1 хр. в Коринфе 2 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Я ведь тоже, братья, когда приходил к вам возвещать тайну1 Божию, приходил без всяких притязаний на красноречие или мудрость.
2 Ибо я положил себе, когда был у вас, забыть обо всем,2 кроме Иисуса Христа, Иисуса Христа распятого.
3 Сам я тогда пребывал у вас в немощи, в страхе и сильном волнении.3
4 Слово мое, моя проповедь не мудростью доводов убеждали вас4 — то было явление силы Духа,
5 дабы вера ваша не на мудрости человеческой основывалась, но на силе Божьей.
6 Мудрость же мы проповедуем среди достигших зрелости; это не мудрость века сего и не его властей, дни которых уже сочтены.
7 Нет, мы проповедуем Божью мудрость, тайную, сокровенную, ту мудрость, которую Бог еще до начала мира5 предуготовил для нашей славы в предопределении Своем.
8 Никто из властей предержащих мира сего не постиг этой мудрости, иначе не распяли бы они Господа славы.
9 Но, как сказано в Писании:

«Никто не видел, никто не слышал,
и ни у кого не было в мыслях того,6
что приготовил Бог любящим Его».7

10 Нам же открыл это Бог Духом Своим. Дух исследует всё, также и глубины Божьи.
11 Кому ведомы сокровенные мысли человека, как не духу самого того человека? Так и мыслей Божьих не знает никто, кроме Божьего Духа.
12 Для того мы и приняли не дух этого мира, а Дух от Бога, чтобы нам понимать то, чем Он одарил нас.
13 Обо всем об этом мы и говорим, сообразуя с духовным содержанием духовное же изложение, 8 говорим не теми словами, которым учит человеческая мудрость, а теми, которым учит Дух.9
14 Но человек недуховный10 не в силах принять то, что от Духа Божьего, для него это глупость: он не может постичь того, что познается только духовно.
15 Духовный человек судит обо всем, а о нем самом судить никто не может.
16

«Кто, — сказано в Писании, — познал ум Господень,
чтобы мог быть Его советником11
У нас же ум Христов.12

Толкование Далласской семинарии

1Кор 2:1−5 И здесь апостол, демонстрируя всю бесполезность человеческой мудрости, в сравнении с Божиими силою и мудростью, подкрепляет свою мысль третьей ссылкой — на манеру собственного служения при посещении Коринфа; он характеризует его как совершавшееся в немощи и в страхе и в великом трепете (стих 3). Некоторые видят в этом намек на сокрушенное состояние Павла после его «схватки» с афинскими философами, в результате чего он какое-то время мог не ощущать в себе прежней уверенности. Однако вряд ли это так.

В этих фразах просто передано состояние духа апостола, сознававшего свою полную зависимость от Бога (сравните Еф 6:5; Флп 2:12); именно это ощущение всегда сопутствовало его служению. Верно и то, что манера Павла проповедовать не впечатляла с человеческой точки зрения (2Кор 10:10). Апостол признавал это и даже пользовался этим как аргументом.

Его проповедь не отличалась красноречием и убедительными словами, столь характерными для софистов и странствующих учителей того времени, но то, что он нес людям, было правдивой вестью о распятом Христе как о единственном средстве спасения. Вера слышавших его не была таким образом продуктом человеческой изощренности и цветистого красноречия, но вселялась в их сердца благодаря насыщенности проповеди Павла силой Духа Святого. Это и было желанием апостола, чтобы вера людей основывалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

1Кор 2:6. Признавая, что не блещет красноречием, Павел вовсе не имел в виду, что Бог одобряет невежество и отвергает любую мудрость. Но есть мудрость, которая исходит от Духа Святого, и Павел хотел, чтобы именно она сделалась достоянием его читателей. Собственно, некоторые из них уже обладали такой мудростью (и Павел надеялся, что когда-нибудь все они станут обладать ею) О таковых апостол говорит, что они «совершенны» (в англ. Библии — «зрелы»), подразумевая вероятно, И тех людей, которых упоминает в 16:13−18. «Совершенных» верующих он еще называет «духовными» (имея их в виду в 2:12−13 и упоминал в 2:15), Причина, по которой власти века сего (ср, 1:20) не приемлют этой мудрости, в том, что они не имеют Духа (2:14).

1Кор 2:7 Благая весть, которую проповедовал Павел, и заключала в себе премудрость Божию, постигаемую лишь в Его откровении (Мф 11:25). В сердцевине этой мудрости план спасения человечества, предназначенный Богом к славе нашей еще «прежде создания мира» (Еф 1:4).

1Кор 2:8. Как и Иоанн в своем Евангелии (Ин 17:1), апостол Павел видит неразрывную связь между славою и распятым Господом (крайний парадокс в представлении как евреев, так и язычников (1Кор 1:23), принявших, не ведая того, участие в осуществлении главного акта Божиего плана спасения).

1Кор 2:9−10. Благословения, сопутствующие спасению, были приготовлены Отцом, осуществлены Сыном, и Духом Святым даются (Еф 1:3−14) всем верующим, которые в результате проникаются к Богу любовью (1Ин 4:19), Познать это коринфяне могли лишь Духом, Который знает и открывает людям все эти глубоко сокровенные тайны Божии, касающиеся спасения.

1Кор 2:11. Павел проводит здесь параллель: если никто не в состоянии глубоко проникнуть в мысли другого человека, известные лишь духу, живущему в нем, то насколько важнее откровение Духа Божьего в раскрытии замыслов и планов Бога.

1Кор 2:12. С этой-то целью, отчасти и сошел Дух от Бога (Ин 16:13) не на некоторых, а на всех верующих (1Кор 12:13).

1Кор 2:13. Итак, весть о спасении, бывшую до недавнего времени тайной, провозглашает Павел, объяснял и развивал далее все с ней связанное. Не от человека, но от Бога она, и люди были научены ей Духом Святым. Последняя фраза стиха звучит как… соображая духовное с духовным. Исходя из особенностей греческой грамматики, переводчики Библии на английский язык передали эту мысль так: «выражая духовные истины духовными словами». С учетом тех же особенностей автор Комментария считает, что это место можно было бы перевести и так: «духовные истины духовным людям».

Оба варианта — возможны, но главная мысль, выраженная апостолом в этом стихе, не в том, каким образом весть, основанная не на человеческой мудрости, передается, а в том, кому передается она; из контекста вытекает, что Павел проповедовал эту «премудрость Божию между совершенными» (стих 6). Таким образом, стих 13 параллелен по смыслу стиху 6, и такое продолжение мысли, как бы в скобках, соответствовало высокому стилю греческого языка.

1Кор 2:14, Поскольку только духовные люди способны воспринимать духовные истины, людям, не имеющим Духа Святого, или невозрожденным, не доступна духовная мудрость, независимо от того, каковы их интеллектуальные возможности или свершения (1:20), Невозрожденный человек, выступающий в роли критика Слова Божия, подобен глухому критику музыки Баха или слепому — картин Рафаэля.

1Кор 2:15−16, С другой стороны, тот, кто имеет Духа Святого и находится под Его руководством, может судить обо всем, что открывает ему Дух, и применять это в жизни (стих 10).

Духовного человека может судить только Бог (4:3−5), но никак не невозрожденные люди (2:15) или мирские верующие (3:1−3). Выражение …мы имеем ум Христов, означает быть послушным тому, что открыто Богом (смотрите Флп 2:5−8); такие истинно духовные люди были и в коринфской церкви.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: свидетельство.
2  [2] — Букв.: не знать ничего.
3  [3] — Слова «страх и сильное волнение» здесь употреблены для выражения высокого чувства ответственности за порученное дело.
4  [4] — Букв.: слово мое, моя проповедь (заключались) не в убеждающих [словах] мудрости; в некот. рукописях: в словах человеческой мудрости.
7  [5] — Греч. айон — век, вечность, мир.
9  [6] — Букв.: и не приходило на сердце человеку.
9  [7] — Ис 64:4.
13  [8] — Друг. возм. пер.: сопоставляя духовное с духовным; или: объясняя духовные истины духовным людям.
13  [9] — В некот. рукописях: Дух Святой.
14  [10] — Или: обычный, земной; букв.: душевный, т.е. тот, у кого есть душа (дыхание жизни), но нет Духа.
16  [11] — Ис 40:13 (LXX).
16  [12] — Или: разум/мышление Христа; здесь, как и выше в этом стихе, можно видеть и по цитируемой Септуагинте, что слово «ум» выражает действие ума: мысль, цель, намерение.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.