Второзаконие 9 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Слушай, Израиль, сегодня ты переходишь Иордан, чтобы там завладеть землей тех народов, которые сильнее тебя и многочисленнее и которые живут в огромных городах, с укреплениями до небес.
2 К ним относятся и потомки Анака — люди сильные и высокого роста. Тебе они небезызвестны, и ты наслушался, что о них говорят: „Устоит ли кто против сынов Анака?“
3 Так знай же ныне и то, что ГОСПОДЬ, Бог твой, идет впереди тебя, а Он — что огонь, всё уничтожающий. Тем народам нанесет Он поражение и подчинит их тебе, а ты изгонишь их и скоро истребишь, как обещал тебе ГОСПОДЬ.
4 Но, когда ГОСПОДЬ, Бог твой, заставит их отступать перед тобой, не помысли даже втайне:1 „Это за дела мои праведные привел ГОСПОДЬ меня сюда, чтобы завладел я этой землею“. Он из-за нечестия этих народов вынуждает их отступать перед тобой.
5 Вовсе не за праведные дела твои или чистоту помыслов твоих вступаешь ты во владение этой страной, а за отвратительное нечестие этих народов заставляет их ГОСПОДЬ, Бог твой, отступать перед тобой, дабы исполнить клятвенное обещание, данное Им праотцам твоим — Аврааму, Исааку и Иакову.
6 Да будет ясно тебе: не за праведные дела твои ГОСПОДЬ, Бог твой, отдает вам во владение эту прекрасную страну. Всё, что угодно, только не это: вы ведь народ упрямый.
7 Помни (да не случится того, чтобы ты когда-либо забыл это!), как навлекал ты гнев ГОСПОДА, Бога твоего, на себя в пустыне! С того дня, как вышли вы из Египта, и до самого прихода сюда вы раз за разом поступали наперекор Ему.
8 Уже у Хорива вы столь сильно разгневали ГОСПОДА, что Он в ярости Своей был готов истребить вас всех.
9 Случилось это, когда я взошел на гору, дабы получить скрижали каменные, скрижали Союза, Завета, что заключил с вами ГОСПОДЬ, и пробыл сорок дней и ночей на горе, где мне было ни до еды, ни до питья.
10 И ГОСПОДЬ дал мне две каменные скрижали, на которых Его перстом были записаны все слова, что сказал Он вам из огня в день, когда собрались вы у горы.
11 А когда по прошествии сорока дней и ночей ГОСПОДЬ давал мне две каменные скрижали, скрижали Союза, Завета,
12 Он сказал мне: „Возвращайся скорее назад, ибо гнусное дело совершил твой народ, который вывел ты из Египта. Эти люди очень скоро свернули с пути, которого Я заповедал им держаться. Сотворили они себе кумира!“
13 И при этом сказал мне ГОСПОДЬ: „Смотрю Я на этот народ, и всё, что Я вижу, — это неизменное упрямство строптивцев!
14 Ты не вмешивайся, и Я истреблю их, чтоб о них и памяти никакой не осталось2 под небом. От тебя произведу Я народ, который будет и лучше,3 и многочисленнее, чем они смогли бы когда-либо стать“.
15 Тут же отправился я назад и стал спускаться с горы, которая пылала огнем. В руках моих были две скрижали Союза, Завета.
16 И вот я увидел вас: вы и вправду против ГОСПОДА, Бога вашего, согрешили, сделав себе литого тельца. Быстро свернули с пути, держаться которого повелел вам ГОСПОДЬ!
17 Я в гневе поднял вверх обе скрижали и, бросив на землю, разбил их у вас на глазах.
18 Пал я тогда ниц перед ГОСПОДОМ; как и прежде, провел я сорок дней и ночей без еды и питья, и всё это из-за греха, который вы совершили, и того зла, которое вы на виду у ГОСПОДА сотворили, вызвав на себя Его негодование.
19 Ибо устрашился я сильного гнева ГОСПОДНЯ, угрожавшего вас уничтожить. Однако ГОСПОДЬ и на этот раз внял мольбам моим.
20 И на Аарона ГОСПОДЬ так разгневался, что хотел и его истребить. Но и о нем я тогда молился.
21 А ту вещь, что вы во грехе своем сделали,4 бога-тельца, я схватил, бросил в огонь,5 расплавил, а затем истолок, пока идол не превратился в пыль, которую я и бросил в ручей, бежавший с горы.
22 И гневили вы ГОСПОДА в Тавере, в Массе и в Киврот-Хаттааве.
23 И в Кадеш-Барнеа, когда Он повелел вам: „Идите и овладейте землями, которые вам отдаю“, вы с презрением отнеслись к повелению ГОСПОДА, не поверили Ему и указанию Его не вняли.
24 Сколько я знаю вас, вы всегда поступали наперекор ГОСПОДУ!
25 Когда лежал я ниц перед ГОСПОДОМ те сорок дней и сорок ночей, после того как Он сказал, что истребит вас,
26 я умолял Его: „Владыка мой, ГОСПОДИ! Не губи Своего народа, наследие Твое! За его освобождение Ты выкуп отдал, явив Свое величие, из Египта вывел Своею могущественной рукой!
27 Вспомни о рабах Своих Аврааме, Исааке, Иакове! Не смотри на строптивость этого народа, на нечестие его и грехи,
28 дабы в той стране, откуда Ты вывел народ Свой, не сказали: „Видно, не в силах был ГОСПОДЬ привести их в ту землю, которую обещал им; видно, Он так возненавидел их, что увел в пустыню, чтобы там погубить“.
29 Это же Твой народ, Твое наследие, которое Ты так властно освободил Своею могущественной рукой“.

Толкование Далласской семинарии

4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧУВСТВА САМОПРАВЕДНОСТИ (9:1 — 10:11)

а. Завоевание Ханаана не было следствием праведности Израиля (9:1−6)

Втор 9:1−3. Моисей помнил, какой страх овладел народом, когда он услышал от двенадцати лазутчиков о могучем сложении и исполинском росте жителей Ханаана, их силе и числе (Чис 13:26 — 14:4). Он не хотел, чтобы предстоящее вновь обернулось для евреев неожиданностью, или чтобы недооценили они грандиозность задачи, которую им надо было исполнить.

Вот почему он как бы подчеркивал, что с чисто военной или человеческой точки зрения победа их была невозможна. Ибо на стороне неприятеля была превосходящая сила, он имел крепости (большие города с высокими стенами) и опыт ведения войны. Он пользовался устрашающей репутацией: «кто устоит против сынов Енаковых?» (О сынах Енаковых толкование на Втор 1:28.)

И вот, несмотря на то, что все это говорило в пользу хананеев, они были обречены еще до начала битвы. Потому что так же, как в пустыне Господь шел впереди израильтян в столбе облачном или огненном, так и теперь пойдет Он перед израильской армией, подобно «огню поядающему», чтобы уничтожить их врагов. Как сказано в Притч 21:31 «Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа».

Однако это не значило, что Божиему народу можно было пребывать в пассивности. Нет — с верою должны были они вступить в битву и истребить врага силою, которую Бог даст им, как обещал.

Втор 9:4−6. Одержав впечатляющие победы при завоевании земли, израильтяне легко могли впасть в гордыню. Поразмыслив над Божией милостью, явленной им в этих победах, они с еще большей легкостью могли бы впасть в гордыню духовную. И вот, в каждом из этих трех стихов Моисей предостерегает евреев от опасности поддаться духу самоправедности, и потому повторяет им, что победы будут ими одержаны вовсе не в результате их особой праведности.

Три причины выдвигает Моисей, почему Израилю дано будет завоевать землю. Первая причина — нечестие народов, населяющих ее (стихи 4−5), которое достигло таких масштабов, что навлекло на них Божий суд. Ведь Он, будучи Богом Израиля, является и Богом всех других народов. Они все подотчетны Ему. Вторая причина: Бог дарует победу Израилю, потому что поклялся в этом патриархам (сравните толкование на 1:8; обратите внимание на Быт 15:13−21, где говорится как о предстоящем Божием суде над развратившимися аморреями, так и об обещаниях их земли Аврааму).

Наконец, третья причина: Ханаанская земля являлась просто милостивым даром Господа израильтянам, которые сами по себе были народом жестоковыйным, т. е. упорным и безответственным (Втор 9:6; сравните стих 13; 10:16; 31:27). Позднее Моисей прямо сказал, что израильтяне скорее заслужили, чтобы Господь истребил их (9:13−14), чем благословил, даровав им землю. Итак, Израилю не следовало поддаваться чувству самоправедности по причине этих побед, одержанных им при завоевании Ханаанской земли. Ибо причина этих побед — в развращенности его врагов, в Божием обетовании и в Его милости.

б. Подробное изложение мятежной истории Израиля (9:7 — 10:11)

1) Золотой телец (9:7−21).

Втор 9:7−14. Этот раздел и стихи, следующие за ним (стихи 22 — 10:11), убедительно свидетельствуют в пользу заявления, что «ты народ жестоковыйный» (9:6). Подчеркнутый призыв: Помни, не забудь, выявляет абсурдность одного лишь предположения (если бы таковое возникло у Израиля), что земля была ему дана в награду за праведность. Воспользовавшись только одним эпизодом из их прошлого — поклонением золотому тельцу — Моисей показал, что история израильтян почти всегда была историей противления (стих 7) Божиему промыслу.

Этот эпизод (Исх 32), может быть, больше, чем какой-либо другой к тому времени, свидетельствовал о греховности Израиля с одной стороны и о Божией милости — с другой. Пока Моисей постился сорок дней и сорок ночей на горе Хорив (Синай; сравните Втор 1:2) и, значит, предоставил себя в полное распоряжение Богу, народ праздновал и веселился. И в то время, как Моисей получал скрижали… завета (стих 9:9, 11), написанные перстом Божиим (толкование на Исх 31:18), народ, в нарушение некоторых из этих заповедей, поклонялся золотому тельцу (толкование на Исх 32:6).

Господь дал Моисею завет, но народ… развратился и скоро уклонился… от пути, который Он заповедал ему (Втор 9:12). В результате Бог Сам провозгласил, что народ этот — жестоковыйный (стих 13). Их сопротивление было столь велико, что Он хотел истребить их и начать сначала, произведя от Моисея иной народ (сравните Исх 32:9−10).

Втор 9:15−21. В этих стихах отражена реакция Моисея на согрешение народа. Упомянутое им скоро уклонились (вы) от пути… (сравните стих 12) подчеркивает непостоянство народа и тяжесть его согрешения. Разбив обе скрижали… пред глазами народа, Моисей наглядно продемонстрировал им, как именно поступили они с заветом, предложенным им Господом. Они «разбили» (нарушили) соглашение с Ним (Исх 24:3). Значит, и Господь имел право отменить завет Закона, заключенного Им на Синае.

Следующее, что сделал Моисей, были пост и молитва на протяжении других сорока дней и сорока ночей (Втор 9:18; сравните стих 25; 10:10). В ветхозаветные времена для людей было естественно поститься в периоды покаяния (сравните Суд 20:26; 2Цар 12:16; 3Цар 21:27; Неем 1:4). Соблюдение Моисеем поста свидетельствовало о его единстве с народом и об ужасе, охватившем его при мысли о согрешении народа. Содеянное ими зло вызвало гнев Божий (Втор 9:18−20).

Но реакция Бога на молитву Моисея была благосклонной: И послушал меня Господь, говорит он. О содержании этой молитвы узнаем из стихов 26−29. Из стиха 20-го следует, что Моисей молился и за Аарона и тем спас ему жизнь. Превращение Моисеем в «прах» золотого тельца, которого он язвительно назвал «грехом вашим», сделало невозможным восстановить и золото, из которого был вылит этот идол. (толкование на Исх 32:20.) Кроме того, уничтожение Моисеем идола как бы символизировало, что и сам народ заслуживал такой же участи. И лишь Божия милость, которую снискал Моисей своим вмешательством, спасла народ.

2) Другие эпизоды противления (9:22−24).

Втор 9:22. Из этого стиха ясно, что Моисей мог бы бесконечно перечислять раздражавшие Господа дела Израиля. Об инциденте в Тавере, где народ жаловался на свои трудности, в Чис 11:1−3; в Массе, где они жаловались на отсутствие воды, — в Исх 17:1−7; о том, как евреи выражали недовольство манной в Киброт-Гаттааве, в Чис 11:31−34.

Втор 9:23−24. После того, как Бог явил Свою милость народу, не истребив его, несмотря на то, что они поклонялись золотому тельцу, можно было, казалось, ожидать, что в сердце своем Израиль станет мягче и покорнее. Но вновь оказали евреи сопротивление своему Богу, отказавшись выйти из Кадес-Варни и вступить в битву за землю Ханаанскую. Так что Моисей был прав, прийдя к выводу, что при каждом сколько-нибудь значительном повороте своей истории израильтяне были непокорны Богу.

Христианам тоже следует остерегаться противления Богу, которое наблюдаем в истории Израиля (1Кор 10:1−12), не сумевшего должным образом довериться Ему и повиноваться. Христиане в такой же мере обязаны милости Божией, как было обязано ей то поколение израильтян, которое скиталось в пустыне.

3) Просьба Моисея.

Втор 9:25−29. Содержание посреднической молитвы Моисея приводится здесь, а не в стихе 19, где на первый взгляд следовало привести его, — вероятно, по причине того, что сказано в стихе 24. Но если народ был столь непокорен с самого начала, почему Бог терпел его? В молитве-то и содержится ответ на этот вопрос. Стихи 26−29 являются своего рода «образцом» ветхозаветной молитвы. Упоминание Моисеем о сорока днях и сорока ночах его неотступной мольбы и поста (сравните стих 18) убеждает как в искренности его, так и в понимании им всей серьезности ситуации.

Мысли о Божиих славе и репутации на земле владели сознанием Моисея. Не об Израиле, не имевшем заслуг, молил он, скорее «напоминал» Богу, что Израиль — Его удел (сравните стих 29; толкование на 4:20). Ведь в свете обетовании, данных Им патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову, сравните 9:5; толкование на 1:8) уничтожение Богом Израиля могло бы поставить под вопрос Его способность исполнять Свои обещания (9:28).

Таким образом в этой молитве Моисея отнюдь не звучат корыстные помыслы. Он произносил ее, как уже сказано, в тревоге за Божию репутацию и движимый желанием, чтобы Господь вновь явил Свою милость, простив ожесточение… нечестие и грехи (стих 27) Своему народу, Своему уделу, который Он вывел из Египта силою… великою и мышцею… высокою (толкование на 4:34).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: не скажи в сердце своем.
14  [2] — Букв.: сотру их имена.
14  [3] — Или: сильнее.
21  [4] — Букв.: а ваш грех.
21  [5] — Букв.: сжег в огне.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.