Второзаконие 31 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Моисей, завершая свою речь,1 обращенную ко всему Израилю,
2 сказал: «Сто двадцать лет мне ныне, и я более не в силах ходить с вами в походы,2 да и ГОСПОДЬ сказал мне: „Тебе не суждено перейти за Иордан“.
3 Теперь Он Сам, ГОСПОДЬ, Бог твой, перейдет реку впереди тебя. Истребит Он все народы на твоем пути, и ты овладеешь их землей. (Что же до Иисуса Навина, то он перейдет реку впереди тебя, как и обещал ГОСПОДЬ.)
4 С народами этими так же поступит ГОСПОДЬ, как с Сихоном и Огом, царями аморейскими, и их землей, — уничтожит Он эти народы.
5 ГОСПОДЬ отдаст их вам; и вы должны поступить с ними так, как я заповедал вам.
6 Будьте тверды и мужественны! Не бойтесь их и страху не поддавайтесь, ибо Сам ГОСПОДЬ, Бог твой, будет сопровождать тебя, Израиль, — Он в помощи тебе не откажет и никогда не оставит тебя».
7 Когда глаза всего Израиля были устремлены на Моисея, он подозвал к себе Иисуса и сказал ему: «Будь тверд и мужествен! Ты должен идти с этими людьми в страну, которую ГОСПОДЬ обещал отдать им, как в том Он клятвенно заверял их отцов. И тебе надлежит разделить ее между сынами Израилевыми как их наследие.
8 Шествовать перед тобой будет ГОСПОДЬ — с тобой Он будет! В помощи тебе Он не откажет и никогда тебя не оставит. Не бойся и мужества не теряй!»
9 После того как Моисей записал этот Закон,3 он передал его священникам, сынам Левия, что носили ковчег Завета ГОСПОДНЕГО, им и старейшинам Израиля
10 с таким наказом: «В конце каждого седьмого года, в год прощения долгов, во время праздника Кущей,
11 когда весь Израиль соберется перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, на том месте, которое Сам Господь изберет, надлежит читать вслух этот Закон, чтобы все израильтяне слышали его.
12 Соберите весь народ: мужчин, женщин, детей и переселенцев, что живут среди вас, — дабы, слушая читаемое, учились они благоговеть перед ГОСПОДОМ, Богом вашим, и строго исполнять всё сказанное в этом Законе.
13 Вместе с ними и дети их, которые еще не знают этого Закона, будут слушать записанное в нем и учиться благоговению перед ГОСПОДОМ, Богом вашим; и так во все дни жизни вашей в той земле, которой вы овладеете после перехода за Иордан».
14 ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Приближается час твоей смерти. Призови Иисуса и с ним предстань предо Мной в Шатре Богоявления, где Я дам ему наставление». Когда Моисей с Иисусом пришли и стали в Шатре Богоявления,
15 ГОСПОДЬ явился им в столпе облачном, который остановился над входом в Шатер.
16 И сказал ГОСПОДЬ Моисею: «Ты скоро отойдешь к праотцам своим, а народ этот тут же совратится и начнет блудить с чужими богами, с богами тех иноплеменников, в страну которых он идет. Они оставят Меня и нарушат Мой Завет, тот Союз, который Я заключил с ними.
17 Тогда это вызовет гнев Мой на них, оставлю их, сокрою лик Свой от них. И станут они легкой добычей врагов, постигнут их многие страшные беды. Тогда возопят они: „Не потому ли обрушились на нас эти беды, что Бога нашего нет среди нас?“
18 Но в тот день — да знают они это! — Я лик Свой скрою от них за всё то зло, которое они совершили, обратившись к другим богам.
19 А теперь запишите эту песнь и научите этой песни сынов Израилевых. Они должны будут повторять ее, и она станет Моим свидетельством против них.
20 Когда приведу их в ту землю, что источает молоко и мед, в землю, которую Я клятвенно обещал отцам их, там будут есть они досыта и тучными станут, и тогда они обратятся к другим богам, служить им станут! Меня же отвергнут они, нарушат Завет Мой, Союз со Мной.
21 И когда постигнут их многие страшные беды, эта песнь — а она не будет забыта и в грядущих поколениях, научившихся петь ее, — станет против них свидетельством, подтверждением того, что все их помыслы были Мне ведомы еще до того, как Я привел их в землю, которую им клятвенно обещал».
22 В тот же день Моисей записал эту песнь и учил сынов Израилевых петь ее.
23 А Иисусу Навину ГОСПОДЬ заповедал: «Будь тверд и мужествен, тебе надлежит ввести сынов Израилевых в землю, которую Я клятвенно обещал им. Я буду с тобой».
24 Когда Моисей записал в свиток весь Закон до последней строчки,
25 он обратился к левитам, носившим ковчег Завета ГОСПОДНЕГО:
26 «Возьмите этот свиток Закона и положите его рядом с ковчегом Завета ГОСПОДА, Бога вашего. Там будет он свидетельством против вас.
27 Ибо мне хорошо известно, как мятежны и упрямы вы можете быть. Если вы при жизни моей среди вас упрямство свое выказывали ГОСПОДУ, что же будет после смерти моей?!
28 Соберите сейчас ко мне всех старейшин колен ваших и приставников, чтобы я в их присутствии сказал им слова эти — слова песни сей, а в свидетели против них призову само небо и землю,
29 потому что знаю: сразу после смерти моей вы совершите поступки постыдные и свернете с пути, которого держаться я вам заповедал. И вскоре обрушатся на вас всякие бедствия, так как вы, гневя ГОСПОДА, станете делать то, что Он злом считает».
30 В присутствии всей общины Израилевой Моисей произнес слова этой песни до конца.

Толкование Далласской семинарии

А. Назначение Навина и передача Закона на хранение (31:1−29)

1. ИИСУС НАВИН НАЗНАЧЕН МОИСЕЕМ (31:1−8)

Втор 31:1−6. Ко времени смерти Моисея «зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась» (34:7). И все-таки в сто двадцать лет ему уже трудно было руководить народом. А, кроме того, Господь лишил его права войти в Ханаан из-за того, что в прошлом был момент, когда Моисей не проявил достаточно твердости в вере (Чис 20:1−13). Однако осуществление той программы, которую Бог наметил для Своего народа, зависела не от того или иного вождя из людей, а лишь от Самого Бога — достаточно сильного, чтобы исполнить все Свои обетования по Завету.

Это Ему предстояло уничтожить племена хананеев, когда Иисус Навин поведет на них Израиль, в частности, как Он поступил с Сигоном и Огом, Втор 31:4), Моисей повелел народу не выходить из повиновения Господу (поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам, стих 5) и не бояться (Будьте тверды и мужественны, не бойтесь… Стих 6; сравните стих 1:21, 29). Твердость и уверенность они могли черпать в заверении Господа, что Он всегда будет с ними.

Втор 31:7−8. Затем, вместо себя, Моисей назначил Иисуса Навина, как сказал ему Господь (3:28). Он еще прежде говорил народу об этом решении свыше — поставить после него, Моисея, Навина (1:38), но, повторив это теперь, в присутствии всего Израиля, еврейский вождь как бы подчеркнул, что кандидатура Навина одобрена Самим Богом. Своего преемника Моисей наставил почти в тех же словах, что перед этим — весь народ: будь тверд и мужествен (сравните 31:23; Нав 1:6, 9)… Не бойся и не ужасайся (сравните Нав 1:9; 8:1).

2. ЧТЕНИЕ ЗАКОНА (31:9−13)

Втор 31:9−13. Так же как в ближневосточных вассальных договорах предусматривалось публичное чтение их, было это предусмотрено и Моисеевым заветом. Под «законом сим» (стих 9), вероятно, подразумевалась вся книга Второзакония, хотя фразу эту разные переводчики понимают неоднозначно.

Закон и его публичное чтение были доверены священникам, одной из функций которых было обучать закону народ. На священниках лежала обязанность читать закон вслух на Празднике кущей (сентябрь-октябрь; толкование на 15:1−11) в год отпущения долгов, т. е. каждые семь лет.

В главные праздники совершать паломничество к центральному святилищу требовалось лишь от мужчин (сравните 16:16), хотя и члены их семей нередко присоединялись к ним. Но что касается церемонии чтения Завета раз в семь лет, то на этих чтениях женщины и дети тоже обязаны были присутствовать.

Это было важно с двух точек зрения. Во-первых, редко кто владел копией Писаний. Обычно человек знал их, будучи научен родителями, священниками и в процессе таких вот публичных чтений. Так что значение их трудно преувеличить. Во-вторых, паломничество к центральному святилищу предполагало высокую степень доверия к Богу, ибо на Его попечение оставлялись дома и семьи и на защиту Его полагались в предстоящем путешествии. Паломничества предоставляли идеальную возможность для принятия слова в духе веры; благодаря им народ учился бояться Господа (толкование на 4:10) и тщательно следовать постановлениям закона (сравните 16:12; 17:19; 19:9; 24:8; 28:1, 13, 15, 58; 29:9; 31:12).

3. ИИСУСА НАВИНА НАЗНАЧАЕТ ГОСПОДЬ (31:14−23)

Втор 31:14. Об официальном назначении Иисуса Навина упоминается здесь, а также в конце этого раздела (стих 23); этим как бы образуется «рамка», в которой заключено предсказание Господа о грядущей непокорности Израиля (стих 15:22). Оно, в свою очередь, как бы служит пространным введением в Песнь Моисея (31:30 — 32:43). Тогда как назначение Навина Моисеем проходило публично (31:7−8), предсказание Господа слышали только Моисей и Иисус, явившись перед Ним к скинии собрания.

Втор 31:15−22. После того, как всю свою жизнь он отдал на служение народу, печальное известие услышал Моисей от Господа: станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает.

Несмотря на то, что Моисей неоднократно предупреждал их об опасности идолопоклонства и о необходимости исполнять условия Завета, Господь знал, что народ не устоит в Завете. И в ответ на их измену Он в гневе (сравните 29:20, 24) скроет от них лице Свое, т. е. лишит их Своего присутствия. В результате, когда скорби и бедствия постигнут народ, негде ему будет искать облегчения (31:17−18). И все-таки, несмотря на присущий им мятежный дух, не вовсе лишатся они милости Божией.

Песнь, которой научит их Моисей, напомнит им о причине их страданий и укажет путь к покаянию (стихи 19−22). Также и предупреждением будет им служить эта песнь — предупреждением о карах за отступничество. Ведь Богу хорошо известно стремление человеческого сердца уклоняться от путей, указанных Им: Я знаю мысли их, которые они имеют ныне.

Втор 31:23. Но и предсказав измену со стороны народа, Господь повелел Иисусу… Навину быть твердым и мужественным; сравните стих 7; Нав 1:6, 8); Я буду с тобою, обещал Он ему.

4. О ХРАНЕНИИ КНИГИ ЗАКОНА РЯДОМ С КОВЧЕГОМ (31:24−29).

Втор 31:24−29. Книгу со «словами закона сего» следовало положить рядом с ковчегом (по правую сторону от него — одесную), но не в него. В ковчег были помещены только Десять заповедей (сравните Исх 25:26 с Исх 31:18; обратите также внимание на 3Цар 8:9).

Следуют суровые слова Моисея, обращенные к народу (Втор 31:27−29), исполненные тем большей горечи, что о предстоящем отступничестве иудеев ему сказал Сам Бог (стих 16).

Б. Песнь Моисея (31:30 — 32:43)

Втор 31:30. Песне Моисея (сравните стих 19, 21) Израиль должен был научиться, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета. Таким образом эта песнь является органической частью книги Второзакония (посвященной обновлению Завета на равнинах Моава), а не просто приложением к пятой книге Моисея. Хотя пророческой в полном смысле слова песнь не является, скрытые намеки пророческого характера определенно содержатся в ней. Будущее Израиля рисуется в ней в довольно мрачных тонах — потому что богатство и благополучие, вновь обретаемые народом, приведут его к отступничеству от Бога. Однако после того, как Господь поразит Израиль жестокими бедствиями, Он же, в сострадании Своем, избавит Свой народ и отомстит его врагам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Так в друг. древн. пер.; масоретский текст: Моисей пошел и говорил эти слова.
2  [2] — Букв.: выходить и входить.
9  [3] — Или: это Наставление; см. примеч. к 1:5; то же в ст. 11−13 и 24.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.