По Луке 17 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 А Своим ученикам Он сказал: «Повод ко греху всегда найдется, но горе тому, кто подаст этот повод.
2 Лучше было бы для него с жерновом на шее быть брошенным в море, чем дать повод ко греху1 одному из малых сих.
3 А потому следите за собой.
Если согрешит брат твой, укажи ему на грех его. И если раскается он, прости его.
4 И если семь раз на день согрешит против тебя и семь раз придет к тебе и скажет: „Каюсь!“ — прости его».
5 Апостолы сказали Господу: «Дай же нам больше веры!»
6 Но Господь сказал: «Если бы вера ваша была с горчичное зерно, и вы сказали бы [этому] большому дереву:2 „Выдерни себя из земли с корнями и в море пересади себя!“ — оно послушалось бы вас.
7 Представьте себе, что у кого-то из вас есть слуга, работающий в поле или пасущий скот. Скажет ли господин ему, когда тот вернется с поля: „Сейчас же иди к столу“?
8 Разве, напротив, он не скажет ему: „Приготовь мне поужинать, подоткни свою длинную одежду и прислуживай мне, пока я ем и пью, а потом ешь и пей сам“?
9 Разве он будет благодарить слугу за то, что тот выполнил приказанное ему?
10 Так и вы, исполнив всё порученное вам, говорите: „Мы ведь только слуги:3 что должны были сделать, то и сделали“».
11 Продолжая свой путь в Иерусалим, Иисус шел теми местами, что прилегают к Самарии и Галилее.4
12 И когда Он входил в одно селение, встретились [Ему] десять прокаженных. Они остановились поодаль
13 и стали громко просить Его: «Иисус, Наставник, смилуйся над нами!»
14 Посмотрев на них, Он сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». Они пошли — и вот, еще по дороге, они от проказы очистились.
15 Один из них, увидев, что исцелен, возвратился, громко прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Иисуса, благодаря Его; человек этот был самаритянин.
17 Иисус спросил его: «Не десять ли человек очистились от проказы? А где же остальные девять?
18 Никто из них — кроме этого иноплеменника — не вернулся, чтобы воздать славу Богу?»
19 И сказал ему: «Встань и иди, твоя вера тебя исцелила».5
20 Фарисеи спросили Его: «Когда придет Царство Божие?» Он ответил им: «Царство Божие зримо не придет,
21 и не скажут: „Вот оно здесь“, или: „Там“. Ибо вот, Царство Божие внутри вас».6
22 А ученикам сказал: «Придет время, когда будете тщетно томиться желанием увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого и не увидите.
23 Вам будут говорить: „Вот Он там“ [или] „Вот Он здесь“ — не ходите и не гоняйтесь следом за таковыми.
24 Ибо как молния, сверкая, озаряет всё небо от одного края до другого, так будет и [в тот день], когда придет Сын Человеческий.
25 Но прежде надлежит Ему много претерпеть, и это поколение отвергнет Его.
26 И как было во дни Ноя, так будет в те дни, когда придет Сын Человеческий:
27 люди ели, пили, женились, выходили замуж до того самого дня, как вошел Ной в ковчег, — и пришел потоп, и всех погубил.
28 И как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сеяли, строили, —
29 но в тот день, когда Лот покинул Содом, с неба пролились дождем огонь и сера и погубили всех.
30 Так будет и в тот день, когда явится Сын Человеческий.
31 В тот день, если кто будет на крыше, а его вещи в доме, то пусть не спускается, чтобы взять их, так же и тот, кто окажется в поле, пусть не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота!
33 Кто попытается жизнь7 свою сберечь, тот потеряет ее, а кто жизнь потеряет, тот ее обретет.
34 Говорю вам, что в ту ночь будут двое на одной постели: и один будет взят, а другой оставлен.
35 Две женщины будут вместе молоть: и одна будет взята, а другая оставлена.
36 Двое будут в поле: и один будет взят, а другой оставлен».
37 Тогда ученики спросили Его: «Где это случится, Господи?»
Он же сказал им: «Где труп, там орлы и соберутся».

Толкование Далласской семинарии

е. Учение Иисуса об ответственности перед людьми и перед Богом (17:1−10)

Лк 17:1−4. Иисус говорил ученикам Своим об ответственности человека перед другими людьми (стихи 1−4) и перед Богом (стихи 6−10). Из Его слов Наблюдайте за собою (стих 3) следует, что особенно Он предостерегал учеников не подавать соблазна (т. е. повода к согрешению) кому бы то ни было. Вовсе избежать соблазнов в земной жизни невозможно, подчеркивал Он, но горе тому, чрез кого они приходят.

Лучше такому человеку быть утопленным в море с мельничным жерновом на шее, чем нанести духовный ущерб (здесь буквально «подтолкнуть к греху») кому-либо из малых сих (т. е. людям, которые, подобно маленьким детям, беспомощны в очах Божиих — Лк 10:21). Представляется, что здесь под «грехом» или «согрешением» (вследствие «соблазна») Иисус подразумевал недостаточность или утрату веры в Мессию.

Ведь книжникам и фарисеям Он прямо сказал, что они не только сами отказываются войти в Царство Божие, но и желающим войти препятствуют (Лк 11:52). Верующим же в Него следовало не только не подавать другим повода к согрешению, но и нейтрализовывать грех, прощая их вину другим (17:3−4). Если… брат твой виновен перед тобою, выговори ему, и если покается, прости ему. Прощать следует вновь и вновь. Семь раз в день здесь образ полноты (т. е. прощать надо постоянно).

Лк 17:5−10. Здесь Иисус говорит об ответственности верующих перед Богом. Первой их обязанностью перед Ним является вера. Когда ученики попросили умножить их веру, Он дал им понять, что они нуждаются не в большем количестве веры, а, так сказать, в качественности ее. Даже вера с зерно горчичное (самое маленькое из семян; сравните 13:19) может творить великие чудеса, например, вырвать из земли смоковницу без применения физической силы (стих 6).

Вторая обязанность верующего — смиренное служение Богу (стихи 7−10). Последователям Христа, делающим то, что они обязаны делать, не надо ожидать за это особой похвалы. Как не ожидает ее раб, исполняющий положенную ему работу. Подобно этому и ученикам необходимо сознавать себя перед Богом «рабами, ничего не стоющими».

4. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ЦАРСТВЕ И ОБ ОТНОШЕНИИ ВЕРУЮЩИХ К НЕМУ (17:11 — 19:27)

В этом разделе Лука повествует о целом ряде событий, случившихся на пути Христа в Иерусалим. На примере их Он учит апостолов правильному отношению к Царству Божиему.

а. Благодарный прокаженный (17:11−19)

Лк 17:11−14. Иисус проходил между Самариею и Галилеею. По просьбе десяти прокаженных Он исцелил их, не приближаясь к ним. В Евангелии от Луки это второй случай, когда прокаженные были исцелены Иисусом (5:12−16). Как и в первый раз, Он повелел прокаженным пойти показаться священникам. И когда они пошли, то по дороге очистились от проказы, т. е. стали ритуально чистыми.

Лк 17:15−19. Но лишь один из исцеленных, иноплеменник, Самарянин, возвратился, чтобы возблагодарить Иисуса. Только он осмыслил значение того, что сделал для него Иисус. Прославляя Бога, он пал ниц к ногам Христа, может быть, поверив, что Он и есть Бог. Однако Лука не говорит, уразумел ли он, что Иисус — Мессия.

В том, что девять других не возвратились поблагодарить Христа, видится символика отвержения Его израильским народом, который шел к Нему за исцелениями и охотно принимал пищу из Его рук, но признать в Нем Мессию не пожелал. Напротив, не принадлежавшие к еврейскому народу (их представляет прокаженный самарянин — существо дважды презренное в глазах евреев), благодаря, «падали ниц» перед Христом.

б. «Царство Божие — среди вас» (17:20−37) (Мф 24:23−28, 37−41)

Лк 17:20−21. Один из фарисеев спросил Иисуса, когда придет Царствие Божие. Вопрос этот был логичным, поскольку Иисус постоянно повторял, что Царство приблизилось. Ответ Христа как бы распадается на две части. Вначале Он говорит фарисеям, что Царство не придет явно, приметным для них образом. Но затем произносит: вот, Царствие Божие внутрь вас есть. «Внутрь вас» часто понимают неверно. Как о явлении духовном Христос не мог говорить фарисеям, отвергавшим Его, что Царство Божие «есть в их душах» (распространенное, в неверное (в данном случае) толкование).

Скорее, Он говорил, подразумевая Себя, что «вот, Царство Божие посреди вас», а вы и не замечаете его. Между тем, Он, олицетворяющий новую жизнь и новое миропонимание, которые «обозначает» как Царствие Божие, стоит среди них, и все, что от них требуется, — это признать Его Мессией, с Которым Царство Его, и тогда оно придет.

Лк 17:22−25. Затем, обращаясь уже к ученикам (возможно, оставшись наедине с ними), Иисус дает им несколько пояснений относительно Царства Божия. Он говорит, что наступает время, когда они захотят хотя на один день увидеть Сына Человеческого, но не увидят (стих 22). Потом Он сообщает ученикам, что в назначенный для этого момент Царство придет зримо для всех (стихи 23−24).

Оно уже не будет неким скрытым явлением (т. е. только духовным, внутренним). Господь сравнивает Свое появление (или что то же самое — появление видимого всем Царства Божиего) с молнией, перерезающей небо от края… до края (стих 24; сравните Мф 24:27, 30). Наконец, Иисус говорит ученикам, что прежде, чем это произойдет Ему надлежит пострадать (стих 25).

Лк 17:26−27. Продолжая эту тему, Иисус сравнил наступление Царствия Божиего с внезапностью потопа во дни Ноя и суда над Содомом и Гоморрою (стих 29). Обращаясь к этим двум событиям, Он показывает ученикам Царство в его «карающем аспекте». Когда Он придет, чтобы установить Царство Свое, люди сначала подвергнутся суду, в процессе которого выяснится, кто может, а кто не может войти в него. В этом разделе (стихи 26−36) Иисус говорит не о восхищении Церкви, но о суде перед «допуском» в Царство Божие.

Он напоминает ученикам, что во дни Ноя люди не ожидали катастрофического наводнения, и потому потоп… погубил всех (Быт 6 гл.). То же произойдет и перед внезапным явлением Царства — люди не будут к этому готовы.

Лк 17:28−33. Так же, как не были готовы к суду жившие во дни Лота; безразличные ко всему, что не было связано с их материальным благополучием, они ели, пили, покупали, продавали, садили, строили… (Быт 19 гл.). Они жили во грехах и позабыли о Боге. Почему и были истреблены. Иисус заявил своим последователям, что если будут чрезмерно привязаны к своему земному богатству в пору наступления Царствия Божия, то уподобятся жене Лотовой, т. е. подвергнутся такому же, как она, «осуждению». Где бы ни находились люди в тот день, — в поле ли на работе, или на кровле своего дома (возможно, отдыхая на плоских крышах своих домов), им не следует бросаться в дома, чтобы спасти свое имущество. Ибо любая задержка может стать роковой.

Предупреждение Христа в стихе 33 «сберегающим душу свою, которые погубят ее», здесь, видимо, подразумевает их желание сберечь, спасти свое земное богатство; отсюда сравнение с «женой Лотовой», которая обернулась назад, к своему дому, горюя об оставленном имуществе, и, как известно, погибла.

Лк 17:34−36. Тут речь о «взятии» людей на суд. В одной части света это случится ночью, когда люди будут спать (будут двое на одной постели), а в другой — днем (две будут молоть вместе… Двое будут на поле, когда они будут заниматься своими повседневными делами. Слово возьмется не означает восхищения Церкви, но именно — «взятие на суд». «Оставшиеся» же войдут в Мессианское Царство Христа. (Любопытно, что сказанное в стихе 36 имеется лишь в некоторых древних манускриптах. Возможно, эти слова были в какой-то момент добавлены — для согласованности с Мф 24:40.)

Лк 17:37. Вопрос учеников, обращенный к Иисусу, очевидно, подразумевает: где будет происходить это отделение одних от других? Загадочный Его ответ толкуют по-разному. Но представляется, что смысл его в следующем: везде, где будут жить люди, будут те, что подлежат суду, и те, что войдут в Царство. Злых, обреченных на суд, Он уподобляет «трупу», привлекающему к себе птиц, питающихся падалью (надо думать, что орлы символизируют в данном случае именно таких хищных птиц, а те, в свою очередь, — суд; сравните Мф 24:28; Откр 19:17−19).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: послужить причиной падения (в грех).
6  [2] — Возможно, речь идет о шелковице.
10  [3] — Букв.: мы слуги/рабы бесполезные.
11  [4] — Друг. возм. пер.: Он шел через Самарию и Галилею.
19  [5] — Или: спасла.
21  [6] — Друг. возм. пер.: среди вас.
33  [7] — Или: душу.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.