Второзаконие 18 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Священники-левиты, всё колено Левия, не будут иметь земельного надела или наследства в Израиле. Питаться они будут, получая свою долю от жертв, на огне1 возносимых ГОСПОДУ.
2 Такого, как у остальных братьев их, израильтян, наследства у левитов никогда не будет, ибо Сам ГОСПОДЬ — их наследство, как Он и обещал им.
3 И вот что обычно причитается священникам из того, что народ приносит в жертву: от быка или овцы — плечо, челюсти2 и желудок.
4 Первые плоды урожая своего — зерна ли, вина, масла оливкового — ты должен им отдавать, как и шерсть от первой стрижки овец.
5 Ведь ГОСПОДЬ, Бог твой, избрал только их из всех колен твоих, дабы они и их потомки всегда предстояли пред Господом и служили во имя Его.
6 Если левит, живущий в одном из ваших городов в Израиле, переселится по своему желанию на то место, какое ГОСПОДЬ для Себя изберет,
7 он вправе и там совершать служение во имя ГОСПОДА, Бога своего, как и его собратья, левиты, которые предстоят пред ГОСПОДОМ и служат Ему.
8 И сей левит-переселенец должен быть обеспечен пищей наравне со всеми служителями, даже если и будут у него какие-то средства от продажи своей семейной собственности.
9 Когда войдете в страну, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, отдает вам, вы не должны перенимать у народов, живущих там, их мерзкие обычаи.
10 Пусть же никто из вас не посмеет принести в жертву сына своего или дочь, предав их огню.3 А также не должно быть среди вас ни прорицателя, ни колдуна, ни гадателя или чародея,
11 ни заклинателя, ни тех, кто вопрошает духов, или знахаря, или того, кто вызывает мертвых.
12 Ибо всякий, кто это делает, мерзок ГОСПОДУ, и именно за эти дела мерзкие и изгоняет ГОСПОДЬ, Бог ваш, эти народы с пути вашего.
13 Будьте всецело преданы ГОСПОДУ,4 Богу вашему.
14 Ибо народы, которые вы изгоните из их владений, слушали гадателей и прорицателей, а вам совсем не это предназначил ГОСПОДЬ, Бог ваш!
15 Он явит вам пророка, подобного мне. Из вас, израильтян,5 он будет. Его слушайте!
16 Ведь еще у Хорива вы просили ГОСПОДА, Бога вашего, когда собрались там все: „Избавь нас от того, чтобы слышали мы голос ГОСПОДА, Бога нашего, и видели этот великий огонь, иначе мы погибнем!“
17 И ГОСПОДЬ сказал мне: „Правильно они говорят.
18 Я пошлю6 им пророка, подобного тебе, Моисей, одного из братьев твоих, израильтян. Вложу в уста его слова Мои, и будет он говорить им всё, что Я повелю ему.
19 А кто откажется внимать словам пророка, говорящего от имени Моего, тот предо Мною ответит за это.
20 Но всякий пророк, дерзнувший в заносчивости своей возвещать от Моего имени то, чего Я никогда не поручал ему, или такой, который будет говорить от имени других богов, должен быть предан смерти“.
21 Вы можете задаться вопросом: „Как узнать нам, говорил ли это ГОСПОДЬ или нет?“
22 Вот что отвечу: „Если не сбудется, не подтвердится то, о чем скажет вам как бы от имени ГОСПОДА этот пророк, значит, не от ГОСПОДА его слова. В заносчивости своей говорил он их, и вам не нужно его бояться“.

Толкование Далласской семинарии

в. Священники и левиты (18:1−8)

Колено Левия разделялось на три клана: гирсонитов, каафитов и мераритов. Изначально каждый из этих кланов исполнял свой круг обязанностей в скинии (Чис 3−4). Каафиты, кроме того, подразделялись еще на потомков Аарона и тех, которые происходили не от Аарона (Нав 21:4−5).

Только потомкам Аарона позволялось служить священниками (Чис 10:8). Остальная часть этого племени называлась левитами. Таким образом священники составляли меньшинство в колене Левия.

Левиты прислуживали священникам (Чис 18:1−7; 1Пар 23:28−32), в их функции входило также обучать израильтян Закону (Втор 33:10а; 2Пар 17:8−9). Имели другие обязанности, помимо служения в скинии, и священники. Так, они исполняли роль судей (Втор 17:8−9), были стражами при «списке (свитке) закона» (17:18; 31:9), они же просвещали и наставляли людей относительно кожных заболеваний (24:8), были помощниками Моисею в церемонии обновления завета (27:9).

Втор 18:1−2. В отличие от других одиннадцати колен, никто из левитов, включая священников, не имел своего надела земли, чтобы жить и обрабатывать его. Однако для левитов было выделено сорок восемь городов (Чис 35:1−8; Нав 21:1−42). Источником существования священников (и левитов, помогавших им в главном святилище) были народные жертвоприношения Господу. А те левиты, которые не были заняты в главном святилище, жили за счет даяний от народа (Втор 14:28−29; 16:10−11).

Втор 18:3−5. Итак, народ должен был содержать священников, служивших в главном святилище. Им полагались определенные части от жертвенных воловьих и бараньих туш, а также первые, собранные или полученные, в году зерно, вино, масло и шерсть («начатки» всего перечисленного).

Они обладали этим правом потому, что Бог… избрал Аарона и его потомков из всех племен, чтобы предстояли пред Господом и служили во имя Его.

Новым Заветом рамки священства были раздвинуты до включения в них всех христиан (1Пет 2:9). Причина этого в том, что Иисус Христос подвигом Своего служения, смерти и воскресения превзошел Аароново священство Ветхого (Моисеева) завета и сделался Первосвященником Нового Завета (Евр 2:17−18; 4:14 — 5:10; 6:19 — 7:28). Каждый христианин вступает в семью Иисуса, а, значит, и в Иисусову священную чреду.

Втор 18:6−8. Если левит желал прийти в главное святилище, чтобы служить в нем во имя Господа (т. е. от Его имени), ему разрешалось сделать это и получать такое же содержание, как и другие левиты. Это не означало, что данный левит непременно служил бы священником (как полагают некоторые). Мужчины из колена Левия должны были помогать священникам (1Пар 23:28−32).

Даже если левит распродавал свое имущество прежде, чем уйти в Иерусалим, и получал деньги за него (сравните Лев 25:32−34), он имел право на получение содержания за свою работу в святилище. Апостол Павел восстановил этот принцип в Новозаветной церкви (1Кор 9:14; 1 Тим. 5:17−18).

г. Пророки (18:9−22)

Втор 18:9−14. Все перечисленные в этих стихах мерзости или мерзкие дела (сравните стих 12), какие делали народы сии (т. е. хананеи), так или иначе связаны были с предсказанием будущего либо колдовством. Посредством колдовских ритуалов, представители этих народов пытались воздействовать на «богов» в желательном для себя направлении. «Проведение через огонь», т. е. принесение в жертву детей, упомянуто здесь потому, что оно было одним из элементов колдовских контактов прорицателей с неземными силами, «условием» их воздействия на ход тех или иных событий.

Подобные дела запрещены Богом как а) абсолютно безнравственные и б) лишенные смысла, ибо судьба человека зависит от того, исполняет ли он заповеди Господни и установленные Богом нравственно-этические законы, а ворожбе не подвластна; кроме того, колдовская практика (стих 10, 14) свидетельствует об отказе признать верховное владычество Господа.

Люди, знакомые с оккультной практикой и случаями одержимости бесами, знают, что «дела», перечисленные в стихах 9−14, многих отдали во власть сатаны.

Слово прорицатель (стих 10, 14), которое в еврейском языке образуется от глагола «разделять», означает произносящего лжепророчество или пытающегося понять волю «богов» на основании разного рода предзнаменований. (Это слово — или производные от него — встречаем также в Нав 13:22; 1Цар 6:2; 28:8; 4Цар 17:17; Ис 3:2; 44:25; Иер 27:9; 29:8; Иез 13:6, 9, 23; 21:21, 23, 29; 22:28; Мих 3:6−7, 11; Зах 10:2.)

Понятие «ворожбы», «чародейства» (сравните Лев 19:26; 4Цар 21:6; Ис 2:6; Мих 5:12) выражает попытку контролировать поведение людей или их обстоятельства силою, полученной от злых духов (демонов).

Объяснять предзнаменования (гадать) — значит предвещать будущее на основе «знаков», которые видят в полете птиц, в форме и цвете огня, в характере дождя. Понятие, которое по-русски тоже передается словами «чародейство», «ворожба», имеет, кроме того, аналог в евр. слове касап; под ним подразумевается практика колдовских бормотаний, смысл которых непосвященному не ясен. «Произносящий заклинания» по-еврейски звучит как «завязывающий узелки» (хабар): своими колдовскими заклинаниями он «связывает» других людей.

Предполагается, что вызывающий духов вступает в контакт с мертвыми, но на самом деле он сообщается с демонами. Под вопрошанием мертвых, надо думать, понимались попытки тех, кто «специализировался» на «вызывании духов», испрашивать у мертвых советы, получать разного рода информацию и помощь в воздействии на людей и обстоятельства.

Вовлеченность во все эти гнусные дела хананеев и была одной из причин, по которой Господь воспользовался Израилем для уничтожения их. Не ясно ли, почему для еврея было мерзостью оказаться причастным к подобным делам!

Втор 18:15−19. В отличие от вовлеченных в черную магию хананеев, которые слушали своих «прорицателей», «чародеев» и «обаятелей», израильтянам предстояло слушать Господнего Пророка. Евреи могли быть уверены, что «чреда пророков» не прервется после Моисея, потому что они с самого начала просили у Господа при Хориве (на Синае), чтобы Бог говорил к ним через посредника (сравните 5:23−27).

Каждый пророк, которого воздвигнет Бог, непременно будет израильтянином, а поскольку истинный пророк говорит только те слова, которые слышит от Господа, Моисей обязывал народ повиноваться этим словам.

Пророка… как меня, даст тебе Господь, — говорит Моисей, подразумевая Иисуса Христа, последнего из пророческой чреды — Великого посредника Нового Завета. И в сущности до него никто из пророков, начиная с непосредственного преемника Моисея — Иисуса Навина, с Моисеем сравниться не мог (во Втор 34:10 читаем: «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей»; под этим понимается, что не было среди людей пророка, наделенного такой силой и правом столь близких отношений с Богом, как он. И все же Моисей являлся образцом для любого из будущих пророков. Каждый из них должен был следовать его примеру всеми силами — и так до прихода Того, Кто даст Новый Завет.

На протяжении первого века нашей эры вожди иудаизма все еще ожидали исполнения того, что предсказал Моисей (сравните Ин 1:21). Апостол Петр говорил им, что нет смысла в этих ожиданиях — после того, как приходил Господь Иисус (Деян 3:22−23). (Наиболее ранние и достаточно ясные предсказания прихода Мессия находим в Быт 49:10−12; Чис 24:17−19.)

Втор 18:20−22. Поскольку народу говорилось о необходимости безоговорочного послушания Божиему Пророку (стих 19), который явится в будущем (подразумевается Христос) лжепророчество рассматривается тут как равное покушению на верховные прерогативы Бога. По этой причине лжепророк подлежал смерти.

Имелось два способа проверить, Божии ли слова изрекал пророк. Прежде всего, то, что он говорил, должно было согласовываться с Божией волей и словом Его. А если он говорил от имени богов иных, то тем самым противоречил сказанному в слове Божием и, значит, был лжепророком (сравните 13:1−5). Затем: истинное прочество должно было осуществиться. Если же изрекаемое пророком не удовлетворяло этим условиям, то сколь-сильное впечатление ни производил бы он, народу не следовало бояться его, ни угроз его в свой адрес.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. ишше традиционно переводилось как жертва (вознесенная) в огне, т. е. дар, принесенный Господу. В большинстве случаев в ВЗ этот термин относился к особого рода жертвоприношениям (частично или полностью сжигаемым на жертвеннике); здесь, как и в Исх 29:41; Лев 10:12; Чис 15:3, это в общем смысле «дар» или «приношение».
3  [2] — Или: щеки.
10  [3] — Или: проводя через огонь.
13  [4] — Друг. возм. пер.: будьте непорочны пред Господом.
15  [5] — Букв.: из братьев ваших.
18  [6] — Или: явлю — тот же глагол, что и в ст. 15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.