Числа 6 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею
2 дать сынам Израилевым такое указание: «Когда мужчина какой или женщина решат дать обет назорейства, обет посвящения себя ГОСПОДУ,
3 то по обету сему должны они воздерживаться от вина и крепких напитков; нельзя им употреблять уксуса, сделанного из вина или из крепкого напитка; ни сока виноградного, ни самого винограда — свежего или сушеного — не должны они вкушать.
4 Во все дни посвящения ничего не должно есть из того, что лоза виноградная производит: даже косточек и кожицы винограда есть нельзя.
5 Пока он связан своим обетом назорейства, бритва пусть не коснется головы его. Он должен отращивать волосы на голове, пока не закончатся дни этого посвящения: ему надлежит блюсти себя в святости для ГОСПОДА.
6 Во все дни своего посвящения ГОСПОДУ не должен назорей и близко подходить ни к кому из умерших.
7 Не может он позволить себе стать ритуально нечистым,1 даже если смерть постигла его отца или мать, или сестру, или брата, ибо на нем знак посвящения Богу — волосы на голове его.
8 Во все дни этого обета он — человек, посвятивший себя ГОСПОДУ.
9 Если всё же кто-то вдруг при нем умер, и тем самым осквернилось его посвящение,2 ему придется обрить голову в день своего очищения, на седьмой день пусть обреет ее.
10 На восьмой день он принесет ко входу в Шатер Откровения для священника двух горлиц или двух молодых голубей.
11 Одну из птиц священник принесет в жертву за грех, а другую — во всесожжение, чтобы восстановить единение с Богом того, кто не уберегся от ритуальной нечистоты, оказавшись возле умершего;3 и в тот же день он должен обновить свой обет святости.4
12 Человеку сему надлежит снова посвятить себя ГОСПОДУ на полный срок своего назорейства и принести годовалого ягненка как жертву признающего свою вину.5 Прежние дни его назорейства не идут в счет: оно было запятнано.
13 И вот предписания назорею на тот день, когда закончится время его посвящения и когда будет нужно привести его ко входу в Шатер Откровения.
14 Там назорей принесет дар ГОСПОДУ: годовалого ягненка без изъяна как жертву, полностью сжигаемую, годовалую овцу без изъяна в жертву за грех и барана в благодарственный дар, опять же без изъяна какого-либо,
15 и вместе с ними хлебные дары с положенными возлияниями, и корзину пресных лепешек из лучшей пшеничной муки, замешенной на оливковом масле, и пресные, смазанные оливковым маслом коржи.
16 Священник, поставив всё это перед ГОСПОДОМ, принесет жертву за грех и жертву, полностью сжигаемую.
17 Баран, которого он затем принесет в жертву ГОСПОДУ, будет благодарственной жертвой вместе с корзиной пресных лепешек и хлебными дарами с возлияниями.
18 А назорей перед входом в Шатер Откровения обреет голову, удалит волосы, что на посвящение его указывали; потом соберет он эти волосы и бросит их в огонь, горящий под благодарственной жертвой.
19 Священник возьмет плечо сваренного барана и пресную лепешку из корзины, а также пресный корж возьмет и положит всё это на руки назорею.
20 Вместе с ним священник поднимет эти дары вверх как приношение, возносимое перед ГОСПОДОМ. По свершении обряда означенные дары остаются священнику; ему же достанется и возносимая грудина того барана и бедро его. Назорею после всего этого позволяется пить вино.
21 Таковы предписания для назорея, который дает обет принести сии дары ГОСПОДУ по случаю своего назорейства, помимо других посильных для него приношений. Как он сам обещал, так пусть и сделает по всем указаниям для такого посвящения».
22 А затем ГОСПОДЬ сказал Моисею:
23 «Вот что еще передай Аарону и сыновьям его: „Пусть благословляют сынов Израилевых сими словами:
24 „Да благословит тебя ГОСПОДЬ и сохранит тебя,
25 да воссияет над тобою лик ГОСПОДЕНЬ и милость Его да явится тебе,
26 да обратит ГОСПОДЬ взор Свой на тебя и даст тебе6 мир!““
27 Вот так пусть призывают на сынов Израилевых имя Мое, и Я благословлю их».

Толкование Далласской семинарии

4. ЗАКОН О НАЗОРЕЙСТВЕ (6:1−21)

Чис 6:1−12. Посвящение (глава 6) неразрывно связано с очищением (глава 5). Священническое, левитское, служение было исключительно привилегией тех, кто принадлежал к племени Левия, но здесь Господь вводит закон, который позволял любым мужчине или женщине Израиля, пожелавшим этого, по обету, данному Господу… посвятить себя на какой-то период времени служению Ему.

Иногда такие обеты давались родителями от имени их детей, как это было в случае с Самуилом (1Цар 1:11), но обычно посредством обета добровольно посвящал себя Господу взрослый человек. Тот, кто принимал такое решение, назывался назореем (от назар — «посвящать»). Все время, пока длилось его назорейство, человек должен был воздерживаться от вина и крепкого напитка, прошедших стадию брожения, а также от винограда и всего, что производилось из него (Чис 6:3−4); он не должен был брить головы своей (стих 5); и не должен был касаться мертвого тела (стихи 6−8).

Любое из вышеупомянутых действий нарушило бы данный им обет, символом которого служили длинные волосы назорея (стих 7). Если же, невзначай, он оказывался рядом с телом усопшего, то подлежал длительной церемонии очищения, в процессе которой ему следовало остричь голову на седьмой день, а на восьмой день — принести в жертву двух горлиц, или двух… голубей — одну птицу за грех, а другую — во всесожжение (стихи 9−11; сравните Лев 5:7−10). И только затем мог он возобновить период своего назорейства.

Чис 6:13−17. Когда исполнятся дни назорейства его, он должен был привести в скинию однолетнего агнца… во всесожжение… однолетнюю агницу (овечку)… в жертву за грех и… овна без порока в жертву мирную. Всему этому сопутствовали хлебные приношения и возлияния (корзина опресноков из пшеничной муки… помазанных елеем (маслом)… и хлебов, испеченных с елеем); без этого не могло произойти официального завершения назорейского посвящения.

Жертва… за грех предназначалась для очищения от невольных грехов, совершенных в период назорейства (сравните Лев 5:1−6). Всесожжение символизировало полное подчинение себя Господу (сравните Лев 1:10−13). А мирная жертва должна была свидетельствовать о том, что назорей и Господь пребывают в отношениях полной гармонии (сравните Лев 3:6−11; 7:11−14).

Чис 6:18−21. Затем назорею следовало остричь свои волосы и бросить их на огонь жертвенника под мирною жертвою. Возможно, этот акт — «принесения волос» — символизировал посвящение назореем всего его опыта — Господу. А для посвящающего он символизировал благословения Того, от Которого — все благословения.

На завершающем этапе священник должен был принести в мирную жертву овна; затем, по возложении отборных частей его и хлебного приношения на руки назорею, — предложить мясо и хлеб Господу. Приношение потрясания означало, что все это являлось жертвой Господу и Его слуге-священнику. Так что пищу делили между собой священник и жертвователь (сравните Лев 7:28−34). Лишь после этого мог назорей снова пить вино и, вероятно, делать какие-то другие вещи, запрещенные для него в период действия обета.

5. ЗАКОН О СВЯЩЕННИЧЕСКОМ БЛАГОСЛОВЕНИИ (6:22−27)

Чис 6:22−27. Призывая милость Божию на народ, священник должен был следовать формуле благословения. Возможно, приводимые здесь чудные слова были только примером благословения — так же, как является образцом молитвы так называемая «Господня молитва»; цель, однако, ясна: в этих словах выражено желание Господа облечь Свой народ в имя Свое. Ибо имя Господа эквивалентно Ему Самому, так что слова благословения тождественны просьбе к Богу, чтобы жил среди Своего народа и исполнял нужды его. Лишь Он может благословлять Свой народ и хранить его на земле, милостиво взирая на него с небес и даруя ему мир.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Этот человек (мужчина или женщина) должен быть постоянно ритуально чистым, чтобы иметь возможность принять участие в жертвоприношении Господу и затем в трапезе Господней. Трезвенность ему (или ей) необходима, чтобы быть способным различить чистое и нечистое.
9  [2] — Букв.: запятнал / осквернил свою голову, здесь используется метонимия, т. е. речь идет о длинных волосах как знаке обета назорейства.
11  [3] — Букв.: потому что он согрешил из-за мертвого. Слово «грешить» имеет много значений, в том числе и «не попасть в цель».
11  [4] — Букв.: освятить свою голову.
12  [5] — Назорейство всегда дается на конкретный, относительно небольшой срок. Для женщин детородного возраста этот срок естествен — менее одного месяца, иначе ее физиологическая нечистота сделает обет невыполнимым.
26  [6] — Букв.: возложит на тебя.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.