз Господь дал ему разрешение — не проклинать Его народ, но пойти в Моав, чтобы Он, Господь, мог явить славу Свою через Валаама.

В. Путешествие Валаама (22:21−35)

Чис 22:21−28. На следующий день Валаам, оседлав ослицу свою, отправился в Моав, но Господь прогневался на него и встал на его пути, приняв вид Ангела. Так как разрешение идти Господь Валааму дал (стих 20), то гнев Его мог быть средством напоминания прорицателю, на каких условиях позволено ему отправиться в Моав, но мог быть вызван и тем, что побудило идти туда самого Валаама, хотя он и не высказал этого (языческий волхвователь «возлюбил мзду неправедную» (2Пет 2:15), что, конечно, не могло быть угодно Богу (сравните Чис 22:32б, 34−35).

В образе Ангела явился Сам Господь, т. е. здесь имела место теофания. Это явствует из того, что в стихах, где излагается эпизод. Ангел Господень приравнивается к Божеству и принимает поклонение; все это категорически исключалось для обычных ангелов (толкование на Быт 16:7; и сравните Быт 18:1−2; 22:14−18; Исх 3:1−6; Нав 5:13−15; Суд 6:20−22; 13:17−23 и т. д.).

Когда увидела ослица Ангела, она свернула с дороги и пошла на поле. Под ударами Валаама она вернулась на дорогу, но там опять столкнулась с Ангелом в узком проходе меж двух стен. Испугавшись, она прижалась к стене и прижала к ней ногу Валаама, за что тот снова стал бить ослицу. Наконец, процессия оказалась в таком месте, где тропинка была столь узкой, что ослица не могла ни пройти мимо Ангела, загородившего ей путь, ни свернуть в сторону. И тогда она легла под Валаамом. Опять прорицатель стал бить животное, которое внезапно заговорило (получив эту чудесную способность от Господа); ослица спросила, за что хозяин уже в третий раз бьет ее.

Валаам, по-видимому, не слишком удивился такому обороту событий — ведь, будучи языческим прорицателем, он несомненно слышал о подобных вещах прежде. Значительной частью своих успехов такие, как он, служители магических культов были обязаны помощи демонов, которые действовали как через них самих, так и через в намеченные ими жертвы.

Известно, к примеру, что змей обрел способность говорить, так как в него вселился сатана (Быт 3:1). Иисус изгнал демонов из тела человека и позволил им вселиться в стадо свиней. Хотя в Евангелиях не записано, что демоны говорили через свиней, они могли входить и входили в животных (Лк 8:26−39). Так что похоже, что Валаам, хорошо знакомый с явлениями духовного мира, не впервые сталкивался и с феноменом говорящего животного. Только на этот раз Господь, а не сатана или демоны, заставил животное говорить.

Чис 22:29−35. Первоначально единственной реакцией Валаама была злость. По вине ослицы он прилюдно попал в смешное положение; если бы у него был меч сказал Валаам, он убил бы ее на месте. Но своим ответом, что, мол, никогда прежде не вела себя так, ослица навела Валаама на мысль о какой-то скрытой причине происходящего. И тут открыл Господь глаза Валааму — т. е. дал ему духовное виденье, так что он смог узреть Ангела на тропе, стоявшего с обнаженным мечем. Валаам пал ниц и услышал упрек Господа в том, что отправился на неправедное дело.

Представляется, что Господь имел в виду упомянутое выше тайное вожделение Валаама к золоту, которое не могло найти у Него сочувствия. По словам Господа, Валаам остался в живых лишь потому, что ослица увидела Ангела и свернула в сторону. Тогда Валаам признал свой грех, выразившийся в том, что в действиях ослицы не увидел руки Господа. Он изъявил намерение вернуться в Пефор, но Ангел Господень повелел ему идти с тем, однако, чтобы говорить только то, что Бог прикажет ему (сравните стих 20).

Г Прорицания Валаама (22:36 — 24:25)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Евр. Билям.
7  [2] — Друг. возм. пер.: старейшины… опытные в ворожбе; букв.: с ворожбой в своих руках.
13  [3] — LXX: к господину вашему.
32  [4] — Смысл последней части предложения в евр. тексте не вполне ясен.
36  [5] — Букв.: у города Моава (евр. эль-ир Моав), но ср. 21:13−15, где упоминается город Ар, что на границе Моава и амореев.
41  [6] — Возможно, речь идет о географическом названии: Бамот-Баал.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.