По Луке 7 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После того, как Иисус закончил все наставления Свои к слушавшему Его народу, Он вошел в Капернаум.
2 Там у одного центуриона был слуга, которым он очень дорожил. Слуга был болен и находился при смерти.
3 Услышав об Иисусе, центурион послал к Нему нескольких иудейских старейшин с просьбой прийти и спасти жизнь его слуге.
4 Они подошли к Иисусу и стали настойчиво просить Его помочь центуриону. «Он достоин, чтобы Ты сделал это для него, — говорили они. —
5 Он любит наш народ и даже построил нам синагогу».
6 Иисус пошел с ними.
Но когда Он был уже недалеко от дома центуриона, тот послал друзей сказать Ему: «Господи, не утруждай Себя, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой,
7 и поэтому я сам не осмелился1 подойти к Тебе. Прошу, скажи лишь слово, и исцелится слуга мой.
8 Я знаю это, ведь и сам я человек подчиненный, и у меня под началом есть воины. Когда говорю одному из них: „Ступай“, — тот идет, а другому: „Иди сюда!“ — и тот приходит, велю рабу своему: „Сделай то-то“, — и он делает».
9 Иисус был удивлен, когда услышал такие слова,2 и, повернувшись к сопровождавшей Его толпе, сказал: «Говорю вам, даже в Израиле Я не нашел такой веры».
10 Когда же посланные центурионом люди вернулись в дом, они увидели того слугу уже здоровым.
11 Вскоре после того3 Иисус в сопровождении Своих учеников и большой толпы народа отправился в город, называемый Наин.
12 В то время, когда Он подходил к городским воротам, из города выносили покойника, единственного сына у матери-вдовы, и много народа, жителей места того, шло вместе с ней.
13 Когда Господь увидел эту женщину, ее горе глубоко тронуло Его. «Не плачь!» — сказал Он ей.
14 Он прошел вперед и прикоснулся ко гробу, и те, кто нес гроб, остановились. Тогда Иисус сказал: «Юноша, тебе говорю, встань!»
15 Умерший сел и начал говорить, и Иисус вернул его матери.
16 Все были охвачены благоговейным страхом и славили Бога. «Великий пророк явился среди нас, — говорили они. — Бог позаботился о народе Своем».
17 И такая молва о Нем распространилась по всей Иудее и ее окрестностям.
18 Обо всем этом Иоанн узнал через своих учеников. Подозвав к себе двух из них,
19 он послал их к Господу4 спросить: «Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам кого-то другого?»
20 Они пришли к Иисусу и сказали: «Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: „Ты ли Тот, Кто должен прийти, или ждать нам кого-то другого?“»
21 В то самое время Иисус исцелил многих людей, страдавших от болезней, недугов и злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И Он тогда ответил им так: «Ступайте и расскажите Иоанну всё, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят и глухие слышат; расскажите, что видели прокаженных5 очищенными от проказы, мертвых — воскрешенными, и что бедным возвещается Благая Весть.
23 И блажен, кто не найдет во Мне ничего, что могло бы его смутить и оттолкнуть».6
24 После того, как посланные Иоанном ученики удалились, Иисус стал говорить народу о самом Иоанне: «Что, собственно, хотели вы увидеть, когда ходили в пустыню? Не тростник же, качающийся на ветру?
25 Нет? Тогда кого же вы там хотели увидеть? Человека в прекрасной одежде? Но ведь те, кто носит богатые платья и живет в роскоши, они — в царских палатах.
26 Так кого же вы там хотели увидеть? Пророка?7 Да, говорю вам, и больше, чем пророка.
27 Он тот, о ком сказано в Писании:

Вот, впереди Тебя
Я посылаю вестника Моего,
Он приготовит Твой путь пред Тобою“.8

28 Говорю вам: среди всех когда-либо родившихся людей нет ни одного, кто был бы больше Иоанна, но меньший в Царстве Божьем больше его.
29 (Все, кто слышал это, 9 — весь народ и даже сборщики налогов, — признали справедливость Божью, приняв крещение Иоанново,
30 фарисеи же и учителя Закона отвергли волю Божью о себе, не крестившись от него.)
31 С кем же сравнить Мне людей этого поколения? На кого они похожи?
32 Они похожи на детей, которые сидят на рыночной площади и, обращаясь друг ко другу, говорят:

„Мы играли вам на свирели,
и вы не плясали,
мы пели похоронные песни,
и вы не плакали“.

33 Пришел Иоанн Креститель, не ел хлеба и не пил вина — и вы говорите: „В нем бес“.
34 Пришел Сын Человеческий, и ест, и пьет — и вы говорите: „Вот человек, невоздержанный в еде и пьющий вино, друг сборщиков налогов и грешников“.
35 Однако оправдана мудрость всеми детьми10 ее».
36 Один из фарисеев пригласил Его к себе на обед; войдя в его дом, Иисус занял место за столом.11
37 И одна женщина (грешница из того города), узнав, что Иисус в гостях у фарисея, принесла алебастровый сосуд с благовониями
38 и, склонившись к ногам Его, плакала. Ее слезы падали Ему на ноги, она волосами своими вытирала ноги Его и, целуя, умащала их благовонным маслом.
39 Увидев это, фарисей, пригласивший Иисуса, подумал: «Будь Этот Человек действительно пророк, Он знал бы, что это за женщина, которая прикасается к Нему, какая она грешница».
40 Тогда Иисус обратился к нему: «Симон, Я должен что-то еще сказать тебе».
«Говори, Учитель», — ответил тот.
41 «Два человека взяли деньги в долг у одного ростовщика: один был должен ему пятьсот денариев,12 а другой — пятьдесят.
42 Так как им нечем было заплатить, он простил им обоим. Так кто же из них будет более благодарен13 тому ростовщику?»
43 Симон ответил: «Скорее всего, тот, кому он больше простил».
«Ты прав», — сказал ему Иисус
44 и, повернувшись к женщине, добавил: «Видишь эту женщину? Я пришел к тебе в дом, а ты не дал Мне и воды, чтобы омыть ноги, — она же слезами облила Мне ноги и отерла волосами своими.
45 Ты при встрече не удостоил Меня поцелуем, а она с тех пор, как Я вошел, не перестает целовать Мои ноги.
46 Ты елеем головы Моей не помазал, а она благовониями умастила ноги Мои.
47 Вот Я и говорю тебе, что прощены ей грехи ее многие, и свидетельством тому — ее сильная любовь14 ко Мне. Кому же мало прощается, тот и любит мало».
48 Ей же Он сказал: «Прощены твои грехи».
49 Тогда те, кто был с Ним за столом, начали говорить между собой:15 «Кто же Он такой, что даже грехи может прощать?!»
50 Иисус же сказал женщине: «Вера твоя спасла тебя. Иди с миром».

Толкование Далласской семинарии

1. ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЬНОГО И ВОСКРЕШЕНИЕ УМЕРШЕГО (7:1−17)

а. Исцеление слуги сотника (7:1−10) (Мф 8:5−13; Ин 4:43−54)

Лк 7:1−10. После проповеди, произнесенной перед учениками вне города (глава 6), Иисус возвратился в Капернаум, где Он явил столько мессианских знамений. Сотник, о котором здесь идет речь, в отличие от большинства римских солдат и командиров, пользовался любовью и уважением евреев, живших в Капернауме и его окрестностях, поскольку и сам любил их и даже построил им синагогу (7:4−5). У этого сотника слуга, которым он дорожил, был болен, при смерти (стих 2). Он же настолько верил в чудесную силу Иисуса, что не сомневался: Иисус может исцелить слугу его.

Возможно, одной из причин, почему он послал к Нему иудейских старейшин, было его сомнение в том, что Иисус захочет исполнить просьбу римского солдата. Правда, в Евангелии от Матфея (8:5−13) при описании того же эпизода ничего не говорится о «посланцах». У Матфея сотник сам приходит к Иисусу и произносит те же самые слова, которые Лука влагает в уста старейшин (Лк 7:6, 8)

Излагая этот эпизод несколько иначе, Лука подчеркивает, что сотник полагал дерзостью со своей стороны самое это обращение к Иисусу и остро ощущал свое «недостоинство» перед Ним (стих 7). Чувства и поведение сотника сильно удивили Иисуса, Который сказал: в Израиле не нашел Я такой веры. Концепция веры красной нитью проходит через главы 7−8. Веры в Иисуса Христа как в Мессию, которая имеет жизненно-важное значение, во все, что было сказано Им. Позже подчеркнутое звучание у Луки обретет исповедание веры язычниками.

б. Воскрешение сына наинской вдовы (7:11−17)

Лк 7:11−17. В свете рассказа Луки о воскрешении Иисусом сына наинской вдовы особое значение приобретает последовавшая за этим беседа между Ним и Иоанновыми учениками (стихи 18−23).

Толпа людей сопутствовала Иисусу на пути из Капернаума в Наин, расположенный примерно в 40 км на юго-запад от Капернаума. Из ворот Наина, навстречу им, вышла многолюдная похоронная процессия: несли гроб с умершим юношей, единственным сыном у матери вдовы. Судьба, постигшая ее, была особенно горестной, потому что по смерти сына она осталась не только одинокой, но и беззащитной, не имея, видимо, близкого родственника-мужчину. (Вспомним, что помощи вдовам придавалось особое значение как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена.)

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Кажется, и сама эта женщина и сопровождавшие ее прониклись верой в Иисуса; об этом говорит и такая деталь: когда Он подошед, прикоснулся к одру, несшие его остановились. Он же сказал: юноша! тебе говорю, встань. Немедленно мертвый, поднявшись, сел и стал говорить.

Видевшие это исполнились благоговейным страхом; и славили Бога за то, что великий пророк восстал между ними (мысленно они, очевидно, сравнивали Иисуса с Илией или Елисеем). Такое мнение о Нем, пишет Лука, распространилось по всей Иудее (т. е. по всей Палестине) и по всей окрестности (очевидно, по соседним странам).

2. ИИСУС — О ДЕЛАХ СВОИХ (17:18−35) (Мф 11:2−19)

а. Иоанн Креститель посылает к Иисусу за разъяснением (7:18−23)

Лк 7:18−23. Встреча Иисуса с учениками Иоанна произошла тогда, когда сам Креститель сидел в темнице (Мф 11:2). Служение его, возможно, продолжалось не более года. Иоанн ожидал, что Мессия, придя, установит Свое Царство (как он, Иоанн, возвестил об этом). Но вот он оказался в темнице, и ему угрожала смерть, а Царство все еще «не пришло». Так Мессия ли Иисус, Которого он крестил? — с волнением думал узник. Он хорошо знал Ветхий Завет и знал дела, которые должно совершить Мессии, однако, почему Он медлит с установлением Царства?

В конце-концов Иоанн послал… двоих из учеников своих к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? Они пришли к Нему в те дни, когда Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. Ученикам Иоанна Крестителя Иисус ответил словами пророка Исаии (Ис 61:1−2) — теми же, которые прочитал в одну из суббот в назаретской синагоге. Разве не свидетельствуют эти слова — в свете дел, совершенных Мною — что Я и есть Мессия? — как бы говорил Он. Фразой блажен, кто не соблазнится о Мне Иисус, видимо, завершил эту беседу. Ни у Марка ни у Луки не записано, как прореагировал Иоанн на ответ Христа, переданный ему его учениками.

б. Иисус осуждает израильтян за то, что не приняли служения Иоанна Крестителя, как и Его служения (7:24−35)

Лк 7:24−28. Воспользовавшись вопросом Иоанновых учеников, Иисус стал говорить народу о служении Крестителя с одобрением и похвалой. Когда Иоанн был на свободе, многие ходили в пустыню, чтобы увидеть этого несгибаемого человека, отнюдь не похожего на трость ветром колеблемую. Они ходили туда не для того, чтобы увидеть персону изнеженную и богато одетую, ибо таковые живут при дворах царских.

Нет, они ходили в пустыню, чтобы смотреть на пророка, на того, кто даже больше пророка, по словам Иисуса. Ибо в соответствии с предсказанным Малахией (Мал 3:1) Иоанн явился и как предтеча Мессии. В Мал 3:1−2 говорится о двух «посланцах». О предтече (в русском тексте — «Ангел Мой»), т. е. об Иоанне Крестителе, и об «Ангеле Завета», то есть о Самом Мессии.

Иисус очень высоко отозвался об Иоанне: Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; из второй части этой фразы не следует, однако, что Иоанн не принадлежал к Царству Божию, — ведь так же, как Сам Иисус, он проповедовал покаяние и прощение грехов. Мысль здесь та, что и величайший пророк — не столь велик, как гражданин Царства Божия. (Здесь еще возможен тот смысловой оттенок, что принадлежащие к Царству имеют несомненно преимущество перед пророками, на которых смотрели как на Божиих избранников ветхозаветного времени. Граждане же Царства будут находиться под Новым Заветом, и закон Божий будет написан на сердцах их; Иер 31:31−34.) Наименьший в Царстве будет превосходить Иоанна Крестителя в духовном отношении.

Лк 7:29−30. Лука проводит разделение между теми людьми, которые слушали Иисуса. Часть из них, включая мытарей, приняла под действием Его слов Иоанново крещение покаяния (совершенное, видимо, его учениками — от ред.), тем воздав славу Богу. В отличие от них, фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе — в том смысле, что, отказавшись от крещения покаяния, отвергли и самый призыв Предтечи к нему. И тем самым отвергли Божий план спасения для себя, возможность войти в Царство Божие. Иронический аспект этого обстоятельства заключается в том, что книжникам и фарисеям следовало бы знать о Предтече и о Мессии больше, чем людям из народа.

Лк 7:31−35. Авторская вставка Луки, прерывающая ход повествования, служит пояснению следующих пяти стихов. В короткой притче Господь сравнивает людей рода сего (подразумевая не «народ», упоминаемый в стихе 29, а религиозных вождей, отвергнувших как Иоанна, так и Его, Иисуса) с капризными детьми, которые не могут угодить друг другу.

Так и вождей народа Иоанн Креститель не устраивал из-за своего чрезмерного аскетизма и крайней строгости, а Иисус — по причине чрезмерного «вольнодумства» (в понимании фарисеев). Но, замечает Иисус, премудрость (Его и Иоанна учения) будет оправдана всеми, кто последуют ей. Другими словами, в них (в их конечной судьбе) получит доказательство ее истинность.

3. ВСТРЕЧА ИИСУСА С ГРЕШНИЦЕЙ (7:36−50)

В этом разделе иллюстрируется принцип, изложенный Иисусом в стихе 35. Фарисею по имени Симон противопоставлена грешница, которая получает прощение (стих 47) и спасение (стих 50).

Лк 7:36−38. Симон фарисей (стих 40) пригласил Иисуса вкусить с ним пищи, однако не исполнил по отношению к Нему обычая, состоявшего в том, что приглашенным к трапезе гостям перед едой подавалась вода для омытия ног (ведь дороги в Палестине были большей частью немощенными, и в открытые сандалии, которые обычно носили путники, неизбежно набивались пыль и песок).

Узнав о том, что Иисус приглашен Симоном, в дом к нему пришла одна из местных женщин, о которой сказано, что она была грешница (скорей всего, женщина легкого поведения, о чем всем в городе было известно). Ее, конечно, никто не приглашал, и все-таки она пришла, принеся сосуд с миром. В самом приходе ее в дом фарисея не было ничего странного, ибо было принято, что в дом, куда приглашен раввин, другие могут приходить без приглашения, чтобы послушать его. Слушая Иисуса, женщина плакала, и слезы ее падали Ему на ноги.

Обычным знаком уважения к человеку было возлияние благовоний ему на голову. Но эта грешница, возможно, считала себя недостойной помазать Иисусу голову и помазала Ему ноги. Все, что она делала (отирала слезы свои с Его ног волосами своими, целовала ноги Его), свидетельствовало о высочайшем ее благоговении перед Ним и о глубочайшей к Нему нежности. А то, что она принесла миро, чтобы возлить на Него, несомненно, явилось для нее, которая едва ли была богата, огромной тратой. Остается лишь гадать о причине ее слез: плакала ли она от раскаяния или от радости, что находится рядом с Тем, в Котором узнала Мессию?

Лк 7:39. Симон фарисей, хозяин дома, между тем, не признал в Нем и пророка, подумав, что если бы Он был пророком, то знал бы… какая женщина прикасается к Нему, и не допустил бы ее прикосновений, чтобы не стать ритуально нечистым.

Лк 7:40−43. Иисус, зная помышления Симона (сравните 5:22), сказал ему притчу, из коей следовало, что тот, кому много прощено, будет любить больше, чем тот, кому прощено мало.

Лк 7:44−50. Он применил эту притчу к Симону и к женщине. Она нуждалась в том, чтобы Мессия простил ей грехи ее многие. Соответственно и любовь ее к Нему была очень большой. Это не значит, что у фарисея не было особой нужды в прощении его грехов. Его обращение с Иисусом разительно отличалось от обращения с Ним женщины потому, что она верила в Иисуса и сознавала свою нужду в Нем, а он — нет, полагая себя человеком праведным.

Мера его заблуждения была такова, что он не удосужился оказать Иисусу и обычных знаков внимания и вежливости: не дал Ему воды для омытия ног, не поцеловал Его в щеку (обычное мужское приветствие тех дней) и не помазал Ему головы и малой толикой масла. Много возлюбившей грешнице Господь простил ее грехи и отпустил ее со словами: вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Свидетели этого, другие гости Симона фарисея, лишь удивленно спрашивали друг друга: кто это, что и грехи прощает? Хотя в этой ситуации Иисус открыто не сказал о Себе как о Мессии, слова Его и действия не оставляли в этом сомнения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: не счел достойным.
9  [2] — Букв.: удивился ему.
11  [3] — В некот. рукописях: на следующий день.
19  [4] — В некот. рукописях: к Иисусу.
22  [5] — Слово «проказа» в библейские времена являлось общим названием для многих кожных заболеваний.
23  [6] — Или: для кого Я не стану камнем преткновения.
26  [7] — Или: человека, несущего весть от Бога.
27  [8] — Мал 3:1.
29  [9] — Друг. возм. пер.: услышали Его (Иисуса); или: его (Иоанна).
35  [10] — В некот. рукописях: делами. Дети мудрости, т.е. дети премудрого Бога, высоко ценят и прославляют дела Божьи.
36  [11] — Букв.: возлег.
41  [12] — См. в Словаре Денарий.
42  [13] — Букв.: будет более любить.
47  [14] — Или: ее сильная любовь доказывает это.
49  [15] — Или: спрашивали себя; букв.: начали говорить в себе самих.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.