Второзаконие 28 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Если же ГОСПОДУ, Богу твоему, будешь во всем послушен, неукоснительно соблюдая все заповеди Его, которые я ныне даю тебе, тогда возвеличит тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, возвысит над всеми народами земли.
2 И вот те благословения, которыми ты наделен будешь в изобилии, если будешь послушен ГОСПОДУ, Богу твоему.
3 Благословен ты будешь и в городе, и благословен в поле.
4 Благословен будет плод чрева твоего, и плоды земли твоей, и приплод скота твоего: будь то телята у коров или ягнята у овец и козлята у коз.
5 Благословенна будет и корзина твоя, и твоя квашня.
6 Благословен ты будешь и покидая свое жилище, и возвращаясь в него.
7 Сразит ГОСПОДЬ врагов твоих, стремящихся разорить тебя. Одной дорогой придут они, чтобы напасть на тебя, семью дорогами побегут от тебя.
8 ГОСПОДЬ ниспошлет благословения Свои на твои закрома и на всякий труд твой; Он благословит тебя на той земле, которую дарует тебе.
9 Тебя, Израиль, ГОСПОДЬ сделает святым народом, Ему принадлежащим, как Он в том тебе клялся; сделает это при условии, что ты будешь соблюдать заповеди ГОСПОДА, Бога твоего, и ходить путями Его.
10 И увидят все народы земли, что ты по праву зовешься народом ГОСПОДА, — они глубоким уважением к тебе проникнутся.
11 И в рождении детей у тебя, и в приплоде скота, и в урожае на полях дарует ГОСПОДЬ тебе изобилие на той земле, о которой Он поклялся твоим отцам, что отдаст ее тебе.
12 ГОСПОДЬ распахнет врата свода Своего небесного, хранилища щедрот Своих, чтобы ниспослать вовремя дождь на твои нивы и все труды твои благословить. Ты сможешь давать взаймы многим народам без того, чтобы самому брать взаймы.
13 ГОСПОДЬ сделает так, что ты будешь головой, а не хвостом. Если будешь внимать заповедям ГОСПОДА, Бога твоего, которые ныне повелеваю тебе исполнять, и если будешь ревностно следовать этим заповедям, всегда будешь наверху, а не внизу.
14 Но не уклоняйся ни вправо, ни влево ни от одного из тех повелений, которые ныне даю тебе, и не будь привержен иным богам1 и не служи им.
15 Однако если не будешь во всем послушен ГОСПОДУ, Богу твоему, и не будешь неукоснительно соблюдать все заповеди и установления Его, которые я ныне даю тебе, тогда вот какие проклятия всей своей тяжестью падут на тебя.
16 Проклят будешь и в городе, и проклят в поле.
17 Проклята будет и корзина твоя, и твоя квашня.
18 Прокляты будут и плод чрева твоего, и плоды земли твоей, и приплод скота твоего: будь то телята у коров или ягнята у овец и козлята у коз.
19 Проклят будешь и покидая свое жилище, и возвращаясь в него.
20 Пошлет ГОСПОДЬ на тебя бедствие, смятение и расстроит Он всё, за что б ты ни брался, пока не будешь уничтожен, найдя свою внезапную кончину, — и всё это из-за твоих недобрых стремлений, которые побуждали тебя оставить Его.2
21 Даст ГОСПОДЬ моровому поветрию изводить вас, пока не искоренит вас из той страны, завладеть которой ты идешь;
22 ГОСПОДЬ поразит тебя чахоткой, лихорадкой, воспалениями всякого рода и горячкой; поразит тебя засухой,3 спорыньей в колосе и ложной мучнистой росой;4 бедствия эти будут преследовать тебя, пока не погибнешь.
23 Небо над тобой станет медным — дождя не будет, а земля под ногами сухой и твердой — железу подобной.
24 Как дождь с небес, ГОСПОДЬ будет ниспосылать на землю твою пыль и гонимый ветром песок, пока ты не задохнешься.
25 Попустит ГОСПОДЬ, чтобы враги твои сокрушили тебя. Одной дорогой ты пойдешь против них, семью — побежишь от них. Ужаснутся, глядя на тебя,5 все царства земли.
26 Трупы воинов твоих станут пищею хищных птиц и диких зверей, и некому будет отогнать их.
27 ГОСПОДЬ поразит тебя, Израиль, язвами гноящимися, как то было в Египте, опухолями, коростой и лишаями, от которых излечиться не сможешь.
28 Поразит тебя Господь безумием, и слепотой, и душевным расстройством.
29 В ясный полдень ты будешь ходить на ощупь, как слепой впотьмах, тщетно пытаясь найти нужную тебе дорогу. И день не пройдет без того, чтобы тебя не оскорбили и не обобрали, а помощи ни от кого не дождешься.
30 Хоть ты и обручился, но невесту твою другой возьмет себе в наложницы; дом построишь, а сам в нем жить не будешь; виноградник посадишь — не вкусишь его плодов.
31 Быка твоего на глазах у тебя забьют, а мяса его не отведаешь. Осла при тебе уведут — и больше его никогда не увидишь. Овец твоих угонят к врагам, но в помощь тебе никто и руки не протянет.
32 Сыновей и дочерей твоих на глазах у тебя уведут в рабство к чужому народу; а ты в тщетном стремлении хоть где-то увидеть их все глаза высмотришь и каждый день будешь томиться от того, что ничего сделать не сможешь.
33 Весь урожай, плоды трудов твоих, будут доставаться народу, о котором ты и знать не знаешь, тебе же, кроме жестокого угнетения, ничего не останется.
34 Всё, что тебе придется видеть, будет сводить тебя с ума.
35 ГОСПОДЬ поразит тебя, особенно твои колени и голени, неизлечимыми гнойными нарывами, покроешься ими с ног до головы.
36 Попустит Господь, что тебя и твоего царя, которого возведешь на престол, отведут к народу, о котором ни ты не знал, ни отцы твои. И будешь служить там другим богам, идолам из дерева и камня.
37 У народов, к которым отведут тебя по воле ГОСПОДА, с ужасом будут поминать тебя, станешь ты притчей во языцех, печальным примером.
38 Семян много будешь относить на поле свое, а собирать хлеба мало — только то, что останется после пожирающей урожай саранчи.
39 Будешь сажать и возделывать виноградники свои, но пить вина не придется тебе и запасов не сделаешь — всё поест червь.
40 По всей земле у тебя будут рощи масличные, но ты не умастишь себя елеем — опадут маслины с деревьев твоих.
41 И если родятся у тебя сыновья и дочери, не жить им с тобой — их в плен уведут.
42 Все деревья твои и плоды твоей земли сгубят прожорливые насекомые.
43 Всё выше и выше станут возноситься над тобой всякие переселенцы, что живут рядом с тобой, а ты будешь опускаться ниже и ниже.
44 Они будут взаймы давать, а ты уже не сможешь им одалживать. Они будут головой, а ты — хвостом.
45 Падут на тебя эти проклятия, преследуя и постигая тебя, пока не будешь уничтожен за то, что ослушался ГОСПОДА, Бога своего, за то, что не повиновался заповедям и установлениям Его, которые Он дал тебе.
46 Эти проклятия всегда будут и знаком, и предостережением для тебя и для потомков твоих.
47 Во времена изобилия ты не служил ГОСПОДУ, Богу твоему, в радости и по велению сердца;
48 а потому в голоде и жажде, в наготе и лишениях будешь служить врагу, которого ГОСПОДЬ пошлет на тебя. Враг заставит тебя носить на шее ярмо железное, пока не погубит тебя.
49 В стране далекой, на краю земли, ГОСПОДЬ возбудит против тебя народ, который, как орел, внезапно устремится на тебя; народ с языком, для тебя непонятным;
50 у людей тех лица диких упрямцев, не знающих уважения к старцам и пощады к юным.
51 Подчинив вас, они будут пожирать молодняк скота твоего и урожай полей, пока голодом не изведут тебя; ведь не оставят они тебе ни хлеба, ни вина молодого, ни масла оливкового, ни приплода коров, ни приплода овец и коз — вконец разорят тебя и погубят.
52 В осаду возьмет все города твои враг этот и разрушит все твои высокие, крепкие стены, на которые полагаешься ты. Везде и всюду будет осаждать он тебя, по всей земле твоей, какую даровал тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
53 Тогда, доведенный до крайности в городе, осажденном врагом, ты станешь есть плоть сыновей и дочерей своих, которых дал тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
54 Даже самый мягкосердечный и заботливый из вас будет недобрыми глазами смотреть на брата своего, на жену любимую и на остальных детей своих, остающихся еще в живых,
55 отказываясь делиться с ними плотью ребенка своего, которого сам доедает, ибо ничего другого не останется у него в том отчаянном положении, в которое поверг его враг, осадивший все города твои.
56 Также и самая мягкосердечная и заботливая женщина среди вас, которая в изнеженности своей никогда не хотела босую ногу поставить на землю, будет недобрыми глазами смотреть на любимого мужа, на сына и на дочь.
57 Она не даст никому и последа из чрева своего, как и ребенка, только что ею рожденного, — она, прячась от всех, будет есть его сама, не имея ничего другого, в том отчаянном положении, в которое поверг ее враг, осадивший все города твои.
58 Если не проявишь должного рвения в исполнении всего Закона,6 записанного в свитке сем, не будешь благоговеть перед славой и величием Имени ГОСПОДА, Бога твоего,
59 обречет ГОСПОДЬ тебя и потомков твоих на бедствия невообразимые, ужасные и непреходящие, всяческие лишения страшные и болезни непрекращающиеся.
60 Он снова наведет на тебя все болезни египетские, которых так боялся ты, — они станут твоими.
61 Даже такие болезни и бедствия, которые и не описаны в свитке Закона, будет посылать ГОСПОДЬ тебе, пока не погибнешь.
62 И тогда из всего народа твоего, который был таким же многочисленным, как и звезды небесные, всего лишь горстка останется, за то, что ты не был послушен ГОСПОДУ, Богу своему.
63 Доволен был ГОСПОДЬ, когда одарял вас добром и делал вас народом многочисленным, но, и уничтожая, и истребляя вас, Он тоже будет доволен. Не останетесь вы на той земле, завладеть которой идете.
64 Тебя, Израиль, рассеет ГОСПОДЬ среди всех народов, от одного края земли до другого. И там ты будешь служить другим богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, идолам из дерева и камня.
65 И среди других народов не будет тебе ни покоя, ни места, где отдохнула бы нога твоя. Неизбывной тревогой наполнит ГОСПОДЬ твое сердце, взор — мукой томления, душу — отчаянием.
66 Жизнь твоя всегда будет висеть на волоске, денно и нощно в страхе пребывать будешь — никогда не почувствуешь себя в безопасности.
67 Каждое утро говорить будешь: „Скорей бы вечер!“, и каждый вечер: „Скорее бы утро!“, и всё из-за страха, что будет наполнять твое сердце, и из-за всего, что тебе видеть придется.
68 ГОСПОДЬ отправит вас назад в Египет на кораблях, тем самым путем, о котором говорил я тебе: „Никогда больше не увидишь его“. Своим врагам вы будете там продавать себя в рабы и в рабыни, но покупателей не будет».

Толкование Далласской семинарии

1. БЛАГОСЛОВЕНИЯ (28:1−14)

а. Благословения в случае послушания (28:1−2)

Втор 28:1−2. Предложение Бога Израилю — вступить с Ним в завет было проявлением милости с Его стороны. Тем не менее, благословения в рамках Моисеева завета обусловливались послушанием народа. Завет предлагался народу, прежде милостиво освобожденному Богом из Египта, — для того, чтобы народ этот мог радоваться своим близким взаимоотношениям с Творцом и готовиться к принятию новых благословений Его. Одним из них было обещание поставить Израиль выше всех других народов (сравните 26:19).

б. Конкретные благословения (28:3−6)

Втор 28:3−6. Если бы Израиль повиновался Господу (стихи 1−2), то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. Благословения стали бы уделом как торговца, живущего в городе, так и сельского жителя. Многочисленным стал бы народ израильский и не имел бы недостатка ни в скоте (стих 4), ни в хлебе (стих 5).

И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божиим благословениям (благословен ты при входе… и благословен при выходе твоем).

в. Обетования Господни (28:7−14)

Предыдущий раздел (стихи 3−6), вероятно, зачитывался вслух и громко — во время церемоний по обновлению завета — чтобы все могли услышать об этих благословениях, при условии послушания завету. Данный же раздел (стихи 7−14) — это, по-видимому, подробное изложение благословений Моисеем по ходу его проповеди.

Втор 28:7−14. Три сферы благословений выделены и подчеркнуты. Первая касается связи Израиля с окружавшими его народами. Израилю были бы дарованы сверхъестественный военный успех (стих 7) и такое экономическое преуспевание, которые поставили бы его превыше других народов (стихи 126−13), и он бы не зависел от них, а они от него зависели бы (и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы); евреи всегда были бы главою, т. е. впереди, и никогда — хвостом, т. е. позади. Все это могло бы быть, однако, неповиновение завету грозило им результатами прямо противоположными (стих 43:44).

Вторая сфера — это процветание сельского хозяйства и чадородие (стихи 11−12).

Третья сфера касалась репутации Израиля. Послушные Богу, будучи святым у Него народом (сравните 26:19), евреи всей своей жизнью свидетельствовали бы об особой своей близости с Творцом, вызывая у других народов уважение и благоговейный страх (стихи 9−10; сравните 2:25; 11:25). Все это при исполнении непременного условия: если будешь повиноваться заповедям Господа и не пойдешь вслед иных богов (28:14).

2. ПРОКЛЯТИЯ (28:15−68)

а. Если… не будешь слушать… (28:15−19)

Втор 28:15−19. Так же, как послушание влечет за собой благословения, так непослушание — навлекает проклятия. (таблицу «Кары по Завету» — там, где толкование на Ам 4:6.) Среднего не существует. Четыре проклятия, перечисленные в стихах 16−19, — точное противопоставление четырем благословениям в стихах 3−6 (хотя номера 2 и 3 переставлены, а слов «плод скота твоего», т. е. его молодняк, из стиха 4 нет в стихе 18).

б. Суды Господни (28:20−68)

В этом разделе Моисей, «детализирует» те проклятия, которые перечислены в стихах 16−19. (сравните стихи 7−14, где Моисей «расшифровывает» благословения, перечисленные в стихах 3−6.) Каждый из «судов» преследовал в сущности одну цель: отвратить Израиль от мятежей и неповиновения.

1) Ужасное разорение.

Втор 28:20. Моисей угрожал Израилю разорением и уничтожением, если оставит Господа. Словом смятение обозначалось паническое состояние, которое наводилось свыше на врагов Израиля: бойцы их становились беспомощными в битве, либо мучительные болезни поражали их, следствием чего и были ужас и смятение (1Цар 5:9; 14:20). Оставить Бога — значило совершить зло.

2) Болезни.

Втор 28:21−22. Установить, какие конкретно болезни понимались под чахлостью, лихорадкою и воспалением, не представляется возможным. Что касается палящего ветра и ржавчины, то речь, насколько удалось установить, могла идти о «болезнях», поражающих растения. О горячке (в употребленном здесь смысле), как и о засухе, подробнее говорится в следующих стихах.

3) Засуха.

Втор 28:23−24. Некогда плодотворная земля останется без дождя. Небо сделается, как медь, т. е. непрестанно будет источать солнечный жар; исчезнут дождевые облака. И вместо дождя, лишь пыль будет сыпаться на землю, так что ничто не сможет произрастать на ней (земля станет, как железо).

4) Военные поражения.

Втор 28:25−26. Израиль подвергнется сокрушительным военным поражениям. Вместо того, чтобы враги бежали от него в «семи направлениях» (сравните стих 7), Израиль сам побежит от них семью путями. И поражения эти будут столь ужасны, что некому станет погребать тела погибших.

5) Об эпидемиях физических и душевных болезней.

Втор 28:27−29. Как некогда Господь поразил Египет «воспалением с нарывами» (Исх 9:8−12) и послал «замешательство» в ряды фараонова войска (Исх 14:23−28), так сделает Он Израилю (сравните описание болезней в Исх 15:26; Втор 7:15; Втор 28:60; обратите также внимание на 28:35). Физические и душевные их недуги будут столь тяжелыми, что у евреев не останется сил и разума что-либо предпринять в свою защиту (и не будешь иметь успеха в путях твоих).

6) О нищете и обездоленности.

Втор 28:30−35. Недуги и бедствия, упоминаемые здесь, явятся результатом военных поражений, которых без Божией помощи евреям не избежать. Стада и дети их будут безвозвратно утеряны (стихи 31−32). Плодами их тяжелого сельского труда воспользуются чужеземные воины (стих 33). От всех этих немыслимых потерь люди станут лишаться разума (стих 34) и тяжело болеть физически (стих 35; сравните стих 27).

7) О предстоящем изгнании.

Втор 28:36−37. Если Израиль откажется служить живому Богу, то будет отведен в чужую землю, чтобы там служить «мертвым» богам (имелось в виду ассирийское и вавилонское пленения). И вместо того, чтобы встать во главе народов (стих 13), он станет самым жалким и гонимым народом на земле, предметом досужих разговоров и насмешек среди своих поработителей.

8) О неурожаях и экономическом разорении (28:38−44).

Втор 28:38−42. И как бы тяжело ни работали израильтяне, чтобы получать урожаи, цели своей они не добьются. Ведь саранча и червь не выйдут из повиновения верховному Владыке, и станут поражать посеянное народом. И не соберет Израиль ни зерна, ни винограда, ни маслин — все будет истреблено ими. И лишится он детей своих, которые будут уведены в неволю.

Втор 28:43−44. Насылая казни на Египет, Господь укрыл от них живших там евреев. Но при совершении обещанных судов все получилось бы наоборот, так как «пришельцы» в земле Израиля стали бы наживаться за его счет, сделавшись главою над ним (сравните стих 13).

9) Причина проклятий.

Втор 28:45−48. В этом пункте проповеди создается впечатление, что Моисей предрекал Израилю все проклятия сии как безусловно грядущие на него. Уже не «если ты ослушаешься», говорит он, а придут на тебя… за то, что ты не слушал гласа Господа, Бога твоего (стих 45) и за то, что ты не служил Господу, Богу твоему (стих 47). Однако функция «судов» будет воспитательной, потому что они станут знамением, предупреждением о том, что кары осуществляются при сверхъестественном Божием вмешательстве. Ужасные и всеобъемлющие, они не смогут не привлечь внимания будущих поколений израильтян к карающему характеру Божиего правосудия.

За отказ Израиля служить Ему с радостью во времена изобилия он станет служить «врагу своему» в условиях ужасающей нищеты, как бы уподобившись безгласному волу с железным ярмом на шее (сравните Иер 28:14).

10) О бедственном положении осажденных и захваченных неприятелем городов (28:49−57).

Втор 28:49−52. Чуждый народ, который нападет на Израиля, будет быстрым и сильным (как орел; в Авв 1:6, 8 вавилоняне (халдеи) сравниваются, в частности, с «орлом, бросающимся на добычу»), жестоким (наглым и необузданным), сметающим все на своем пути. Неудивительно, что Израиль будет полностью разорен им (Втор 28:51).

Втор 28:53−57. Своего апогея страшное положение осажденных достигнет в людоедстве (сравните Лев 26:27−29; Иер 19:9). Родители настолько обезумеют от голода, что станут поедать собственных детей. Это проклятие буквально исполнилось при осаде арамеями Самарии (4Цар 6:24−29) и при осаде вавилонянами Иерусалима (Плач Иер 2:20; 4:10).

11) Болезни и изгнание — орудия поражения народа.

Втор 28:58−68. Обрушивая проклятия на непокорный Израиль, Бог лишит его всех прежних благословений, которые столь щедро посылал ему. Если прежде Израиль не затронули страшные бедствия и болезни, которыми был поражен Египет (сравните 7:15; 28:27, 35; Исх 15:26), то теперь Бог поразит его ими (сравните Ам 4:10), и другие болезни, дотоле даже неизвестные ему, наведет на него (Втор 28:61).

Когда-то Бог размножил евреев, подобно… звездам небесным (сравните Быт 15:5; 22:17; 26:4), но по причине их непокорности, предупреждал Моисей, останется их немного (Втор 28:62). Безопасно живший в своей земле, Израиль будет извержен из нее и рассеян по всем народам (стихи 63−64), чтобы служить идолам их (стих 64), вместо своего Господа. И будет Израиль жить в беспокойстве, отчаянии и в вечной тревоге за свою жизнь (стихи 65−66), утром мечтая о наступлении ночи, а ночью — о наступлении дня.

Было время, когда Бог вывел его из египетского рабства, но силою обстоятельств он станет возвращаться туда, ища в Египте убежища от худших страданий, и будут евреи столь жалки на вид, что даже египтяне не захотят покупать таких рабов. Историки, в частности, Иосиф Флавий, свидетельствуют, что разоряемые и гонимые врагами, евреи не раз возвращались в Египет или их «возвращали» туда для продажи в рабство.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Букв.: не ходи вслед иных богов; см. примеч. к 6:14.
20  [2] — Масоретский текст: Меня.
22  [3] — Так в Вульгате, масоретский текст: мечом.
22  [4] — Значение этих слов не вполне ясно.
25  [5] — Друг. чтение: презирать будут тебя.
58  [6] — Или: Наставления; см. примеч. к 1:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.