Второзаконие 34 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда взошел Моисей с Моавитской равнины на гору Нево, на вершину Фасги, что напротив Иерихона, дал ГОСПОДЬ ему увидеть всю Землю обетованную от Гилада до Дана,
2 все владения Неффалима и земли Ефрема и Манассии; увидел Моисей и земли Иуды до самого моря западного;1
3 весь юг увидел он и долину Иордана, область Иерихонскую до Цоара, до города Пальм.
4 И сказал ГОСПОДЬ Моисею: «Вот она, эта земля, о которой клялся Я Аврааму, Исааку и Иакову, что отдам ее потомкам их! Тебе дал Я возможность увидеть ее своими глазами, но сам ты в нее не войдешь».
5 Так и умер там Моисей, раб ГОСПОДА, на земле моавитской, как предрек ГОСПОДЬ.
6 Погребли его2 там же, в долине, в Моаве, близ Бет-Пеора. Но никто и поныне не знает, где место погребения его.
7 Моисею перед кончиной было сто двадцать лет, но и в старости глаза его не ослабели и силы его не иссякли.
8 Тридцать дней на равнине Моавитской оплакивали его сыны Израилевы, пока не закончились эти дни плача по Моисею.
9 Иисус Навин был исполнен духа премудрости, ибо Моисей возложил на него руки свои. Теперь под его началом израильтяне исполняли всё то, что наказал ГОСПОДЬ Моисею.
10 Но не было уже больше в Израиле такого пророка, как Моисей, которого ГОСПОДЬ знал лицом к лицу.
11 И не было равных ему по знамениям и чудесам, которые ГОСПОДЬ послал Моисея совершить в Египте, обратив их все против фараона, слуг его и всей его страны,
12 а также по могуществу и поразительным деяниям, явленным Моисеем на глазах у всего Израиля.

Толкование Далласской семинарии

Д. Смерть Моисея (глава 34)

1. МОИСЕЙ ОБОЗРЕВАЕТ ОБЕТОВАННУЮ ЗЕМЛЮ

Втор 34:1−4. Моисей взошел на гору Нево, как повелел ему Господь (3:27; 32:48−50). Под вершиной Фасги, вероятно, подразумевается хребет, простирающийся от горы Нево. Места, которые увидел Моисей, начинаются на севере и следуют на юг против часовой стрелки. Хотя в обычных условиях человеку невозможно увидеть западное (Средиземное) море с горы Нево, Моисею наверное была дана от Господа сверхъестественная способность увидеть его, как и всю землю.

Упомянув о клятве, данной Им патриархам, Бог повторил Моисею, что, хотя ему и не позволено будет ввести народ в Обетованную землю, Свое обещание дать эту землю Израилю (Втор 1:8; 6:10; 9:5, 27; 29:13; 30:20) Он сдержит.

2. СМЕРТЬ МОИСЕЯ И ПЕРЕХОД ВЛАСТИ К ИИСУСУ НАВИНУ (34:5−9)

Втор 34:5−8. Хотя Моисей был наказан (лишен права войти в землю Ханаанскую) за недостаточность веры (Чис 20:1−13), происшедшее в пустыне Син было лишь проявлением слабости с его стороны, и умер он, исполненный веры, и был почтен как раб Господень. Полагают, что он был удостоен и совершенно особой чести, выразившейся в том, что Сам Господь похоронил его. Дело в том, что И погребен (в русской Библии) в некоторых других переводах звучит как «Он предал его погребению».

Но и при отсутствии полной уверенности в правильности такого перевода, в пользу того, что Моисея не люди похоронили, а Бог, возможно, поручив это своим Ангелам, говорит стих 66: и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Такой вывод, видимо, находит подтверждение и в стихе 9 Послания Иуды.

Место погребения Моисея, хотя и неизвестно, находилось где-то в земле Моавитской… против Веффегора, — в той самой долине, где стояли лагерем израильтяне, слушая наставления Моисея и принимая его благословения, которые записаны во Второзаконии 5−33 (сравните 3:29; 4:46).

Моисей был личностью столь необычайной, что и последние минуты его на земле Бог дал ему провести в близком общении с Собою, после чего люди не были допущены к погребению его.

Относительно замечания о здоровьи Моисея толкование на 31:2. Смерть своего вождя (которая наступила, когда ему было 120 лет), сыны Израилевы… оплакивали… тридцать дней; обычно время плача по усопшему длилось 7 дней (Быт 50:10).

Спустя века Моисей явился на землю вместе с Илией, и оба были свидетелями преображения Христова (Мф 17:1−3).

Втор 34:9. Иисус… Навин исполнился духа премудрости (возможно, речь идет о Святом Духе (сравните Ис 11:2), но, может быть, о том, что, получив через Моисея особое Божие благословение, Навин преисполнился особой мудрости, обрел способности, значительно превышавшие обычные человеческие.

3. ЭПИТАФИЯ МОИСЕЯ (34:10−12)

Втор 34:10−12. Моисей был пророком совершенно уникальным — по степени своей близости с Господом (ибо Господь знал его лицем к лицу, т. е. как близкого друга; сравните Исх 33:11; Чис 12:8) и в силу тех знамений и чудес, которые Господь дал ему явить и тех великих дел, которые Он дал ему совершить (Втор 34:11−12).

С Моисея и им начата новая эра в истории Божиего народа, точнее, сама эта история его как народа. Это эра Закона. Со времени кончины Моисея израильтяне ожидали, чтобы Бог дал им другого Пророка, как он (18:15). «Другой Моисей» был дан Израилю в тот день, когда Господь Иисус Христос пришел на землю, превзойдя в славе Своей Моисея (Евр 3:1−6).

Он раскрыл перед Божиим народом врата в следующую эру — эру Его благодати. С тех пор прошли века упорного неповиновения со стороны израильтян, которые отвергли и в массе своей продолжают отвергать милостивый Божий призыв. Однако живет песнь Моисея, которая все еще обращена в тот день, когда Израиль откликнется на него и возвратится к своему Господу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Т. е. Средиземного моря.
6  [2] — Так в некоторых древн. пер., масоретский текст: Он (Бог) похоронил его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.