Хр. в Филиппах 4 глава

Послание апостола Павла христианам в Филиппах
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Так вот, братья мои возлюбленные и желанные, радость моя и венец мой, твердо стойте в Господе, возлюбленные мои!
2 Еводию прошу, прошу и Синтихию прийти к согласию друг с другом1 в Господе.
3 Да и тебя, мой верный Сизиг,2 прошу: помоги этим женщинам. Они подвизались в возвещении Благой Вести вместе со мною и с Климентом и с прочими соработниками моими, имена которых записаны в Книге жизни.
4 Радуйтесь всегда в своем познании Господа, будучи соединены с Ним!3 И еще раз скажу: радуйтесь сему!
5 Пусть знают все, как вы добры и мягкосердечны. Господь близко;
6 не тревожьтесь ни о чем, но в любом случае4 в молитве и прошении с благодарностью открывайте свои желания5 Богу.
7 Тогда мир Божий, мир, который выше человеческого понимания, сохранит во Христе Иисусе ваши сердца и ваши мысли.
8 И еще скажу вам, братья: пусть мысли ваши будут заняты только тем, что истинно и честно,6 что справедливо и чисто, что достойно любви и восхищения, тем, что во всех отношениях хорошо и похвально.
9 Делайте всегда то, чему вы научились, что приняли и услышали от меня, что видели во мне, и Бог мира будет с вами.
10 Большая для меня радость в Господе, что вы смогли наконец-то проявить свою заботу7 обо мне. Конечно, вы и прежде помнили обо мне, но вам не представлялся случай явить эту заботу.
11 Не из-за нужды своей говорю это — я научился довольствоваться тем, что есть у меня.
12 Умею жить и в скудости, умею и в достатке; во всё я посвящен и всему научен:8 насыщаться и голодать, быть в достатке и нуждаться.
13 Ко всему готов я силою Того, Кто укрепляет меня.9
14 И всё-таки вы поступили хорошо, разделив со мной мои трудности.
15 Вам, филиппийцы, известно, что в первые дни моей проповеди Благой Вести, когда я покинул Македонию, ни одна из церквей, кроме вашей, не пошла на такие отношения со мной, когда можно и давать, и получать.10
16 Вы даже в Фессалонику не раз посылали мне на нужды мои.
17 Впрочем, я не даров для себя ищу, а того, что умножило бы вашу прибыль11 из-за этих даров.
18 У меня есть всё необходимое и даже сверх того: я полностью теперь обеспечен, получив от Эпафродита посланное вами. Щедрость ваша — как благовонное курение, как жертва приятная и угодная Богу.
19 А Он,12 по богатству славы Своей во Христе Иисусе, даст вам всё, в чем вы сами нуждаетесь.
20 Слава во веки веков Богу и Отцу нашему! Аминь.
21 Привет мой всем, кто из народа Божьего во Христе Иисусе.
Братья, что здесь со мной, тоже шлют вам свои приветы,
22 как и весь народ Божий, а особенно — из дома кесаря.
23 Благодать Господа Иисуса Христа да будет со всеми вами.13

Толкование Далласской семинарии

IV. Чем определяется способность жить христианской жизнью (4:1−23)

А. Христос — центр (4:1−7)

Свою любовь к филиппийцам, которая чувствуется во всем его послании, Павел особенно горячо выражает в первых стихах 4-ой главы. Одной из не оставлявших его забот было, чтобы люди эти пожинали плод Духа. Более всего желал он, чтобы любовь, радость и мир владели их сердцами. Но любая из этих христианских благодатей делается доступной верующему только тогда, когда в центре его жизни — Христос. Обращаясь к святым в Филиппах, Павел не оставляет в этом сомнения.

1. ТВЕРДО СТОЯТЬ В НЕМ (4:1−3)

В этих стихах Павел сначала обращается ко всей общине с призывом твердо стоять в Господе, а потом — с конкретной просьбой к двум женщинам.

Флп 4:1. Словом «итак» вводится призыв апостола; им также обусловливается связь с тем, что было сказано в главе 3 об освящении и прославлении. Особые любовь и привязанность Павла к этой общине видны из его обращения к ним как к «братьям возлюбленным» (сравните «братия» в 1:12; 3:1, 13, 17; 4:8) и «вожделенным» (т. е. таким, о которых он сильно скучает), как к «радости» своей и «венцу» (здесь стефанос, т. е. венок или венец победителя в спортивных состязаниях; сравните 1Фес 2:19−20). Филиппийские святые были для своего духовного отца тем же, чем был упомянутый венок для победителя в Олимпийских играх. Стоять так (т. е. твердо) в Господе призывал их Павел (сравните с 1:27, где они призываются к тому же).

Флп 4:2. Две женщины Еводия и Синтихия не жили соответственно тому, что означали их имена: «Еводия» — «благоприятное путешествие» и «Синтихия» — «приятное знакомство». Раз Павел призывал их мыслить то же о Господе (в значении «быть единомысленными в Господе»), они, надо думать, были причиной каких-то раздоров в общине. Отсюда становится понятнее и прежний его призыв к единству (2:1−4).

Флп 4:3. Кого имел в виду Павел, говоря: искренний сотрудник — неизвестно. Слово это по-гречески — «сидзиг» — звучит так, что его можно принять за имя собственное. Павел знал, что может положиться на этого человека и по части помощи упомянутым женщинам прийти к взаимопониманию и миру друг с другом и с Господом. Климент и прочие сотрудники когда-то вместе с Еводией и Синтихией помогали Павлу в проповеди Евангелия.

2. РАДОВАТЬСЯ В НЕМ (4:4)

Флп 4:4. Порой испытания и трудности, неизбежные в жизни, не дают человеку чувствовать себя счастливым. Но Павел и не говорит своим читателям, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми. Его призыв звучит иначе, а именно: Радуйтесь всегда в Господе. В 4 стих он повторяет дважды: «радуйтесь» (сравните 3:1; Фес. 5:16). Дело в том, что Христос Сам по Себе — и только Он — является сферою и неиссякаемым источником радости.

Конечно, и в жизни христиан нередко складываются такие обстоятельства, в которых невозможно чувствовать себя счастливым. Однако и в них верующие могут радоваться в Господе. Сам Павел был отличным тому примером, ибо и тогда, когда подвергался преследованиям, сидел в тюрьме, готовился к смерти, т. е. в самых, казалось бы, горестных обстоятельствах, оставался человеком, которого не покидало ощущение внутренней радости.

3. ЖИТЬ В СВЕТЕ ЕГО ПРИСУТСТВИЯ (4:5−7)

Флп 4:5. В дополнение к неизменному чувству радости верующим столь же неизменно должна быть присуща кротость, которая была бы очевидна всем. Кротость предполагает наличие в человеке духа терпения и снисходительности и, напротив, несвойственность ему духа возмездия. Радость как некое глубинное свойство, присущее верующему, независимо от его внешних обстоятельств, не всегда может быть видима, а вот то, как люди реагируют на других людей (с кротостью или с раздражением), видно всем. Но почему нужно быть кротким? — Потому, что Господь близко. Павел, по-видимому, подразумевал тут скорое восхищение Церкви, а не постоянную близость Бога к верующим.

Флп 4:6−7. Радость и кротость (стихи 4−5), вкупе с уверенностью в скором возвращении Христа, не оставляют места беспокойству и тревоге; именно в этом значении употреблено здесь — в призыве Павла к филиппийцам — слово «заботиться»: Не заботьтесь ни о чем. Апостол, конечно же, не призывал своих читателей к беззаботной жизни.

Но искренне заботиться о чем-то или о ком-то — это одно дело, а тревожиться — другое. Сам Павел и Тимофей, к примеру, заботились о тех, кому они служили (2Кор 11:28; Флп 2:20), но при этом они полагались на Бога. Иисус предостерегал против беспокойств такого рода, источник которых — в отсутствии доверия к Богу (Мф 6:25−33).

Вместо того, чтобы тревожиться, Павел убеждал филиппийцев молиться. Молитва с благодарением подразумевает надежду на Бога, доверие Ему. В четырех словах здесь дано то, что определяет в некоторых главных аспектах общение верующих с Богом. Молитва (просейхе) говорит о приближении христианина к Богу. Прошение (дэесзи) подразумевает ожидание ответа на выражение конкретной нужды. Благодарение (зухаристиас) выражает душевное состояние христианина — как непременное условие при вознесении молитвы. Под желаниями (аийтемата) понимаются конкретные вещи, о которых просит молящийся.

Если внять увещаниям, с которыми обращается апостол к верующим в стихах 4−6, то мир Божий (стих 7) наполнит тревожащуюся душу. Сам Господь Иисус Христос является этим миром, средством успокоения верующего (Еф 2:14), и каждое дитя Божие имеет мир с Небесным Отцом благодаря своему оправданию по вере (Рим 5:1). Но мир Божий (или мир, исходящий от Бога) неразрывно связан с тем внутренним покоем, который дается христианину, пребывающему в близком общении с Богом.

Будучи превыше всякого ума, т. е. превосходя всякое человеческое разумение, этот удивительный мир и хранит верующих в покое. Словом соблюдет переведено греческое слово «фруресзй» (сравните 1Пет 1:5), которое являлось военным термином и означало «охрану, которую нес военный гарнизон». Подобно солдатам, охраняющим порученный им объект, Божий мир «соблюдает» сердца… и помышления верующих, т. е. направляет их мысли в благоприятную сторону и успокаивает их волнения.

Б. Божие присутствие в верующих (4:8−9)

1. ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ (4:8)

Флп 4:8. Слово «наконец» указывает на готовность подвести итог данному разделу. В шести пунктах перечислено то, чем определяется жизнь человека, мыслящего здраво и честно. И каждый из них вводится местоимением что (только). Соответствующее ему греческое слово имеет форму множественного числа, подразумевая, что каждый из пунктов может включать в себя несколько, вещей (понятий).

Истинно — конечно, все то, что противостоит нечестности и ненадежности. Честно подразумевает то, что достойно уважения (это слово и в 1Тим 3:8, 11). Справедливо — то, что согласуется с Божиими критериями справедливости. Чисто — то, что чуждо нравственной скверне, ни в чем не соприкасается с нею. Любезно — то, что содействует миру, а не раздорам. Под достославно понимается все, что позитивно и конструктивно и противостоит всякому разрушительному началу. Что только добродетель и похвала (достойно похвалы) объединяет в себе все вышеперечисленные шесть пунктов.

2. ДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (4:9)

Флп 4:9. Христианская жизнь включает как правильное мышление (стих 8), так и совершение праведных дел.

Поскольку филиппийцы хорошо знали Павла, он мог призвать их следовать его примеру. Они многому научились, и многое приняли и слышали от него, а, кроме того, они наблюдали (видели), как апостол поступает в жизни. Осуществляя изо дня в день (исполняя) все, что усвоили из учения Павла и его жития, они обрели бы радость в присутствии Бога мира (сравните стих 7), т. е. вошли бы в ту особую радостную атмосферу мира и покоя, которые возникают лишь в непосредственной близости от Бога.

В. Божие попечительство о нуждах человеческих (4:10−20)

Это письмо, переданное филиппийцам с их посланцем Епафродитом, Павел, как уже говорилось, писал с двоякой целью: поблагодарить филиппийцев и дать им наставление. При этом апостол мог с уверенностью засвидетельствовать им, что Бог действительно печется о нуждах Своего народа.

1. ОБ УМЕНИИ БЫТЬ ДОВОЛЬНЫМ (4:10−13)

Флп 4:10−13. Павел радовался постоянным заботам филиппийских христиан о его нуждах, которые Бог не раз удовлетворял через них. Они не забывали его и прежде, до того, как послали к нему Епафродита, но обстоятельства не всегда благоприятствовали им. Собственно, Павел не имел обыкновения просить верующих о помощи. Когда возникала нужда, он ставил их об этом в известность, но полагался — на Бога. Он научился секрету быть довольным. И как бы ни оборачивались обстоятельства, внутренней радости, владевшей им, они не могли поколебать.

Словами быть довольным передано греческое слово «аутаркес», которое буквально означает «быть самостоятельным, независимым», «надеяться на себя». Древнегреческие философы-стоики употребляли это слово (которое встречается в Новом Завете только здесь) для выражения силы человеческого духа, присущей человеку стойкости и способности спокойно принимать любые трудности. Но Павел пользуется им для обозначения свыше дарованной удовлетворенности — независимо от обстоятельств.

По временам апостол испытывал материальную нужду, но знал и такие времена, когда всего у него было вдоволь (в изобилии) — стих 12. Так что он научился жить и в изобилии и в недостатке. Слово мемиемаи, переведенное как «научился» (в оригинале — «овладел тайной»), более нигде в Новом Завете не встречается. В древних мистических культах это слово (точнее — специальный термин) означало именно «проникнуть в тайну». Павел имеет тут в виду проникновение (на основе собственного опыта) в тайну того, как можно быть довольным, насыщаясь и терпя голод, или будучи в изобилии и в недостатке.

Конец этого заявления звучит радостно и торжественно: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Не собственными способностями гордится апостол, а радуется тому, что Христос дает ему силу справляться с любыми испытаниями.

2. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДАЯНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ (4:14−20)

Флп 4:14−16. Хотя Павел был доволен тем, что имел, невзирая на обстоятельства, он все же искренне благодарит филиппийцев за их помощь и за то, что они послали к нему Епафродита. Давая апостолу от своего, они проявляли к нему участие в его скорби, т. е. делали, что могли, для облегчения его положения.

Еще в самом начале их христианского пути (Деян 16), когда Павел ушел из Македонии, филиппийцы были единственными, кто оказал апостолу участие подаянием принятием. И затем, когда Павел, будучи во время своего второго миссионерского путешествия в Фессалониках (Деян 17:1), попал в стесненные финансовые обстоятельства, опять-таки филиппийцы и раз и два посылали ему на нужду.

Флп 4:17−20. Павел всегда более думал о других, чем о себе. Он не столько заботился об удовлетворении собственной нужды (не искал даяния), сколько желал таких поступков со стороны верующих, которые были бы им же на пользу (ищу плода, умножающегося в пользу вашу).

Филиппийцы и так уже не раз и от сердца помогали ему, и апостол не хотел, чтобы они подумали, будто он ожидает от них больших даяний. Он пишет, что получил все посланное ими и теперь избыточествует. То, что они передали ему с Епафродитом (2:25−30), было с радостью принято не только им самим, но и Богом; потому и воспринял Павел дары филиппийцев как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Выражение «благовонное курение» встречается в книге Левит применительно к жертвоприношению угодному Богу. В Еф 5:2 теми же словами определяется жертва, принесенная Иисусом Христом.

Сам Бог воздаст филиппийцам. Как они откликнулись на нужду Павла, так и Бог откликнется на их нужды. По богатству Своему в славе (и в соответствии с ним) Бог благословит их во Христе Иисусе.

Затем апостол возносит благодарность и хвалу Богу вашему, т. е. Отцу Небесному как своему, так и филиппийцев.

Г. Заключение (4:21−23)

Флп 4:21−23. В заключение Павел просит передать приветы всем святым во Христе Иисусе (ко «всем святым» он обращается и в самом начале послания — 1:1). И приветствует филиппийцев от имени своих сотрудников (находившихся с ним «братий», подразумевая, конечно, и Тимофея). Святые, о которых говорится в стихе 22, — это члены римской церкви (Рим 16:1−15).

А наипаче из кесарева дома (Флп 4:22) относится, вероятно, к тем, кто принял Христа в результате пребывания Павла в заключении. В их число, по-видимому, входили не только воины, но и кто-то из обслуги кесаря или их родственники. Не удивительно поэтому, что Павел мог сказать о нелегких своих обстоятельствах, что они содействовали успеху благовествования (1:2).

По обычаю своему апостол заканчивает послание, призывая чудную благодать Христа на своих читателей (сравните Флм 1:24).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: быть в полном единомыслии.
3  [2] — Многие комментаторы считают, что это собственное имя, значение которого — «тот, кто в одной упряжке со мной», — обыгрывается Павлом.
4  [3] — Букв.: радуйтесь в Господе всегда.
6  [4] — Букв.: во всем.
6  [5] — Или: настоятельные просьбы.
8  [6] — Или: благородно/достойно чести.
10  [7] — Букв.: вы дали расцвести (вашей) заботе.
12  [8] — Букв.: во всё и во всех (отношениях) я был посвящен.
13  [9] — В некот. рукописях: всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
15  [10] — Здесь Павел использует выражение из языка бухгалтерской практики, поэтому возможен и такой перевод: не одна из церквей не вступила со мной в партнерство, чтобы открыть счет для дебета и кредита.
17  [11] — Букв.: а ищу плода, умножающегося на вашем счету.
19  [12] — Букв.: Бог же мой.
23  [13] — В некот. рукописях: (да будет) с духом вашим.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.