Иисус Навин 18 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда страна, обещанная в наследие израильтянам, была ими покорена, вся община израильская1 собралась в Силоме. Там поставили Шатер Откровения.2
2 Среди израильтян оставались еще семь колен, которые не получили своей доли наследия.
3 Потому Иисус сказал израильтянам: «Как долго вы будете бездействовать?3 Когда же вы пойдете и вступите во владение землей, которую дал вам ГОСПОДЬ, Бог отцов ваших?
4 Изберите по три человека от каждого колена, и я поручу им обойти всю эту страну. Пусть они осмотрят ее и сделают ее описание, отметив подходящие наследственные уделы для каждого колена, а затем вернутся ко мне.
5 Поделят они эту страну на семь частей. Колено Иуды должно остаться в пределах своих земель, на юге, а семейства Иосифа — в своих владениях,4 на севере.
6 Разметьте границы каждой из семи частей, принесите мне сюда их описание, чтобы я здесь, пред ГОСПОДОМ, Богом вашим, мог бросить жребий для вас.
7 Из всех израильтян не будет своего надела только у левитов, потому что их наследие — священническое служение ГОСПОДУ. А потомки Гада, Рувима и половина семейств из колена Манассии уже обрели наследие свое, которое дал им Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, — земли на востоке за Иорданом».
8 Когда люди, избранные народом, собрались и отправились в путь, чтобы составить описание той страны, Иисус дал им такой наказ: «Ступайте, обойдите всю страну, составьте ее описание и вернитесь ко мне. И я здесь, в Силоме, перед ГОСПОДОМ брошу о вас жребий».
9 Отправились те люди, обошли всю страну и осмотрели город за городом в каждой из намеченных ими семи частей. Записав всё в свиток, они вернулись к Иисусу, в стан в Силоме.
10 Там, в Силоме, бросил он о них жребий перед ГОСПОДОМ и разделил землю между израильтянами по наделам.
11 Первый жребий выпал колену Вениамина — его семействам. По жребию, их владения располагались между владениями потомков Иуды и Иосифа.
12 Их северная граница начиналась у Иордана, далее шла к северу в предгорье близ Иерихона, пересекала нагорье на западе и оканчивалась у пустыни Бет-Авен.
13 Оттуда проходила граница через Луз, то есть Бет-Эль ( огибая его с юга), и спускалась к Атрот-Аддару, к холму, расположенному к югу от Нижнего Бет-Хорона.
14 Там граница поворачивала на юг и определяла западный рубеж — от холма, что к югу от Бет-Хорона, а заканчивалась она у Кирьят-Баала, или Кирьят-Еарима, — города потомков Иуды. Это западная сторона.
15 Южная сторона начиналась в окрестностях Кирьят-Еарима и заканчивалась на западе, у водного источника Нефтоах.
16 Затем граница спускалась к подножию горы, расположенной перед долиной Бен-Хиннома, что на севере долины рефаимов, пересекала долину Хинном, проходя вдоль южного склона города евусеев, и тянулась до Эн-Рогеля.5
17 Далее она поворачивала на север и шла к Эн-Шемешу и Гелилоту, что напротив подъема к Адуммиму, спускалась к Камню Бохана, сына Рувимова,
18 тянулась до склона Иорданской долины к северу и спускалась в пустыню.
19 Затем граница проходила к северному склону Бет-Хоглы и заканчивалась у северного берега Соленого моря, возле устья Иордана. Это южная граница.
20 С восточной стороны границей был сам Иордан. Таковы границы вокруг всех владений, полученных в наследие семействами потомков Вениамина.
21 Вот селения, принадлежащие колену Вениамина, его потомкам, согласно их распределению по родам: Иерихон, Бет-Хогла и Эмек-Кециц,
22 Бет-Арава, Цемараим и Бет-Эль,
23 Аввим, Пара и Офра,
24 Кефар-Аммони, Офни и Гева — двенадцать селений с окрестностями;
25 Гивон, Рама и Беэрот,
26 Мицпе, Кфира и Моца,
27 Рекем, Ирпеэль и Тарала,
28 Цела-Элеф и город евусеев (то есть Иерусалим), Гива и Кирьят-Еарим6 четырнадцать селений с окрестностями. Таково наследие, обретенное потомками Вениамина и поделенное между их семействами.

Толкование Далласской семинарии

3. НАДЕЛЫ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ ПЛЕМЕН (18:1 — 19:48)

а. Введение (18:1−10)

Нав 18:1−3. Прежде, чем был совершен окончательный раздел земли, израильтяне пришли в массе своей из Галгала в Силом, т. е. пройдя более тридцати километров на северо-запад, они пришли с берегов Иордана в горную страну. Почему они это сделали? Вероятно, потому, что Силом, расположенный в центре Обетованной земли, был удобен для сооружения там скинии, которая напоминала бы народу, что ключ к его процветанию и благословениям в земле — в его поклонении и служении Иегове.

В недовольстве сынов Иосифовых их наделом (17:14−18) таилось зловещее предзнаменование будущих разделений в народе по причине эгоистических устремлений каждого из племен. Именно с целью противостать этой тенденции, и была возведена скиния в Силоме; назначением ее было пробуждать в Израиле чувство национального единства.

Далее. Когда израильтяне собрались в Силоме для возведения скинии и чтобы отпраздновать учреждение этого нового центра поклонения Богу, Иисус Навин почувствовал, насколько они устали от войны. Борьба за овладение Ханааном изнурила их, и вот они остановились, завершив лишь наполовину распределение земель между племенами. Семь племен все еще оставались «бездомными», предпочтя, видимо, кочевой образ жизни, к которому они привыкли в пустыне.

С резким упреком обратился к ним Иисус: долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь, Бог отцов ваших? Видимо, каждый прошедший день Иисус Навин считал потерянным днем, которым могут воспользоваться враги, чтобы вернуться или закрепиться там, где они еще держались.

Нав 18:4−7. Итак, Навин призвал соплеменников к действию, но не прежде, чем будет осуществлена тщательная подготовка. Повелев назначить комиссию из 21 человека, по три от каждого из семи неопределившихся племен, он послал их составить топографическое описание земли, которая оставалась незавоеванной. Как долго выполнялось это нелегкое задание, не сказано, но, очевидно, работа эта потребовала и времени и умения. Историк Иосиф Флавий писал, что люди, посланные Навином, знали геометрию. Возможно, еще родители их овладели наукой топографии в Египте. Могли ли они мечтать о том, что дети их употребят полученные знания в их собственной земле?

Нав 18:8−10. Запечатлев на свитке свои наблюдения, топографы вернулись затем в Силом, где Иисус бросил… жребий (толкование на 14:1−5; сравните 19:51), чтобы определить наделы земли для оставшихся без наследия семи племен.

б. Территория Вениамина (18:11−28)

Нав 18:11−28. Вениамину был назначен удел между Иудой и Иосифом, точнее, Ефремом; таким образом, уменьшался накал первоначального соперничества между этими ведущими племенами. Хотя страна Вениамина была гористой, и ущелья пересекали ее из конца в конец, хотя простиралась она всего на сорок километров с востока на запад и в самом широком месте насчитывала двадцать четыре километра с севера на юг, она включала немало городов, сыгравших большую роль в библейской истории, — Иерихон… Вефиль… Гаваон, Рама… Мицфа и город иевуссеев — Иерусалим (стих 21−28). Таким образом, место будущего храма в Иерусалиме оказалось на территории Вениамина — во исполнение Моисеева пророчества (Втор 33:12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: сынов Израилевых; то же в ст. 3.
1  [2] — См. примеч. к Исх 25:22.
3  [3] — Букв.: лениться.
5  [4] — Букв.: дом Иосифа — в своих пределах.
16  [5] — Или: спускалась к Эн-Рогелю.
28  [6] — Так в LXX. Масоретский текст: Кирьят.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.