По Луке 8 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После этого Иисус ходил по городам и селениям, проповедуя и возвещая Благую Весть о Царстве Божием. Его сопровождали двенадцать учеников,
2 а также некоторые женщины, исцеленные от злых духов и разных болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышло семь бесов;
3 Иоанна, жена Хузы, управляющего у Ирода; Сусанна и многие другие, которые, используя свои собственные средства, служили Иисусу и Его ученикам.1
4 Люди стекались к Нему из разных городов; и однажды, когда собралась большая толпа народа, Он рассказал такую притчу:
5 «Вышел сеятель засеять поле семенами. И когда сеял, часть семян упала у дороги, где они были затоптаны, и птицы поднебесные склевали их.
6 Другие упали на каменистую почву2 и, как только взошли, засохли из-за недостатка влаги.
7 Некоторые упали среди колючек, росли вместе с ними, и те заглушили их.
8 А иные упали в землю добрую, взошли и дали стократный урожай».
И, сказав это, Он воскликнул: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
9 Ученики же спрашивали Его, что могла бы значить эта притча.
10 Иисус ответил: «Вам от Бога дано тайны Царства Его узнать, а для остальных всё в притчах остается, чтобы, как сказано в Писании,

смотрели — и не видели,
слушали — и не понимали.3

11 Вот что значит эта притча: семя — это слово Божие.
12 С теми, кто слышит слово, бывает, как с зернами при дороге: слышат такие люди слово, потом приходит дьявол и забирает это слово из сердца каждого из них, чтоб не уверовали они и не были спасены.
13 Те же, что упали на камень, — это про людей, которые, услышав слово, с радостью принимают его. Но нет у них корня: они становятся верующими на какое-то короткое время, а в дни испытания4 отступают от веры.
14 Среди колючек посеянное — это о тех, кто слышит весть, но идут они своим путем, их духовный рост со временем заглушается заботами, богатством и удовольствиями жизни, так что плод их никогда не созревает.
15 А семена, упавшие на добрую землю, — это о тех, кто, услышав слово, хранит его в сердце благородном и добром; такие благодаря своей стойкости приносят урожай.
16 Никто, зажегши светильник, не станет накрывать его сосудом или прятать под кроватью. Напротив, его ставят на подставку, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным, и скрытого, что не стало бы известным и не вышло на свет.
18 Итак, следите за тем, как вы слушаете, — еще больше будет дано тому, у кого есть внимание к слову, а у того, у кого нет, будет взято и то, что, как ему кажется, у него есть».
19 Когда к Нему пришли Его мать и братья, они не смогли пройти к Нему из-за толпы.
20 Иисусу сказали: «Там, позади всех,5 стоят Твои мать и братья. Они хотят видеть Тебя».
21 Но Он ответил им: «Мать Моя и братья Мои — это те, кто слушает слово Божие и повинуется ему».
22 Однажды Иисус сел со Своими учениками в лодку и сказал им: «Переправимся на другой берег». И они отплыли.
23 А во время их плавания Он уснул. Между тем поднялась буря, и на озере начался сильный шторм. Вода стала заливать лодку, и их жизнь оказалась в опасности.
24 Подойдя к Иисусу, ученики стали будить Его: «Наставник, Наставник, мы погибаем!» — кричали они.
Пробудившись, Он словом Своим усмирил ветер и бушующие волны: они улеглись, и наступила тишина.
25 «Где ваша вера?» — спросил Он учеников.
А они со страхом и удивлением говорили друг другу: «Кто же Он такой, что приказывает ветру и воде, и те повинуются Ему?!»
26 И они, переплыв через озеро, оказались в земле герасинской,6 той, что расположена напротив Галилеи.
27 Как только Иисус сошел на берег, Его встретил некий человек из города, одержимый бесами. Он давно уже не носил никакой одежды и жил не в доме, а в могильных пещерах.
28 Увидев Иисуса, он с воплем упал к ногам Его и закричал: «Ну что Тебе нужно от меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Молю Тебя, не мучь меня!»
29 Он так кричал, потому что Иисус уже повелел нечистому духу выйти из этого человека. (Очень много раз дух овладевал им, и хотя пытались держать его под стражей, в цепях и кандалах, он разрывал их и убегал, гонимый бесом, в места пустынные.)
30 Иисус спросил его: «Как тебя зовут?»
Тот ответил: «Легион»,7 так как в него вошло много бесов.
31 И они просили Его не отсылать их в бездну.
32 Там же, на горе, паслось большое стадо свиней; бесы просили у Иисуса позволения войти в этих свиней, и Он позволил.
33 Оставив8 человека, бесы вошли в свиней, и стадо ринулось с кручи в озеро и утонуло.
34 Увидев всё это, свинопасы бросились бежать и рассказали о происшедшем в городе и окрестностях.
35 Тогда люди вышли, чтобы своими глазами увидеть случившееся. Когда пришли они к Иисусу и увидели человека, из которого вышли бесы, сидящим у ног Иисуса, одетым и в здравом уме, они испугались.
36 А очевидцы рассказали им, как был исцелен9 бесноватый.
37 И все жители округи герасинской стали просить Христа удалиться от них — так велик был их страх. Он вошел в лодку и отправился назад.
38 Человек, из которого вышли бесы, просил у Иисуса позволения остаться с Ним, но Он отослал его.
39 «Возвращайся к себе домой, — сказал Он ему, — и расскажи там о том, что сделал для тебя Бог». И человек этот пошел, по всему городу рассказывая о том, что сделал Иисус для него.
40 Когда Иисус вернулся на другой берег, там Его встретила большая толпа: все ожидали Его.
41 И пришел к Нему человек по имени Иаир, старейшина синагоги, и, пав к ногам Иисуса, просил Его прийти к нему в дом,
42 потому что умирал его единственный ребенок, девочка лет двенадцати.
И когда Он шел с Иаиром, толпы людей теснили Его со всех сторон.
43 Среди них была женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. [Она истратила на врачей всё, что было у нее ], и никто не смог вылечить ее.
44 Подойдя сзади, она прикоснулась к краю Его одежды, и кровотечение тотчас прекратилось.
45 «Кто ко Мне прикоснулся?» — спросил Иисус.
Когда все стали отказываться, Петр10 сказал: «Наставник, толпа со всех сторон теснит Тебя…»
46 «Нет, кто-то прикоснулся ко Мне, — сказал Иисус. — Я почувствовал, что сила изошла от Меня».
47 Женщина поняла, что утаиться ей не удастся. Она с трепетом подошла и, пав ниц перед Иисусом, при всем народе призналась, по какой причине коснулась Его и как тотчас была исцелена.
48 Он же сказал ей: «Дочь Моя, вера твоя спасла11 тебя. Иди с миром».
49 Он еще говорил эти слова, как пришел некто из дома старейшины синагоги к Иаиру с вестью: «Твоя дочь умерла, не утруждай больше Учителя».
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся. Только верь, и будет она спасена».
51 Придя в дом его, Иисус не позволил войти вместе с Ним никому, кроме Петра, Иоанна, Иакова и родителей девочки.
52 Дом был полон людей, все глубоко скорбели и плакали по умершей. Иисус сказал: «Не плачьте. Она не умерла — она спит».
53 И они стали смеяться над Ним, зная, что девочка мертва.
54 Но Он,12 взяв ее за руку, громко произнес: «Дитя Мое, встань!»
55 И вернулась к ней жизнь.13 Она тотчас поднялась, а Иисус велел покормить ее.
56 Родители ее были вне себя от изумления и радости, Он же повелел им никому не говорить о произошедшем.

Толкование Далласской семинарии

4. ИИСУС О РАЗНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО УЧЕНИЮ (8:1−21)

а. Положительный отклик на него близких Его последователей (8:1−3)

Лк 8:1−3. Первыми среди тех, кто с радостью восприняли Его благовестие о Царствии Божием, были двенадцать и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней. Среди последних была и Мария из Магдалы, из которой Иисус изгнал семь бесов. Число «семь» в Священном Писании часто служит символом полноты. Так что Мария Магдалина, вероятно, страдала крайней степенью одержимости. Помимо нее, Лука называет еще двух женщин (среди многих других), которые поддерживали Иисуса и Его апостолов финансово: это — Иоанна, жена… домоправителя Иродова, и некая Сусанна, о которой более ничего не известно.

б. Притча о Сеятеле как иллюстрация к разному восприятию благовестия (8:4−15) (Мф 13:1−23; Мк 4:1−20)

Лк 8:4. Сказав эту притчу и пояснив ее, Иисус показал, насколько разной может быть реакция людей на слово Божие. Лука отмечает, что к Иисусу сошлось тогда множество народа из всех городов. Вполне понятно, что и в этой толпе были представлявшие все четыре вида восприятия Иисусова учения, о которых говорится в притче. Вероятно, в ней содержится и предупреждение «слушающим» о «препятствиях» в усвоении истины, с которыми им предстоит столкнуться.

Лк 8:5−8. Перед глазами возникает образ земледельца, который вручную разбрасывает зерно по вспаханному полю. Семя этого сеятеля падает на четыре вида почвы. Часть попала на проходящую вдоль поля дорогу, и птицы …поклевали его. Другая часть упала на камень (т. е. на тонкий слой почвы, покрывающий каменную породу); эти зерна, хоть и взошли, но быстро засохли, т. к. им не хватило влаги (стих 6). Были и такие зерна, которые упали среди сорняков, и были ими заглушены (стих 7). Наконец какая-то часть семян попала на добрую землю; эти принесли хороший урожай (стих 8).

Иисус закончил притчу призывом к слушателям: Кто имеет уши слышать, да слышит. Этой фразой Христос неоднократно завершал Свои притчи (Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Мк 4:9, 23; Лк 8:8; Лк 14:35). Она означает, что духовные люди в состоянии постигать смысл Его притч. Недуховные же воспринимают в них лишь «сюжетную» сторону, т. е. то, что лежит на поверхности.

Лк 8:9−10. Прежде чем ответить на вопрос учеников и объяснить им значение притчи, Он говорит им, почему учит притчами. Людям, умеющим распознавать духовные вещи, то есть тем, которые следуют за Ним и признают Его учение истинным, дано познавать тайны Царствия Божия. А тем, кто не принимают учения Иисуса Христа, не дано уразуметь и значения иносказаний, на которых строются притчи. Ибо сердца их «огрубели», глаза они «сомкнули», а уши их «с трудом слышат» (Ис 6:9).

В словах Христа так что они видя не видят и слыша не разумеют, выражена та же мысль, что и в приведенном месте из книги пророка Исаии. Использование Христом притч может быть понято как своего рода акт Божественной милости по отношению к тем слушателям, которые отвергали Его: если бы они до конца понимали выраженные Им истины (Лк 10:13−15), то в будущем подверглись бы более суровому суду.

Лк 8:11−15. Здесь Христос объясняет ученикам значение притчи о сеятеле. Семя есть слово Божие. Слова, которые произносил Он, Живое Слово, исшедшее от Бога, были теми же, что слышал народ от Иоанна Крестителя. На слушающих ложилась ответственность за принятие или отвержение этих слов.

Четыре вида почвы — это четыре «вида» людей, слышащих одну и ту же благую весть. К первому виду принадлежат слушающие, в сердцах которых слово истины не остается, ибо диавол похищает его, чтобы эти люди не уверовали и не спаслись (стих 12).

Ко второму виду или группе относятся те, которые с радостью соглашаются с истиной Божией, но глубокого корня она в них не пускает (стих 13), и устоять в ней они не могут. Фраза, что они временем веруют, а во время искушения отпадают, означает, что, веруя более разумом, чем сердцем, они, когда дела принимают «дурной оборот», т. е. когда наступает время испытания их веры, отрекаются от нее.

К третьей группе слушающих слово принадлежат те люди, которым не суждено достигнуть духовной зрелости (стих 14). Они как будто бы интересуются высшей истиной, но не в состоянии всецело принять ее из-за своей поглощенности заботами о материальном, порой — непреодолимой тягой к богатству и наслаждениям житейским.

Наконец, четвертая группа — это те, которые, услышавши слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце и приносят духовный плод (стих 15).

В процессе Иисусова служения представители каждой из четырех групп выявляли свою принадлежность к соответствующей группе: 1) Книжники и фарисеи отказывались верить Христу. 2) Многие люди ходили за Иисусом только потому, что Он чудесным образом исцелял и питал их, но весть, которую Он нес им, «не пускала корня» в их сердцах (сравните Ин 6:66). 3) Были и такие, которые, наподобие богатого юноши «из начальствующих» (Лк 18:18−30), проявляли заинтересованность, порой искреннюю, в учении Иисуса, однако последователями Его не становились, побежденные своим сильным тяготением к материальным радостям. 4) Относившиеся же к четвертой группе исполнялись преданности Живому Слову; впитавшие в себя учение Христа, они оставались верными Ему любой ценой (к примеру, 8:1−3).

в. Необходимость слушать Иисуса и принимать Его учение (8:16−18) (Мф 4:21−25)

Лк 8:16−18. Эта короткая притча является логическим продолжением притчи о Сеятеле. Одно из главных смысловых ударений в ней Иисус опять делает на «слышании», вернее, на «слушании» (стих 18). Если кто понимает слово Божие, это не может не отразиться на его жизни и поведении (стих 15), т. е. сделается «видимым» для всех. Как зажегши свечу, не покрывают ее сосудом (сравните 11:33), так и тайны Царствия Божия (8:10) не открывает Бог людям, чтобы они хранили их «в секрете». Задача учеников Христа в том и состояла, чтобы делать их явными для остальных людей (8:17).

А потому всем, кто следуют за Ним, важно наблюдать за собой: какой отклик вызывает слово в них (стих 18). Если истинная вера зажигается в их сердцах (стих 15), то истина будет открываться им все более. Если же сердцем не будут принимать слышанного, то потеряют всякое представление об истине (стих 18).

г. Отношение Иисуса к Его земным родственникам (8:19−21) (Мф 12:46−50; Мк 3:31−35)

Лк 8:19−21. Из предыдущих стихов (1−18) ясно, что в правильном отношении ко Христу находятся только те люди, которые принимают (и осуществляют в жизни) Его учение. Лука далее пишет: И пришли к Нему Матерь и братья Его…

Иисусу сказали, что Его родственники хотят видеть Его (8:20). Не следует полагать, что Своим ответом Христос отрекается от родства с ними. Скорее Он дает понять, что узы, связывающие Его с теми, кто слушают и исполняют слово Божие, подобны семейным узам. Из этих Его слов, кроме того, следует, что Евангелие предназначено не для одного еврейского народа, а для всех, кто готов уверовать в него, включая язычников, и руководствоваться им в практической жизни. Урок этот был, в частности, глубоко усвоен Иаковом, одним из упомянутых братьев Иисуса по матери (Иак 1:22−23).

5. НОВАЯ СЕРИЯ ЧУДЕС (8:22−56)

Вновь (сравните 4:31 — 6:16) пишет Лука о серии совершенных Христом чудес — совершенных в подтверждение истинности Его учения. В этом разделе Иисус являет Свою власть над силами природы, над демонскими силами и над болезнями и смертью (8:22−25; 26−29; 40−56).

а. Иисусу покоряется стихия (8:22−25) (Мф 8:23−27; Мк 4:35−41)

Лк 8:22−25. В то время, как Иисус с учениками Своими переправлялся в лодке на другую (менее населенную) сторону Геннисаретского озера, поднялась сильная буря; лодку начало заливать водою. Геннисаретское озеро (оно же Тивериадское или Галилейское море) известно этими неожиданными штормами, которые внезапно превращают его в бурное и опасное для жизни. Иисус же во время плавания… заснул. Испуганные ученики разбудили Его со словами: Наставник! Наставник! погибаем. Иисус встав запретил ветру и волнению воды и тут же упрекнул учеников за малую их веру.

Ведь они поплыли по Его указанию: и сказал им: переправимся на ту сторону озера (стих 22). Значит, они должны были довериться Его слову. Озеро успокоилось немедленно (чего обычно при штормах не бывает) именно по всемогущему слову Господа. При виде этого страх и удивление охватили учеников (сравните стих 35, 37).

б. Власть Иисуса над демонскими силами (8:26−39) (Мф 8:28−34; Мк 5:1−20)

Лк 8:26. Тогда как Матфей при изложении этого эпизода пишет, что Иисус встретился с двумя одержимыми (Мф 8:28−34), Лука говорит только об одном. Возникает некоторая путаница и в отношении местности, где случилось это чудо. Матфей называет ее «страной Гергесинской», очевидно, по имени небольшого города Герса, находившегося на восточном берегу Галилейского моря и лежащего теперь в развалинах (Мф 8:28), а Марк и Лука пишут о «стране Гадаринской», названной, как представляется, по городу Гадара (примерно в 10 км на юго-восток от нижней оконечности Галилейского моря). Возможно, территория вокруг упомянутого городка Герса и сам он были административно подчинены Гадаре (сравните комментарий на Мк 5:1).

Лк 8:27−29. Когда же вышел Он на берег, встретил Его человек одержимый бесами. Весь его образ жизни свидетельствовал об этом. Как это характерно для большинства одержимых в Евангелиях, этот тоже говорил (или кричал) громким голосом. Бес, сидевший в нем, узнал Иисуса, ибо человек назвал Его по имени: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Именно бес, а не человек, в которого он вселился, сознавал власть Иисуса над собой, что следует из его слов не мучь меня (стих 28).

Лк 8:30−33. На вопрос Иисуса, как его имя, нечистый дух ответил: легион (этим латинским словом обозначалось воинское подразделение численностью 6000 человек). То есть несчастный безумец был одержим множеством бесов. Они просили Иисуса «не мучить» их «прежде времени», как это следует из Евангелия от Матфея (Мф 8:29), не посылать их до срока в бездну или в преисподнюю (место пребывания умерших).

Под «бездной» понималась также некая бездонная водная пучина, и в свете этого можно говорить об иронической концовке этой встречи нечистых духов со Христом. Он удовлетворил их просьбу позволить им войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку, но как только это случилось, бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Так что несмотря на разрешение им Иисуса не идти в бездну, бесы все равно попали в нее.

Лк 8:34−37. Реакцией жителей этой местности на совершившееся чудо был страх (стих 35, 37 сравните с 7:16; 8:25). Из страха они стали просить Иисуса удалиться от них.

Лк 8:38−39. В отличие от жителей «Гадаринской окрестности», бывший одержимый хотел было остаться с Иисусом, но Он повелел ему идти домой и свидетельствовать о том, что сотворил ему Бог. Это был первый свидетель Иисуса Христа в языческом мире.

в. Власть Иисуса над болезнями и смертью (8:40−56) (Мф 9:18−26; Мк 5:21−43)

Весь этот раздел (главы 7−8) начинается и кончается описанием служения Иисуса людям, пораженным болезнями и смертью. Однако то, о чем говорится в 8:40−56, становится апогеем раздела благодаря своей явной символичности: речь тут в сущности идет о способности («власти») Христа очищать людей (в ритуальном смысле слова), не «заражаясь» их нечистотой.

Лк 8:40−42. И вот, пришел человек, именем Иаир, которой был начальником синагоги. Он просил Иисуса спасти его единственную дочь, которая умирала. Тот факт, что даже «начальник синагоги» обратился к Иисусу с просьбой, говорит о том, что люди начинали понимать. Кто Он такой.

Иаир был ответственным за проведение богослужений и за надлежащее состояние помещения синагоги и ее имущества. В Новом Завете говорится еще о двух «начальниках синагоги»: о Криспе (Деян 18:8) и о Сосфене (Деян 18:17).

Лк 8:43−48. Тут Лука внезапно обрывает повествование об Иаире, чтобы рассказать о случае, происшедшем на пути Иисуса к нему в дом. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет… Любопытно перекликаются здесь цифры: дочь Иаира была лет двенадцати, и все время, что она жила на свете, женщина, о которой пойдет речь ниже, страдала кровотечением. Болезнь сделала ее церемониально нечистой (Лев 15:25−30), и всякий, кто прикасался к ней, становился нечистым. Никто из людей не мог исцелить ее, но вот, она коснулась… одежды Иисуса, и тотчас течение крови у нее остановилось.

Вопрос Христа кто прикоснулся ко Мне? — конечно, не означает, что Он не знал, кто к Нему прикоснулся. Он просто хотел, чтобы женщина принародно обнаружила свою веру, которая побудила ее прикоснуться к Нему. И падши пред Ним, она обнаружила ее. Вера этой женщины принесла ей исцеление (8:48). Иди с миром, сказал ей Иисус. Прежде Он с теми же словами отпустил грешницу, уверовавшую в Него (7:50). Обе они были очищены и спасены Христом.

Лк 8:49−56. Повествование снова возвращается к Иаиру. Он принял в сердце слова Иисуса, Который после того, как Иаиру сообщили о смерти дочери, сказал: не бойся, только веруй, и спасена будет. О вере его в способность Иисуса воскресить умершую свидетельствует тот факт, что Он, начальник синагоги, позволил Ему войти в свой дом после того, как к Нему прикоснулась церемониально нечистая женщина.

После воскрешения девочки Иисус велел дать ей есть — деталь, говорящая о том, что ей не только был возвращен дух ее (то есть душа, покинувшая ее тело), но и нормальное состояние здоровья. И удивились родители ее (здесь буквально — «были вне себя от изумления»). От изумления, но не от страха.

То, что Иисус повелел им не сказывать никому о происшедшем было, вероятно, продиктовано нежеланием Его, чтобы Его открыто провозглашали Мессией до того, пока Он Сам не даст этого ясно понять в Иерусалиме.

Д. Иисус дает наставления Своим ученикам (9:1−50)

Раздел, посвященный галилейскому служению Иисуса, Лука завершает описанием нескольких важных событий, которые дают Иисусу наглядный материал для наставления учеников. Что касается этой главы, то, хотя Лука и не преуменьшает значения случаев, описанных в ней, не они стоят в центре его повествования. «Центральной темой» является для него путешествие Иисуса в Иерусалим. Так что всем, о чем рассказано в этой главе, как бы завершается предыдущая часть служения Христа (4:14 — 9:50) и «перекидывается мост» к началу Его пути в Иерусалим (9:51).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: служили им имуществом своим.
6  [2] — Букв.: скалу.
10  [3] — Ис 6:9,10.
13  [4] — Или: искушения.
20  [5] — Букв.: вне/снаружи.
26  [6] — В некот. рукописях: гадаринской/гергесинской; то же в ст. 37.
30  [7] — См. в Словаре Легион.
33  [8] — Букв.: вышедши из.
36  [9] — Или: спасен.
45  [10] — В некот. рукописях: Петр и бывшие с ним.
48  [11] — Или: исцелила.
54  [12] — В некот. рукописях: Он же, выслав всех прочь.
55  [13] — Или: дыхание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.