Иисус Навин 11 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Явин, царь Хацора, услышал об этом, отправил он гонцов к Йоваву, царю Мадона,1 к царям Шимрона и Ахшафа
2 и к царям, чьи царства были на северных нагорьях, в Иорданской долине к югу от Киннерета, в низинах и в холмистой местности Дор2 на западе.
3 Отправил он гонцов и к ханаанеям, жившим на востоке и на западе, к амореям, хеттам, периззеям, евусеям — жителям нагорной страны, и к хиввеям, чьи владения у подножия горы Ермон, в земле Мицпа.
4 И вышли цари3 на битву, каждый со своим войском. Народу у них было несчетно, что песку на морском берегу, и столь же много лошадей и колесниц.
5 И объединили все цари свои войска, и подошли к водам Мерома и остановились там, чтобы сразиться с израильтянами.
6 Но ГОСПОДЬ сказал Иисусу: «Не бойся их, ибо завтра в это же время Я предам их смерти перед Израилем.4 Лошадям их ты подрежешь подколенные сухожилия, а колесницы их сожжешь дотла».
7 Иисус со своими воинами подошел к водам Мерома и внезапно напал на врагов.5
8 И предал их ГОСПОДЬ в руки израильтян: израильтяне сокрушили их и преследовали до Сидона Великого, до Мисрефот-Маима и долины Мицпе, что на востоке. Израильтяне уничтожали их до тех пор, пока никого из них не осталось в живых.
9 Тогда Иисус сделал так, как повелел ему ГОСПОДЬ: лошадям их подрезал сухожилия, а колесницы сжег.
10 Потом Иисус возвратился и захватил Хацор — так как Хацор в то время6 стоял во главе этих царств. Царя его он убил мечом.
11 И всех, кто был в городе, израильтяне предали заклятию, истребив мечом, и не оставили там никого в живых. Сам Хацор Иисус сжег дотла.
12 Взял Иисус все эти города и царей их захватил и истребил мечом, предав заклятию, как повелел Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ.
13 Но те города, что стояли на холмах, израильтяне не сожгли — один только Хацор был сожжен по приказу Иисуса.
14 Скот из этих городов израильтяне увели с собой, забрав также всё ценное, а всех жителей истребили мечом, не оставили никого в живых.
15 Как ГОСПОДЬ повелел слуге Своему Моисею и как Моисей завещал Иисусу, так и сделал Иисус. Ничего не упустил он из того, что ГОСПОДЬ повелел Моисею.7
16 Так завоевал8 Иисус все эти земли: нагорья и пустыню Негев, всю землю Гошен и низины, пустыню Арава, нагорья Израилевы и долины —
17 от горы Халак близ Сеира и до самого Баал-Гада в долине Ливанской, у подножья горы Ермон. А всех царей он взял в плен и предал смерти.
18 Долго Иисус вел войну со всеми этими царями.
19 Ни один город не заключил мирного союза с израильтянами, кроме хиввеев, жителей Гивона. Всех остальных израильтяне разбили в сражениях.
20 Ибо Сам ГОСПОДЬ попустил им коснеть в упрямстве своем,9 они противостояли Израилю и были уничтожены, безжалостно стерты с лица земли, как повелел ГОСПОДЬ Моисею.
21 Затем Иисус выступил в поход, чтобы истребить всех потомков Анака, живших в нагорьях — в Хевроне, Девире, Анаве, в горах иудейских и Израилевых. И предал Иисус заклятию потомков Анака и их города.10
22 Не осталось в живых ни одного потомка Анака в землях израильтян, кроме немногих в Газе, в Гате и в Ашдоде.
23 Так завоевал Иисус всю эту землю, как и говорил ГОСПОДЬ Моисею. И ввел Иисус израильтян в их наследие, распределив земли между коленами. И прекратились войны в этой стране, настал мир.11

Толкование Далласской семинарии

1. КОАЛИЦИЯ ЦАРЕЙ (11:1−5)

Нав 11:1−3. Блестящие победы, одержанные Иисусом Навином на юге, вызвали сильную тревогу среди царей северного Ханаана. Иавин, царь Асорский, выступил инициатором последней отчаянной попытки приостановить завоевание земли израильтянами. Несомненно, эта попытка скорее увенчалась бы успехом, если бы Иавин присоединился к коалиции Адониседека (10:1−3), придя со своими силами с севера, чтобы выступить вместе с южными армиями — с целью поразить Израиля у Гаваона. Но Бог удержал Иавина от этого шага, и вот теперь он поспешно и едва ли не панически реагировал на разразившийся кризис. Быстро отправились его гонцы на север, юг, восток и запад — чтобы призвать ханаанские племена к оружию.

Весьма схожая, вероятно, ситуация, возникла и позднее, когда царь Саул обратился с ультимативным призывом ко всему Израилю, чтобы последовал за ним на защиту Иависа Галаадского; он тогда рассек на части двух волов и разослал эти части в разные концы со своими нарочными, которые кричали: «так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила» (1Цар 11:7).

Хиннароф (также Хиннереф, Киннереф, Киннероф — Нав 11:2; сравните 13:27; 19:35; Чис 34:11, Втор 3:17; 3Цар 15:20) — раннее название моря Галилейского, а также города на берегу этого «моря», точнее, озера. Слово это значит «арфа», и названию своему озеро, видимо, обязано тем, что имеет форму арфы. В Новом Завете море Галилейское порой называется озером Геннисаретским — по греческому написанию еврейского слова «хиннереф» (например, Лк 5:1).

Нав 11:4−5. Хотя особыми узами дружбы перечисленные цари севера не были связаны между собой, опасность полного уничтожения побудила их образовать союз, и вот они встретились в нескольких километрах на северо-запад от Галилейского моря, в долине при водах Меромских. Это объединенное ополчение выглядело впечатляюще; оно состояло не только из воинов, многочисленных, как песок морской, но также из огромного числа коней и колесниц. Иосиф Флавий, еврейский историк 1-го века от Р. Х., полагал, что эта северная коалиция включала в себя триста тысяч пеших воинов, десять тысяч кавалерии и двадцать тысяч колесниц. Казалось бы, израильтянам противостояла сила явно превосходящая. Как же мог Иисус Навин надеяться выиграть это сражение?

2. БИТВА (11:6−15)

Сонмы хананеев расположились станом у вод Меромских (стих 5). Вероятно, в их планы входило, построившись в боевой порядок и, следуя принятой ими стратегии, ринуться в Иорданскую долину, чтобы атаковать Иисуса Навина и его войско у Галгала. Однако Навин не стал ждать, пока враг придет к нему; он сам предпринял поход к Мерому, лежавшему в пяти днях пути от Галгала. Во время этого перехода у израильского полководца было достаточно времени, чтобы подумать о полчищах, с которыми ему предстояло сразиться. И представляется, что неясная пока перспектива не могла не тревожить его.

Нав 11:6. Но вот Бог заговорил к нему. И обещание, которое Он дал Навину, не оставило места для сомнений: не бойся их (сравните 1:9; 8:1); ибо завтра, около сего времени, Я предам всех их на избиение сынам Израиля. Именно в такого рода заверении нуждался полководец Израильтян. Получил он и конкретные указания: обезножить коней противника, перерезав им сухожилия, а колесницы его сжечь (толкование на 11:9).

Нав 11:7−9. Сражение разделилось на две фазы. На следующий день Иисус Навин неожиданно атаковал врага у вод Меромских, и погнал его как на запад, к побережью (к Сидону великому и к Мисрефоф-Маиму), так и на восток, до долины Мицфы.

Исполняя Божие повеление (стих 6), Иисус приказал убивать, врагов всех до единого и сжечь их колесницы, и повредить ноги их коням.

Однако, почему Бог предписал Иисусу столь крутые меры, как сожжение колесниц и обезноженье коней? Скорее всего, потому, что хананеи использовали коней при совершении своих языческих ритуалов (в этой связи о распоряжении царя Иосии, сделанном долгое время спустя, в 4Цар 23:11). Кроме того, существовала опасность, что Израиль более станет полагаться на эти новые для него средства ведения войны, чем на Господа. Как сказал псалмопевец, Давид: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся» (Пс 19:8). В других переводах, например, в английском, этот стих звучит как «иные полагаются на свои колесницы, иные — на коней, а мы веруем в Господа, Бога нашего, и полагаемся на Него».

Нав 11:10−14. Вторая фаза сражения в северном Ханаане была ознаменована возвращением Иисуса после разгрома вражеской армии и взятием им всех городов поверженных царей. Из всех этих городов, однако, лишь Асор подвергся полному уничтожению — может быть, потому, что был самым крупным городом древней Палестины (его территория насчитывала 80, 94 га; сравните с 5, 67 га — города Мегиддо и 3, 24 га — Иерихона).

Занимая очень выгодное стратегическое положение, Асор доминировал над несколькими ответвлениями главной дороги, пролегавшей здесь в древности: это были пути, которые вели из Египта в Сирию и далее — в Ассирию и Вавилон. Положение его при торговых путях способствовало процветанию Асора. Потому-то из всех северных городов только Асор был евреями сожжен, после того, как они взяли его.

Возможно, Иисус Навин решил сохранить другие взятые им города, чтобы впоследствии израильтяне могли пользоваться ими; однако Асор, как главный город всех этих царств (или городов-государств), выступавший также главным военным инициатором среди них, должен был, по решению Навина, послужить печальным примером для остальных. Если уж великий Асор не смог избежать плачевной участи, то хананеям ничего не оставалось, как признать, что и любой из их городов может быть сожжен, повели это Иисус Навин.

Нав 11:15. Так была одержана решающая победа на севере. Ключ к ней был в послушании Богу. Иисус… не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею.

Д. Обзор одержанных побед (11:16 — 12:24)

Формально победа на севере положила конец завоеванию Ханаанской земли. Но прежде, чем приступить к записи того, как была эта земля поделена между коленами израилевыми, автор дает обзор побед Израиля в Обетованной земле во всем их размахе и подводит им итог. В эту часть книги включены географическое описание захваченных территорий (11:16−23) и перечисление царей, которым было нанесено поражение (глава 12).

1 ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ (11:16−23)

Нав 11:16−17. Сражения, которые вели под его командованием воины Иисуса Навина, прокатились по всей земле, от одной ее границы до другой, с юга на север и с востока на запад. Нагорная страна и пустыня Негев (в русском тексте — земля полуденная, т. е. южная земля), вся земля Гошен и западные предгорья (в русском переводе — низменные места), равнина и гора Израилева с ее предгорьями (в русском тексте — низменные места) — все это относится к центральной и южной частям земли (сравните 10:40).

Негев — пустынная область, лежащая на юго-запад от Мертвого моря, а под «равниной» здесь понимается впадина Иорданской долины на север и на юг от Мертвого моря. Гора Халак находится в южной пустынной части региона; Ваал-Гад (точное местонахождение — неизвестно) располагался на крайнем севере, в долине Ливанской, возможно, в пятидесяти-шестидесяти километрах на север от Галилейского моря.

Нав 11:18−20. Завоевание растянулось на долгое время. Последующие победы не были ни легкими, ни быстрыми. Лишь один город искал мира — это Гаваон. Все остальные были взяты с бою: Бог ожесточил сердца их граждан (толкование на Исх 4:21; 8:15), побудив их сражаться против Израиля, чтобы тот истребил хананеев. День Божьего милосердия для них миновал. Ибо в глазах Божиих мера беззаконий этих идолопоклонников преисполнилась.

Нав 11:21−22. Особо упоминаются здесь Енакимы (в других местах — «сыны Енаковы»), «великорослые люди», которые за сорок пять лет до того привели в ужас разведчиков, посланных Моисеем (Чис 13:33; сравните толкование на Нав 14:10); к ним относился риторический вопрос: «кто устоит против сынов Енаковых?» (Втор 9:2).

Но под руководством Иисуса Навина эти казавшиеся непобедимыми враги были в конце-концов уничтожены. Лишь какая-то часть их сохранились в таких отдаленных городах, как Газа, Геф и Азот. Во дни царя Давида именно из Гефа пришел человек гигантского роста, по имени Голиаф, чтобы бросить вызов Израилю и его Богу (1Цар 17).

Нав 11:23. Этот раздел завершается заявлением, в котором в сущности, подводится итог книге Иисуса Навина в целом: Таким образом взял Иисус всю землю (сравните стих 16), подробно история завоевания, изложена в главах 1−11. В продолжении же этой фразы: …и отдал ее Иисус в удел Израильтянам, по разделению между коленами их — вступление к дальнейшему повествованию, и вместе с тем итог того, о чем пойдет речь в главах 13−22.

Однако, как согласовать заявление о том, что «Иисус взял всю землю» с тем, что будет сказано позднее — «земли брать в наследие осталось еще очень много»? (13:1). Дело в том, что в еврейском сознании часть нередко символизирует целое. Следовательно, в свете того обстоятельства, что Иисус Навин овладел ключевыми центрами по всей земле, — обретало силу его заявление о том, что он покорил всю землю.

А. Д. Меттилл, младший, тщательно проанализировал завоевание Ханаана, изучив эту территорию как с точки зрения ее разделения по географическому принципу, так и те символизировавшие всю землю части ее, которые были захвачены Иисусом Навином. Он пришел к выводу, что израильтяне покорили ключевые пункты на прибрежной равнине, в предгорьях Шефелаха, на центральном плато, в долине Иордана и на Трансиорданском плато.

Не было такой территории в пределах Ханаана, которая полностью не была бы обойдена евреями. Значит, Навин действительно овладел всей землей, как и должно было случиться по слову Божию, на которое Навин полагался более всего. (в этой связи толкование на 21:43−45). Относительно заключительного заявления — И успокоилась земля от войны (11:23) толкование на 14:15.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — LXX: Мерома.
2  [2] — Или: в холмах Дора / в Нафот-Доре.
4  [3] — Букв.: они.
6  [4] — Или: Я положу их всех к ногам израильтян.
7  [5] — Букв.: на них.
10  [6] — Или: прежде.
15  [7] — Ср. 1:3−6; Чис 33:50−54; Втор 31:3−5.
16  [8] — Букв.: взял; то же в ст. 23.
20  [9] — Букв.: от Господа было, чтобы ожесточили они сердце свое; см. также примеч. к Исх 4:21.
21  [10] — Или: стер с лица земли / полностью уничтожил Иисус их и города их.
23  [11] — Букв.: и успокоилась страна от войны.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.