1 хр. в Коринфе 11 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.
2 Я же хвалю вас за то, что вы помните всё, чему учил я и что делал,1 и держитесь наставлений2 Господних, как я передал их вам.
3 Хочу, однако, чтобы вы ясно понимали, что глава всякому мужу3 — Христос, глава жене4 — муж, а глава Христу — Бог.
4 Всякий муж, когда он молится или возвещает Божью весть5 с покрытой головой,6 навлекает позор на свою голову,7
5 а жена навлекает позор на свою голову,8 когда молится или возвещает весть Божью с головой непокрытой; это то же самое, как если бы она была обритой.
6 Если женщина не покрывает свою голову, пусть и стрижется, если же ей стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Мужчина не должен покрывать свою голову, потому что он — образ Божий и слава Его, а женщина — слава мужчины.
8 Ведь не от женщины изначально мужчина, а она — от него.
9 И не мужчина создан для женщины, а женщина — для мужчины,
10 потому у женщины должен быть на голове знак особой власти над нею, чтобы не огорчать неприличием ангелов.9
11 Впрочем, по-христиански,10 ни жена без мужа, ни муж без жены тоже;
12 ибо как женщина произошла от мужчины, так теперь каждый мужчина рождается от женщины; и всё — от Бога.
13 Судите сами, прилично ли женщине молиться Богу с непокрытой головой?
14 Не сама ли природа учит вас, что длинные волосы унижают мужчину,11
15 а когда волосы растит женщина — для неё это честь?12 Ведь [ей] даны волосы как покрывало.
16 Тому же, кто всё еще склонен спорить, следует знать: что ни у нас, ни вообще в церквах Божьих такого обычая, который он отстаивает, нет.
17 Давая вам эти указания, скажу о том, чего не одобряю: ваши собрания скорее во вред вам, чем на пользу.
18 Начать с того, что на ваших церковных собраниях, как я слышал, есть раздоры, и я отчасти этому верю.
19 (Ведь у вас расхождения во взглядах и должны быть — для того хотя бы, чтобы выявились среди вас истинные13 христиане ).
20 Вы, стало быть, и когда собираетесь вместе, в вечере Господней, по сути, не участвуете;
21 ведь, когда вы едите, каждый торопится съесть свою собственную пищу,14 так что один остается голодным, в то время как другой уже пьян.
22 Неужели у вас нет своих домов, чтобы есть и пить там? Или вы пренебрегаете церковью Божией и готовы унижать нуждающихся? Что скажу вам? Можно ли похвалить вас? Нет, за это не похвалю!
23 Ибо от Самого Господа я принял и, в свой черед, передал вам, что Господь Иисус в ночь, когда Его предали, взял хлеб
24 и, возблагодарив, разломил его, и сказал: «Это тело Мое,15 за вас отдаваемое.16 В память обо Мне делайте это».
25 После пасхального ужина17 взял Он также чашу и сказал: «Эта чаша — новый завет18 Моею Кровью19 утвержденный. Всякий раз, когда будете пить из нее, в память обо Мне делайте это».
26 Посему, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, всякий раз вы смерть Господа возвещаете в ожидании Его пришествия.20
27 А потому, кто ест этот хлеб или пьет из чаши Господней недостойно, тот грешит21 против Тела и Крови Господа.
28 Пусть же каждый испытывает себя и только потом ест этот хлеб и пьет из этой чаши.
29 Ибо кто ест и пьет, не помышляя о Теле Господнем,22 тот ест и пьет себе в осуждение.
30 Оттого-то среди вас так много немощных и больных, и немало умерло.23
31 Если бы мы сами судили себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы Господом, мы, как дети, подвергаемся наказанию,24 чтобы не быть нам потом осужденными вместе с миром.
33 Итак, братья мои, придя на вечерю, друг друга ждите.
34 Если же кто голоден, пусть ест дома, чтобы в общем собрании не навлекать на себя осуждения.25
Остальное улажу, когда приду.

Толкование Далласской семинарии

2. ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА И ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ (11:2 — 14:40)

Тема пользования личной свободой без учета интересов других людей и без прославления Бога (чем характеризовался подход коринфян к вопросу об употреблении в пищу идоложертвенного — 8:1 — 11:1) представляется частью данного раздела, в котором речь идет о делах и поступках, вредящих церкви. И тут тоже апостол откликается на склонность коринфян к благодушеству и самооправданию, подчеркивая, как важно членам церкви прославлять Бога и назидать друг друга.

а. О статусе и правилах для женщин в церкви (11:2−16)

Павел начинает (11:2−16) и заканчивает (14:34−35) свою беседу о христианской свободе, в связи с поклонением Богу, замечаниями о поведении женщин в коринфской церкви. У некоторых возникает вопрос, актуальны ли эти мысли апостола по отношению к нынешним церковным собраниям или к случаям внецерковной молитвенной либо пророческой практики женщин.

То обстоятельство, что далее Павел ссылается на «церковный обычай» (11:6), по-видимому, говорит о том, что он имел в виду именно церковные собрания. Современные же различия между обычными богослужебными собраниями и другого рода встречами христиан, более, как представляется, основаны на практических соображениях, чем на свидетельстве Библии.

1Кор 11:2. Коринфяне дали знать апостолу Павлу — в письме или через своих посланников (сравните 1:11; 16:17), что они помнят все, чему он учил их, т. е. главные доктрины веры, которые он передал им (сравните 11:23; 15:1, 3). Павел в ответ на это пишет: хвалю вас.

1Кор 11:3. Несомненно апостол ценил доброе отношение коринфян к нему. Однако он более заинтересован был в том, чтобы они поступали согласно своему христианскому призванию. Характерно, что свое увещание он строит на богословском основании, и именно с богословского тезиса начинает его. Он говорит о главенстве. Слово «голова» (глава — греческое слово «кефале»), по-видимому, употребляется в Библии в двух значениях — подчинения и происхождения.

В первом смысле оно чаще употребляется в Ветхом Завете (например, Суд 10:18), второе значение характерно для греческого разговорного языка (встречается в «Истории» Геродота). В данном стихе оно употреблено в первом смысле, но в 11:8, к примеру, — во втором. О подчинении Христа Богу говорится и в других местах этого послания (3:23; 15:28). Об этом свидетельствует и то, что Отец творил «посредством» Христа (8:6; сравните Кол 1:15−20).

1Кор 11:4. Когда мужчина молится вслух в присутствии других или пророчествует, возвещая открытое ему Богом (сравните 12:10), голова его должна быть непокрытою, ибо в противном случае он бесчестит себя самого и своего духовного Главу Христа (стих 3).

1Кор 11:5−6. Хоть и нельзя утверждать этого с полной уверенностью, но преимущественные свидетельства на стороне того, что в первом веке женщины не могли появляться на людях с непокрытой головой, и обычая этого держались как иудеи (3 Маккавеев 4:6; Мишна, Кетубот 7:6; Вавилонский талмуд, Кетубот 72а-б), так и греки и римляне (Плутарх «О морали»; Апулей «Золотой осел»). Покрывали голову по-разному, но чаще накидывая на нее, наподобие капюшона, приспособленный для этого воротник платья.

По-видимому, лозунг коринфян «все мне позволительно» осуществлялся кое-кем и в церковных собраниях, где верующие женщины стали появляться в одежде, не отличавшейся от мужской. Но, что более важно, они, по-видимому, отвергали принцип субординации в церкви (и, возможно, в обществе), а вместе с этим и то, что символизировало культуру этого общества (например, покрытие головы в общественных местах).

По мысли же Павла для женщины отказ покрывать голову служил признаком не раскрепощения, а моральной деградации. С таким же успехом она могла бы обрить свою голову, что в обществе первого столетия было символом бесчестия (судя, в частности, по комедиям Аристофана). Поступая так, она бесчестила себя и своего духовного главу — мужа.

1Кор 11:7−9. С другой стороны, мужчина не должен был покрывать голову потому, что он есть образ и слава Божия. К такому выводу Павел приходит на основании Быт 1:26−27. Слава же и образ женщины (жены) являются производными от славы и образа мужчины (ее мужа; 1Кор 11:8) и дополняющими (стих 9) их. Мужчина, следовательно, является наделенным властью представителем Бога, который видит в женщине своего, данного Богом, союзника, помогающего ему исполнять его роль (Быт, 2:18−24). Именно в таком смысле женщина как жена есть слава мужа. И если замужняя женщина отказывается от этой своей дополняющей роли, то теряет и славу свою; в глазах Павла женщина с непокрытой головой олицетворяла этот мятежный дух.

1Кор 11:10 Здесь Павел указывает на третью причину (первая заключалась в установленном Божеством порядке Бог, Христос, мужчина, женщина, стих 3:6; вторая связывалась с процессом Творения, стих 7−9), почему в церкви нельзя мириться с неповиновением женщин. Ведь за церквами наблюдают Ангелы (1Кор 4:9; Еф 3:10; 1Тим 5:21; сравните Пс 102:20−21). И если женщина, пользуясь своей свободой, не покрывает головы в церкви (а покрытие знак власти над нею мужа 1Кор 7:37; 1Кор 8:9; 1Кор 9:4−6, 12, 18), то тем самым она ставит под сомнение мудрость Божию в глазах ангелов (Еф 3:10).

Есть и другие (хотя менее приемлемые) объяснения этой фразы — «для Ангелов»: а) злые ангелы проникались похотливыми чувствами к простоволосым женщинам в коринфской церкви; б) под ангелами здесь понимаются пасторы церквей; в) добрые ангелы учатся от женщин; г) добрые ангелы являются примером покорности; д) своею непокорностью женщины искушали добрых ангелов.

1Кор 11:11−12 В англ. Библии эти два стиха звучат понятнее: «Впрочем, в Господе нет женщины, независимой от мужа, как и мужчины, независимого от жены. Но как женщина произошла от мужчины, так и мужчина появляется на свет от женщины. Все же — от Бога». Мужчина и женщина, дополняя в своей взаимозависимости друг друга, несут славу Богу (10:31). Стремиться к независимости в этом смысле не следует — так же, как не следует считать себя выше других. Подчиненное положение женщины не означает унижения ее. Как живое существо мужчина не выше женщины. Ева сотворена от Адама, но зато каждого мужчину производит на свет женщина (11:12). Бог создал их друг для друга (Быт 1:27; 2:18).

1Кор 11:13−15 До сих пор свои рассуждения о необходимости для женщины покрывать голову в знак ее покорности апостол строил на аргументах богословского характера. Теперь он обращается к откровению, данному в природе (Рим 1:20) — как к четвертому доводу в пользу своей рекомендации. Инстинктивно люди всегда стремились к различению полов — тем или иным способом, и одним из них является длина волос.

Исключения из общего правила объяснялись или необходимостью (например, в целях маскировки), или извращениями. Дело не в длине волос как таковой, а именно в различении между мужчиной и женщиной. Так, например, спартанские воины носили волосы до плеч, подвязывая их во время битвы, и никто не считал их женоподобными.

Длинные волосы это честь для женщины в том смысле, что они служат видимым признаком женского пола. Именно это имел в виду апостол, замечая, что длинные волосы даны ей вместо покрывала. Откровение, данное Богом в природе, подтверждает, что женщины нуждаются в естественном покрытии. Имея его, они должны следовать обычаю «носить» его в общественных местах.

1Кор 11:16, Пятый аргумент Павла в пользу «статус кво» по разбираемому вопросу вытекает из обычая, принятого христианской церковью. Апостол не старался навязать коринфянам какой-то новый обычай, просто он хотел удержать их в известных рамках, преступив которые, они рисковали поддаться соблазну потворства себе и самооправдания — во имя свободы.

Как и в случае с идоложертвенною пищею (8:1 — 11:1), Павел касается не только вещей, которые непосредственно происходят, но и смотрит в корень проблемы, состоявшей в том, что себялюбие, присущее коринфянам, вступило в конфликт с необходимостью ставить себя в зависимость от нужд других (сравните 10:24), а также от того, что служит славе Господа (10:31). Демонстративное, нежелание покрывать голову, было актом неповиновения, бесчестившим Бога.

Должны ли женщины в наше время, пристутствуя на церковной службе, покрывать головы, зависит от того, понимается ли этот обычай первохристианской церкви как все еще сохраняющий свой смысл. Многие богословы считают, что сегодня главную идею этих стихов следует видеть в соблюдении принципа субординации (а не в указании носить шляпы). Ведь в наши дни женщины носят шляпы, следуя моде, и это ничего общего не имеет с целью упомянутого обычая в первом веке.

б. Об участии в вечере Господней (11:17−34)

При учреждении Иисусом Вечери Господней с участием Его учеников (Мф 26:26−29; Мк 14:22−25; Лк 22:15−20) хлеб и вино были частью трапезы, при этом хлеб, вероятно, преломляли в начале («И возблагодарив, преломил» — 1Кор 11:24), а чашу пили в конце вечери (стих 25 — «также и чашу после вечери»).

К тому времени, как Павел писал это послание, Господня вечеря совершалась в две стадии, и хлеб с вином принимались одновременно, в конце общего ужина. Этот ритуал стали называть евхаристией от греческого слова «благодарение» (еухаристео). Сама же общая вечеря получила название Агапе (от греческого слова «любовь»; Иуд 1:12).

Что тревожило Павла в связи с трапезами «агапе» в коринфской церкви, так это то, что они проходили под знаком не братской христианской любви, а эгоистического ублажения плоти. В процессе дальнейшего становления Церкви эти трапезы стали проводить не сообща, а порознь, возможно, исходя из ошибочного допущения, будто так Павел рекомендовал коринфянам (сравните 1Кор 11:22, 34).

1Кор 11:17. В англ. тексте этот стих звучит несколько иначе: «В дальнейших наставлениях не имею похвалы для вас, потому что встречи ваши более приносят вреда, чем добра».

Как и прежде, когда обсуждал неразумное, идущее вразрез с установленным порядком, поведение женщин в церкви, Павел «не хвалит» коринфян (похвалив их лишь в начале — стих 2) и за то, как совершают они Вечерю Господню. Тогда как назначение ее во взаимном назидании членов церкви, у коринфян она превратилась в нечто, имевшее противоположное действие: вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

1Кор 11:18−19. Итак, праздничная трапеза, призванная выражать единство церкви (сравните 10:17), приводила к разделениям в ней. Если эти разделения (шизмата, 1:10; 12:25) были того же порядка, что и те, о которых Павел говорил ранее (1:10 — 4:21), тогда одною из причин их было экономическое неравенство членов церкви (11:21).

Павлу не хотелось верить слухам о разделениях (он говорит, что верит им лишь отчасти — 18б), но он знал, что грех не может не проникнуть в церковь (сравните Лк 17:1), как и не может остаться незамеченным Богом. Последняя часть 19 стих звучит по-английски как «дабы открылись между вами одобряемые Богом» (греческое слово «докимои»); этой фразой Павел как бы возвращается к тому, о чем говорил ранее (1Кор 9:27 — 10:10), где в 9:27 употребил слово противоположного значения (адокимос), переведенное на русский язык как «недостойным» в значении «неодобренным Богом».

Из всего Израиля, освобожденного из египетского рабства и направлявшегося в Обетованную землю, только два человека получили Божие одобрение и вошли в эту землю (сравните 10:5). Многие из членов коринфской церкви лишились Господнего одобрения, о чем свидетельствуют меры дисциплинарного воздействия, которые Бог применял к ним (сравните 11:30−32).

Если коринфяне думали, что участие в вечере Господней, равно как и принятое ими водное крещение, обладают какой-то магической силою и могут защитить их от всего недоброго (10:12; 15:24), то суровую критику апостола они, должно быть, восприняли вдвойне болезненно — ведь их поведение не могло не навлечь на них наказания (11:30−32), т. е. как раз того, чего они стремились избежать.

1Кор 11:20−21. Вечеря Господня должна была служить напоминанием о величайшем акте самоотречения — смерти Христа ради спасения людей. У коринфян же этот символ самоотречения обратился в практику эгоистического самонасыщения, а ритуал единения — в ритуал беспорядка и разъединения. В то время, как одни участники вечери любви уходили домой голодными, по недостатку средств, другие напивались на ней допьяна.

1Кор 11:22. Если коринфяне хотели иметь званные обеды, они могли устраивать их по своим домам. А в церковных собраниях нельзя было давать места какому бы то ни было духу разделения тем более на Господних вечерях, призванных запечатлеть дух единения. Руководствоваться себялюбивым духом пренебрежения к нуждам братьев — значило презирать саму церковь Божию («пренебрегать» ею), построенную ведь не из бездушных камней, а из живых людей с легко ранимыми чувствами. Могли ли коринфяне рассчитывать на то, что за столь недостойные действия Павел похвалит их? (5:1−2). Едва ли!

1Кор 11:23−24 Теперь Павел напоминает коринфянам то, что они уже знали, однако, не исполняли на деле. Независимо от того, как «принял» Павел от Господа то, о чем он пишет, — непосредственно ли (через видение, Гал 1:12) или, услышав это из чьих-то уст (1Кор 15:1), переданное ему несло на себе печать Господнего авторитета. Хлеб — это прообраз тела Христа, которое Он взял на Себя самоотверженно и добровольно (Флп 2:6−7) и также добровольно претерпел распятие его на кресте — ради блага людей (2Кор 8:9; Флп 2:8). Именно об этом нужно помнить (сравните с 1Кор 4:8−13).

1Кор 11:25. Вино служило горьким и вместе с тем ярким напоминанием о Христовой крови, без пролития которой не могли бы быть прощены грехи (Евр 9:22) и посредством которой совершилось очищение и были установлены новые взаимоотношения людей (завет) с Богом (Евр 9:14−15). Слово «завет» означает взаимоотношения, при которых одна сторона выдвигает определенные условия, а другая или принимает или отвергает их. Ветхий Завет был построен на основании написанного Слова (Исх 24:1−8). Новый Завет построен на основании Слова живого (Ин 1:14−18). Христос хотел, чтобы чаша стала предметно-изобразительным (сравните Ин 10:9; 1Кор 10:4) напоминанием о Нем: сие творите в Мое воспоминание.

1Кор 11:26. Вечеря Господня как бы сделалась зримой проповедью о кресте Христовом (1:18, 23; 2:2, 8), т. е. о факте Господней смерти, а также о непременном Его возвращении на землю доколе Он придет; сравните с Ин 14:1−4). Хотя у первых христиан, по-видимому, не существовало предписания о том, когда именно совершать вечерю Господню, весть, которую она несла, об уничижении и последующем вознесении Христа (Флп 2:6−11 — провозглашалась всякий раз, когда бы она ни совершалась. В постоянном напоминании об этом нуждались все святые, а особенно те, что жили в Коринфе (сравните 1Кор 4:8−13).

1Кор 11:27−29. Недостойное поведение коринфян на вечерях любви не могло не повлечь за собою соответствующих последствий, на которые и указывает теперь Павел. В наше время, когда читают это место из Писаний перед преломлением то обычно делают это с целью призвать участников Вечери к углубленному исследованию себя и к молчаливому признанию перед Христом своих согрешений, так, чтобы в невидимом присутствии Господа никто не понес вины за недостойное участие в Вечери.

Павел, однако, имел, вероятно, в виду и нечто более конкретное несомненно, по причине некогда пережитого им на пути в Дамаск (Деян 9:4−5); это помогло ему понять, что тело Христа есть Его церковь, состоящая из отдельных верующих (1Кор 12:12, 27). И это тело, эту Церковь, символизирует преломляемый на Вечере хлеб (5:7; 10:16−17). Таким образом, согрешая против отдельных верующих, человек согрешает против самого Христа (8:12). Этими-то виновными против Тела и Крови Господней и были для апостола коринфяне, бессовестно пренебрегавшие нуждами своих бедных собратьев (11:21−22).

К воспоминанию о подвиге Христа во имя объединения и примирения (Еф 2:15−16) они приходили, влача за собой груз таких дел, которые вели к разъединению и отчуждению! Если бы таковые испытали (докымазето — буквально «испытали на предмет одобрения», 1Кор 11:28) себя, то увидели бы, что нет им Божиего одобрения в их поведении. Им следовало бы, задумавшись, уразуметь, кого именно они обидели, и просить у них прощения. Только тогда мог бы воцариться в их среде истинный дух Богопочитания (Мф 5:23−24).

Когда же виновные в этом грехе приходили к Вечере Господней, предварительно не исповедав его, то навлекали на себя осуждение. Не рассуждая о теле Господнем — значит не составив себе верного представления о теле Господнем в смысле его единства. Только составив себе такое представление и поступая в соответствии с ним, коринфяне могли бы избежать Божиего осуждения.

1Кор 11:30−32. Павел объясняет далее последствия этого осуждения. Говоря кратко, это болезни и смерть (сравните 10:1−11). Средство избежать их — в том, чтобы «судить самих себя» в значении проверять себя, «испытывать» (11:31; сравните стихи 28−29; 5:1−5; 10:12), дисциплинировать себя (9:27) и способствовать единению, а не разделениям.

В противном же случае верующие судимы (криноменои; 11:32) Богом и подвергаются наказанию от Него (в чем могли убедиться коринфяне). Наказание это, однако, не выливалось в потерю спасения, а лишь в потерю земной жизни (5:5).

1Кор 11:33−34. Дисциплинированным верующим следовало ждать, придя на Вечерю любви, пока все соберутся. Возможно, апостол подразумевал здесь и необходимость делиться своею пищей с другими (стих 22). Если же кто был настолько голоден, что не мог ждать, то должен был перекусить дома, перед тем, как идти в собрание.

Вечеря Господня — это время не для самоублажения, а для взаимного назидания (стих 26). И доколе первое будет преобладать над вторым, Бог не перестанет применять к коринфянам суровые дисциплинарные меры. Прочее — по-видимому, менее серьезные отклонения, связанные с Господней вечерей, Павел собирался разрешить по своем приходе в Коринф (16:5−9).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: всё мое.
2  [2] — Или: учений/преданий.
3  [3] — Или: мужчине.
3  [4] — Или: женщине.
4  [5] — Или: проповедует/пророчествует; то же в ст. 5.
4  [6] — Многие комментаторы считают, что это одно из тех мест в посланиях Павла, к которому относятся слова Петра (2Пет 3:16). По общему мнению, Павел здесь касается правил приличия, религиозной этики и хорошего вкуса в контексте обычаев и нравов того времени.
4  [7] — Или: бесчестит Христа, Который, как сказано в ст. 3, для него является главой.
5  [8] — Или: бесчестит мужа, который, по аналогии со ст. 4, для нее — глава.
10  [9] — Букв.: ради ангелов.
11  [10] — Букв.: в Господе.
14  [11] — Букв.: если мужчина растит волосы, для него это — бесчестье.
15  [12] — Или: слава.
19  [13] — Или: надежные/испытанные.
21  [14] — Или: свой собственный ужин. В период раннего христианства вечеря Иисуса Христа (установленное Им богослужение) обычно совершалась вечером и соединялась с общим ужином (вечерей). На такие собрания каждый из участников приносил пищу с собой. Эти общения первых христиан друг с другом и с Господом и назывались по-разному: «вечеря любви» и «вечеря Господня».
24  [15] — Некот. рукописи добавляют перед словами «это тело Мое»: возьмите, ешьте.
24  [16] — В наиболее достоверных древних рукописях это предложение заканчивается словами: за вас. В иных же рукописях за этим следует: сокрушаемое, или: ломаемое, или: отдаваемое.
25  [17] — Или: поев. В оригинале это передано глаголом в неопределенной форме.
25  [18] — См. в Словаре Завет.
25  [19] — Букв.: в Моей Крови.
26  [20] — Букв.: пока Он не придет.
27  [21] — Букв.: будет виновен.
29  [22] — Некот. рукописи опускают: Господнем.
30  [23] — Букв.: уснуло.
32  [24] — Или: исправлению.
34  [25] — Букв.: чтобы не собираться вам на осуждение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.