Числа 26 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После того истребления народа у горы Пеор ГОСПОДЬ повелел Моисею и Элеазару, сыну Аарона-священника:
2 «Сосчитайте теперь всех в общине израильтян по семействам их1 от двадцати лет и старше — всех годных к службе в войске израильском».
3 И потому на равнинах Моава, у Иордана, недалеко от Иерихона, распорядились Моисей с Элеазаром-священником,
4 чтобы сосчитали всех, кто старше двадцати лет, как заповедал то ГОСПОДЬ Моисею.
И вот вышедшие из Египта сыны Израилевы:2
5 колено Рувима, первенца Израиля. Его потомки по именам их родоначальников: род Ханоха, род Паллу,
6 род Хецрона, род Карми.
7 Это роды Рувима, и по подсчету число мужчин в них было сорок три тысячи семьсот тридцать.
8 Сын Паллу — Элиав.
9 Сыновья Элиава: Немуэль, Дафан и Авирон. (Дафан этот и Авирон были одними из тех, которые, будучи вождями в общине, выступили против Моисея с Аароном в числе сообщников Корея, восставших против ГОСПОДА.
10 Тогда земля разверзлась под возроптавшими и поглотила их вместе с Кореем, чьи сообщники погибли, когда огнем были истреблены двести пятьдесят человек. И с тех пор случившееся с ними — предупреждение для других.
11 Однако сыновья Корея не были в числе погибших.)
12 [12-13] Потомки Симеона по именам их родоначальников: род Немуэля, род Ямина, род Яхина, род Зераха и род Шауля.
13
14 Это роды Симеонова колена — двадцать две тысячи двести человек.
15 [15-17] Потомки Гада: род Цифьона, род Хагги, род Шуни, род Озни, род Эри, род Ароди и род Арели.
16
17
18 Это роды Гадова колена, и по подсчету мужчин в них было сорок тысяч пятьсот.
19 У Иуды были сыновья Эр и Онан, но они умерли в Ханаане.
20 Потомки Иуды, сохранившиеся в его колене: род Шелы, род Пареца и род Зараха.
21 Потомки Пареца: род Хецрона и род Хамуля.
22 Это роды Иудина колена, и по подсчету мужчин в них было семьдесят шесть тысяч пятьсот.
23 [23-24] Потомки Иссахара по именам их родоначальников: род Толы, род Пувы, род Яшува, род Шимрона.
24
25 Это роды Иссахарова колена, и по подсчету мужчин в них было шестьдесят четыре тысячи триста.
26 Потомки Завулона по именам их родоначальников: род Середа, род Элона, род Яхлеэля.
27 Это роды Завулонова колена, и по подсчету мужчин в них было шестьдесят тысяч пятьсот.
28 Потомки Иосифа в перепись вошли по их родам, происходившим от Манассии и Ефрема.
29 Потомки Манассии по именам их родоначальников: род Махира (Махир был отцом Гилада) и род Гилада.
30 [30-32] Потомки Гилада: род Иэзера, род Хелека, род Асриэля, род Шехема, род Шемиды и род Хефера.
31
32
33 (У сына Хефера Целофхада сыновей не было, только дочери. Имена дочерей Целофхада известны: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца.)
34 Это были роды Манассии, и по подсчету мужчин в них было пятьдесят две тысячи семьсот.
35 И вот потомки Ефрема по именам их родоначальников: род Шутэлаха, род Бехера и род Тахана.
36 От сына же Шутэлаха Эрана произошел отдельный род.
37 Это роды Ефремова колена, и по подсчету мужчин в них было тридцать две тысячи пятьсот.
Всё это были потомки Иосифа по родам их.
38 Потомки Вениамина по именам их родоначальников: род Белы, род Ашбела, род Ахирама,
39 род Шефуфама и род Хуфама.
40 Потомки Белы от его сыновей Арда и Наамана — роды, носящие их имена.
41 Это роды Вениаминова колена, и по подсчету мужчин в них было сорок пять тысяч шестьсот.
42 Потомки Дана — это род Шухама. Этим родом и было представлено колено Дана.
43 И по подсчету мужчин в роду Шухама было шестьдесят четыре тысячи четыреста.
44 Потомки Асира по именам их родоначальников: род Имны, род Ишви и род Берии.
45 Потомки Берии — это род Хевера и род Малкиэля.
46 (Дочь Асира звали Серах.)
47 Это роды Асирова колена, и по подсчету мужчин в них было пятьдесят три тысячи четыреста.
48 [48-49] Потомки Неффалима по именам их родоначальников: род Яхцеэля, род Гуни, род Ецера и род Шиллема.
49
50 Это роды Неффалимова колена, и по подсчету мужчин в них было сорок пять тысяч четыреста.
51 И общее число всех взятых на учет сынов Израилевых было шестьсот одна тысяча семьсот тридцать человек.
52 После этого ГОСПОДЬ сказал Моисею:
53 «Для них землю, как наследство их, надо будет разделить соответственно числу имен, взятых на учет в каждом роду.
54 Большому роду и земли в наследство следует дать больше, малому же — меньше. Каждый из них должен получить свое наследство соответственно количеству тех, кто в этом роду был взят на учет.
55 Делить землю нужно будет по жребию. Наследство получит поименно каждый род,
56 как большой, так и малый».
57 Пересчитаны были и все левиты по их родам, носящим имена их родоначальников: род Гершона, род Кехата и род Мерари.
58 Вот также и те роды Левия, которые ведут свое происхождение от этих трех основных родов: роды Ливни, Хеврона, Махли, Муши, Корея.
У Кехата родился Амрам.
59 Женой его стала Йохевед,3 которая тоже была дочерью Левия ( жена Левия родила ее еще в Египте). Йохевед родила Амраму Аарона, Моисея и их сестру Мариам.
60 У Аарона в свой черед родились Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар.
61 (Но Надав и Авиуд умерли, когда принесли ГОСПОДУ недозволенный огонь.)
62 Всего левитов, мужчин в возрасте старше одного месяца, было взято на учет двадцать три тысячи человек. Считали их отдельно от других сынов Израилевых, потому что им не была выделена земля в наследство, как другим израильтянам.
63 Это все, кто был посчитан Моисеем и Элеазаром-священником на равнинах Моава, у Иордана, недалеко от Иерихона.
64 И среди них не было ни одного из тех, кого Моисей с Аароном взяли на учет в то время, когда проводили перепись сынов Израилевых в пустыне Синайской.
65 Ведь о них ГОСПОДЬ сказал: «В этой пустыне все они умрут». Никого из них не осталось в живых, кроме Халева, сына Ефуннэ, и Иисуса Навина.

Толкование Далласской семинарии

V. 3авершение подготовки ко вступлению в Ханаан (главы 26−36)

А. Обеспечение права наследования (26:1 — 27:11)

1. ИСЧИСЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТИ КОЛЕН (26:1−51)

Чис 26:1−51. Первое поколение израильтян — тех, которые вышли из Египта, — вымерло, а оставшимся из него предстояло умереть ко времени вступления в Ханаан. По этой причине необходимо было произвести исчисление второго поколения — в порядке подготовки к военным действиям, которым вскоре предстояло начаться в Ханаане. Новой переписью — так же, как и первой (1:20−46) охватывались только мужчины от двадцати лет и старше, годные к военной службе.

Четыре клана Рувима поставили сорок три тысячи семьсот тридцать человек (26:5−7). Среди них особо упомянут клан Фаллуев, потому что из него (26:5−7) происходили Дафан и Авирон, мятежники, погибшие вместе с Кореем (16:1).

В пяти кланах Симеона насчитывалось всего двадцать две тысячи двести человек (стихи 12−14). В этом колене было меньше мужчин, чем в любом из других, и факт этот скорее всего объясняется участием симеонитов в поклонении Ваалу Фегорскому (25:14−15).

Сорок тысяч пятьсот мужчин было в семи кланах Гада (26:15−18). Три главных клана Иуды и два «подклана» Фареса насчитывали семьдесят шесть тысяч пятьсот воинов (стихи 19−22). Потомки Иуды, перечисленные здесь, фактически происходили от одного его выжившего сына — Шеллы, а также от двух побочных сыновей Фареса и Зары (Быт 38:5, 11, 26−30). Ир и Онан умерли в Ханаане (сравните Быт 38:6−10), не оставив потомства.

Четыре клана Иссахара поставили шестьдесят четыре тысячи триста воинов (Чис 26:23−25), а в трех Завулоновых их оказалось шестьдесят тысяч пятьсот (стихи 26−27). В двух главных и шести меньших кланах Манассии, из колена Иосифова, имелось пятьдесят две тысячи семьсот мужчин (стих 29:34). Упоминание о Салпааде, сыне Хефера предвозвещает будущее постановление, касавшееся наследования по дочерней линии — в семьях, где сыновей не было (27:1−11).

В трех главных и одном дополнительном кланах Ефрема, другого племени Иосифлян, насчитывалось тридцать две тысячи пятьсот воинов (26:35−37). В племени Вениамина, состоявшем из пяти основных кланов и двух меньших, было сорок пять тысяч шестьсот мужчин, годных к военной службе (стихи 38−41). В колене Дановом был всего один клан — Шухама, и в нем — шестьдесят четыре тысячи четыреста воинов (стихи 42−43).

Три основных клана и два «подклана» имелось у Асира, и в них пятьдесят три тысячи четыреста воинов (стихи 44−47).

Наконец, у Неффалима, состоявшего из четырех кланов, насчитывалось сорок пять тысяч четыреста боеспособных мужчин (стихи 48−50).

Всего же их было у Израиля (не считая колена Левиина) шестьсот одна тысяча семьсот тридцать (стих 51), что вполне согласуется с числом шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят, полученном за тридцать восемь лет до этого (1:46). После того как старшее поколение вымерло, Господь благословил успехом и процветанием молодых — с тем, чтобы они могли войти в Ханаан в полной силе своей.

2. МЕТАНИЕ ЖРЕБИЯ (26:52−56)

Чис 26:52−56. По завершении переписи (стихи 1−51) пришло время подумать о будущих племенных наделах — исходя из численности колен. Метанием жребия (сравните Нав 14:2) определялись не размеры соответствующих наделов, а их местонахождение в Ханаане. Более многочисленным племенам должна была быть выделена большая территория, но только по жребию могло быть решено, где она будет — на севере, в центральной части земли или на юге ее. Этим жребием (в единств, числе — горал) скорее всего, служили урим и туммим, которые носил на своем одеянии первосвященник (сравните Исх 28:30).

3. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВИЯ (26:57−65)

Чис 26:57−62. Левитам, в отличие от других колен, наследственных земель не полагалось (стих 62), по причине и характеру их служения Господу (сравните 3:11−13; 18:23−24). Потому они и не были учтены при переписи других племен.

Известно, что левиты делились на три главных клана — гирсонитов, каафитов и мераритов — и пять «подкланов». Ливниты происходили от Гирсона (3:18), хеврониты от Каафа (3:19), а махлиты и мушиты — от Мерари (3:20); клан Корея тоже происходил от Каафы (16:1).

Моисей, левит, происходил от Амрама, потомка Каафы (стих 58). Женой Амрама была Иохаведа, тоже из рода Левиина, которая родила Аарона, Моисея и Мариамь (таблицу «Родственная связь Моисея с Левием»).

Казалось бы, можно прийти к выводу, что Моисей был правнуком Левия (Левий — Каафа — Амрам — Моисей), однако, по соображениям хронологии такой вывод невозможен. Ведь Левий пришел в Египет в возрасте примерно пятидесяти лет, Моисей же ушел оттуда, когда ему было восемьдесят (Исх 6:16−20; 7:7). Пребывание евреев в Египте продолжалось, однако, четыреста тридцать лет; отсюда ясно, что Амрам не мог относиться к следующему после Каафа поколению, но был более поздним его потомком (толкование на 1Пар 6:1−3).

О священстве рода левитов говорится далее (Чис 26:60−61), при этом сообщается, что Аарон был отцом четырех сыновей, двое из которых, Надав и Авиуд, умерли по причине нарушения ими ритуала (сравните Лев 10:1−2; Чис 3:4). Елеазар и Ифамар служили священниками вместе с Аароном (3:4). Общее число мужчин-левитов в возрасте от одного месяца и старше составляло двадцать три тысячи (26:62). Это согласуется с цифрой двадцать две тысячи, полученной при переписи, произведенной за тридцать восемь лет до этого (3:39).

Чис 26:63−65. Из тех израильтян (за исключением левитов), которые были учтены при первой переписи в пустыне Синайской (сравните 1:19), в живых осталось лишь двое — Халев… и Иисус. Остальные умерли в пустыне в наказание за свой мятежный дух (сравните 14:26−31).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: по домам их отцов.
4  [2] — Первое исчисление всех годных к службе в войске было проведено тридцать восемь лет назад. То первое поколение людей от двадцати лет и старше почти всё умерло. Пришло время исчислить и подготовить новое поколение к ожидавшему их походу.
59  [3] — Принимая во внимание, что библейское повествование лишь вскользь затрагивает вопросы генеалогии и хронологии, вероятней всего, что Кехат был лишь прародителем Амрама, а его жена Йохевед была дочерью Левия не в прямом, а в общем смысле.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.