2 хр. в Коринфе 10 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Я, Павел, такой несмелый при встречах с вами и столь отважный издалека ( как вы говорите ), побуждая вас проникнуться кротостью и великодушием Христовым,
2 прошу: не вынуждайте меня, когда приду к вам, прибегать1 к той смелости, с какой готов я решительно выступить против тех, кто думает, будто мы движимы человеческими слабостями.2
3 Да, мы живем во плоти, но борьбу свою ведем не как люди мира сего.3
4 Оружие, которым мы ведем борьбу, вовсе не обычное человеческое:4 оно сильно Божественной мощью, способной сокрушать твердыни, ниспровергаем мы им любые мудрствования
5 и всё,5 что в гордыне своей восстает против познания Бога. Цель наша — всякую мысль человека взять в плен и привести в послушание Христу;
6 и мы всегда готовы воздать по справедливости за всякое непослушание, как только вполне вы утвердитесь в своем послушании.
7 Посмотрите же на то, что у вас перед глазами.6 Если кто-то уверен в себе, что он Христов, пусть и о нас судит по себе, пусть и нас считает Христовыми.
8 И если бы я даже более похвалился тою властью, которая дарована нам Господом, чтобы созидать вас, а не разрушать, то и тогда мне не пришлось бы стыдиться.
9 Пусть не покажется вам только, будто я запугиваю вас своими посланиями.
10 Говорят ведь уже иные: «Послания его вески и сильны, но его присутствие не впечатляет, а речь его вообще не заслуживает внимания».
11 Думающие так пусть знают: каковы мы на словах, в посланиях наших, вдали от вас, таковы и на деле, когда мы с вами.
12 Но не дерзаем, конечно же, мы к тем себя причислять, кто сам себя превозносит, не решаемся даже сравнивать с ними себя. Те же, кто мерит себя своей мерою и себя с собою же сравнивает, неразумны.
13 Мы же собою не станем хвалиться столь безоглядно,7 а только в меру удела, который Бог нам отмерил, чтоб нам и вас достичь.
14 Хвалясь, мы не зашли далеко — в этом нас можно было бы обвинить, если бы мы не пришли к вам8 в Коринф с Благой Вестью Христовой.
15 И не хвалимся чрезмерно достигнутым там, где уже потрудились другие.9 Но мы надеемся, что с возрастанием веры вашей нам удастся достичь большего среди вас в нашем собственном уделе,10
16 а потом проповедовать Благую Весть и в других краях, за пределами Коринфа, не позволяя себе, конечно, хвалиться тем, что там уже приготовлено другими,
17 ибо сказано: «Хвалящийся пусть хвалится Господом».11
18 Ведь не тот одобрения заслуживает, кто о себе высокого мнения, а тот, о ком такого мнения Господь.12

Толкование Далласской семинарии

А. Призыв к послушанию (10:1−6)

Все, что говорил апостол о добровольных пожертвованиях (главы 8−9) само по себе соответствовало мягкой просьбе, ненавязчивому призыву к действию. В главе 10, однако, и звучание темы, и тон призыва к коринфянам нарастают. Павел считал, что люди, отворачивающиеся от него и от его благовестия, представляли собой серьезную опасность. Призывая коринфян к покорности, он испытывает их верность себе и доверие, о которых сообщил ему Тит (7:16).

2Кор 10:1−2. Павел неохотно прибегал к строгости, но в данном случае обстоятельства требовали этого. Примером апостолу служил Христос. Кротость Спасителя (Мф 11:29) в сущности свидетельствовала о силе Его духа, которая давала Ему спокойно сносить обиды и оскорбления в свой адрес (Мф 27:12−14), воздавая по заслугам тем, кто причинял вред другим (Ин 2:15−16). Кротость воплощает в себе силу, источник которой в большей любви к другим, чем к себе.

Снисхождение (епиейкейас; встречается в Новом Завете только здесь и в Деян 24:4) — прямое следствие кроткого духа. А именно в этом духе и совершал свое служение Павел; но в миру его часто принимают за проявление слабости и робости. Таким, т. е. слабым и робким, и считали Павла лжеапостолы. В письмах (1Кор 4:19) и со слов своих помощников — таких, как Тит, Павел казался смелым. Но, утверждали его оппоненты, для того, чтобы «укусить», ему не хватало зубов. Полагая так, они руководствовались мирскими мерками.

2Кор 10:3−5. Не по плоти воинствуем — значит «не мирским оружием пользуемся». Оно, это оружие, — в мудрствовании, в опоре на личное влияние и в умении преподнести себя (1Кор 1:26), в способности красиво говорить (1Кор 2:1) и в тому подобном. Всего этого Павел не ценил и ни к чему такому не прибегал (Флп 3:4−8).

Его оружием было провозглашение Слова Божия и молитва (Еф 6:17−18), т. е. то, что заключало в себе Божию силу. При уповании пользующегося им на Бога (1Кор 2:4−5) это оружие, кажущееся недейственным с мирской точки зрения, способно «ниспровергать» любые аргументы и всяческие претензии (стихи 4−5) врагов Евангелия.

Ни бог века сего (2Кор 4:4), ни его служители не могут с успехом противостать тому высшему знанию, которым располагает Бог, и на которое уповал Павел. Не существует «замыслов» или умыслов (2:11), включая и таковые его противников, которые были бы скрыты от Того, Кто «уловляет мудрых в лукавстве их» и знает, что «совет хитрых» тщетен (1Кор 3:19−20; сравните Иов 5:13; Пс 93:11).

Целью Павлова «воинствования» было привести людей к послушанию Христу. Подчинять их себе или какому-то другому человеку — на мирской лад — не входило в его расчеты (2Кор 1:24; 2Кор 11:20; Лк 22:25).

2Кор 10:6. Подход апостола к ожидавшему его столкновению в Коринфе как бы распадался на две части, из коих вторая обусловливалась первой. Прежде всего было необходимо, чтобы коринфяне продемонстрировали свою приверженность Христу в преданности Его посланнику — Павлу (5:20; сравните 7:15). Тогда и послушание их оказалось бы полным — именно так надо понимать его слова: когда ваше послушание исполнится.

Затем, убедившись, что коринфяне отвергли его противников (сравните 6:14−18), Павел мог бы пойти на прямую конфронтацию с лжеапостолами, пользуясь поддержкой церкви. Он готов был наказать их непослушание Христу. Греческое слово екдикезаи, переданное здесь как «наказать», можно было бы перевести и более сильно — как «покарать» (1Кор 3:17). Мы находим его в Ветхом Завете при описании гнева Божия, изливаемого на врагов Его народа (Чис 31:2; Втор 32:43), где оно переведено в значении «мстить». В Откр 19:2 оно же переведено как «взыскать».

Б. Вызов лжеапостолам (10:7 — 11:15)

Хотя Павел и прежде уже опровергал обвинения своих оппонентов (3:1, 7−18; 4:2−4; 5:12, 16; 6:14), в фокусе его внимания они до сих пор не были. А теперь он вступает в прямую конфронтацию с ними. Кто были эти оппоненты, можно только догадываться. По-видимому, они были иудеями (11:22), но откуда они пришли, неизвестно. Они считали себя апостолами Христа (10:7; 11:23), но Павел эту их претензию отвергает (11:13). Они имели с собой рекомендательные письма (3:1) и не останавливались перед тем, чтобы восхвалять себя (10:18), они даже отождествляли себя с так называемыми «высшими апостолами» (сравните 11:15).

Возможно, лжеапостолов послали в Коринф те, кто на иерусалимском соборе настаивали на необходимости обрезания для верующих из язычников и соблюдения ими закона Моисеева (Деян 15:5). Известно, что у большинства апостолов и пресвитеров этот их призыв не нашел отклика (Деян 15:23−29). Лжеапостолы говорили, будто ратуют за достижение праведности (2Кор 11:14), но Павел то, что они проповедовали, называл «иным» (а, значит, лже-) благовестием (11:4).

Возможно, праведностью те провозглашали внешнее следование положениям и установлениям Моисеева закона (3:7−15). На деле же искали своей выгоды, думая нажиться за счет коринфян (2:17), и, может быть, даже участвовали в греховных оргиях (12:21). Законничество и эгоцентризм — это две стороны одной медали (Мф 6:2, 15−16; Мф 23:5−7), и в конечном счете они ведут к самоублажению и к самоправедности (Мф 23:25; сравните Флп 3:2).

2Кор 10:7−8. Растерянности коринфян перед необходимостью выбора в пользу истинного апостольского авторитета сильно содействовала их способность видеть лишь то, что находилось на поверхности (так надо понимать первую строку 7-го стиха). В своем восприятии вещей они ориентировались на внешнее, показное. Они увлекались мирскою мудростью (1Кор 3:1). А потому лжеапостолам нетрудно было уловить их в свои сети.

С целью восстановить порядок в этой сбитой с толку церкви Павел вынужден был прибегнуть к тому, что вызывало у него такое неприятие, — а именно к самовосхвалению. Однако делал он это не ради возвышения себя, а в интересах коринфян. Именно поэтому и ссылался он на свою власть как апостола Христа. Он «хвалился» ею подчеркнуто, не испытывая при этом ложного стыда (в русском тексте это выражено в сослагательном наклонении: «если бы я и более стал хвалиться не остался бы в стыде»). Павел поверг «твердыни», отмел аргументы («замыслы») и всяческие претензии («всякое превозношение») своих оппонентов (2Кор 10:4−5) и, что главное, — укрепил духовно коринфских верующих.

2Кор 10:9−11. Павел сознает, что его слова о данной ему апостольской власти (стих 8), как и вообще его послания, могли напугать коринфян. Предвидел он и то, что слова его, написанные перед этим, могли вызвать у лжеапостолов насмешливую улыбку и пренебрежительные замечания вроде того, что Павел более «страшен» на словах, чем на деле.

Апостол не отрицал, что, встречаясь с людьми (а личном присутствии) не производит на них сильного впечатления (стих 1). Он не умел говорить гладко и красиво (11:6) — как по воле Божией, так и по причине личных своих особенностей (сравните 1Кор 2:1−5). Но если бы лжеапостолы попытались противопоставить свое красноречие той силе, которую дал Павлу Бог, как Своему посланнику, то попали бы в незавидное положение.

Ведь это верно, что письма Павла содержали и такие повеления, которые не могли не вызвать страха — например, о предании согрешивших «сатане во измождение плоти» (1Кор 5:5; сравните Деян 13:11; 1Тим 1:20). Но повеления его не были пустыми словами, и действия его свидетельствовали о том, что он делал так, как говорил.

2Кор 10:12. Оппоненты Павла (и те, которые их поддерживали) заслуживали порицания с разных точек зрения. И прежде всего потому, что руководствовались неверными критериями в оценке самих себя. Ибо они равнялись не на авторитет Христа, а на других людей, т. е. пользовались человеческими мерками. Поступающие так, сколько бы не превозносились, по словам Павла, своей человеческой мудростью, лишь свидетельствовали о своем неразумии (сравните 1Кор 1:20).

2Кор 10:13−14. Лжеапостолы заслуживали осуждения и по другой причине. Если бы даже Павел вдруг признал их законными апостолами, то все равно ведь не они, а он послан был проповедовать язычникам (Гал 2:8) — в такую «меру удела» (т. е. (географических границ), какую назначил ему Бог, чтобы достигнуть тех же коринфян).

Сам Бог удостоверил истинность Павлова служения, дав ему пожать плоды в Коринфе — мы достигли и до вас благовествованием Христовым (сравните 1Кор 3:6). Стих 14а надо понимать в том смысле, что Павел не нуждался в безмерных рекомендациях себя, как если бы коринфяне не знали его лично. Это лжеапостолам ничего не оставалось, как «хвалиться безмерно» (сравните 2Кор 10:15), «напрягая себя», а не Павлу.

2Кор 10:15−16. Павел выдвигает затем третье обвинение в адрес лжеапостолов. Они «хвалились без меры», преувеличивая заодно свои достижения. Между тем, церковь в Коринфе возникла не их трудами, а трудами Павла. Не в пример им апостол не хвалился чужими трудами. У коринфян было много так называемых наставников, но только один духовный «отец» — Павел (1Кор 4:15). И только ему им следовало подражать (1Кор 4:16).

По мере возрастания их в вере и духовного становления Павел мог расширять масштабы своей евангелизационной работы (стих 156), достигая язычников и на других территориях, вплоть до Испании (Рим 15:23−24). Своими молитвами коринфяне могли бы помогать ему в этой работе (Еф 6:19−20) и поддерживать ее материально (1Кор 16:6; Флп 4:15−17). Но прежде всего они нуждались в наведении порядка в их собственном доме (2Кор 10:6).

2Кор 10:17 — 11:1. «Хвалиться» людьми — это значит в конечном счете обворовывать самого себя (1Кор 3:21). Сколь бы правомочными и необходимыми ни были разоблачения Павлом его оппонентов и высокая по справедливости оценка собственной его работы, он и то и другое считал занятиями неразумными. В письме, написанном ранее, апостол уже напоминал об этом коринфянам (1Кор 1:31), ссылаясь, как и теперь, на книгу пророка Иеремии (9:24).

Но коринфяне продолжали восхищаться «человеческим» (что является одной из форм самообольщения), тогда как их духовное благополучие зависело исключительно от Божией благодати (1Кор 1:30; 1Кор 3:7). Павел же, конечно, не искал восхвалений с их стороны и тем более не желал хвалить сам себя. Он сознавал, что однажды предстанет пред судилище Христово (2Кор 5:10). И что только похвала Господа будет иметь тогда значение (Лк 19:17).

А самовосхваление, как и людские похвалы (Мф 6:2, 6, 16), обернутся лишь пустым звуком (Рим 2:29; 1Кор 4:5). Пусть же не заблуждаются на этот счет коринфяне: давая отпор своим противникам, и оценивая собственный труд Павел не преследовал своей выгоды. Он заставил себя заниматься «неразумным» делом из любви к коринфянам, ради их нужды (2Кор 12:11). Да, он настолько любил их, что добровольно согласился бы стать глупцом в их глазах — только бы это помогло им понять истину.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: чтобы мне, присутствуя, не прибегнуть.
2  [2] — Букв.: будто мы поступаем по плоти.
3  [3] — Букв.: ведем не по плоти.
4  [4] — Букв.: плотское.
5  [5] — Букв.: и всякую высоту.
7  [6] — Друг. возм. пер.: зачем вы смотрите только на внешнее?
13  [7] — Букв.: без меры.
14  [8] — Букв.: мы ведь не перенапрягаемся, как будто не достигшие до вас; друг. возм. пер.: и не вышли мы за пределы определенного нам, когда достигли вас.
15  [9] — Букв.: не хвалимся… чужими трудами.
15  [10] — Друг. возм. пер.: наш круг деятельности среди вас безмерно расширится.
17  [11] — Иер 9:23,24.
18  [12] — Букв.: не тот, кто рекомендует себя, а тот, кого рекомендует Господь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.