По Иоанну 9 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Однажды Иисус, идя по городу, увидел человека, слепого от рождения.
2 «Равви, — спросили ученики Его, — почему родился этот человек слепым? Кто согрешил: сам он или родители его?»
3 «Ни сам не виноват он, ни родители его,1 — отвечал Иисус. Как бы ни случилось это, в жизни его явит себя сила Божия.2
4

Но давайте, пока еще не кончился день,
продолжим то дело, ради которого Я послан;3
когда наступит ночь,
никто уже ничего не сможет делать.

5

Пока Я в мире, свет Я этому миру».4

6 После этих слов Иисус смешал с землей слюну Свою и, помазав этим глаза слепого,
7 сказал тому: «Ступай к пруду Силоам (это слово значит «Посланный») и умойся в нем!» Тот пошел, умылся и вернулся зрячим.
8 И соседи его, и те, кто раньше знал его как нищего,5 спрашивали удивленно: «Не этот ли сидел каждый день у дороги и просил милостыню?»
9 Одни уверяли: «Да, это он».
Другие спорили: «Нет. Это кто-то, похожий на него».
Сам же он говорил: «Это я и есть».
10 «А как случилось это, что стал ты видеть?» — спрашивали его.
11 Он отвечал: «Человек, которого зовут Иисус, помазал мне глаза слюной, смешанной с землей, и сказал: „Ступай к пруду Силоам и умойся!“ Пошел я, умылся и прозрел».
12 «Где же теперь Он?» — спросили его.
«Не знаю», — ответил исцеленный.
13 Привели этого недавно еще слепого человека к фарисеям.
14 А день тот, когда Иисус сделал эту смесь и излечил слепого,6 был суббота.
15 Поэтому и тут с особой придирчивостью спрашивали фарисеи его, как он прозрел. «Иисус помазал мне глаза слюной, смешанной с землей, — ответил им тот человек, — я умылся и прозрел».
16 Тогда некоторые из фарисеев сказали: «Не от Бога Человек Этот — не соблюдает Он субботу».
Другие возражали: «Как может грешный человек творить такие знамения?» Мнения их разделились.
17 Потом снова обратились они к слепорожденному: «Что скажешь ты о Том, Кто избавил тебя от слепоты твоей? »
Тот ответил: «Он Пророк».
18 Но власти иудейские не захотели поверить, что этот человек был слепым, а потом прозрел. Позвали они родителей прозревшего
19 и спросили их: «Ваш ли это сын? Вы утверждаете, что он родился слепым? Как же случилось такое, что он видит теперь?»
20 «Что наш это сын и что родился он слепым, это мы точно знаем, — ответили родители, —
21 а как получилось, что видит он теперь, это нам неведомо. И кто сделал его зрячим, мы тоже не знаем. Спросите у него самого, он взрослый уже, пусть сам за себя скажет».
22 Родители отвечали так из страха перед властями иудейскими: те сговорились, что будут отлучать от синагоги всех, кто признает Иисуса Мессией.
23 Потому и сказали родители: «Он уже взрослый, спросите его самого».
24 Снова позвали фарисеи того человека, который был слепым, и сказали ему: «Поклянись, что скажешь правду!7 Мы точно знаем, что Человек Тот — грешник».
25 «Грешник ли Он, — ответил прозревший, — я не знаю. Одно знаю: я был слепым, а теперь вижу».
26 Тогда они спросили его: «Что Он сделал с тобой? Как исцелил тебя?»
27 «Я ведь уже говорил вам, — ответил он, — но вы, верно, не слушали. Для чего же снова хотите услышать то же самое? Не хотите ли вы стать Его учениками?»
28 Они стали поносить его: «Это ты ходишь в учениках у Него! А мы Моисея ученики!
29 С Моисеем, мы знаем, Сам Бог говорил,8 а что до Этого, то нам неизвестно даже, откуда Он».
30 «Вот это и странно! — ответил прозревший. — Человек дал мне зрение, а вы не знаете, откуда Он?!
31 Но ведь знаем же мы, что не грешников Бог слушает, а только тех, кто чтит Его и творит волю Его.
32 Слепорожденного зрячим сделать — о таком никто и не слышал никогда.
33 Если бы не от Бога был Этот Человек, не смог бы Он ничего подобного сделать».
34 Но один был у них на это ответ: «Во грехах ты погряз от самого рождения своего, тебе ли учить нас?!» И прогнали его фарисеи.
35 Услышав о том, как обошлись фарисеи с исцеленным, Иисус нашел его и спросил: «Веришь ли ты в Сына Человеческого?»9
36 «Господин, — ответил он, — скажи мне, кто Он, чтобы мог я поверить в Него».
37 Иисус сказал: «Ты видел Его, это Он говорит с тобой».
38 «Верю, Господи!» — воскликнул прозревший и, пав перед Ним на колени, поклонился Ему.
39 Иисус же сказал:

«Для суда Я пришел в этот мир,
чтобы прозрели слепые и ослепли зрячие».

40 Услышав такое, некоторые из стоявших рядом фарисеев спросили: « Что же, по-твоему, мы тоже слепые?!»
41

«Были бы вы слепы,
не было бы греха на вас;
но раз говорите, что видите,
то ваш грех остается на вас »,
— ответил им Иисус.

Толкование Далласской семинарии

2. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО (глава 9)

Пророк Исаия предсказывал, что дни Мессии будут отмечены рядом специфических знамений. Мессия, в частности, будет «открывать глаза слепым» (Ис 42:7 сравните с Ис 29:18; 35:5). Иисус неоднократно обращал слепых в зрячих (Мф 9:27−31; Мф 12:11−23; Мф 15:30; Мф 20:29−34; Мф 21:14). Чудо, описанное в 9 главе Евангелия от Иоанна, особенно примечательно тем, что было совершено вскоре после того, как Иисус сказал о Себе: «Я свет миру» (8:12). Публично подтверждая это Свое притязание, Он дал зрение слепорожденному.

Ин 9:1. Проходя по Иерусалиму, Иисус увидел человека, слепого от рождения. То, что выбор Его пал именно на этого человека, знаменательно, ибо состояние его представляется совершенно безнадежным. Физическая слепота есть здесь символ слепоты духовной (9:39−41; 2Кор 4:4).

Ин 9:2−3. Ученики при виде слепца задаются сугубо богословским вопросом. Если исходить из того, что всякое страдание есть следствие греха, то почему этот человек родился слепым? Не мог же он согрешить еще в утробе матери своей! Значит, он страдает потому, что согрешили родители его (Исх 20:5)? И тогда Иисус отвечает, что не согрешил ни он, ни родители его.

Слова эти отнюдь «не отменяют» того положения, что все люди — грешники (Рим 3:9−20, 23); Господь просто имел в виду, что в этом случае слепота не была следствием какого-то конкретного согрешения. Однако теперь, благодаря ей, обнаружится Божие попечение о людях, которое далеко не всегда явно для них. Чем безнадежнее трагедия, тем ярче воссияет на фоне ее творящая и спасающая слава Божия (Исх 4:11; 2Кор 12:9).

Ин 9:4−5. Словом день обозначено здесь время, отведенное Иисусу для исполнения на земле дел Его. Ночь, соответственно, отмечает предел, поставленный Богом этому времени (Иисус говорит о своей приближающейся смерти). Под никто Он, очевидно, понимает, наряду с Собою, и Своих учеников.

Доколе Я в мире, Я свет миру, — продолжает Иисус. Он — «свет миру», и в качестве такового — Источник спасения для тех, кто последуют за Ним (8:12). После Его ухода с земли «светить миру» должны будут Его ученики (Мф 5:14; Еф 5:8−14), приводя ко Христу все новые души.

Ин 9:6−7. Иисус помазал брением из плюновения (смесью из земли — пыли, «праха» — и слюны) глаза слепому. Напомним, что и человек был сотворен Богом из «праха земного» (Быт 2:7). Здесь, однако, Иисус едва ли использовал эту смесь как «животворящую»; скорее Он видел в употреблении «брения» средство пробудить в слепом веру. (Замешивая «брение» в субботу (9:14), Иисус вновь нарушил раввинское постановление о субботе.) Помазав слепому глаза, Он послал его умыться в купальне Силоам, что значит «посланный».

Купальня находилась в юго-восточном углу Иерусалима (схему), и вода поступала в нее из «потока» Гихон по тоннелю, построенному еще царем Езекией. Иоанн подчеркивает, что название купальни — «Силоам» — означает в переводе с еврейского «Посланный». Очевидно, он рассматривал эту ситуацию как символическую: ведь и Иисус был «Посланным» (Отцом Небесным) — для просвещения людей. Слепой пошел и умылся, и пришел зрячим.

Ин 9:8−9. Люди спрашивали друг друга о прозревшем слепом: Не тот ли этот, который сидел и просил милостыни? Что за невероятное превращение произошло с ним! А, может, это не он, а кто-то на него похожий? Но он подтвердил: это я.

Ин 9:10−12. На многочисленные вопросы он вкратце ответил, как совершилось с ним это чудо. Человек, которого называют Иисус (сказал он о Господе), сделал это. А куда Он пошел, пока слепой ходил к Силоаму, тот не знал.

Ин 9:13−14. Поскольку совершившееся было столь невероятно, то повели… бывшего слепца к фарисеям, которые в вопросах религии пользовались непререкаемым авторитетом. С их точки зрения исцелять (если жизнь больного не была в опасности), как и месить что-либо в субботу, значило нарушать закон о субботе.

Ин 9:15−16. Человек и фарисеям повторил, «как это произошло». И те сочли Иисуса, «нарушившего» субботу, лжепророком, отвращающим людей от Господа (Втор 13:3−5). Не от Бога этот Человек, говорили некоторые из них. Позже они назовут Христа «грешником» (Ин 9:24). Но по мнению других, не может человек грешный творить такие чудеса. (Тут они ошибались — ведь и лжепророки творят и будут творить «обманные чудеса»; 2Фес 2:9). Итак, мнение фарисеев на этот счет разделилось (сравните Ин 7:43; 10:19).

Ин 9:17. Тогда они вновь обратились к бывшему слепцу, чтобы узнать его мнение о Том, Который отверз ему очи. Он — пророк, заявил тот, видимо, сравнив Его мысленно с теми ветхозаветными пророками, которым дано было порой совершать чудеса — в ознаменование того, что они — истинно люди угодные Богу.

Ин 9:18−20. Не поверив и его свидетельству, все еще полагая, что тут что-то не так, и что нищий, пожалуй, и вовсе не был слепым, фарисеи призвали родителей сего прозревшего, и те подтвердили, что это действительно их сын, и что он родился слепым.

Ин 9:21−23. В то же время они боялись высказать свое мнение о происшедшем, как и об Исцелителе. Ибо фарисеи и другие представители иудейских властей (Иудеи) сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги как еретика. (Некоторые богословы полагают, что та часть стих 22, в которой говорится об этом, была добавлена позднее, при переписке, однако, вполне возможно, что в дни служения Иисуса такого рода наказание практиковалось.) Посему-то родители слепого не захотели брать на себя ответственность в этом рискованном деле, сославшись на то, что сын их — совершеннолетний, и сам может отвечать за себя (стих 21, 23).

Ин 9:24. Тогда «имевшие власть» попытались оказать давление на прозревшего человека, чтобы засвидетельствовал против Иисуса. Воздай славу Богу звучит как призыв к признанию вины (сравните Нав 7:19; 1Цар 6:5; Иер 13:16), которая в данном случае выразилась в том, что прозревший слепец «взял сторону» Иисуса. Мы знаем, что Человек Тот грешник, с угрозой произносят они.

Ин 9:25−26. Но прозревший не отказался от первоначального своего свидетельства: одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу! Надеясь поймать его на каком-нибудь противоречии, фарисеи снова стали спрашивать его, как это произошло.

Ин 9:27. Тот начал терять терпение. Он говорит (стих 15), а они не слушают или не верят ему. Для чего же переспрашивают? И чем объяснить их повышенный интерес к Иисусу? Уж не хотят ли и они сделаться Его учениками? — саркастически осведомился он.

Ин 9:28−29. Задетые за самолюбие этим нищим, возмущенные иудеи ответили, что они — ученики Моисея, с которым говорил Бог. Сего же не знаем, откуда Он.

Ин 9:30−33. Бывший слепец «не полез за словом в карман», но продолжал наступать на этих «ученых», не знавших, «откуда взялся Иисус». Для читателей, знающих это (1:14, 18), слова его звучат с тем большей иронией. Как же это вы не знаете? — обращался он к фарисеям. Ведь этот Иисус совершил такое, что от века не слышано… отверз очи слепорожденному. А ведь Бог, рассуждал он, грешников… не слушает, Он отвечает на молитвы праведных (об ответе на молитву Илии в Иак 5:16−18). Значит, и этот Человек от Бога.

Ин 9:34. Негодующие учителя закона, снова выругав нищего, выгнали его вон. Видимо, они «успокоились» на том, что человек этот был наказан слепотой за то, что при самом своем появлении на свет был обременен грехами. Они исходили из того, что греховной природой человек обладает от рождения (Пс 50:5; Рим 5:12).

Ин 9:35. Снова взяв инициативу на Себя, Иисус разыскал бывшего слепца и спросил у него: ты веруешь ли в Сына Божия? Это прозвучало как обращенное к нему, призвание посвятить свою жизнь Господу.

Ин 9:36−37. В ответ нищий сказал, что хотел бы верить в Него, но не знает Его и Кто Он такой. Тогда Иисус открыл ему Себя, наделив знанием, необходимым для веры. Потому что в основе веры лежит знание, однако, и без усилия воли не приходит она.

Ин 9:38. Верую, Господи! — от сердца ответил Христу тот, которому Он дал видеть. И поклонился Ему.

Ин 9:39. Противоречит ли этот стих сказанному в 3:17? Как в нем, так и в 12:47, читаем, что Иисус не был послан в мир, чтобы судить его. Между тем, здесь Он заявляет: На суд пришел Я в мир сей. И все-таки противоречия в сопоставленных стихах нет. Тут (стих 39) Иисус имел в виду не осуждение людей в собственном смысле слова, а как бы предварительное испытание их (и на основании этого — решение относительно них, в свете их готовности или, напротив, нежелания принять Его благовестие).

Невидящие, которым предстоит увидеть, — это те, которые осознают свою беспомощность и потому придут за спасением к Иисусу. Видящие же, которые станут слепы, — это те, которые полагают, будто видят, но, ослепленные своей самонадеянностью и гордыней, «не увидели» того, что совершал Иисус. Он же не имел в виду, что «осудит их», наказав слепотой; они сами ослепляют себя, убегая от Света, сатана же довершает дело их «ослепления» (2Кор 4:4).

Ин 9:40−41. Некоторые из фарисеев, услышав слова Иисуса, спросили: неужели и мы слепы? Они надеялись на отрицательный ответ, поскольку, по их мнению, в большем объеме чем кто-либо другой обладали знанием духовных истин. Но Иисус ответил, что лучше им было бы быть слепыми, т. е. действительно духовно невежественными: это могло бы послужить им извинением.

Однако их самомнение и претензии на духовное видение (но как вы говорите, что видите и руководящую роль в израильском обществе делали их полностью ответственными за греховное их поведение. Ибо они грешили осознанно. Называться духовным наставником — значит принимать на себя всю меру сопряженной с этим ответственности (Ин 3:10; Рим 2:19−24; Иак 3:1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ни он не согрешил, ни родители его.
3  [2] — Букв.: так что дела Божии будут явлены на нем. Друг. возм. пер.: но чтобы явлены были… на нем. Союз «чтобы», греч. хина, может вводить придаточные предложения и цели (чтобы), и следствия (так что). Возможно, что в этом случае, как и в ряде других (ср. Лк 9:45; Гал 5:17) мы имеем дело со следствием, а не целью, то есть ребенок родился слепым не для того, чтобы дела Божии были явлены на нем, а вследствие того, что он таким родился, эти дела Божии или сила Его могут быть явлены.
4  [3] — Букв.: нам (в некот. рукописях: Мне) надо делать дела Пославшего Меня, пока есть день.
5  [4] — Букв.: Я — свет мира.
8  [5] — В некот. рукописях: слепого.
14  [6] — Букв.: и открыл его глаза; то же в ст. 17, 21, 26, 30 и 32.
24  [7] — Или: отвечай, как перед Богом; букв.: Богу воздай славу. Таким был призыв к торжественной клятве говорить только правду (см. Нав 7:19).
29  [8] — Букв.: мы знаем, что Моисею говорил Бог.
35  [9] — В некот. рукописях: в Сына Божьего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.