Иисус Навин 20 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После того как земля была поделена, ГОСПОДЬ сказал Иисусу:
2 «Повели израильтянам, чтобы они устроили у себя во владениях особые города-убежища, о которых Я говорил им еще при жизни Моисея.1
3 Всякий, кто неумышленно, случайно убьет человека, сможет бежать в такой город и укрыться там от мстителя за кровь погибшего.
4 Совершивший убийство сможет обрести защиту2 в одном из таких городов. Там, встав перед городскими воротами, он должен будет изложить дело свое старейшинам города. Они должны будут принять его в свой город, дать ему кров, и человек этот останется с ними.
5 И когда его будет преследовать мститель за кровь погибшего, старейшины не должны выдавать убийцу — ведь он убил случайно своего ближнего, который не был прежде3 его врагом.
6 Убийца должен оставаться в этом городе, пока не предстанет перед судом общины, и жить там до смерти первосвященника, в бытность которого было совершено преступление. Лишь тогда убийца может вернуться домой, в свой город, из которого он в свое время бежал».
7 Выделили4 израильтяне такие города-убежища: Кедеш в Галилее, что в нагорье Неффалима, Шехем в нагорье Ефрема и Кирьят-Арбу (или Хеврон) в нагорье Иуды.
8 За Иорданом, восточнее Иерихона, выбрали5 они Бецер, что в пустыне на плоскогорье, принадлежавший колену Рувима, Рамот в Гиладе, принадлежавший колену Гада, и Голан в Башане, принадлежавший колену Манассии.
9 Эти города были определены как города-убежища для всех израильтян и переселенцев, живших среди них. Всякий, кто неумышленно совершил убийство, мог бежать туда, чтобы не погибнуть от руки мстителя за кровь, пока не предстанет перед судом общины.

Толкование Далласской семинарии

2. НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ-УБЕЖИЩ (ГЛАВА 20)

Одно из первых после провозглашения Десяти заповедей постановлений касалось учреждения в будущем «городов-убежищ» (Исх 21:12−13). Об этих городах, где получали защиту совершившие неумышленное убийство, подробно говорилось в Чис 35:6−34 и во Втор 9:1−14. В данной главе речь идет о выделении городов-убежищ вскоре по окончании главных завоевательных войн (местонахождения их указаны на карте «Ханаан в процессе завоеваний»; толкование на Нав 3).

То обстоятельство, что о городах этих говорится в четырех книгах Ветхого Завета, показывает, что им придавалось большое значение. Бог хотел, чтобы Израиль осознал святость человеческой жизни, — это очевидно. Оборвать чью-то жизнь, даже неумышленно, — дело серьезное; это недвусмысленно подчеркивалось учреждением городов-убежищ.

В древнем мире, на Востоке, широкое распространение имела кровная месть. В тот момент, как человек погибал от руки другого человека, на ближайшего родственника жертвы ложилась ответственность за отмщение. Обязанность совершить «вендетту» (древний ритуал отмщения) нередко переходила от поколения к поколению, и таким образом насильственной смертью погибало все большее число невинных людей. Отсюда ясно, как велика была нужда Израиля в городах-убежищах.

Нав 20:1−3. Четкое различие проводится в Ветхом Завете между совершившим убийство намеренно и тем, кто совершил его нечаянно (сравните Чис 35:9−15 с Чис 35:16−21). В случае обдуманного убийства ближайший родственник убитого, который становился «мстящим за кровь», имел право убить виновного. Но для того, кто убивал другого случайно, имелось место, где он мог скрыться, — в одном из шести городов-убежищ.

Однако бежать туда ему надо было, не откладывая. По традиции древние евреи особенно заботились о состоянии дорог, которые вели к городам-убежищам; на каждом перекрестке этих дорог имелись указатели: «Убежище! Убежище!» Кроме того, вдоль дорог стояли специальные люди, способные к быстрой ходьбе, которые сопровождали беглецов на место.

Нав 20:4−6. Появившись у ворот такого города, убийце следовало изложить свое дело перед старейшинами его, которые в древнем Израиле являлись одновременно и судьями (сравните Иов 29:7; Втор 21:19; 22:15). И те выносили временное решение, предоставляя ему убежище до того, как он будет призван на суд старейшин того города, из которого бежал (в тексте Библии — доколе не предстанет пред общество на суд).

Если этот суд освобождал человека от подозрения в умышленном убийстве, то он возвращался в город-убежище и жил там до смерти первосвященника Израиля, после чего мог возвратиться к себе домой. Естественно, это могло произойти и многие годы спустя. В свете изложенного можно предположить, что израильтяне были весьма осторожны, чтоб ненароком не совершить неумышленного убийства!

Многих приводит в недоумение вопрос о взаимосвязи между смертью первосвященника и изменением в положении того, кто некогда совершил неумышленное убийство. Вероятное объяснение его в том, что смена в теократическом управлении просто служила вехой, знаменовавшей окончание срока ссылки нечаянного убийцы. Возможно, однако, и другое понимание этого обстоятельства. Поскольку над жизнью и смертью любого человека властен только Бог, то в этом, как и в других законах Моисея, отразилась мысль о Нем как о высшем Судии.

Нав 20:7−9. Шесть специально отведенных для этого городов располагались по обе стороны Иордана. На западном берегу его это были: Кедес Галилейский на территории Неффалима, Сихем на территории Ефрема и Хеврон на горе Иудиной. Городами-убежищами на восточном берегу Иордана были: Бецер, в южной части страны, на территории Рувима, Рамоф Галаадский на территории Гада, и в северной части страны — Голай в Васане, на территории Манассии.

Учреждение городов-убежищ было привилегией Израиля, и это напоминает нам стих 2 из Псалма 45: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах», а также Рим 8:1 — «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». В мыслях автора Послания к евреям, возможно, были ветхозаветные города-убежища, когда он писал, что верующие, «прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр 6:18), могут черпать в ней «твердое утешение».

Представляется таким образом, что города-убежища были как бы прообразом Христа, в котором грешники могут найти прибежище от грозящего им судом и смертью Закона. Выражение «во Христе», которое часто употребляет апостол Павел, говорит о том, что чувство безопасности и защищенности становится достоянием каждого верующего.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — См. Чис 35:6−29; Втор 4:41−43; Втор 19:1−13.
4  [2] — Букв.: бежать.
5  [3] — Букв.: вчера и позавчера.
7  [4] — Букв.: отделили.
8  [5] — Букв.: дали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.