Деяния 6 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В это же время, когда число учеников продолжало расти, те из них, кто говорил только по-гречески, стали роптать на местных иудеев,1 жалуясь на то, что при ежедневной раздаче пищи их вдовы обделялись.
2 Тогда Двенадцать, созвав всех учеников, сказали: « Мы поступим неверно, если, оставив слово Божие, будем заниматься раздачей пищи.2
3 Изберите же, братья, из вас семь человек, пользующихся доброй славой, исполненных Духа и мудрости. Им поручим это дело,
4 и тогда мы сможем полностью посвятить себя молитве и проповеди3 слова Божия ».
5 Это предложение было одобрено всем собранием. И они избрали Стефана, человека, исполненного веры и Духа Святого, и вместе с ним Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии.
6 Их поставили перед апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки.
7 Слово Божие4 распространялось всё шире, число учеников в Иерусалиме быстро росло, и многие из священников приняли веру.
8 Стефан, исполненный благодати5 Божией и силы, совершал в народе великие чудеса и знамения.
9 Но против него выступили некоторые из синагоги вольноотпущенников6 (как ее называли), то были иудеи из Кирены и Александрии, а с ними и другие из Киликии и Асии: они стали спорить со Стефаном,
10 однако не могли противостоять дарованной ему Духом Святым мудрости, с которой он говорил.7
11 Тогда они подкупили8 несколько человек, чтобы те заявили: «Мы слышали, как он хулил Моисея и даже Бога».
12 Возбудив против него народ, старейшин и книжников, они набросились на него, схватили и привели в Синедрион.
13 Там они выставили лжесвидетелей, утверждавших: «Этот человек не перестает выступать против [этого] места святого и Закона.9
14 И мы слышали, как он говорил, что тот самый Иисус из Назарета разрушит Храм и переменит те обычаи, которые передал нам Моисей».
15 Все сидевшие в Синедрионе не сводили со Стефана глаз, и его лицо казалось им подобным лику ангела.

Толкование Далласской семинарии

4. РЕШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВОПРОСОВ (6:1−7)

Деян 6:1. Еллинистами названы иудеи, которые происходили из разных стран греко-римского мира; возможно, не все они владели арамейским языком, на котором говорили в Израиле; во всяком случае основным их языком был греческий. Однако в группу «еллинистов» могли входить и прозелиты из язычников, позднее принявшие христианство. Между этими людьми и теми христианами из иудеев, местом жительства которых всегда были Палестина и Иерусалим, существовали весьма натянутые отношения, которые, к сожалению, были принесены ими и в церковь.

Деян 6:2. Пещись о столах (трапезизаи), видимо, означает заботу не только о «раздаче пищи», но и об удовлетворении иных житейских «потребностей» (стих 1) христианской общины. Двенадцать Апостолов, созвавши большое христианское собрание, справедливо заявили на нем, что не годится им пренебрегать служением словом и молитвой (стих 4) ради бесконечных забот о хозяйственных нуждах общины.

Деян 6:3−4. И потому они предложили «братиям» избрать из своей среды семь человек, которые пользовались бы доброй репутацией как люди безупречно честные и исполнены были Святого Духа и мудрости. Ибо именно эти три качества необходимы были для «заведования» обширным, уже и к тому времени церковным хозяйством. Избрание семи человек восходит к иудейской традиции, чтущей священное число «семь». При наличии их в общине Двенадцать могли основное внимание уделять молитве и служению словом.

Деян 6:5. Предложение апостолов было поддержано всем собранием. Примечательно, что все семь избранных, судя по их греческим именам, были из числа «еллинистов». А Николай Антиохиец и евреем не был, но обращенным из язычников. Поскольку в первой церкви возникла эта проблема — не столько, как представляется, намеренного, сколько по невнимательности и многолюдству, — «пренебрежения» вдовами из среды «еллинистов», то именно мужчинам из этой группы верующих разумно было поручить разрешение ее. Избраны были люди, относительно которых не возникало сомнения, что и интересами вдов, говорящих по-арамейски, они пренебрегать не станут. «Представление» семи избранных для руководства хозяйственной деятельностью церкви (21:8) готовит читателя к будущему служению первых двух из перечисленных — Стефана и Филиппа. (Об остальных упоминаемых здесь четырех — Прохоре, и Никоноре, и Тимоне и Пармене — ничего не известно.)

Деян 6:6. Избранных «братиями» официально «назначили на должность» Апостолы, которые сделали это посредством молитвы и возложения на них рук (сравните 8:17−19, 13:3; 19:6; 1Тим 4:14; 1Тим 5:22; Евр 6:2). Стали ли эти семеро первыми диаконами христианской церкви? На этот вопрос имеется три возможных ответа.

1) Да, они были первыми диаконами (в 21:8 Филипп благовестник именно так и назван, хотя и предположительно: слово «диаконов» набрано петитом). В пользу этого предположения говорит и то, что «диаконское служение» подразумевается в письмах Павла (Флп 1:1). И если не о зарождении диаконского служения говорится в 6:1−6, то когда и где оно возникло? О том же свидетельствуют и греческие слова, переведенные на русский язык как «раздаяние» (стих 1) и «пещись» (стих 2): диакониа и диаконеин. С другой стороны, в греческом тексте Нового Завета эти слова обычно употребляются в общем смысле, а не как специфические термины «узкого назначения».

2) Нет, семеро избранных явились «предшественниками» пресвитеров. Не слишком распространенная, эта точка зрения находит, однако, поддержку в 11:30, где речь идет о вручении денежного вспомоществования пресвитерам.

3) Согласно третьей точке зрения, семеро были избраны для исполнения временных функций, ввиду возникновения специфической обстановки. Эта точка зрения представляется наиболее оправданной. В любом случае Стефан, Филипп и остальные первыми приступили к исполнению той роли, которая в последствии будет возложена на диаконов.

Деян 6:7. В этом стихе содержится еще одно «сообщение об успехе». Лука говорит о быстром численном росте церкви (сравните 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31); по его словам, даже очень многие иудейские священники… покорились вере. Далее читатели узнают о провозглашении Благой Вести за пределами Иерусалима.

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 — 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 — 8:1а)

1. АРЕСТ СТЕФАНА (6:8 — 7:1)

Деян 6:8. Судя по всему, Стефан был выдающимся деятелем первой Церкви, исполненным веры и силы, Святого Духа и мудрости (стих 3). Действуя Божией силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе.

Деян 6:9−11. Синагога Либертинцев (буквально — «вольноотпущенников». Полагают, что речь идет об иудеях, бывших военнопленных или рабах, отпущенных римлянами на свободу и вновь поселившихся в «родных краях». Упоминаемую синагогу посещали также выходцы из Северной Африки (Кирин и Александрия были крупными городами этого региона), а также из Киликии и Асии. «Асия» соответствует западной части современной Турции.

Возможно, это собрание посещал в свое время и Павел — ведь его родной город Тарс был расположен в провинции Киликии. Стефан был чудотворцем и искусным полемистом. Лука пишет, что его оппоненты не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Так что принадлежавшие к упомянутой синагоге — с целью избавиться от него — подговорили некоторых обвинить его. Как в свое время Господа Иисуса, Стефана обвинили в богохульстве (сравните Мф 26:65).

Деян 6:12−14. Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы возбужденный народ и его предводители схватили Стефана и повели в синедрион. Здесь на страницах Деяний Апостолов третий из четырех случаев, когда последователи Господа предстают перед иудейским верховным судом (4:15, где перед судом оказываются Петр и Иоани; 5:27 (Петр и апостолы) и 22:30, где перед синедрионом стоит Павел). Лжесвидетели не придумывали своих «показаний» от Начала до конца.

Стефан, по всей вероятности, говорил то, в чем они его обвиняли; только обвинения их строились на неверном толковании смысла его заявлений и тех намерений, которыми он руководствовался, делая их (сравните Мф 26:61; Мк 14:58; Ин 2:19). Ведь и Сам Господь предсказал разрушение храма (Мф 24:1−2; Мк 13:1−2; Лк 21:5−6), но никогда не говорил, что Он сделает это. Стефана обвиняли и в том, что провозглашал недолговечность Моисеевой системы.

Не приходится сомневаться, что под этим понималась богословская часть его проповеди об оправдании по вере и исполнении закона во Христе. Говорил он и о том, что Евангелию надлежит быть проповеданным всему миру (Деян 1:8), и на этом основании можно было обвинить его в «покушении» на непреходящность закона.

Деян 6:15. Очевидно, когда Стефан стоял перед синедрионом, лицо его сияло светом Божией славы (И все… в синедрионе… видели лице его, как лице Ангела; сравните с сиянием лица Моисея в Исх 34:29, 35)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: (когда) умножилось число учеников, возник ропот у эллинистов на евреев. Эллинисты — христиане из иудеев, которые происходили из диаспоры (рассеяния) и потому говорили по-гречески; местные иудеи, напротив, говорили на еврейском (т.е. арамейском) языке.
2  [2] — Или: обслуживать столы.
4  [3] — Букв.: служению.
7  [4] — В некот. рукописях: Господне.
8  [5] — В некот. рукописях: веры.
9  [6] — Вероятно, имеются в виду потомки евреев, уведенных в Рим Помпеем в 63 г. до Р.Х., которые, прожив какое-то время в рабстве, получили свободу и вернулись на родину. См. в Словаре Синагога.
10  [7] — Букв.: мудрости и Духу, Которым он говорил.
11  [8] — Или: подговорили; или: подстрекнули.
13  [9] — См. в Словаре Закон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.