Второзаконие 10 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Тогда ГОСПОДЬ ответил мне: „Хорошо, вытеши две скрижали из камня, подобные первым, и с ними взойди ко Мне на гору. И еще сделай для их хранения деревянный ковчег.
2 На этих скрижалях Я напишу те же слова, что были на прежних, разбитых тобою, а ты положишь их в ковчег“.
3 Изготовив из акации ковчег и вытесав из камня две скрижали, подобные прежним, я с ними в руках поднялся на гору.
4 ГОСПОДЬ написал на этих скрижалях всё то же самое, что и в прошлый раз, — те Десять заповедей,1 которые Он провозгласил вам из огня, когда собрались вы у горы. Скрижали Он отдал мне.
5 Я вернулся, сойдя с горы, и, как повелел ГОСПОДЬ, положил их в сделанный мной ковчег. С того времени они там и хранятся.
6 Из Беерот-Бене-Яакана2 израильтяне перешли в Мосеру. Там умер и похоронен был Аарон; вместо него первосвященником стал его сын Элеазар.
7 Оттуда они ушли в Гудгоду, а из Гудгоды в Йотвату, местность с непересыхающими ручьями.
8 В то время из всех потомков Иакова ГОСПОДЬ выделил колено Левия, доверив сему колену носить ковчег Завета ГОСПОДНЕГО и предстоять пред ГОСПОДОМ — отправлять службы ГОСПОДУ при Святилище и приходящих туда благословлять Его именем, как это делается и поныне.
9 Вот почему левиты не получили и пяди земли в наследие среди своих братьев израильтян: Сам ГОСПОДЬ — их наследство, как и обещал им.
10 А что до меня, то, когда я оставался на горе той столь же долго, как и в первый раз — сорок дней и сорок ночей, — ГОСПОДЬ и в этот раз услышал меня и решил не истреблять вас.
11 Он сказал мне: „Поднимайся и иди во главе сего народа, чтобы они могли, совершив свой путь, овладеть той землей, которую Я обещал отдать им, поклявшись в том их праотцам“.
12 Так вот, Израиль, как ты думаешь, чего ждет от тебя ГОСПОДЬ, Бог твой? Не того ли, чтобы ты благоговел перед Ним и ходил путями, на которые Он направляет тебя, чтобы любил Его и служил ГОСПОДУ, Богу твоему, всем сердцем своим и всей душою;
13 чтобы ради твоего же благополучия ты во всем следовал заповедям ГОСПОДА и установлениям Его, которые ныне возвещаю тебе?
14 Посмотри вокруг себя: всё, что ты видишь, принадлежит ГОСПОДУ, Богу твоему, — и небо, и небеса небес, и земля, и всё, что на ней,
15 однако благоугодно было Ему явить особую любовь к праотцам твоим, и из всех народов Он избрал вас, их потомков, как это и есть ныне.
16 А посему обрежьте сердца ваши необрезанные3 и впредь не будьте строптивы,
17 потому что ГОСПОДЬ, Бог ваш, — всех богов Бог, Владыка всех владык; Бог великий, могучий и всех в трепет благоговейный повергающий. Чужд Он пристрастий людских и неподкупен.
18 Заботится Он о том, чтобы с вдовой и сиротой справедливо обходились. Любовь Свою являет Он и к живущим среди вас переселенцам, даруя им хлеб и одежду.
19 Потому-то и вы должны любить переселенцев, помня, что и сами вы были когда-то переселенцами в Египте.
20 Так что благоговей пред ГОСПОДОМ, Богом своим, Ему служи, твердо держись Его и только Его именем клятвы свои подтверждай.
21 Он — похвала твоя! Он — Бог твой! Дела великие, дела, в трепет повергающие, Он у тебя на виду совершил.
22 Всего-то семьдесят человек, праотцев ваших, когда-то переселились в Египет, а ныне стало вас так много, будто звезд на небе. И всё это сделал ГОСПОДЬ, Бог ваш!

Толкование Далласской семинарии

4) Ответ на молитву Моисея (10:1−11).

Втор 10:1−5. Во исполнение просьбы Моисея не губить народ Господь вновь написал… десять заповедей на скрижалях каменных. Следовательно прежний завет, о котором говорится в Исх 24:3, Бог аннулировал.

Вероятно, на каждой из двух скрижалей содержался полный текст заповедей. Так в древности обычно записывали на Ближнем Востоке (дублируя их) неоднократно упоминавшиеся вассальные договоры (о сравнении с ними завета уже говорилось во Второзаконии).

Как и повелел ему Бог, Моисей сделал деревянный ковчег (Исх 25:10−16), в который поместил скрижали. Не вызывает сомнения, что этот ковчег был им сделан в связи с предстоявшим сооружением скинии (Исх 37:1−5; 40:20−21).

Втор 10:6−9. Эти стихи, возможно, являются редакторской вставкой (толкование на 2:10−12). Когда Израиль был в Мозере… умер Ааарон. Согласно Чис 20:28; 33:38, Аарон умер на горе Ор. Вероятно, Мозером называлось место, где возвышалась эта гора. В свое время за много лет до того, в Хориве, Господь пощадил жизнь Аарона по просьбе Моисея.

Елеазар, третий сын Аарона, сделался первосвященником (Втор 10:6), а на колено Левиино была возложена особая ответственность, связанная с обслуживанием скинии (стих 8). Другие подробности относительно левитов в толковании на 18:1−8.

Втор 10:10−11. Когда Моисей был на горе во второй раз (стихи 1−5) на протяжении сорока дней и сорока ночей (сравните с первым разом, 9:19), то опять постился и ходатайствовал за Израиль (9:18, 25). Согласившись не истреблять народ, Бог повелел Моисею вести его на овладение землей.

5. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ К ПОЛНОЙ ПРЕДАННОСТИ ГОСПОДУ (10:12 — 11:32)

а. Призыв любить Господа, избравшего Израиль (10:12−22)

Втор 10:12−13. Два эти стиха вводят и одновременно подытоживают все, о чем говорится и к чему призывается в стихах 14−22. Продемонстрировав евреям, насколько несостоятельны самонадеянность (глава 8) и духовная гордость — на примере их истории, насыщенной сопротивлением Богу (9:1 — 10:11), Моисей призвал Израиль сделать единственно верный выбор — ради собственного выживания: полностью предаться Господу.

Втор 10:14−15. Господь царит на небесах и является не частью Творения, а суверенным Правителем его. Он не только создал вселенную, но и владеет ею, как и всеми народами на земле. Однако особой любовью возлюбил Он патриархов и избрал их, вступив с ними в особое, доверительное общение. Так же и их потомков избрал Он, и призвал их, чтобы были Его свидетелями. Итак, главная причина, по которой Израилю следовало любить Господа, состояла в том, что Он предложил этому непокорному народу вступить с Ним во взаимоотношения, основанные на любви. Тот же принцип действует и во взаимоотношениях Бога с верующими наших дней (Рим 5:8; 1Ин 4:10).

Втор 10:16−18. Надлежащий ответ евреев на избрание их верховным Владыкой — Господом должен был выразиться в обрезании их сердец (сравните 30:6). Под «необрезанным сердцем» подразумевалась воля, ожесточившаяся против Божиих повелений. Это то же, что «жестоковыйность», или злое упрямство в человеке (сравните 9:6, 13; 31:27).

Таким образом повеление «обрезать сердца» — это повеление «исправить» их, недобрые и упорные от природы, и медленные на изменение. Моисей предупреждал народ, что ни дары, ни что-либо меньшее, чем внутренняя перестройка человека, — не способно удовлетворить Господа. Он благ и справедлив к беспомощным (сироте, вдове и чужестранцу) и не знает лицеприятия, а потому и от народа Своего требует быть справедливым.

Втор 10:19−22. Замечание о чужестранце («пришельце») в стихе 18 делается в связи с напоминанием о замечательном Божием освобождении израильтян (при сопутствовавших этому великих и страшных чудесах — (стих 21) из земли Египетской (стих 19; сравните Исх 23:9). Вновь следует напоминание, что евреи должны бояться Бога, служить Ему, «прилепиться» к Нему (сравните Втор 11:22; 13:4; 30:20) и славить Его.

Продолжая призывать народ быть верным Господу, Моисей обращает его внимание на то, что Бог уже исполнил часть обетования, данного Им Аврааму, а именно умножил народ в числе, так что стало их много, «как звезд небесных» (сравните Быт 15:5; 22:17; 26:4).

На вопрос, семьдесят ли израильтян вошло в Египет (Исх 1:5) или семьдесят пять (Деян 7:14−15), ответ дается в комментариях на соответствующие стихи в Деяниях апостолов.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: десять слов / речений.
6  [2] — Букв.: колодцы сынов Яакана — точное расположение этого места неизвестно.
16  [3] — Букв.: обрежьте же крайнюю плоть сердца. Обрезание крайней плоти у мужчины или мальчика — религиозный обряд, широко практиковавшийся у древних народов. У евреев этот обряд посвящения означал вхождение в общество богоизбранного народа и указывал на подчинение всем предписаниям Завета. «Необрезанными» евреи обычно называли представителей других народов. Слово «обрезание» употреблялось и образно. Пророк Иеремия говорит об Израиле как о народе «с необрезанным сердцем» (Иер 9:26) или как о народе, чье «ухо не обрезано» (Иер 6:10).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.