Иисус Навин 17 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот какие владения отведены были по жребию колену Манассии (первенца Иосифа), то есть потомкам Махира (первенца Манассии), отца Гилада: достались им1 Гилад и Башан, потому что Махир2 был храбрым воином.
2 Жребием были назначены земли и для остальных потомков Манассии — для семейств Авиэзера и Хелека, Асриэля и Шехема, Хефера и Шемиды; все они были потомками Манассии, сына Иосифа, потомками колена Манассии по мужской линии.
3 У Целофхада, сына Хефера, внука Гилада, правнука Махира, праправнука Манассии, не было сыновей — только дочери. Имена дочерей его — Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца.
4 Пришли они к Элеазару-священнику, Иисусу Навину и старейшинам и сказали: «Господь повелел еще через Моисея дать нам наследственный удел среди земель наших родственников».3 И, по повелению ГОСПОДА, Иисус4 определил наследие для них среди владений, что принадлежали братьям отца их.
5 Колену Манассии досталось десять удельных областей, помимо земель Гилада и Башана, находившихся за Иорданом,
6 потому что дочери Манассии получили наследие наравне с его сыновьями.5 А земля Гилад была отведена остальным потомкам Манассии.
7 Граница земель, принадлежавших колену Манассии, была такой: от Ашера до Михметата, что напротив Шехема, оттуда она сворачивала на юг, к Эн-Таппуаху.
8 Земли Таппуаха были собственностью потомков Манассии, однако сам город Таппуах, расположенный у границы владений Манассии, достался потомкам Ефрема.
9 Потом линия границы спускалась на юг, к потоку Кана. На южной стороне его долины были расположены города, выделенные потомкам Ефрема из числа городов, принадлежавших потомкам Манассии. Далее граница земель Манассии шла по северному берегу потока и выходила к Великому морю — их пределу на западе.
10 Морское побережье к югу от него принадлежало потомкам Ефрема, а к северу Манассии; море же было западной границей земель и тех, и других.6 На севере владения Манассии и Ефрема граничили с землями Асира, а на востоке — с землями Иссахара.
11 Среди владений Иссахара и Асира потомкам Манассии принадлежали Бет-Шеан с прилегавшими к нему селениями, Ивлеам с прилегавшими к нему селениями, жители Дора с прилегавшими к нему селениями, жители Эн-Дора с прилегавшими к нему селениями, а также жители Таанаха и Мегиддо с прилегавшими к нему селениями ( другое название третьего по счету — Нафет).7
12 Однако не смогли потомки Манассии захватить эти города, и ханаанеи продолжали жить в тех землях.
13 Когда же израильтяне прочно обосновались там, 8 то заставили ханаанеев работать на себя, так и не изгнав их полностью.
14 Потомки Иосифа спросили Иисуса: «Почему ты выделил нам только один наследственный удел, только одну часть этой страны, когда нас так много? Ведь ГОСПОДЬ и по сей день посылает нам благословения, умножая наш род! »
15 «Если вас так много, то отправляйтесь в лес и расчищайте для себя надел в землях периззеев и рефаимов, — ответил им Иисус, — раз вам тесно в нагорье Ефрема».
16 «Этого нагорья мало для нас, — сказали потомки Иосифа, — а долину захватить мы не сможем. Ведь у всех ханаанеев, живущих в долине, есть окованные железом колесницы — и у тех, кто живет в Бет-Шеане, и в прилегающих к нему селениях, и в долине Изреэль».
17 Тогда Иисус сказал потомкам Иосифа, коленам Ефрема и Манассии: «У вас очень много людей, и большая сила у вас. Не только этим одним участком сможете вы овладеть.
18 Вся горная страна станет вашей. Очистите ее от леса и живите — весь край этот будет принадлежать вам. И вы изгоните прочь ханаанеев, даже если и сильны они9 и железные у них колесницы».

Толкование Далласской семинарии

б. Территория Манассии (17:1−13)

Нав 17:1−2, 7−10. Потомки Махира, первенца Манассии, осели в Трансиордании (стихи 1−2). А все остальные потомки Манассии — в самом Ханаане: им отведена была территория на север от Ефрема, также простиравшаяся от реки Иордан до Средиземного моря (стихи 7−10).

Нав 17:3−6. Особо рассказывается о пяти дочерях Салпаада, праправнука Манассии. Поскольку отец их умер, не имея сыновей, он, согласно указанию Господа, как поступать в подобных случаях, должны были получить свой наследственный удел (сравните Чис 27:1−11). И вот они явились к первосвященнику Елеазару (сыну Аарона, Нав 24:33), который, вместе с Навином и племенными вождями, пересмотрел наделы племен (сравните 19:51). Пять упомянутых женщин получили свои наделы в границах земли Манассии. Значение этого случая в том, что он свидетельствует об уважительном отношении к правам женщин в то время, когда в большинстве человеческих сообществ на них смотрели как на рабынь, как на живое имущество мужчины.

Нав 17:11−13. Несколько городов, расположенных на территориях Иссахара и Асира, были отданы во владение Манассии. Речь идет о хананейских крепостях Беф-Сане, Ивлеаме, Доре, Ен-Доре, Фаанахе и Мегиддоне (Дор, третий в этом списке, был также известен как Нафеф). По всей видимости, передачу этих городов сильному племени сочли необходимой в военных целях. Это, однако, не возымело результата, потому что сыны Манассии, как и сыны Ефрема, предпочли военным победам взимание дани.

в. Жалоба Ефрема и Манассии. (17:14−18)

Нав 17:14−15. Потомки Иосифа обратились к Иисусу Навину с жалобой на то, что для многолюдного их племени выделенная ему территория — мала. Тактично, но твердо отвечал им Навин, предложив выкорчевать поначалу деревья в поросшей лесом горной стране (стих 15) и осесть там. Затем он предложил им изгнать оттуда хананеев (стих 18).

Нав 17:16−18. Однако ответ Иисуса не удовлетворил сынов Иосифа. Они сомневались в том, что им удастся овладеть «горой», потому что у хананеев, живших вокруг, — железные колесницы (вероятно, имелись в виду деревянные колесницы, крытые железом). И тогда вновь напомнил Иисус Навин своим соплеменникам, что они многочисленны и очень сильны и вполне способны расширить свою территорию. Несмотря на известное сходство между этим разделом и тем, где записано о просьбе Халева (14:6−15), подход к делу со стороны последнего прямо противоположен подходу сынов Иосифа.

Тогда как Халев руководствовался верой, в них говорил страх. Но, очевидно, целью этого эпизода, как он передан в Библии, было серьезно напомнить израильтянам о том, что племенам, если они намеревались полностью овладеть Обетованной землей, — надо было действовать, вооружившись как мужеством, так и верой.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: ему.
1  [2] — Букв.: он.
4  [3] — Букв.: братьев. Чис 27:1−11.
4  [4] — Букв.: братьев. Чис 27:1−11.
6  [5] — Букв.: унаследовали наследие среди его сынов.
10  [6] — Букв.: их границей.
11  [7] — Точный смысл масоретского текста здесь неясен.
13  [8] — Или: стали сильнее.
18  [9] — LXX: потому что вы сильнее, чем они.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.