Деяния 11 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Услышали апостолы и братья в Иудее, что язычники также приняли слово Божие,
2 и, когда Петр вернулся в Иерусалим, те, кто считал обрезание обязательным, стали упрекать его:1
3 «Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними».
4 В ответ на это Петр рассказал им всё по порядку.
5 «Я был в городе Иоппии, — начал он, — и во время молитвы было мне видение:2 нечто, похожее на большую скатерть, которую держали за четыре конца, спускалось с неба. Эта скатерть опустилась прямо ко мне.
6 Я внимательно посмотрел и увидел на ней четвероногих земных животных, и диких зверей, и пресмыкающихся, и птиц небесных.
7 А также я услышал голос, который сказал мне: „Встань, Петр, заколи и ешь!“
8 Но я ответил: „Ни за что, Господи. Ничего поганого или нечистого я никогда в рот не брал“.
9 И во второй раз услышал я голос с неба, который сказал мне: „Что Бог очистил, того не считай нечистым“.
10 И так было трижды, и опять всё было поднято на небо.
11 Как раз в то время к дому, где мы остановились,3 подошли три человека, посланные ко мне из Кесарии.
12 Дух сказал мне, чтобы я без всякого сомнения шел с ними. И вот эти шесть из наших братьев тоже отправились со мной, и мы пришли в дом человека по имени Корнилий.
13 Он поведал нам о том, как увидел в своем доме ангела, который стал перед ним и сказал: „Пошли в Иоппию и пригласи Симона, называемого также Петром.
14 Он скажет тебе слова, которые приведут ко спасению тебя и весь твой дом“.
15 Когда я начал говорить, сошел на них Дух Святой, как вначале — на нас.
16 Вспомнил я тогда слова, что говорил Господь: „Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым“.
17 И понял я тогда, что Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа. Так кто же я такой, чтобы препятствовать Богу?»
18 Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние, что ведет к жизни».
19 Тем временем верующие, рассеявшиеся из-за гонения, случившегося после мученической кончины Стефана, дошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, возвещая спасительную весть лишь одним иудеям.
20 Однако некоторые из них, родом с Кипра и Кирены, придя в Антиохию, начали проповедовать и язычникам,4 возвещая им Благую Весть о Господе Иисусе.
21 Господь помогал им,5 и очень многие, уверовав, обратились к Господу.
22 Слух о них дошел до церкви в Иерусалиме, и Варнава был послан в Антиохию.
23 Он очень обрадовался, когда пришел туда и увидел, что сделал Бог Своей благодатью.6 И всех он убеждал оставаться верными и преданными Господу всем сердцем,
24 потому что был он человек добрый,7 исполненный Духа Святого и веры. Тогда многие люди пришли к Господу.
25 Потом пошел он в Тарс на поиски Савла
26 и, найдя, взял его с собой в Антиохию. Целый год они трудились в церкви и учили многих людей в том городе. Там, в Антиохии, учеников впервые стали называть христианами.
27 В те же дни в Антиохию из Иерусалима пришли несколько пророков.
28 Один из них, по имени Агав, встал и, вдохновленный свыше, предсказал8 сильный голод по всей земле (что и случилось во время правления Клавдия).
29 Решили тогда ученики, каждый по своему достатку, помочь братьям, живущим в Иудее.
30 Так они и поступили, отослав собранные деньги пресвитерам9 церкви с Варнавой и Савлом.

Толкование Далласской семинарии

2. АПОСТОЛЫ ГОТОВЯТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (11:1−18).

а. Обвинение (11:1−3)

Деян 11:1−2. Поначалу реакция иерусалимских христиан на происшедшее в Кесарии была негативной. Называя их тут обрезанными (стих 2), Лука хочет подчеркнуть, что эти христиане все еще были приверженцами закона Моисеева (сравните 15:5; 21:20; Гал 2:12).

Деян 11:3. Против Петра они выдвинули обвинение: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. То есть в первую очередь его упрекали не в том, что он проповедовал язычникам, а в том, что он ел с ними (сравните Мк 2:16; Лк 15:2; Гал 2:12). В свете этого видение Петра перед тем, как пойти ему в Кесарию, обретает особое значение (Деян 10:9−16). Есть с человеком было символом признания его, вступления с ним в братские отношения (1Кор 5:11). Эта проблема грозила будущей Церкви серьезными разладами.

б. Ответ (11:4−17)

Деян 11:4−14. Петр вкратце пересказал «верующим из обрезанных», что и как происходило (глава 10), особо остановившись на своем видении (11:5−7); сказал он об ответе своем Господу (стихи 8−10) и о том, как отправился в дом Корнилия (стихи 11−14).

Деян 11:15−16. Далее Петр делает весьма важное замечание, ставя происшедшее в день Пятидесятницы в прямую связь с предсказанием Господа о крещении Духом (1:4−5). В главе 2 Лука прямо не говорит о том, что на Пятидесятницу исполнилось предсказание Иисуса, но здесь Петр ясно дает это понять фразой сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (сравните с 10:47 — «как и мы, получили Святого Духа»; и с 11:17 — «такой же дар, как и нам»). То есть из слов апостола Петра следует, что век Церкви начался в день Пятидесятницы.

Деян 11:17. Петр защищает себя, исходя не из того, что делал он, а из того, что сделал Бог. Если Бог не проводит различия между иудеями и язычниками, то как может Петр делать это?!

в. Оправдание (11:18)

Деян 11:18. Выслушавши Петра, иерусалимские верующие успокоились; они осознали, что обращение язычников начато Богом, и что им не следует препятствовать Ему. Это привело к двум важным последствиям. С одной стороны, закладывалась основа единства Церкви, тела Христова; с другой стороны, это вело к серьезнейшему расколу между верующими века Церкви и теми, чье поклонение Богу было сосредоточено вокруг Иерусалимского храма. Прежде рядовые иудеи с симпатией относились к христианам (2:47; 5:13, 26), теперь близилось время, когда они восстанут против Церкви. В полную меру — этот антагонизм скажется в реакции израильтян на убийство Иакова (12:2−3; сравните 12:11).

3. ПОДГОТОВКА АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ К ВОЗВЕЩЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ «ВСЕМУ МИРУ» (11:19−30)

а. Космополитическая природа Церкви (11:19−21)

Далее следует раздел, имеющий в книге Деяний Апостолов решающее значение: Церковь приступает к активному привлечению язычников. Самаряне из главы 8 были полу евреями; ефиопский евнух по собственному желанию читал 53 главу из книги пророка Исаии, возвращаясь в Иерусалим. Даже Корнилий прежде, чем услышал Благовестие из уст Петра, проявил известную инициативу. Но теперь Церковь сама делала первые шаги навстречу «необрезанным».

Деян 11:19. Лука возвращается в своем повествовании к Стефану (8:1−2), чтобы указать на еще один результат его мученической кончины. Смерть его способствовала проникновению Благовестия в Самарию (обратите внамание на сходство между 8:4 и 11:19). Кроме того, она подтолкнула Савла к еще более жестокому преследованию Церкви (8:3) и в конечном счете к его обращению (9:1−30). Теперь как о третьем результате смерти Стефана мы узнаем о проникновении Благовестия в языческие земли (в Финикию, на Кипр и в Антиохию).

Деян 11:20. Читатель узнает об Антиохии в Сирии, которой в дальнейшем повествовании отводится важная роль. Название «Антиохия» носили многие города, но этот был третьим по значению (после Рима и Александрии) в Римской империи. Построенный на реке Оронт (километрах в 25 вглубь континента), он был известен как Антиохия-на-Оронте. Искусно спланированный и красиво расположенный, этот город был важным торговым центром; в нем процветала крупная еврейская община.

Однако и развращенностью своей славилась Антиохия-на-Оронте в древнем мире (в значительной мере по причине ритуальной проституции, сосредоточенной вокруг местных храмов). Римский сатирик Ювенал жаловался, что «долгое время сточные воды сирийского Оронта впадали в Тибр», подразумевая, что развращающее влияние Антиохии достигало и Рима, расположенного более чем в двух тысячах километрах от нее.

Но несмотря на это именно Антиохии предстояло стать «опорным пунктом» для апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Безымянными верующими был предпринят этот удивительный шаг: они стали благовествовать в Антиохии грекам (Еллинам). (До этого слово не проповедовалось никому, кроме иудеев; стих 19.) Со стороны этих верующих с о. Кипра, расположенного недалеко от Антиохии, и из Кирииа (города в Северной Африке; Мф 27:32; Деян 2:10; Деян 6:9; Деян 13:1) это было смелой инициативой.

Деян 11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

б. Утверждение Церкви (11:22−26)

Деян 11:22. Столь важная новость не могла не привлечь внимания «матери-церкви» в Иерусалиме. Ранее из Иерусалима апостолы посылали Петра и Иоанна в Самарию, чтобы удостовериться в правильности служения Филиппа. Теперь иерусалимские святые поручили Варнаве идти в Антиохию, расположенную километрах в 500 на север от Иерусалима. То, что выбор пал на Варнаву, было мудро и имело важное значение. И вот почему.

Во-первых, он, как и некоторые из упомянутых благовестников, был родом с Кипра (4:36; 11:20). Во-вторых, он был щедрым человеком (4:37), расположенным думать о нуждах других людей. И в-третьих, он был человеком мягким и добрым, как это следовало из самого прозвища его (4:36) и из свидетельства о нем Луки (11:24).

Деян 11:23. Варнава не мог не прийти к выводу, что благодать Божия в самом деле действует в Антиохии, и — характерная для Луки реакция на это — «сын утешения» (4:36) возрадовался, пишет он, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (сравните 14:22). (Еще о Варнаве упоминается в 9:27; 11:25, 30; 12:25; 13:1−2, 7, 43, 46, 50; 14:3, 12, 14, 20; 15:2, 12, 22, 25, 35−37, 39; 1Кор 9:6; Гал 2:1, 9, 13; Кол 4:10.)

Деян 11:24. Три вещи сказаны о Варнаве. Он был добрым человеком, исполненным Духа Святого, и глубоко верующим. Именно так характеризовал Лука Варнаву уже после того, как между «сыном утешения» и апостолом Павлом возникло серьезное разногласие, о чем говорится в 15:39. В свете того, что Лука был постоянным спутником Павла, трудно не прийти к выводу, что таковым же было и оставалось и мнение Павла о Варнаве.

Деян 11:25. Христианская работа в Антиохии принимала такие масштабы, что Варнава нуждался в помощнике, и о лучшем, чем Савл, живший в Тарсе, не мог и подумать. Может быть, частично гонения и страдания, описанные Павлом в 2Кор 11:23−27, он претерпел, живя в Тарсе. Возможно, к этому времени относилось и полученное апостолом откровение, о котором он говорит в 2Кор 12:1−4. Основываясь на Деян 22:17−21, некоторые полагают, что Савл уже служил язычникам, когда Варнава пришел к нему в Тарсе, чтобы звать его в Антиохию.

Деян 11:26. Целый год служили Варнава и Савл в Антиохии, уча немалое число людей. И все это время Церковь продолжала расти численно (сравните 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31; 11:21, 24).

Ученики Иисуса именно в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Слово «христианин» лишь еще дважды встречается в Новом Завете: в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. В греческом тексте значение этого термина подчеркнуто порядком слов во фразе: люди, которые стали называться им, выделились в особую группу. Церковь все более и более отрывалась от иудаизма.

в. Благотворительная деятельность церкви (11:27−30)

Деян 11:27. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию верующие, наделенные даром пророчества.

Деян 11:28. И один из них… Агав, упоминаемый также в 21:10−11, предсказал, что по всей Римской империи (под вселенной надо понимать «весь римский мир») разразится сильный голод. В самом деле, в годы правления императора Клавдия (41−54 гг. по Р. Х.) голод неоднократно поражал разные части империи. Клавдий позднее изгнал иудеев из Рима (18:2). (Список римских императоров в толковании на Лк 2:1.)

Деян 11:29−30. Антиохийские христиане, собрав каждый по достатку своему (сравните 1Кор 16:2; 2Кор 9:7), послали верующим в Иудею денежное пособие. Такое проявление любви не могло не сблизить две церкви (сравните Рим 15:27). Варнава и Савл вручили принесенные деньги пресвитерам. Это первое на страницах Деяний Апостолов упоминание о церковных пресвитерах; дается понять; и это важно, что они заведовали финансами. По всей видимости, под их контролем находились все аспекты служения.

Позднее Павел и его товарищи доставили иерусалимским пресвитерам и пожертвования от церквей в Ахайе, Македонии и Малой Азии. Это могло произойти во время того посещения Павлом Иерусалимской церкви, о котором говорится в Деян 21:18, хотя прямой ссылки на вручение денежных пожертвований в этом стихе нет. Считают, что визит Варнавы и Савла в Иерусалим по случаю начавшегося там голода (стих 30) — возможно, тот же самый, о котором говорится в Гал 2:1−10.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: начали спорить с ним те, кто из обрезания.
5  [2] — Или (ближе к букв.): молился и в трансе я видел видение; см примеч. к 10:10.
11  [3] — В некот. рукописях: я остановился.
20  [4] — Букв.: и эллинистам; вероятно, здесь говорится о людях, которые не были евреями: это могли быть те, кто, проживая в восточном Средиземноморье, либо говорил по-гречески, либо находился под влиянием греков. В некот. рукописях: эллинам; эллины — самоназвание древних греков. В НЗ слово «эллин» обозначает вообще всех неевреев.
21  [5] — Букв.: и рука Господня была с ними.
23  [6] — Букв.: увидев благодать Божию.
24  [7] — Или: хороший.
28  [8] — Букв.: и Духом предсказал.
30  [9] — См. в Словаре Пресвитер.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.