Второзаконие 32 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 «Слушай, о небо, песнь мою!

Словам моим да внемлет земля!

2

Да прольется, словно дождь, моя весть,
и ляжет она, как ночная роса,
изольется, словно мелкий дождь на нежную зелень,
будто ливень — на луга.

3

Ибо я возвещаю о ГОСПОДЕ, о том, Кто Он такой,1
воздайте же славу Богу нашему!

4

Он — Скала надежная! Совершенны дела Его,
справедлив Он всегда и во всем!
Верен Бог, и неправды в Нем нет!
Правдив и праведен Он!

5

Но Его недостойные дети —
тот падший, испорченный род —
поступали с Ним вероломно.

6

Так ты отплатил ГОСПОДУ,
народ бестолковый и неразумный!
Не Он ли твой Отец, Который тебя создал,
предуготовил к жизни с Собой и устроил?

7

Вспомни минувшие дни,
подумай о временах былых поколений,
спроси отца своего, и он расскажет,
старцев своих — и они поведают.

8

Когда Всевышний народам владенья давал,
когда расселял людей по земле,
установил Он границы их обитания
по числу сынов Божьих,2

9

ибо ГОСПОДНЯ часть на земле — Его народ,
Иаков — Его наследственный удел.

10

В земле пустынной нашел Бог народ сей,
в степи, где звери дикие завывают.
Защищал Он его и заботился о нем,
как зеницу ока берег его.

11

Как орел выводок свой из гнезда поднимает
и над птенцами плавно парит,
крылья свои для них простирает
и, подхватив, носит на перьях своих,

12

так и ГОСПОДЬ вел народ Свой — один,
никакого бога чужого не было с Ним!

13

Этот народ Он сделал владельцем нагорья,
а плоды полей отдал в пищу ему.
Медом из скалы Он питал его,
елеем — из кремневых утесов,

14

изысканным кушаньем из молока коровьего
и сыром овечьим насыщал,
лучшим мясом ягнят и башанских баранов,
мясом козлов и отборной пшеницей,
а напиток твой был — пенящаяся кровь винограда.

15

Раздобрел Ешурун3 и упрямым стал,
пресытившись, растолстел, жиром заплыл,
отверг Он Бога, создавшего его,
презирать стал Скалу спасенья своего.

16

Вот и вызывают они гнев Его, чужим богам поклоняясь,
делами мерзкими приводят в негодование.

17

Бесам, а не Божеству, приносят свои жертвы;
богам, которых прежде и не знали,
новым — и не издалека пришедшим,
о которых отцы их и ведать не ведали.

18

О Скале, что родила тебя, Израиль, ты не вспоминал,
забыл Бога, тебя на свет произведшего.

19

Увидел это ГОСПОДЬ
и в негодовании Своем отверг сыновей Своих и дочерей.

20

„Скрою Я от них лицо Свое, — сказал Он, —
посмотрю, чем кончит этот род развращенный,
дети, для которых верность — понятие чуждое“.

21

Дали они Мне пережить муки ревности,4
поклоняясь тому, кто не бог;
огорчили и раздосадовали
своими идолами никчемными!
Вот и Я вызову у них ревность народом,
который они ни во что не ставили,
людьми, ничего не понимающими,
досаждать им стану.

22

Ведь от гнева Моего огонь возгорелся,
он пылает до глубин Шеола,5
поедает землю и плоды ее
и уже подножия холмов опаляет.

23

Одну беду за другой обрушу на них,
стрелы Мои на них выпущу:

24

изнурят их муки голода,
опустошенье принесут им
и язва моровая, и зараза лютая.
Клыки диких зверей Я против них обращу,
яд змеиный уготовил Я им!

25

Война принесет смерть тем, кто на улице,
а ужас — тем, кто укрылся в доме:
и юноше, и деве,
и младенцу, и старцу седовласому.

26

Я бы сказал: „Покончу с ними,
изглажу память о них у людей!“,

27

если бы не опасался, что враги хвастаться станут,
недруги их истолкуют это ложно:
„Не ГОСПОДЬ сие свершил,
это наших рук дело!“

28

Это тот народ, у которого разума нет
и которому видения недостает!

29

О, если бы только у них была мудрость
понять да уразуметь, что их ждет впереди!

30

Как мог один разбить наголову тысячу,
а двое — десять тысяч обратить в бегство,
если бы только их Скала не продала их, как рабов,
если бы Сам ГОСПОДЬ врагам их не отдал?

31

Ведь их „скала“ — ничто в сравнении с нашей Скалой,
даже враги наши о том говорят.

32

Ибо от содомской лозы их лоза происходит,
из виноградников она гоморрских,
и ягоды ее ядовиты,
и грозди ее горьки;

33

вино их — яд змеиный,
гибельная отрава аспидов.

34

„Не сокрыто ли это у Меня,
в хранилищах Моих под печатью? — говорит Господь. —

35

Мое дело — возмездие. Я воздам.
В свое время они споткнутся;
день их погибели близок,
и скоро постигнет их участь, им уготованная“.

36

Выступит ГОСПОДЬ в защиту народа Своего,
пожалеет Он рабов Своих,
когда увидит, что иссякли их силы,
ни порабощенного, ни свободного — не осталось;6

37

и скажет Он: „Ну, где же их боги,
где та „скала“, на которую они так надеялись?

38

Где боги, которые ели жир от их жертв
и пили вино их возлияний?
Пусть они встанут и помогут,
пусть послужат убежищем для вас!

39

Поймите же ныне, что один Я — Бог,
и нет бога, кроме Меня!
Смерть и жизнь в Моей воле,
раны Я наношу, и Я исцеляю их;
и врагов Израиля никому не избавить
от руки Моей!

40

Как верно то, что живу Я вовеки,
так и то, в чем клянусь,
воздев руку Свою к небесам:

41

когда наточу Свой меч до блеска
и дело суда возьму в Свои руки,
тогда отомщу Я врагам Моим
и сполна воздам тем, кто Меня ненавидит;

42

стрелы Свои напою кровью, —
пока меч Мой будет пожирать плоть, —
кровью убитых и пленных,
длинноволосых вождей вражеских“.

43

Ликуйте же, о племена, вместе с народом Его!
Ведь отомстит Он за кровь рабов Своих,
воздаст врагам Своим;
заставит забыть вину народа Своего на земле его!»

44 Вот так, придя на место встречи, Моисей в присутствии собравшегося народа произнес все слова этой песни; и был с ним при этом Иисус7 Навин.
45 Когда же Моисей передал все эти слова Израилю,
46 он еще сказал своим слушателям: «Примите к сердцу все предостережения, которые даю вам сегодня. Вы и детям своим заповедайте неукоснительно исполнять все предписания Закона8 сего.
47 Ведь это не пустые слова для вас — это сама ваша жизнь. Соблюдая их, вы будете наслаждаться долгою жизнью в той земле за Иорданом, в которую идете, чтобы овладеть ею».
48 В тот самый день ГОСПОДЬ сказал Моисею:
49 «Взойди теперь на аваримские горы, на вершину Нево, что в земле Моава, напротив Иерихона, и взором окинь ханаанские земли, которые сынам Израилевым Я отдаю во владение.
50 Ты умрешь на этой горе, когда взойдешь на нее, и приобщишься к праотцам своим, как умер твой брат Аарон на горе Хор и тоже приобщился к праотцам своим,
51 ведь вы оба показали свою неверность Мне среди сынов Израилевых: у горьких вод Меривы, в Кадеше, что в пустыне Цин, не явили вы сынам Израилевым святости Моей.
52 Ты сможешь увидеть Землю обетованную только издали, но сам не войдешь в ту землю, что Я отдаю сынам Израилевым».

Толкование Далласской семинарии

1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ К ПЕСНЕ (32:1−3)

Втор 32:1−3. Обращение к небу и земле подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий, кто последовал бы учению Моисея, выраженному в ней, и всему, что сказано во Второзаконии, стал бы благоденствовать и достиг бы расцвета, подобно зелени и траве под освежающим действием дождя и росы.

Учение это — в прославлении имени Господа, т. е. безгрешной природы Его и чудных Его дел. Всякий израильтянин, который станет серьезно размышлять над этим и уповать на Него, будет благословляем Им в повседневной жизни.

2. ВЕРНЫЙ БОГ И РАЗВРАТИВШИЙСЯ НАРОД (32:4−9)

Втор 32:4. Описание Бога в этом стихе резко контрастирует с последующим описанием народа (стихи 5−9). Он твердыня, «крепость, скала» (сравните 15; 2Цар 22:2−3; Пс 17:2; Авв 1:12), т. е. постоянен и неизменен. Так что стабильная жизнь — удел того, кто «опирается» на Него. Дела Его… совершенны (сравните 2Цар 22:31), и все Его действия по отношению к людям справедливы.

В отличие от древних ближневосточных божеств, которых и сами служители их зачастую считали аморальными и капризными, Господь праведен и истинен… и нет неправды в Нем.

Втор 32:5−9. Но народ Божий настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально.

«Глуп и несмысленен» этот народ, пренебрегающий милостью Бога, создавшего его, и забывающий о мощи Его и силе. Если Израиль, действительно, сомневался в том, что Господь — его Создатель, все, что требовалось ему, — это оглянуться назад, вспомнить свою историю (Вспомни дни древние, стих 7). Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7. Старцы их могли бы напомнить им, что именно Бог установил пределы расселения израильтян (как бы подчинив этому пределы и месторасположение других народов), и что Израиля Всевышний удостоил великой чести, сделав его Своим народом и Своим наследственным уделом.

3. СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ИЗРАИЛЬ ОБЯЗАН ГОСПОДУ (32:10−14)

Втор 32:10−14. Под пустыней, о которой тут речь, могла подразумеваться не только та пустыня, где евреи скитались сорок лет, но и Египет, «страна их печали», где угнетавший их фараон задумал пресечь и самый род их, приказав убивать у евреев новорожденных мальчиков. Но Бог ограждал его и смотрел за ним. Бог оберегал Израиль, как зеницу ока Своего (сравните Пс 16:8; Притч 7:2; Зах 2:8).

Образ орла, употребленный здесь, говорит о Божией любви как о нежной и мудрой отеческой любви. Подобно орлу, который всегда настороже, чтобы в случае необходимости «принять птенцов своих на крылья свои», действовал и Господь по отношению к Израилю в страданиях его и испытаниях.

Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан — плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином.

Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы — оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

4. В ПРОЦВЕТАНИИ ИЗРАИЛЯ — ПРИЧИНА ЕГО ОТСТУПНИЧЕСТВА (32:15−18)

Втор 32:15. Многие христиане на опыте знают, что преуспевание — это порой испытание более трудное, чем несчастья разного рода. Ибо они напоминают верующему, как остро нуждается он в Божией помощи, но «при полном благополучии» ему легко забыть Бога. Так, утучнев… отолстев и разжирев, т. е. достигнув высокого благосостояния, Израиль оставил Господа (презрел твердыню спасения своего; сравните толкование на 32:4).

Втор 32:16−18. Народ стал поклоняться идолам, а в сущности бесам (сравните Пс 105:37), забыв Заступника родившего его (стих 18). В сильном демоническом влиянии и в самом деле видится причина того, что в древности народы Ближнего Востока, в том числе и Израиль, пребывали в столь крепких тисках идолопоклонства. Возможно, именно об этих стихах Ветхого Завета думал апостол Павел, когда писал: «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Кор 10:20).

5. ГОСПОДЬ ПОКАРАЕТ ИЗРАИЛЬ (32:19−27)

Втор 32:19−22. Отступничество Израиля (стихи 15−18) пробудит в Иегове великий гнев (стихи 19−22), который Он изольет на евреев, сынов Своих и дочерей Своих (стих 19), которые поклонились суетным идолам и воздали им честь, тогда как ни один из них «богом» не является (раздражили Меня не богом; стих 21; сравните стих 16).

В Своем праведном гневе Бог лишит их Своего благодатного присутствия (сокрою лице Мое от них, стих 20) и покарает Израиль, дав одерживать над ним победы темным силам языческих племен, лишенных истинного богопознания (Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их).

Втор 32:23−27. В стихах 19−22 лишь в общих чертах рисуется грядущий «суд» Его; в стихах 23−27 читаем об этом подробно. Голод, эпидемии, гибель от зубов диких зверей и от ядовитых пресмыкающихся (стих 24) придут на Израиль; разразятся жестокие войны (стих 25), в ходе которых люди от мала до велика будут погибать от меча (сравните Иез 5:17; 14:21). Относительно того, чтобы «рассеять» заслуживший это Израиль и изгладить самую память о нем, Господь говорит, что отложит это, чтобы враги Его народа не усомнились в том, что Господь сделал все сие и не приписали себе заслугу наказания Израиля (стих 27).

6. ОТСУТСТВИЕ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ У ИЗРАИЛЯ (32:28−33)

Втор 32:28−33. «Все сие» постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30). Не может один человек нанести поражение тысяче воинов или двое — десяти тысячам (тьме); речь идет о каких-то сокрушительных поражениях израильтян от руки их немногочисленных врагов в будущем, когда Господь, Заступник израильтян, не предаст их в руки неприятелей.

Победу тех («суд») да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их — не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и «плоды», приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32−33).

7. СОСТРАДАНИЕ БОГА И ЕГО ОТМЩЕНИЕ ВРАГАМ ИЗРАИЛЯ (32:34−43)

Втор 32:34−35. Хотя Господь и позволит Своим врагам покарать Израиль, Он не снимет с них ответственности за совершенное ими зло и воздаст им за него (сравните стих 41, 43). Пути Господни и сила Его — превыше их понимания, и уготованное им как бы запечатано… в хранилищах Его.

Втор 32:36−38. Подвергая «судам» народ Свой, Господь проявит и сострадание к нему, когда увидит, что рука их ослабела (в значении «ослабела их гордыня, их упование на собственные силы и на ложную твердыню» — на чужих богов). Окончание стих 36 звучит как образное свидетельство о массовом истреблении народа, так сказать, «от мала до велика».

Втор 32:39−43. Израиля Бог судил не с целью уничтожить его, но желая привести его к осознанию того факта, что нет Бога, кроме Господа, и что только Он властен над смертью и жизнью (стих 39).

Поднимать руку было принято, давая клятву, и Бог прибегает к этому жесту (сравните Быт 14:22; Исх 6:8; Неем 9:15; Пс 105:26; Иез 20:5).

Когда же Израиль осознает то, что должен осознать, Бог отомстит врагам Своим (Втор 32:41, 43; сравните стих 35). В сущности речь в этих стихах идет о «мщении» Господа всем ненавидящим Его, т. е. упорно Ему сопротивляющимся, — как в среде Израиля, так и в стане противников его, карающих Израиля по воле Божией. Но конечной целью этих «кар» является очищение (и освобождение) Его народа.

Радоваться «очищению» Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии — язычники).

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44−52)

1. ПОСЛЕДНИЙ НАКАЗ МОИСЕЯ НАРОДУ (32:44−47)

Втор 32:44−47. Произнося все слова песни этой (стихи 1−43), Моисей наказал народу серьезно поразмыслить над ними (положить их на сердце). Если они станут размышлять над неотвратимостью и суровостью наказания, грядущего на них за отступничество, то и песнь Моисея будет напоминать им об этом, удерживая от мятежного неповиновения Господу. Страх ради спасения, которым дышала песнь, они постараются внушать и детям своим, завещая им исполнять все слова закона сего.

В заключение Моисей вновь напомнил израильтянам, что самое существование их, процветание и долгое пребывание в земле (сравните 5:16; 6:2; 11:9; 25:15) зависят от исполнения ими Божиих заповедей.

2. ПОВЕЛЕНИЕ БОГА МОИСЕЮ ПОДНЯТЬСЯ НА ГОРУ НЕВО (32:48−52)

Втор 32:48−52. Горой Нево называлась одна из самых высоких вершин в системе Аваримского хребта (на территории Моава); она поднималась над северной оконечностью Мертвого моря. Здесь-то, за пределами Обетованной земли, и должен был умереть Моисей, хотя Бог милостиво позволил ему увидеть землю издали (стих 52) прежде, чем он умрет. Причина наказания Моисея известна из Чис 20:1−13. Бог приказал ему во время пребывания иудеев в пустыне обратиться к скале со словами, чтобы дала воду для народа, роптавшего против него и Аарона.

Но Моисей, ослушавшись Господа, дважды ударил по скале, вместо того, чтобы «говорить» к ней (Чис 20:11); из-за этого у свидетелей происшедшего могло возникнуть предположение, что это Моисей добыл для народа воду, а не Господь дал ее. Очевидно, и самому Моисею показалось тогда недостаточным «говорить» к скале, и он предпочел ударить по ней. За этот акт неверия и за то, что не воздал Богу должной славы (не явили — (он и Аарон) — святости Его) перед народом, и потерял Моисей свое право ввести народ в Обетованную землю.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или (ближе к букв.): имя Господа прославляю — концепция личных имен в ВЗ, как правило, включает в себя такие смыслы, как существование, характер и присущие той или иной личности черты (1Цар 25:25).
8  [2] — Так в Кумранских рукописях и в большинстве рукописей LXX; масоретский текст: сынов Израилевых.
15  [3] — Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу; то же в 33:5,26.
21  [4] — Ближе к букв.: вызвали во Мне ревность — «ревность» Бога — это не мелочные придирки, побуждаемые неуверенностью и подозрительностью, а праведное негодование, вызываемое неверностью Его народа. В ВЗ о Боге нередко говорится как о Муже Израиля. Он — Бог, не терпящий измены (Исх 20:5), и слово «ревность» применительно к Богу может лишь образно показать, а не представить в действительности реакцию Бога.
22  [5] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
36  [6] — Поэтическая гипербола, говорящая о таком истреблении народа, которое коснулось всего общества.
44  [7] — Так в LXX; масоретский текст: Осия.
46  [8] — Или: Наставления; см. примеч. к 1:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.