Хр. Рима 13 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Каждый человек должен подчиняться властям, ибо нет власти не от Бога, и те, что существуют, Им поставлены.
2 Так что противящийся власти выступает против Божьего установления, такой человек навлечет на себя осуждение.
3 Облеченные же властью страшны не для добрых дел, а для злых. Хочешь не бояться властей? Делай добро и получишь их одобрение.
4 Они — Божии слуги, тебе на благо. Если же делаешь зло — бойся: недаром знак их власти — меч,1 ибо они — слуги Божии, для наказания творящих зло.2
5 И потому надо повиноваться не только из страха перед наказанием,3 но и по совести.
6 Потому вы и налоги платите. Люди, облеченные властью, — служители Божии, они постоянно заняты своим трудом.
7 Отдавайте всякому должное: будь то налоги или подати, почет или уважение.
8 Ни перед кем и ни в чем не оставайтесь в долгу, кроме взаимной любви: кто любит ближнего, тот исполнил Закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не пожелай чужого 4 и любая другая — не более как одна заповедь:5 «Люби ближнего твоего, как самого себя».6
10 Любящий не сделает ближнему зла, любовь поэтому есть исполнение Закона.
11 Кроме того, вы ведь знаете, какое сейчас время: наступил для нас час пробудиться от сна, наше спасение ближе теперь, чем когда мы уверовали.
12 Ночь на исходе. Близится день. Оставим же дела тьмы и облечемся в доспехи света.
13 Будем всегда жить достойно, как при свете дня, не предаваясь разнузданным пиршествам и пьянству, распутству и сладострастию, ссорам и зависти.
14 Сам Господь Иисус Христос пусть будет доспехами вашими,7 и плоти своей в похотях ее не потворствуйте.

Толкование Далласской семинарии

Г. Об отношении к властям (13:1−7)

Рим 13:1−3. Рим был столицею огромной империи, городом, в котором находилось ее правительство. Как римские граждане, а к тому еще и жители столицы, читатели послания хорошо знали и о том славном, и о том постыдном, что совершалось в Риме в дни императора Нерона, правившего с 54 по 68 годы от Р. Х. Но не только римскими гражданами были они, а и гражданами царства Иисуса Христа (Флп 3:20; Кол 1:13). И Павел говорит тут о нормах их поведения, как христиан по отношению к гражданским властям Рима. Начало 13-й главы в этом послании является самым длинным и подробным в Новом Завете поучением на этот счет (сравните 1Тим 2:1−4; Тит 3:1; 1Пет 2:13−17).

Ключевым положением является следующее: «Всякая душа да будет покорна высшим властям». И это потому, что «нет власти не от Бога» (сравните Дан 4:17, 25, 34−35). «Посему противящийся власти противится Божию установлению». Люди, поступающие так, фактически бунтуют против Бога, а потому «сами навлекут на себя осуждение» (как со стороны гражданских властей, так и со стороны Господа). Тем же, кто повинуются властям и не совершают ничего предосудительного, нечего бояться, поскольку правящие страной поощряют тех, кто делает доброе.

Рим 13:4−5. Апостол подчеркивает, что «начальники» — это Божии слуги (о чем сегодня часто забывают). Поощряя делающих доброе (стих 3), они и сами служат добру (стих 4). С другой стороны, они носят оружие («меч») как Божии слуги (два раза в 4 стих называет Павел представителей гражданских властей «слугами Божиими»; сравните стих 6); в качестве таковых они и «отмстители», наказывающие за зло.

Государственная власть, при правильном ее функционировании, предотвращает угрозу тирании и вершит справедливость, карая «делающих злое». Верующие по двум причинам должны покоряться властям: чтобы не подвергнуться наказанию и сохранить чистую совесть перед Богом, сознавая, что повиноваться властям повелевает Бог.

Рим 13:6−7. Христиане должны не только подчиняться властям (стих 1, 5), но и поддерживать государство в финансовом отношении, т. е. платить налоги (сравните Мф 22:21). И опять-таки потому, что «начальники» — «Божии служители (Рим 13:4), сим самым постоянно занятые», и потому нуждающиеся в материальной поддержке со стороны граждан, в том числе и христиан. Итак, христиане должны «отдавать всякому должное: кому подать, подать… кому честь, честь».

Д. О жизни в свете приближающегося спасения (13:8−14)

Рим 13:8−10. Обсуждение обязанностей верующих по отношению к властям, очевидно, наводит Павла на мысль об их обязанностях по отношению к другим людям. Он пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». В такой форме он подчеркивает, что долг христианина — проявлять данную ему Богом любовь в отношениях со всеми людьми. И да не будет обременен он другими долгами. А любви ему должно хватать всегда и на всех (Ин 13:34−35; 1Кор 16:14; Еф 5:2; Кол 3:14; 1Ин 3:14, 23; 1Ин 4:7, 11, 21).

Насколько это важно — всегда являть любовь, видно из пояснения апостола: «Ибо любящий другого исполнил закон» (сравните Мф 22:39; Мк 12:31). В любви, а не в механическом следовании установленным правилам, — сущность Закона (сравните Гал 5:14).

Павел затем цитирует несколько конкретных повелений из социального раздела, если можно так выразиться, Десяти заповедей. «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради» и «не пожелай чужого» соответствуют 7, 6, 8 и 10 заповедям (именно в таком порядке; Исх 20:13−15, 17). Итог этому разделу закона, Павел подводит в одной цитате, взятой из книги Левит — 19:18. Интересно отметить, что в тех же словах резюмировали эту часть закона как иудейские раввины, так и Иисус Христос (сравните Мф 22:39). Затем Павел выражает тот же принцип в других словах: «Любовь не делает ближнему зла» и повторяет (сравните Рим 13:8) главное свое утверждение: «итак любовь есть исполнение закона». А это значит, что только тот, кто во Христе, может исполнить как эти, так и другие требования закона (8:4).

Рим 13:11. Проявление Божией любви — это постоянная обязанность христианина, и обязанность эта возрастает с учетом времени. Павел намекает тут на грядущий конец времен и приближающееся возвращение Господа Иисуса. Следовательно «наступил уже час пробудиться нам от сна». Наступил «час» духовного бодрствования и всяческого усердия (сравните Еф 5:14; 1Пет 5:8). Ведь спасение «ныне ближе к нам (речь идет об окончательном спасении, которое совершится при втором пришествии Христа — сравните Рим 8:23; Евр 9:28; 1Пет 1:5), нежели когда мы уверовали» (сравните Иак 5:8). Каждый прожитый день приближает верующего к окончательному спасению и освобождению.

Рим 13:12. Время возвращения Христа на землю и завершения Им спасения верующих (стих 11) Павел называет «днем», который «приблизился». Нынешнее время, когда Христа нет на земле (Ин 14:2−3; Деян 1:11) и здесь действует сатана (2Кор 4:4; Еф 2:2), названо «ночью» (2Пет 1:19). (В англ. переводе Библии сказано: «ночь почти прошла».) Поскольку «день приблизился», Павел призывает своих читателей: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света». Христиане — это солдаты армии Христа, которые постоянно должны быть на страже и вооружены для битвы (Еф 6:10−17; 1Фес 5:8). Жить жизнью, прославляющей Христа, это значит «быть во свете» (Ин 12:36; Еф 5:8, 14; Кол 1:12; 1Фес 5:5; 1Ин 1:7; 2:10).

Рим 13:13−14. В стихе 13 Павел повторяет мысль, высказанную в стихе 12, но облекает ее в речевой образ, взятый не из войны, а из стиля повседневной жизни. Он призывает: «Как днем (т. е. «поскольку наступает день») будем вести себя благочинно» Преступления, насилие, беззакония — все это ассоциируется со «тьмой» и «ночью» (Ин 1:5; Ин 3:19−20; Ин 8:12; Ин 12:35, 46; Еф 5:8, 11; Еф 6:12; 1Фес 5:7; 1Пет 2:9; 1Ин 1:5−6; 1Ин 2:9, 11). Может быть, на это противопоставление навела Павла его же фраза в 12 стихе — «дела тьмы».

В любом случае перечисленные апостолом дела и действия несомненно являются «делами тьмы»: «пирование», пьянство, сладострастие, распутство, ссоры, зависть (сравните Гал 5:19−21). Интересно отметить, что зависть Павел тоже считает аморальным явлением. Всему этому не должно быть места в жизни христианина, ибо он принадлежит «свету».

Жизнь уверовавшего во Христа должна быть чистою и святою, особенно в свете того, что скоро Господь снова придет на землю (Рим 13:11−12; 1Ин 3:3). Для того, чтобы преуспеть в такой жизни, христианам следует «облечься» в Иисуса Христа (Еф 4:24; Кол 3:10). Принимая спасение, верующий и «облекается» в Него, так что и вести себя должен соответствующим образом (Гал 3:27). А еще секрет упомянутой победной жизни состоит в том, чтобы верующий человек «не превращал в похоти попечение о плоти» (дословно: «не думай в первую очередь о плоти»; сравните Рим 8:3−5, 8−9, 12−13). Нельзя христианину потворствовать своей греховной природе и угождать ей.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: ибо она (власть) не напрасно носит меч.
4  [2] — Или: ибо она (власть) — отмститель для совершения возмездия (букв.: гнева) над делающими злое.
5  [3] — Букв.: не только ради гнева; друг. возм. пер.: не только по причине гнева Божия.
9  [4] — Исх 20:13−17.
9  [5] — Букв.: заключаются в (одном) этом слове.
9  [6] — Лев 19:18.
14  [7] — Букв.: облекитесь в Господа Иисуса Христа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.