По Иоанну 4 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 [1-2] К тому времени до фарисеев дошел слух, что у Иисуса больше учеников и большее число людей крестит Он, чем Иоанн (крестил, правда, не Сам Иисус, а ученики его). Узнав об этой молве,1
2
3 Иисус покинул Иудею и вновь отправился в Галилею.
4 Путь Его лежал через Самарию,
5 и случилось Ему дойти до самаритянского города Сихарь, что рядом с тем известным полем, которое Иаков2 выделил сыну своему Иосифу.
6 Был там колодец3 Иакова. Уставший от дороги, Иисус присел около него. Дело было в полдень.
7 Пришла туда за водой какая-то женщина самарянская. Иисус попросил ее: «Дай Мне напиться!»
8 (Учеников Его не было тогда: они ушли в город купить еды.)
9 «Как?! Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, пить?» — удивилась женщина (иудеи ведь не имели дел с самаритянами).4
10

«Если бы знала ты, что Бог дарует,
если бы знала, Кто просит у тебя напиться, —
ты и сама попросила бы Его, и Он дал бы тебе живой воды», —
ответил Иисус.

11 «Тебе, Господин, и зачерпнуть-то нечем, — промолвила [женщина], — а колодец так глубок — откуда же взять Тебе „живую воду“5?
12 Разве больше Ты отца нашего Иакова, давшего нам этот колодец, из которого и сам он пил, и его сыновья, и скот свой они поили? »
13 Иисус сказал на это:

«Кто эту пьет воду, тот снова захочет пить.

14

Но кто выпьет воды, которую Я дам ему,
забудет тот, что такое жажда.6
Вода, которую дам Я, станет тем неиссякающим ключом,
который будет бить в нем
на всем пути его к вечной жизни».7

15 «Так дай же мне, Господин, — попросила женщина, — воды Твоей, чтобы не хотелось уже мне больше пить и не нужно было ходить сюда за водой».
16 «Ступай, позови своего мужа, — ответил Иисус, — и вместе с ним приходи сюда».
17 «Нет у меня мужа», — сказала она Ему.
«Правильно говоришь ты, — заметил Иисус, — нет у тебя мужа.
18 Было у тебя уже пять мужей, а тот, с кем теперь ты живешь, не муж тебе; ты правду сказала».
19 «Я вижу, Господин, что Ты пророк! — удивилась женщина. —
20 Объясни тогда, почему наши предки на этой горе совершали свои богослужения,8 а вы, иудеи, говорите, что место, где следует это делать, — в Иерусалиме?»
21 Иисус ответил:

«Верь мне, женщина: недалеко уже время,9
когда вы будете поклоняться Отцу
не на этой горе и не в Иерусалиме.

22

Вы ведь, самаритяне, и не знаете, чему поклоняетесь,
а мы знаем, недаром от иудеев — спасение.

23

Близко время, и даже наступило уже оно,
когда истинно почитающие Отца
будут в духе и истине поклоняться Ему —
такого Он ждет поклонения.10

24

Бог — это дух, и те, кто хочет поклоняться Ему,
должны поклоняться в духе и истине».

25 «Я знаю, — отозвалась женщина, — что придет Мессия, то есть Христос.11 Вот Он и объяснит нам всё, когда придет».
26 Тогда Иисус сказал: «ЭТО Я,12 Я, говорящий теперь с тобой».
27 В это время вернулись как раз ученики Его. Удивились они, увидев, что разговаривает Иисус с женщиной, но никто не решился спросить, почему Он заговорил с ней и о чем.
28 Женщина та оставила свой кувшин и ушла в город; и стала она там говорить людям:
29 «Пойдите, посмотрите на Человека, Который рассказал мне про всё, что я делала прежде. Уж не Христос ли Он?»
30 Люди вышли из города и направились к Нему.
31 Ученики тем временем просили Его: «Равви, поешь что-нибудь! »
32 Но Он сказал им: «У Меня есть пища, о какой не знаете вы».
33 В недоумении спрашивали они друг друга: «Не приносил ли кто поесть Ему?»
34 Иисус же продолжал:

«Исполнить волю Пославшего Меня
и дело Его завершить13 — вот пища Моя.

35

Не говорите ли вы: „Пройдет четыре месяца, и наступит жатва“?
Но оглянитесь, говорю вам, посмотрите на нивы:
побелели они, созрели для жатвы.

36

Так что получает уже жнец награду свою,
собирая урожай для вечной жизни,
и могут радоваться вместе и сеятель, и жнец.

37

Справедлива пословица: „Один сеет, а другой жнет“.

38

Я послал вас жать то,
над чем не вы трудились, а другие,
они трудились,
но суждено вам разделить с ними плоды трудов их».

39 А та самаритянка продолжала свидетельствовать повсюду: «Он рассказал мне всё, что я делала прежде ». И многие жители города того уверовали в Него,
40 поэтому, когда самаритяне пришли к Иисусу, они попросили Его побыть с ними. Он оставался у них два дня,
41 и тогда еще больше людей уверовало в Иисуса, после того, как сами они услышали Его.
42 Они говорили той женщине: «Не с твоих уже слов веруем, но потому, что сами слышали Его. Теперь мы знаем: Он воистину Спаситель мира».
43 Через два дня Иисус ушел оттуда в Галилею
44 (Он ведь Сам говорил ученикам Своим, что не признают пророка в отечестве его).
45 Многие галилеяне тоже были на празднике в Иерусалиме и видели все чудеса, которые совершил там Иисус, потому с радостью встретили они Его у себя в Галилее.
46 Иисус потом вновь появился в Кане, в том самом селении галилейском, где он превратил однажды воду в вино. Там остановился в то время царедворец, у которого в Капернауме страдал от тяжелой болезни сын.
47 Прослышав, что Иисус опять пришел из Иудеи в Галилею, отец явился к Нему и стал просить Его пойти в Капернаум, дабы исцелить сына его, который уже при смерти.
48 «Неужели не уверует из вас никто, не увидев знамений и чудес?» — отозвался на эту просьбу Иисус.
49 Царедворец торопил: «Господин! Пойдем скорее, пока не умерло дитя мое».
50 «Иди домой, — ответил ему Иисус, — жив твой сын и будет здоров ».
Поверил человек тот словам Иисуса и пошел.
51 Был он еще в пути, когда встретили его слуги и сказали, что мальчик жив и здоров.
52 Отец спросил, в котором часу стало легче его сыну. «Вчера около часа дня оставила его лихорадка», — ответили слуги.
53 Понял отец, что в тот самый час произошло исцеление, когда Иисус сказал ему: «Жив твой сын и будет здоров ». Уверовал царедворец в Иисуса, а с ним и весь дом его.
54 Это было второе чудесное знамение в Галилее, которое совершил Иисус по возвращении из Иудеи.

Толкование Далласской семинарии

8. СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА В САМАРИИ (4:1−42)

а. Беседа Иисуса с самарянкою (4:1−26)

Ин 4:1−3. Длинное это предложение является вступлением ко второй «личной» беседе Иисуса Христа. Неожиданная популярность Его, подтвердившаяся быстрым ростом числа Его последователей, встревожила фарисеев, и они обратили на Него особое внимание. Поскольку Иисус действовал в соответствии с планом Отца, то знал, когда Его служению предстоит завершиться. До назначенного Отцом срока Он должен был поступать осторожно и потому избегал открытого конфликта со своими противниками (7:6, 8, 30; 8:20 и сравните с 12:23; 13:1; 17:1). Именно по этой причине Иисус оставил Иудею и пошел опять в Галилею.

Вторая Его «личная беседа» еще раз доказывает, что Он действительно «знал, что в человеке» (2:25).

Самарянка во всем отличалась от Никодима. Он искал истину, она не слишком интересовалась ею. Он был уважаемым «начальником», а она — падшею женщиною. Он был человеком серьезным, она легкомысленным. Он был иудеем, а она презренной (в глазах иудеев) самарянкой. Он (как можно предполагать) был человеком высоких нравственных устоев, чего о ней сказать нельзя. Никодим был ученым, самарянка — отсталой женщиной. Но несмотря на все эти различия между религиозным человеком и мирской женщиной, оба имели одну общую нужду — в рождении свыше. И только Христос мог исполнить эту их нужду.

ТАБЛИЦА ОТНОСЯЩАЯСЯ К ДВУМ ЛИЧНЫМ БЕСЕДАМ ИИСУСА (Ин 3−4).
Различия между Никодимом и самарянкой:

Никодим Самарянка
МЕСТО Иерусалим (Иудея) Самария
ВРЕМЯ Ночь Около 6 часов вечера
ХАРАКТЕР ВСТРЕЧИ Запланированный визит Случайный
СОДЕРЖАНИЕ Богословская Разговор на практические темы
ИНИЦИАТОР БЕСЕДЫ Никодим Иисус
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Иудей Самарянка (полуиудеянка)
СОЦ. ПОЛОЖЕНИЕ Учитель, член синедриона Падшая женщина
ОТНОШЕНИЕ К ИИСУСУ Почтительное Сначала недоверчивое, потом уважительное
ФОРМА БЕСЕДЫ «Угасающий» диалог, переходящий в монолог Иисуса Диалог до конца
РЕЗУЛЬТАТ Неизвестен Женщина обратилась

Ин 4:4. Надлежало же Ему проходить чрез Самарию. Это была кратчайшая дорога из Иудеи в Галилею, но не единственная. Другая дорога шла через Перею, восточнее реки Иордан (карту-схему двух дорог). Во дни Иисуса иудеи из-за своей ненависти к самарянам обычно избирали восточную дорогу, чтобы не проходить Самарией. Но Христос избрал именно этот путь — с тем, чтобы «достичь» Своим словом презираемых жителей этой страны. Спаситель мира, Он ищет и спасает гонимых и отверженных (Лк 19:10).

Самария в новозаветные времена лежала в центральной части Палестины и граничила с Иудеей на юге и с Галилеей на севере. Политически она не была отделена от них и управлялась римским наместником. Жители ее имели смешанное этническое происхождение, будучи полуевреями: религия, которую исповедовали самаряне, откололась от иудаизма и включала некоторые элементы его. Центр богослужения самарян находился на горе Геризим. И до сего дня существует в Израиле небольшая группа самарян, которые держатся древних своих традиций.

Ин 4:5−6. Город Сихарь находился недалеко от Сихема. Многие считают, что он был расположен на месте нынешнего Акара, но другие указывают на современный Тель-Валат. Во всяком случае Сихарь находился где-то между горой Эвал и горой Геризим. Древний колодец, и сегодня известный на этой территории, может быть, и есть тот самый колодец Иаковлев. Об участке земли, который был дан Иаковом сыну своему Иосифу, говорится в Быт 48:21−22. Сам Иаков купил этот участок несколькими годами раньше (Быт 33:18−20).

Иисус, устав от ходьбы, сел у колодезя; было около шестого часа (т. е. по римской системе отсчета времени примерно 6 часов вечера; толкование на Ин 1:39; Ин 19:14). Имея действительно человеческую природу, Иисус, как и всякий человек, знал усталость, жажду, боль и голод. Одновременно Он обладал и всеми свойствами Божества, включая всезнание и всемогущество.

Ин 4:7−8. В отсутствие учеников, ушедших в город купить пищу, Иисус сделал нечто совершенно необычное для иудеев — Он заговорил с самарянской женщиной, с которой к тому же не был знаком. Та была поражена, услышав, что иудей просит у нее напиться. Обычаями тех дней мужчине вообще запрещалось вступать в разговор с незнакомой женщиной, тем более иудею — вступать в беседу с самарянкой. Для раввина — иудея естественнее было бы мучиться жаждой, чем нарушить одно из этих правил.

Ин 4:9. Удивление самарянки было тем сильнее, что иудей, если напьется из посуды самарянской женщины, станет церемониально нечистым в глазах своих соплеменников…

Ин 4:10. Привлекши ее внимание и дав пищу ее любопытству, Иисус произнес нечто загадочное, чтобы заставить женщину задуматься. В сущности, Он сказал ей следующее: «Ты была бы потрясена несравненно больше, если бы узнала. Кто Я. Ты — не Я — стала бы тогда просить!» О трех вещах не могла не задуматься в тот момент самарянка: 1) Кто же Он? 2) Что такое дар Божий? 3) Что такое живая вода? В обычном смысле это — вода текущая, струящаяся (в отличие от стоячей), но в духовном, библейском, смысле она есть один из символов Святого Духа (Иер 2:13; Зах 14:8; Ин 7:38−39).

Ин 4:11−12. Поскольку для самарянки «живой» была лишь та вода, что имелась в колодце, недоумение ее лишь возросло: как бы мог этот Иудей достать ее, не имея даже чем почерпнуть — при том, что колодезь глубок? (Современными археологами установлено, что «колодезь Иакова» — один из самых глубоких в Палестине. В древних преданиях он занимает особое место.) Потому и спросила женщина: неужели Ты больше отца нашего Иакова? (Построение этой фразы в греческом тексте предполагает отрицательный ответ. Самарянка и в мыслях не могла допустить такого!) Как видим, Иакова, «отца» (основателя) иудейского народа, считали «своим отцом» и самаряне.

Самарянка несомненно была заинтригована: Что же мог бы предложить ей Этот Незнакомец?

Ин 4:13−14. Иисус приоткрывает ей истину, хотя и продолжает говорить загадочно. Эта вода из колодца может утолить лишь физическую жажду, и то на время. Кто же станет пить воду, предлагаемую Им, не будет жаждать вовек (в том смысле, что нужды его будут постоянно удовлетворяться). А, кроме того, пьющий Его живую воду сам сделается источником жизнедающей воды (7:38−39). Иисус говорил о Духе Святом как дающем спасение самому уверовавшему, так и предлагающем через него — спасение другим людям.

Ин 4:15. Духовного смысла сказанного Иисусом самарянка не поняла. И лишь один вывод сделала из Его слов: будь в ее распоряжении источник, о котором Он говорит, она никогда не испытывала бы жажду и не имела бы нужды тяжело трудиться, добывая воду из колодца.

Ин 4:16−18. Тогда Христос заговорил с этой женщиной, которая не в состоянии была воспринять духовную истину (1Кор 2:14), о вещах «житейских». (Видимо, пить Ему она так и не дала. Да и Он, озабоченный ее духовной нуждой, забыл о собственной физической нужде.) Он предложил ей пойти и привести к колодцу своего мужа. Это было поводом показать ей, что Он знает о ней все (сравните Ин 2:24−25). Этот Незнакомец знал всю историю ее сожительств с мужчинами, включая и то, что она и теперь живет во грехе. Так в нескольких словах Иисус дал ей понять, что она, ведущая предосудительный образ жизни, нуждается в спасении.

Ин 4:19−20. Любопытна реакция самарянки. Этот Незнакомец — не просто иудейский раввин, идущий по своим делам. Он, конечно же, пророк — раз владеет сверхъестественным знанием! Но первое, к чему побудило ее это открытие, было не грех свой исповедать и покаяться, а пуститься в «богословскую» беседу. Не может ли Он разрешить древний спор? Самарянские раввины утверждают, что местом поклонения Богу, указанным свыше, является вершина горы Геризим, тогда как вы, иудеи, говорите, что должно поклоняться только в Иерусалиме. Кто же прав?

Ин 4:21. Фраза наступает время (сравните стих 23) указывает на предстоящую смерть Иисуса, которой положено будет начало новой эре домостроительства Бога и поклонения Ему. В век Церкви, благодаря работе Духа Святого, храмы — будь-то на горе Геризим или на горе Сион — перестанут быть центрами Богопоклонения.

Ин 4:22. Слова Христа о самарянах: Вы не знаете, чему кланяетесь, надо понимать в том смысле, что на данное время именно богослужение, совершаемое иудеями, предвозвещает Жертву, которую принесет Мессия во спасение всех людей мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев). Народом, избранным Богом, оставался Израиль (Рим 9:4−5). Говоря «спасение от иудеев», Иисус, однако, не имел в виду особую набожность иудеев или что все они — спасены. Но подразумевал, что спасение стало доступным всем через Него, Который произошел от семени Авраамова.

Ин 4:23. Итак, с пришествием Мессии настало время нового «порядка» поклонения Богу. Истинные поклонники — это те, кто сознают, что Божия истина — это Иисус Христос (14:6), что Он является единственным Путем к Отцу Небесному (Деян 4:12). В этом же смысле сказано о поклонении в истине. Поклоняться …в духе здесь, возможно, употреблено в противопоставление поклонению «плотскому», т. е. сопряженному с разного рода внешними условностями, такими, в частности, как выбор места богослужения. Наступает время, когда люди будут поклоняться Богу везде, побуждаемые к тому Святым Духом.

Ибо таких (истинных) поклонников Отец ищет Себе; Бог хочет, чтобы люди жили «в истине», а не опутанные ложью, и истиной руководствовались, поклонялись Творцу. А то ведь поклоняются чему-то или кому-то каждый, но по причине своей греховности слишком многие слепы духовно, и объектами своего поклонения делают вещи, идеи, людей, в которых нет ни смысла ни пользы (сравните с Рим 1:25).

Ин 4:24. Бог есть дух, т. е. по природе Своей Он невидим и в своем пребывании не связан с каким-либо определенным местом. Богу угодно лишь такое поклонение Ему, которое совершается в Иисусе Христе — Сыне, «явившем» людям невидимого Отца (1:18), и под действием Святого Духа, открывающего верующим новую реальность — Царство Божие (сравните 3:3, 5; 7:38−39).

Ин 4:25. Самаряне, как и иудеи, ожидали прихода вождя-Мессии. Но они, отвергавшие все ветхозаветные писания, кроме Пятикнижия, не могли ассоциировать Его с помазанным Царем из дома Давидова. Основываясь на Втор 18:15−18, они ожидали кого-то, подобного Моисею, который, придя, разрешит все их проблемы.

К этому моменту самарянка частично поняла слова Иисуса, но — в свете религиозных представлений ее народа. Она, видимо, тоже мечтала о том времени, когда придет Мессия и возвестит нам все (т. е. обо всем расскажет и все объяснит).

Ин 4:26. «Самораскрытие» Иисуса: это Я (Мессия) — кажется необычным. Как правило, служа в Галилее и в Иудее (6:15), Он скрывал это и называл Себя «Сыном Человеческим» — по той причине, что иудеи придавали явлению Мессии политический смысл. Может быть, потому, что эта самарянская женщина далека была от политических притязаний и амбиций, присущих, скажем, националистам-зилотам, и открыл ей Себя Иисус.

б. Наставление ученикам (4:27−38)

Ин 4:27−30. Взволнованная тем, что сказал ей Иисус о Себе, да и по причине появления Его учеников, самарянка «налегке» побежала в город, оставив свой водонос у колодца. Там она стала звать людей посмотреть на Человека, который все рассказал ей о ней. Не Он ли Христос? — спрашивала она, видимо, понимая, что заяви она об этом утвердительно, ей, женщине плохой репутации, едва ли поверят. И как Иисус привлек ее внимание, возбудив в ней любопытство, так и она предпочла поступить в отношении соседей. И те вышли из города и пошли к Нему.

Ин 4:31−32. Заговорив с Иисусом, ученики почувствовали, что что-то за время их отсутствия произошло. Когда они уходили, Он выглядел усталым, был голоден и хотел пить. Теперь ни пища, ни питье как будто не занимали Его. Настроение Его резко переменилось. В ответ на предложенную Ему пищу, Он вновь произнес нечто загадочное: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

Ин 4:33−34. Как обычно, первая реакция учеников на Его слова звучит в «материалистическом» ключе: «кто-то, видно, накормил их Учителя, пока их не было». И тогда Он сказал им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня… Это не означало, что Иисус не нуждался в «обычной» пище, но свидетельствовало о Его страстном желании творить волю Отца (сравните 5:30; 8:29). Для Знавшего, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор 8:3) духовное заслоняло собой материальное.

Ин 4:35. Между севом и жатвой проходит определенный промежуток времени. Иисус пользуется этим образом. До жатвы на полях оставалось четыре месяца (в Палестине она обыкновенно начиналась в апреле и, значит, описываемое происходило в конце декабря-начале января). Но жатва духовная здесь, в Самарии, должна совершиться теперь. Чтобы понять это, надо иметь духовные виденье и восприятие… Христос предлагает ученикам взглянуть на нивы (самарянские) — как они побелели и поспели к жатве. Можно предположить, что эта метафора была подсказана Господу видом самарян, шедших к Нему из города (стих 30) в белых своих одеждах.

Ин 4:36−38. В качестве «жнецов» ученики Иисуса Христа имели великую награду в самой своей привилегии приводить людей к вере в Него. Другие трудились, «бросая семена в почву». Это могло относиться к служению ветхозаветных пророков и к подготовительному служению Иоанна Крестителя. Но награда и радость ожидают и сеющего и жнущего. Фраза жнущий… собирает плод в жизнь вечную напоминает о том, что служение учеников Христовых людям несет одним из них смерть, а другим — жизнь (в вечности) — 2Кор 2:15−16.

У древних время сбора урожая бывало отмечено особой радостью (смотрите Руфь 3:2, 7; Ис 9:3). Подобно этому, и час спасения одной души есть час великой радости (Лк 15:7, 10, 32). Ученикам же выпала великая радость участвовать в процессе спасения людей на стадии его завершения (Ин 4:38: Я послал вас жать то, над чем вы не трудились. «Сеятели», каким был Иоанн Креститель, не всегда видят результаты своего труда. Так Иоанн пробудил народ к покаянию, но был убит прежде дня Пятидесятницы, когда ученикам Иисуса выпало счастье видеть, как тысячи душ обращаются к Нему.

в. Покаяние самарян (4:39−42)

Ин 4:39. Духовное оживление в среде самарян особенно примечательно в свете отвержения Христа Израилем (1:11), и как иллюстрация того, что целью Господа было достичь не только иудеев (Ин 3:16; Деян 1:8). Хотя свидетельство самарянки и не было, с одной стороны, необходимо («Я не от человека принимаю свидетельство» в Ин 5:34), оно сыграло свою роль, ибо для людей свидетельство о том, что Иисус «все знает о человеке» было свидетельством о Нем как о Божестве (Пс, 138; Ин 1:47−49; Ин 2:24−25).

Ин 4:40−41. «По слову женщины» (стих 39) самаряне вступили в личный контакт с Иисусом. Они просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. Благовестие Иисуса, плюс личное свидетельство уже верующего в Него и сегодня — средство Божиего спасения.

Ин 4:42. И все-таки свидетельство «других» играет вторичную роль. Глубокая вера приходит в результате «личной встречи» с Иисусом Христом, знакомства с Ним на собственном опыте: уже не по твоим речам веруем, но сами слышали и узнали.

Он истинно Спаситель мира означает, что свет Его светит для всех живущих в мире (1:9), для всех «племен и колен, и народов, и языков» (Откр 7:9), но осуществится спасение лишь для тех, кто уверуют в Него.

9. СЫН ЦАРЕДВОРЦА (4:43−54)

Ин 4:43−45. Пробыв два дня в Самарии, Иисус с учениками направился в Галилею. Ибо, пишет Иоанн, Сам Иисус свидетельствовал… И далее он приводит поговорку, которую, видимо, неоднократно слышали от Христа (Мф 13:57; Мк 6:4): что пророк не имеет чести в своем отечестве. Значит, не Галилею с входившим в нее Назаретом подразумевал под «отечеством» Христа евангелист (ведь именно в Галилею Господь направлялся). Тогда, может быть, Иудею и город Вифлеем, где Он родился? Или Иоанн противопоставлял Израиль в целом, отвергнувший Христа, истинному Его, Небесному, отечеству?

Так или иначе, но в то время в Галилее отношение к Нему (в массе народа) было наиболее благоприятным, хотя и там предпринимались попытки убить Его (Лк 4:18−30). Возможно, ссылаясь на поговорку Христа, Иоанн готовил читателей к грядущему отвержению Его народом израильским в целом. Он мог, однако, иметь в виду и то, что несмотря на теплый прием, оказанный Иисусу в Галилее, по-настоящему Его не признали и там (сравните Ин 2:24−25; Ин 4:48). Да, на них произвели сильное впечатление и очищение Им храма в праздник Пасхи (2:13−22) и совершенные Им чудеса (2:23). Но истинной веры в Него они еще не имели.

Ин 4:46−47. Был ли этот царедворец, скорее всего один из придворных Ирода Антипы, иудеем или язычником, не сказано. Но, думается, он был иудеем, судя по тому, что Иисус отнес его к числу тех, которые «не уверуют, если не увидят знамений и чудес» (сравните стих 48 с 1Кор 1:22). Сын этого «царедворца» был болен …при смерти. Несомненно, отец предпринял все, что мог, чтобы спасти его. Но ни положение его ни деньги горю не помогли, и тогда он отправился за 40 км — из Капернаума в Иудею в Кану Галилейскую, в надежде, что Исцелитель, слава о Котором распространялась повсюду, спасет сына его от смерти.

Ин 4:48. Отвечая на его просьбу, Иисус укоряет его, потому что вера «питающаяся» только от знамений и чудес, — несовершенна (2:23).

Ин 4:49. Эмоциональное состояние царедворца было не таково, чтобы вступать в богословскую беседу. Все, что он мог, это взывать о милости.

Ин 4:50. И милость была ему оказана. Царедворец говорил в отчаянии, Господь ответил ему спокойно: пойди, сын твой здоров (точнее — «уже выздоравливает»). Примечательно, что царедворец, веривший в то, что Иисус может помочь делу (потому и пришел за Ним из Капернаума), поверил и в то, что Он способен помочь его сыну, не выходя из Каны. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел домой.

Ин 4:51−53. Где-то, может быть, на полпути встретили его слуги его с доброй вестью: сын твой здоров. В котором часу стало ему легче? — спросил их отец, и из их ответа — вчера в седьмом часу — понял, что выздоровление это не было случайным, ибо произошло как раз в тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров. И вера царедворца окрепла настолько, что он сумел передать се всем своим домашним: и уверовал… весь дом его.

Вывод из этого случая тот, что сила Иисуса, спасающая от болезни и смерти, действует на любом расстоянии. Слово Его действенно всегда, и людям надо лишь полностью доверять слову Господа.

Ин 4:54. Оба чуда, совершенные Иисусом в Галилее (первым было превращение воды в вино; 2:1−11), свидетельствовали о том, что Он — обещанный Израилю Мессия. Но ни то ни другое не были знамением для широкого круга людей. На свадьбе лишь ученики и некоторые из слуг были свидетелями совершения чуда; исцеление сына царедворца тоже не было совершено публично.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: поэтому, когда узнал Иисус (в некот. рукописях: Господь), что услышали фарисеи…
5  [2] — См. в Словаре Иаков.
6  [3] — Или: источник; то же ниже здесь и в ст. 14.
9  [4] — Друг. возм. пер.: иудеи не пользуются общей посудой с самаритянами.
11  [5] — В обычном словоупотреблении выражение «живая вода» — проточная ключевая вода (ср. Быт 26:19). Женщина-самаритянка, как видно, не понимает слов Иисуса, думая, что Он говорит о проточной воде, однако Иисус при этом имеет в виду несопоставимо большее.
14  [6] — Букв.: не будет жаждать вовек.
14  [7] — Букв.: источником воды, бьющей ключом в жизнь вечную. Здесь, говоря о живой воде, Иисус, как видно, имеет в виду Себя Самого (Ин 7:37). Присутствие Иисуса в человеке поддерживает его духовно, чтобы мог он обрести жизнь вечную.
20  [8] — Букв.: поклонялись.
21  [9] — Букв.: приходит час; то же в ст. 23.
23  [10] — Или: ибо они и есть те почитатели, которых ищет Отец.
25  [11] — Или: Помазанник.
26  [12] — В Евангелии по Иоанну греч. выражение эго эйми — Я ЕСМЬ (слав. «Аз есмь») — связано с формулой самооткровения Бога в ВЗ: «Я — Тот, Кто существует (вечно)» (Втор 32:39; Ис 43:10), оно напоминает о том имени, которое Бог открыл Моисею, как одно из Своих имен (Исх 3:13).
34  [13] — Или: совершить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.