Деяния 1 глава

Деяния святых апостолов
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В первом моем повествовании я поведал тебе, Феофил,1 обо всем, что совершал Иисус и чему учил Он с самого начала,
2 вплоть до дня Его вознесения, когда избранные Им апостолы2 через Святого Духа получили от Него последние повеления.
3 После крестных мук Своих Иисус предстал пред ними живым и дал им возможность удостовериться в этом:3 сорок дней Он являлся им и говорил о Царстве Божием.
4 И однажды, встретившись с апостолами,4 Иисус повелел им не отлучаться из Иерусалима, а ждать там обещанного Отцом, добавив: «Вы слышали от Меня об этом обещании.
5 Ведь Иоанн крестил водою, а вы уже через несколько дней будете крещены Духом Святым».
6 Собравшись в следующий раз, апостолы спросили Его: «Господи, не теперь ли восстановишь Ты царство народа израильского?»
7 Он же сказал им: «Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью.
8 Но вы обретете силу, когда снизойдет на вас Святой Дух, и станете свидетельствовать обо Мне5 и в Иерусалиме, и [по] всей Иудее, и в Самарии, и даже до концов земли».
9 После этих слов прямо у них на глазах Он был вознесен, и облако скрыло Его из виду.
10 И когда они во время Его вознесения продолжали пристально смотреть на небо, вдруг предстали перед ними двое в белых одеждах6
11 и сказали: «Галилеяне! Что стоите вы здесь и смотрите на небо? Этот Иисус, ныне взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как только что покинул вас!»7
12 Тогда ученики возвратились в Иерусалим с горы, которая называлась Масличной8 и находилась недалеко от города, всего лишь на расстоянии субботнего пути.9
13 Пришли они в тот дом, где обычно собирались, и поднялись в горницу. Это были Петр, Иоанн, Иаков и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков, сын Алфея, и Симон Зилот, и Иуда, сын Иакова.
14 Все они единодушно и непрестанно молились10 вместе с некоторыми женщинами, а также с Марией, матерью Иисуса, и братьями Его.
15 В один из тех дней Петр, встав посреди собравшихся11 (а было их около ста двадцати человек), сказал:
16 «Братья мои!12 Надлежало исполниться тому пророчеству Писания, где Дух Святой устами Давида13 предсказал участь Иуды, того, кто указал путь пришедшим схватить Иисуса, —
17 он был одним из нас и совершал то же самое, что и мы, служение.14
18 Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его.
19 Об этом узнали все жители Иерусалима, и стали они называть на своем языке это место Акелдама, что значит „кровавое поле“.
20 А в книге Псалмов, — добавил Петр, — написано:
Да придет в запустение жилище его,
да не останется живущего в нем“;15
и еще сказано: „Обязанности его да примет другой“.16
21 И теперь нужно, чтобы один из тех, кто постоянно был с нами, когда жил среди нас Господь Иисус, —
22 начиная со времени, как Иоанн крестил Его, до того дня, когда Он был вознесен от нас, — присоединился к нам как свидетель Его воскресения».
23 Собравшиеся предложили двоих: Иосифа Юста, называемого также Варсаввой, и Матфия.
24 И в молитве просили они: «Господи, Тебе открыто сердце каждого, покажи, кого из них двоих Ты избрал
25 для служения этого17 и для апостольства, которое оставил Иуда, уйдя туда, где ему место».18
26 Они бросили жребий,19 и выпал жребий Матфию. Тогда он был сопричислен к одиннадцати апостолам.

Толкование Далласской семинарии

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 — 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1-2)

1. ВСТУПЛЕНИЕ (1:1-5)

Деян. 1:1-2. «Первая книга» — это Евангелие, написанное Лукой. Феофил, возможно, был покровителем Луки, оплатившим его работу над обеими книгами. Он, несомненно, был христианином. …О всем, что Иисус делал и чему учил… — в греческом тексте звучит как «начал делать и учить». Это свидетельствует, что автор рассматривал книгу Деяний Апостолов как «вторую часть» «отчета» о служении и учении, начатых Христом на земле, которые будут Им продолжены в веках через Его последователей.

О вознесении Господа, упоминаемом им в 1:2, Лука писал и в Евангелии (Лук. 24:51). Повелений Апостолам было два: перед тем, как возвратиться на небо, Господь повелел им: 1) оставаться в Иерусалиме (Деян. 1:4; сравните Лук. 24:49); 2) свидетельствовать всему миру (Деян. 1:8; сравните Лук. 10:4; 24:47). Будучи исполнены последовательно, эти повеления не противоречат друг другу.

Деян. 1:3. Явления Господа по воскресении Его засвидетельствовали об истинности этого воскресения. …Явил Себя… со многими верными доказательствами. Слово «доказательство» встречается в Новом Завете только здесь, и, видимо, подразумевает, что свидетельство Иисуса о Себе, воскресшем, было наглядным — в отличие от свидетельств, передававшихся словесно. Он представил доказательства, доступные зрению и осязанию (Лук. 24:39-40; 1Иоан. 1:1). …В продолжении сорока дней… говоря о Царствии Божием.

Господь, очевидно, говорил о близящемся установлении Им Тысячелетнего Царства на земле (сравните толкование на Матф. 3:2; 13:10-16). Он немало говорил об этом с учениками и в проповедях Своих до распятия, но, видимо, счел нужным продолжить эту тему во время Своего 40-дневного служения после воскресения.

Деян. 1:4. Под «обещанным от Отца» Иисус несомненно подразумевал Святого Духа (Лук. 24:49, а также Деян. 1:5; Иоан. 14:16; 15:26; 16:7).

Деян. 1:5. Это предсказал и Иоанн, который крестил водою, что Господь Иисус будет крестить Духом (Матф. 3:11; Мар. 1:8). …Чрез несколько дней после сего (или «по прошествии немногих дней»). Русскому «крестить» соответствует греческое слово, означающее «погружать в», которое в зтом контексте имеет смысловой оттенок «объединения с» совершающим крещение. В случае Иоанна «фактором», «объединявшим» его с крещенными была вода, а в случае Иисуса Христа — это Святой Дух.

2. АПОСТОЛЫ ОЖИДАЮТ В ИЕРУСАЛИМЕ (1:6-26)

а. Вознесение Христа (1:6-11)

Деян. 1:6. Характерен вопрос учеников: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Слово Посему, с которого начинается стих 6) указывает на то, что вопрос этот вытекает из сказанного в предыдущем стихе. Дело в том, что в еврейском сознании (и в представлении учеников) излияние Духа тесно связывалось с «наступлением» обетованного народу царства. Представления эти черпались евреями в ветхозаветных писаниях (Ис. 32:15-20; 44:3-5; Иез. 39:28-29; Иоил. 2:28-31; Зах. 12:8-10). Поэтому стоило Иисусу сказать апостолам о крещении Духом, как они тут же решили, что приближается время восстановления царства.

Деян. 1:7. Пребывая с учениками, Иисус постоянно говорил им о Своем земном Царстве, которое установит (Матф. 19:28; Лук. 19:11-27; 22:28-30). О нем же Он учил их на протяжении 40 дней по Своем воскресении (1:3). Но они все еще не вполне понимали Его, полагая, что речь идет о царстве как о некоем победоносном «политическом образовании».

Здесь Иисус говорит, что «не им знать» (по-русски: «не ваше дело знать») о времени установления Царства и о способах и обстоятельствах его установления Отцом, какие Он избрал в Своей власти. (Хотя в русском переводе — «сроки», в оригинале речь идет именно о способах и обстоятельствах осуществления надежды народа.)

Деян. 1:8. Вместо того, чтобы интересоваться вещами, которые им знать не следует, да исполняют апостолы ту работу, которая им предназначена: …вы… будете Мне свидетелями после того, как получите сверхъестественную силу от Святого Духа, говорит Христос.

Констатировал ли Он этот факт, что они «будут», или давал им повеление? Грамматическое построение фразы допускает и тот и другой вывод, но из 10:42 (сравните с 4:20) следует, что Христом было здесь выражено повеление. …И даже до края земли. Возможно, тут подразумевался Рим — центр мировой цивилизации в апостольское время; расстояние от Иерусалима до Рима составляет более двух тысяч километров.

Деян. 1:9-11. В этих стихах — картина вознесения Господа, которая дает явное представление и о характере Его возвращения в будущем. Облако взяло Его, и на облаке Он возвратится; Он придет во плоти и будет доступен зрению каждого (Откр. 1:7), и нога Его ступит на Елеонскую гору (Зах. 14:4). Сей Иисус… приидет таким же образом, как только что восходил на небо, на ваших глазах, сказали апостолам ангелы. Вознесением Христа завершено было Его земное служение. Оно означало, что Он воссел по правую руку Отца (Деян. 2:33-36; 5:30-31; Евр. 1:3; 8:1; 12:2). И что с этого момента работу Его на земле надлежало продолжать Его ученикам (Деян. 1:1-2,8). Уйдя к Отцу, Господь Иисус послал в этот мир обещанного Утешителя (Иоан. 14:16,26; 15:26; 16:7; Деян. 2:33-36), Святого Духа, Которому предстояло наделять учеников особой силой для служения Благовестия, в ожидании Царства.

б. Моление в горнице (1:12-14)

Деян. 1:12-14. Гора Елеонская… находится от Иерусалима на расстоянии субботнего пути т. е. примерно в километре. Именно столько, и не более, позволялось правоверному еврею пройти в день субботнего покоя раввинами. Очевидно, на таком расстоянии отстояли от скинии самые дальние палатки во время странствования иудеев в пустыне (Исх. 16:29; Чис. 35:5). Апостолы и некоторые жены собрались в горнице (в домах, строящихся на Востоке, более просторные комнаты располагались наверху; сравните Деян. 20:8-9).

Судя по тому, что перед словом молитва в греческом тексте стоит артикль, собравшиеся молились о чем-то совершенно конкретном, возможно, о ниспослании им обещанного Святого Духа (стих 4). Молились настойчиво и единодушно, памятуя о сказанном на этот счет Иисусом (Лук. 11:8-10). Из стиха 14 следует, что по воскресении Иисуса Христа братья Его прозрели и обратились (сравните Иоанн. 7:5).

в. Восполнение числа апостолов (1:15-26)

Деян. 1:15. И в те дни (имеются в виду дни между Вознесением и Пятидесятницей) Петр, признанный руководитель кружка апостолов, встал посреди большой группы учеников (насчитывавшей человек 120; стих 16). (Было это в Иерусалиме, так что последователей Христа, с учетом «других мест», было, конечно, гораздо больше; 1Кор. 15:6.)

Деян. 1:16-17. Встав и начав говорить, Петр сослался на Ветхий Завет. Из его слов следовало, что писавшего Псалмы царя Давида, вдохновлял Дух Святой, Который его устами предрек и то, что произошло теперь, ибо этому надлежало исполниться. Однако Петр заявил, что Давид предсказал относительно Иуды. Но где упоминает ветхозаветный царь Искариота? Конечно, прямо по имени он его не называет.

Но встающий со страниц Псалмов идеальный Царь есть прообраз Мессии; так что там, где речь в них идет о Царе Израиля, часто подразумевается Христос. А, значит, под врагами царственного псалмопевца подразумеваются враги Мессии. Отсюда следует вывод, что именно об Иуде предсказано в Пс. 68:26 и 108:8, как и заявляет Петр в Деян. 1:20. «Царственное осуждение» содержится в обоих этих псалмах (сравните Пс. 40:10).

ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ В ДЕЯНИЯХ АПОСТОЛОВ:

Произносившие их Повод и/или слушатели Города Ссылки
1. Петр Избрание преемника Иуды Иерусалим 1:16-22
2. Петр Знамения в день Пятидесятницы Иерусалим 2:14-36
3. Петр Исцеление хромого в храме Иерусалим 3:12-26
4. Петр Проповедь в синедрионе о воскресении Христа Иерусалим, 4:8-12
Гамалиил Выступление в синедрионе относительно Петра и других Иерусалим 5:35-39
Стефан Выступление в синедрионе после ареста Иерусалим 7:2-53
5. Петр Провозглашение благой вести язычникам в доме Корнилия Кесария 10:34-43
6. Петр Речь Петра перед церковью в защиту необрезанных — в связи с событиями в Кесарии Иерусалим 11:4-17
1. Павел Субботняя проповедь в синагоге Антиохия Писидийская 13:16-41
2. Павел и Варнава Обращение к толпе, желавшей поклониться им Листра 14:15-17.
7. Петр Выступление на церковном совете Иерусалим 15:7-11
Иаков Выступление на церковном совете
Выступление в ареопаге
Иерусалим 15:13-21
3. Павел Обращение к ремесленникам, терпевшим убытки в результате проповеди Павла Афины 17:22-31
Димитрий чиновник магистрата Обращение к толпе, поднявшей мятеж. Речь к пресвитерам ефесской церкви Ефес 19:25-27 19:35-40
4. Павел Павел с ефескими пресвитерами Милит 20:18-35
5. Павел Обращение к толпе, пытавшейся убить его Иерусалим 22:1-21
6. Павел Речь в свою защиту перед синедрионом Иерусалим 23:1-6
7. Павел Речь в свою защиту перед Феликсом Кесария 24:10-21
8. Павел Речь в свою защиту перед Фестом Кесария 25:8,10-11
9. Павел Речь в свою защиту перед Иродом Агриппой Кесария 26:1-23
10. Павел Обращение к потерпевшим вместе с ним кораблекрушение в Средиземном море, между Критом и Мальтой 27:21-26
11. Павел Свидетельство перед «знатнейшими из иудеев» Рим 28:17-20,25-28

Деян. 1:18-19. Хотя сам Иуда земли не покупал, но косвенно как бы сделал это: ведь священники на предательскую его «мзду», брошенную им в храме, приобрели участок земли как бы от его имени (Матф. 27:3-10). Создается впечатление, что сказанное Петром о погибели Иуды в 1:18 противоречит Матф. 27:5, где читаем, что Иуда «удавился». Существуют два объяснения на этот счет. Повесившись, Иуда так быстро распух и раздулся, что расселось чрево его, и выпали все внутренности его.

Более убедительно звучит, однако, другое объяснение: после того, как Иуда повесился, возможно, в скалистой местности, веревка оборвалась или обломилась ветка дерева, и тело, упав, «расселось». Точное местонахождение «земли крови» (арам. Акелдама) — не известно. Предание говорит, что это где-то близ Православной церкви и монастыря Св. Онуфрия — там, где долина Гинном примыкает к долине р. Кедров; юго-восточнее Иерусалима (карту-схему).

Деян. 1:20. Относительно цитируемых Петром в связи с Иудою Псалмов 68:26 и 108:8 толкование на Деян. 1:16-17.

Деян. 1:21. Русским надобно передано греческое слово «деи». несущее в себе смысловой оттенок логической необходимости или побуждения, продиктованного свыше (в стихе 16 то же греческое слово передано как «надлежало»). Замечательно, что группа апостолов сочла необходимым заполнить место, освободившееся после Иуды; это тем более интересно, что свидетельства о замещении места апостола Иакова, который погибнет позднее (12:2), мы не имеем.

Очевидно, на место Иуды надобно было поставить кого-то другого, потому что незанятым оставалось обетованное место «судьи» (о чем говорится в Матф. 19:28). Ведь согласно Матфея Господь обещал апостолам, что они сядут на двенадцати престолах, чтобы участвовать в управлении Царством, которое Христос даст Израилю, когда вернется на планету Земля (сравните Откр. 21:14).

Деян. 1:22. Здесь значение воскресения Христа подчеркивается тем, что к тому, кто займет освободившееся апостольское место, предъявлялось требование: он должен был быть свидетелем воскресения Его.

Деян. 1:23-26. Выдвинув двух человек — Иосифа, называемого Варсавою, по прозвищу Иуст и Матфия, — из которых выразили намерение избрать 12-го апостола, ближайшие ученики Христа совершили две вещи: они помолились и бросили… жребий. Может быть, имена этих двоих написали на камнях и положили их в сосуд, а затем сосуд встряхнули и опрокинули его; первый из выпавших камней был принят как указующий на волю Божию. Это последнее в Библии упоминание о бросании жребия как способе выяснить Божию волю. Тут хочется поделиться двумя соображениями.

Первое: вопрос о нравственном облике «кандидата» не ставился. Очевидно, оба рассматривались как равные друг другу в этом отношении. Второе: наиболее явное свидетельство о том, что бросание жребия считалось средством установления воли Господней, находим в Прит. 16:33. По мнению некоторых богословов, избрание Матфия было ошибочным, и по праву место это должно было быть отдано апостолу Павлу.

Но сторонники «избрания Матфия» ссылаются на Матф. 19:28, где явно звучит «иудейский мотив», замечая при этом, что служение Павла было ориентировано на язычников (Гал. 2:9). Заметим и то, что Лука, друг и сотрудник Павла, признавал Двенадцать как официальную апостольскую группу (Деян. 2:14; 6:2). Наконец, нигде в книге Деяний Апостолов мы не встречаем и намека на осуждение избрания Матфия.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Речь идет о Евангелии по Луке. См. в Словаре Евангелие.
2  [2] — См. в Словаре Апостол.
3  [3] — Букв.: показал Себя живым… со многими доказательствами.
4  [4] — Букв.: собравшись/будучи с ними; друг. возм. пер.: во время трапезы.
8  [5] — Букв.: будете Моими (в некот. рукописях: Мне) свидетелями.
10  [6] — Так в Священном Писании нередко говорится об ангелах.
11  [7] — Букв.: как вы видели Его восходящим на небо.
12  [8] — Или: Елеонской.
12  [9] — Расстояние около 1 км, которое иудею позволялось пройти в субботу.
14  [10] — Некот. рукописи добавляют.: и просили.
15  [11] — Букв.: братьев. В некот. рукописях: учеников.
16  [12] — Букв.: мужи братья — гебраизм, обычно используемый при обращении; то же в 2:29, 37; 7:2; 13:15, 26, 38; 15:7, 13; 22:1; 23:1, 6; 28:17. Подобные же случаи и в других обращениях: например, «мужи израильтяне» (2:22), передаются нами как «братья израильтяне» или иначе, в зависимости от контекста.
16  [13] — См. в Словаре Давид.
17  [14] — Букв.: он был причислен к нам и получил жребий этого служения.
20  [15] — Пс 69 (68):26.
20  [16] — Пс 109 (108):8.
25  [17] — Букв.: принять место (в некот. рукописях: жребий) этого служения.
25  [18] — Букв.: чтобы пойти в свое место (погибели).
26  [19] — Букв.: им дали жребии.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.