2 хр. в Коринфе 12 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Хотя, вообще-то, неполезно это, мне всё же придется хвалиться: я обращусь теперь к видениям и откровениям, которые получил от Господа.
2 Знаю я одного христианина.1 Четырнадцать лет назад (неизвестно мне, в теле или вне тела, не знаю, это только Богу ведомо) был он восхищен до третьего неба.2
3 Так вот, знаю, что этот самый человек (неизвестно, повторюсь, в теле или вне тела,3 Бог один это знает)
4 был вознесен в рай и слышал там такие слова, которые человеку и произносить-то невозможно, да и не должно.4
5 Вот таким человеком готов я хвалиться. Собою же хвалиться не стану, разве что немощами своими.
6 Впрочем, если бы я и решился хвалиться собою, всё же не впал бы в безумие:5 я говорил бы истину. Но я воздерживаюсь от этого, чтобы никто не приписал бы мне больше того, что сам видит во мне и слышит от меня.
7 Чтобы не превозносился я безмерным величием полученных мной откровений, дана мне в плоть мучительная заноза6 (посланник сатаны избивает меня). Это и удерживает меня от превознесения.
8 Трижды Господа я просил, чтоб избавил меня от сего,
9 но ответом мне было: «Довольно тебе благодати Моей, ибо сила [Моя] в полноте своей проявляется в тех, кто немощь свою осознал».7 Потому я и буду охотней всего хвалиться своими немощами, чтобы сила Христова пребывала во мне.
10 Вот и радуюсь8 ныне я немощам, унижениям, нужде, гонениям и притеснениям, ради Христа переносимым, ибо когда я немощен, тогда и силен.
11 Хвалясь, я всё же дошел до безумия. Но вы сами подтолкнули меня к этому, при том, что вам самим и следовало позаботиться о моем добром имени,9 ведь я же ни в чем «сверхапостолам» не уступаю, даже если сам я ничто.
12 А признаки истинного апостола, разве не дано вам было самим видеть их10 во всяком терпении, в разных знамениях, чудесах и великих свершениях?
13 Чего же тогда, спрашиваю я, недостает вам в сравнении с другими церквами? Не того ли только, что я ничем не обременял вас? Простите же мне эту «вину»!
14 Вот и теперь, уже в третий раз, я готов прийти к вам и опять ничем не буду обременять вас, ибо мне не ваше нужно, а вы сами. Не дети ведь должны делать сбережения для родителей, а родители для детей.
15 Так и я с радостью буду тратить свое и не щадить ради вас своих сил. Если я так сильно люблю вас, неужели за это менее буду любим вами?
16 Положим, я, как вы говорите, даже не обременяя вас, но всё же будучи человеком «лукавым», «взял вас хитростью».
17 Допустим. Но как? Взял ли что-то у вас через посланных мною обманом?
18 Я уговорил Тита пойти к вам, да к тому же послал с ним еще одного брата. Обманул ли вас в чем-нибудь Тит? Разве не в одном мы действовали духе, не одним шли путем?
19 Вы, наверное, давно уже думаете, что мы только хотим оправдаться в ваших глазах?11 Нет, мы говорим перед Богом, во Христе. У нас нет иной цели, возлюбленные мои, кроме как укрепить вас духовно.
20 Я боюсь, правда, не найду ли вас не такими, какими хочу, когда приду к вам, и не найдете ли и вы меня таким, каким не хотите. Не встретить бы мне споров у вас, вспышек гнева, зависти, своекорыстия, клеветы, сплетен, превозношения и всеобщего беспорядка.
21 Боюсь, не унизил бы Бог снова меня перед вами, когда я приду. Не пришлось бы и мне оплакивать многих, впавших ранее в грех и всё еще не покаявшихся в своей безнравственности,12 блуде и распутстве, которым они предались.

Толкование Далласской семинарии

2Кор 12:1. Продолжая сравнивать, к чему «принудили» его коринфяне, Павел переходит к видениям и откровениям Господним. Будь-то «удостоверения» внешнего порядка (11:22−23) или те, к которым он обращается теперь, апостол полагал, что в выставлении их напоказ нет ничего полезного (не полезно хвалиться мне) для церкви (10:3). Тем не менее, он все-таки делает это в надежде заставить замолчать своих критиков и обеспечить себе возможность свободного служения.

В то же время он искусно переводит внимание своих читателей с несущественных внешних признаков на истинные признаки апостольства. Что действительно являлось признаком «служителей Христовых» (11:23), так это их уподобление страдающему Рабу (Ис 53 гл.). Если же кто прославляет «видения и откровения» (2Кор 12:1) и «хвалится» ими, тому собственные немощь и малость следует оценивать в должном свете (стихи 9−10).

2Кор 12:2−4. Завуалированная ссылка Павла на самого себя как на некоего человека во Христе, свидетельствует, что это величайшее свое переживание он рассматривал не как результат присущих ему заслуг или своего духовного превосходства, а именно как следствие пребывания «во Христе». И в качестве такового оно предвозвещало, что это же каждый, кто во Христе, испытает однажды на небесах в Его присутствии.

Это случилось за четырнадцать лет до того, как писал апостол это послание, т. е. где-то в 42−44 гг. по Р. Х., прежде тех миссионерских путешествий Павла, о которых повествуется в книге Деяний Апостолов. Павел был восхищен (то же слово встречаем и в 1Фес 4:17, где речь идет о «восхищении» Церкви) до третьего неба, т. е. до того места, где обитают Христос и все святые, и которое Иисус называл раем (Лк 23:43; сравните Откр 2:7).

При этом Павел утратил ощущение пространства и времени (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю). То, что он там слышал, невозможно было передать человеческим языком. Нет, однако, сомнения, что пережитое им тогда способствовало его убеждению, выраженному в этом послании в следующих словах: «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор 4:17).

2Кор 12:5−6. Павел хвалился таким человеком (сравните стих 2 — «знаю человека во Христе» и «знаю о таком человеке» в стихе 3), поскольку ударение он делал не на себе самом, а на Христе. Увлечение коринфян внешними впечатляющими признаками «достоинства» огорчало Павла (сравните 1Кор 14−20). Всем этим он мог бы хвалиться заслуженно и по истине (скажу истину — 12:6; сравните 1Кор 14:18; Флп 3:4); в приведенных словах из 12:6 содержится намек на то, что схожие претензии других в Коринфе едва ли заслуживали доверия. Однако действительное значение имели для Павла не его достижения, а Божия работа, совершавшаяся через него и проповедь им Евангелия.

2Кор 12:7−9. Что бы это чувство никогда не покидало Павла, Бог вложил в него нечто, служившее ему постоянным напоминанием о его немощи. Неисчислимые объяснения предлагались относительно того, что означало это жало в плоть. Начиная от некоего постоянного искушения, мучившего апостола; от упорного отвержения его противниками и хронических заболеваний Павла (таких, как воспаление глаз, малярия, мигрень и эпилепсия) до косноязычия его.

С уверенностью никто не может судить об этом, но представляется вероятным, что апостол страдал каким-то хроническим заболеванием (судя по действию в теле его «ангела сатаны»; сравните 1Кор 5:5; 1Кор 10:10). Понятно, что Павел воспринимал это «жало» как препятствие к своему более широкомасштабному и плодотворному служению (сравните Гал 4:14−16), а потому трижды просил Господа удалить его (2Кор 12:8).

Но из этого горестного своего переживания он извлек урок, который неустанно старается преподать и читателям этого послания: Божия сила (сила Моя и сила Христова — стих 9) наилучшим образом действует в условиях человеческой немощи (сравните 4:7), чтобы вся слава была воздаваема Богу (10:17). Вместо того, чтобы избавить его от мучившего его «жала», Бог дал Павлу Свою благодать, которой, по определению Господа, апостолу было достаточно (довольно; здесь греческое слово «аркеи» имеющее значение «достаточно для получения удовлетворения»).

2Кор 12:10. Божия благодать дала апостолу Павлу способность видеть вещи в ином, истинном, свете. То, что по человеческой его природе должно было бы вызывать в нем страх и отвращение, он сверхъестественным образом полюбил, потому что явление силы Христовой во всем том, что заставляло страдать его, Павла, приносило славу не ему, а Богу. Когда Павел пришел к концу своей «самости», в нем виден стал лишь Христос. Когда он был немощен, тогда Христос силою Своею мог сделать Павла сильным духовно.

Г. Ожидаемый отклик (12:11 — 13:10)

Павел надеялся, что отклик на это его послание, когда он посетит Коринф, проявится в двух формах: 1) в раскаянии (которое повлечет за собой послушание Богу) в неверном поведении и 2) в проявлении доверия лично по отношению к нему и к его помощникам — истинным слугам Христовым.

2Кор 12:11. С «похвальбой» было покончено. Павел исполнил роль, сыграть которую его принудили коринфяне — роль человека неразумного. Вместо того, чтобы защитить его от недобрых намеков и наветов, распространявшихся лжеапостолами, коринфяне остались пассивными наблюдателями, тем и принудив Павла выступить в свою защиту самому.

Он сознавал, что вполне может сопоставить себя и с самыми великими из числа Двенадцати (11:5), как это следует из всего только что им сказанного. И все-таки попытки такого рода — неразумны, потому что в конечном счете все эти «удостоверения» принадлежали не человеку по имени Павел, а Богу. Он же был ничто. Как он прежде писал коринфянам, «я более всех их потрудился, не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною».

2Кор 12:12. Сверхъестественные действия, совершавшиеся Павлом по Божией благодати, должны были бы развеять всякие сомнения относительно его апостольства. Знамения (семеиоис) — чудеса, имеющие особое значение; к их числу относятся семь «знамений» Иисуса, описанных евангелистом Иоанном; чудеса (терасин) — необычные события, вызывающие благоговейный страх; явления силы (динамезин — необычные явления, производимые сверхъестественной силою) — все это и было «признаками» апостольства Павла (сравните Деян 2:22, 43; Евр 2:4).

Хотя в Деяниях Апостолов, где описано служение Павла, не упоминается о знамениях и чудесах, явленных им в Коринфе, они несомненно имели там место (признаки оказались перед вами). Павел, кроме того, совершал чудеса до и после своего служения в Коринфе. В Филиппах он изгнал беса из девушки-служанки (Деян 16:18), а его пребывание в Ефесе было отмечено многочисленными чудесами (Деян 19:11).

Но, конечно, наибольшим чудом было создание церкви в Коринфе, которую «насадил» Павел, но «взрастил» Бог (1Кор 3:6). Примечательны большая настойчивость и терпение апостола, в которых тоже — удостоверение Божиего присутствия (Деян 18:9−11). Все это свидетельствовало о Павле как об истинном апостоле, а о его противниках — как о лжеапостолах (2Кор 11:13).

2Кор 12:13−15. Единственно чем отличался Павел от других истинных апостолов, — это тем, что сам зарабатывал себе на жизнь и не брал положенного ему содержания от коринфян. Он не собирался изменять этому принципу, не желая быть им в тягость (стихи 13−14, 16). Намеченный им третий визит в Коринф тоже не внес бы в это никаких изменений (13:1, а также пункты 7 и 8 в разделе «Личные контакты и переписка» во вступлении к данному комментарию).

Действуя как отец по отношению к своим духовным детям, Павел хотел безвозмездно заботиться о коринфской церкви. Среди причин, по которым он отказывался от вознаграждения (11:10; 1Кор 9:17), не последней была его любовь к коринфянам. Конечно, он хотел бы, чтобы они платили ему той же «монетой» (сравните 2Кор 6:11−13).

2Кор 12:16−18. Однако он мог бы и смириться с тем, что его любовь к ним была не вполне взаимной. Но он не мог снести их подозрений, что он и его помощники тайно извлекают выгоду из отношений с ними (тогда как все было наоборот). Видимо, лжеапостолы пускали слухи, что нежелание Павла принимать поддержку от церкви служит ему лишь прикрытием его сребролюбия и сомнительных замыслов, связанных со сбором пожертвований.

Подозрения, очевидно, распространились и на Тита, а также на одного из двух братьев, который сопровождал его по рекомендации Павла (8:22). Павел ставит прямые вопросы, смысл которых в следующем: Могут ли они представить хоть малейшее доказательство в пользу своих предположений? Хоть намекнуть на неправильное поведение Тита или другого брата? И не были ли действия самого Павла в равной степени безупречными? Пользовался ли кто-нибудь из них чем-либо от коринфян? (2:17; 7:2). Павел надеялся, что отсутствие доказательств заставит замолчать его критиков (хотя история его отношений с коринфской церковью едва ли предвещала это).

2Кор 12:19−21. Несмотря на то, что мотив самозащиты звучит на протяжении всего послания, причина этого не в желании апостола оправдать себя. Не люди, но Бог был судьей Павлу (1Кор 4:3−4; 2Кор 3:10). И нелегкое для него это письмо он написал, заботясь не о себе, а о коринфянах (к вашему назиданию) — в надежде поправить дела в церкви, не доводя до неизбежного в противном случае наказания (13:2).

Наказывать их ему было бы больно, как отцу, вынужденному наказывать своих детей (12:21). Только потому и отменил он намеченный прежде свой третий визит к ним (1:23 — 2:4). Их реакция на его предыдущее послание порадовала Павла (7:8−13), однако появление лжеапостолов в их среде угрожало оживлением прежних разногласий между ними.

Восемь перечисленных в 12:20 грехов — естественный плод разделений в церкви; так же, как для трех грехов, упомянутых в стихе 21 — благоприятен климат попустительства в области морали, который тоже возникает в результате разъединения; по поводу этих трех грехов (толкование и в Гал 5:19). Казалось бы, ориентация лжеапостолов на Закон должна была вызывать у них непримиримое отношение к плотским грехам, перечисленным в стихе 21, но на деле, как это ни печально, законничество и аморальность часто шли рука об руку (Флп 3:3, 19; Ин 8:3−7).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: человека во Христе.
2  [2] — В знач. до высших небесных сфер.
3  [3] — Букв.: отдельно от тела, здесь иное слово, чем в ст. 2.
4  [4] — Букв.: неизреченные слова/речи, которые человеку произносить нельзя.
6  [5] — Букв.: не буду неразумен.
7  [6] — Или: шип; или: колючка.
9  [7] — Или: оказывается завершенной/доведенной до совершенства в немощи/слабости.
10  [8] — Букв.: доволен.
11  [9] — Букв.: вам следовало рекомендовать (или: хвалить) меня.
12  [10] — Букв.: признаки апостола были показаны среди вас на деле.
19  [11] — Или: говорим в свою защиту пред вами.
21  [12] — Букв.: в нечистоте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.