Иисус Навин 23 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 С тех пор как даровал ГОСПОДЬ израильтянам покой и враги перестали беспокоить Израиль,1 прошло немало времени. Иисус прожил долгую жизнь и состарился.
2 Созвав однажды всех израильтян, их старейшин, глав общины, судей и распорядителей, Иисус сказал им: «Я прожил долгую жизнь и состарился.
3 Вы видели всё, что сделал ради вас ГОСПОДЬ, Бог ваш, как поступил Он со всеми этими народами: ГОСПОДЬ, Бог ваш, Сам сражался за вас!
4 Я разделил между вашими коленами по жребию родовое ваше наследие — земли оставшихся в этой стране народов от Иордана до Великого моря на западе, как и земли тех, которых я уже истребил.
5 ГОСПОДЬ, Бог ваш, поселит вас вместо них. Он выдворит их, и вы завладеете их землей, как и обещал вам ГОСПОДЬ, Бог ваш.
6 Только будьте твердыми, стремясь выполнить все, что записано в Моисеевой книге Закона. Не уклоняйтесь от него ни вправо, ни влево!2
7 Не заключайте никаких союзов с народами, которые еще остаются в вашей3 стране. Не призывайте имен их богов ни в молитвах, ни в клятвах, не служите этим богам и не поклоняйтесь им!
8 Будьте верны ГОСПОДУ, Богу вашему, так же как были верны до этого дня.
9 Сам ГОСПОДЬ выдворял великие и сильные народы с их земель по мере вашего продвижения, и доныне никто не мог противостоять вам.
10 Один ваш воин обращает в бегство тысячу, ибо Сам ГОСПОДЬ, Бог ваш, сражается за вас, как Он и обещал вам.
11 Берегитесь отступничества и любите ГОСПОДА,4 Бога вашего!
12 Но если вы когда-либо отступите от Бога и вступите в союз с теми народами, что еще остались в вашей стране, если вы породнитесь или смешаетесь с ними,
13 то знайте, что ГОСПОДЬ, Бог ваш, больше не будет выдворять их ради вас. Станут они для вас западней, расставленной сетью, будут бичевать тело ваше и глаза вам колоть5 до тех пор, пока вы не исчезнете с лица этой благодатной6 земли, которую дал вам ГОСПОДЬ, Бог ваш.
14 Вскоре я отправлюсь в путь, который предстоит каждому живущему на земле. Вы хорошо знаете,7 что не осталось не исполненным ни одно из обещаний, данных вам ГОСПОДОМ, Богом вашим. Всё исполнилось, ничто не было забыто.
15 И точно так, как ГОСПОДЬ, Бог ваш, исполнил все добрые слова, какие Он вам говорил, так Он наведет на вас и беды8 — и вы погибнете, исчезнете с лица этой благодатной земли, дарованной вам ГОСПОДОМ, Богом вашим.
16 Если вы нарушите условия Союза, Завета, блюсти которые повелел вам ГОСПОДЬ, Бог ваш, и вслед за язычниками станете служить и поклоняться иным богам, тогда падет на вас гнев ГОСПОДА, и вскоре вы исчезнете с лица той благодатной земли, которую Он дал вам».

Толкование Далласской семинарии

1 ПОСЛЕДНИЙ ПРИЗЫВ НАВИНА К ВОЖДЯМ ПЛЕМЕН (ГЛ. 23)

а. Первая часть (23:1−8)

Нав 23:1−2. Лет десять или двадцать спустя после окончания завоевания и распределения земель Иисус Навин призвал… начальников израильского народа — вероятно, в Силом, где размещалась тогда скиния, чтобы серьезно предупредить их об опасности отхода от Иеговы. Это была торжественная встреча. Несомненно, с участием Халева и Елеазара, первосвященника, и бойцов, участвовавших в завоевании земли; все они сменили теперь мечи на плуги и сделались главами семей, старейшинами и судьями. Они пришли, чтобы услышать последние слова своего великого вождя.

А тот говорил на одну лишь тему — о неизменной верности Бога Израилю и о том, какая в связи с этим ответственность — быть верным Ему, ложится на народ. Трижды повторяет Навин эту главную мысль своего обращения (стихи 3−8, 9−13, 14−16). Трижды, боясь, что они не услышат или не предадут услышанному должного значения, говорит он о верности Бога и об ответственности Израиля.

Нав 23:3−5. Противясь искушению возвысить себя, Иисус напоминает вождям Израиля, что враги его потерпели поражение лишь потому, что Господь, Бог их, Сам сражался за них. Все эти битвы не они выиграли, а Господь. Впоследствии это утверждение повторено было псалмопевцем (Пс 43:3). Что же до хананеев, все еще живших на этой земле, то Господь Бог ваш, Сам прогонит их… и истребит их, дабы Израиль мог овладеть, всей землей полностью.

Нав 23:6−8. Затем полководец обращается к теме ответственности Израиля: Старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева. Послушание было залогом успешного завоевания им Ханаана, не менее важно оно и впредь (сравните 22:5).

Более всего боялся Навин, что Израиль войдет в соглашение с языческими племенами, своими соседями, и поэтому он запретил евреям какие-либо контакты и братание с ними; он понимал, что в этом случае его народ придет к поклонению языческим божествам (сравните 23:16). Во избежание этого Иисус Навин призвал израильтян «прилепиться к Господу» (сравните 22:5).

б. Вторая часть (23:9−13)

Нав 23:9−13. Возвращаясь к теме Иеговы, Иисус Навин вновь говорит о верности Бога Израилю, которую Он постоянно являл в прошлом народа. В их битвах за них сражался Иегова (сравните стих 3), и, хотя хананеи не все еще истреблены с этой земли, где бы Израиль ни сталкивался с врагом, всюду он побеждал его. По этой-то причине — неизменного выступления Бога на его стороне — торжественно призывался Израиль любить Господа (сравните 22:5).

Но это потребовало бы от него усердия и бдительности, потому что развращенные соседи его — близко от него. Велико будет искушение Израиля оставить Иегову и «пристать» к хананеям, даже и в брачные узы вступать с ними — что чревато великой опасностью для него. Навин описал страшные последствия подобных связей.

Прежде всего, Бог… не будет уже прогонять от вас народы сии, и они укрепятся на Обетованной земле, чтобы лишить Израиля его наследия. Хананеи станут для израильтян петлею и сетью, в которые они попадутся, бичом, полосующим их, и колючками, режущими им глаза. Все больше бед и несчастий будет обрушиваться по их вине на Израиль, пока в конце-концов он не будет истреблен с сей доброй земли, которую дал им Господь (сравните 23:15−16).

Поставив соплеменников перед выбором, Иисус Навин не оставил им возможности нейтрального решения. «Никто не может служить двум господам» (Мф 6:24; сравните Мф 12:30).

в. Третья часть (23:14−16)

Нав 23:14−16. Иисус Навин вновь повторяет главную свою мысль, подчеркивая на этот раз, что вот, смерть его близка, — в надежде, что последние напутственные слова его глубже проникнут в сердца израильтян. Опять напоминает он о верности Бога каждому Своему обещанию (сравните 21:45), опять предупреждает о грозных последствиях неповиновения.

Мучительное беспокойство вызывали у старого полководца эти языческие народы, все еще остававшиеся на земле. Он провидел в будущем греховный компромисс, в который вступит с ними Израиль, и трагическую судьбу, которой не избежать в этом случае Божиему народу …возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.

По мере слов Навина нарастает угроза в тоне его предостережения, обращенного к вождям народа: главная опасность, подстерегающая Израиль, — не на путях войны, а в его моральном и духовном состоянии. Будь великий еврейский полководец жив сегодня, весьма вероятно, он обратился бы к своему народу с весьма схожими словами.

2. ПОСЛЕДНИЕ УВЕЩАНИЯ ИИСУСА НАВИНА НАРОДУ (24:1−28)

Последняя встреча Иисуса Навина с народом произошла в Сихеме. Состоялась ли она вскоре после предыдущей, в годовщину ее, или много времени спустя, установить невозможно. Представляет интерес географическое расположение Сихема — в нескольких километрах на северо-запад от Силома; именно в Сихеме Авраам впервые получил обещание от Бога, что Он отдаст семени его Ханаанскую землю. В ответ Авраам соорудил жертвенник, чтобы продемонстрировать свою веру в единого истинного Бога (Быт 12:6−7).

Иаков тоже останавливался в Сихеме на пути своем из Месопотамии и закопал там всех идолов, которых взяли с собою его домашние (Быт 35:4). После того, как завершена была первая фаза завоевания Ханаана, в Сихем пришли израильтяне, и там Иисус Навнн воздвиг жертвенник Иегове и написал на каменных столбах слова Божьего Закона, который прочитал перед всем народом (Нав 8:30−35). Поэтому и теперь у Навина были все основания созвать народ в это место.

Конечно, там все еще стояли столбы, на которых был написан Закон, — живое напоминание о недавнем важном событии. С того дня на протяжении долгих столетий прекрасная видом долина между горами Гевал и Гаризим ассоциировалась в памяти народа с тревожной сценой последнего провидческого выступления их прославленного вождя.

Литературная форма этого выступления вызывает большой интерес, немало комментариев было написано на этот счет.

Теперь уже довольно хорошо известно, что в тот период времени (примерно 1450−1200 гг. до Р. Х.) правители хеттеев имели обыкновение заключать со своими вассалами своего рода международные соглашения, обязывая тех верно и послушно служить хеттейским царям. Эти так, называемые суверенные договоры имели стандартную форму и подлежали периодическому возобновлению.

Так вот 24 глава книги Иисуса Навина соответствует возобновлению завета в характерной для того времени форме «суверенного договора», израильский народ призывается в ней к подтверждению своих взаимоотношений с Богом в рамках Завета (раздел «Структура» во Вступлении ко Второзаконию). Этот «обновленный» теперь завет, подобно «суверенному договору» включал в себя преамбулу (стихи 1−2а), исторический пролог (стихи 2б−13), предупреждения вассалам о последствиях их неповиновения (стихи 14−24); затем следует сообщение о подписании соглашения (стихи 25−28). Моисеев завет, учрежденный на Синае, не был заветом на вечные времена; он подлежал обновлению о каждом поколении. И вот такое-то обновление в официальной и вместе впечатляющей форме было совершено Иисусом Навином.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: …даровал покой от всех врагов его вокруг.
6  [2] — Или: ни на шаг не отступая от него; ср. 1:7.
7  [3] — Букв.: не ходи среди этих народов, которые остались среди вас.
11  [4] — Или: приложите все силы свои к тому, чтобы любить Господа
13  [5] — Букв.: подобно плети у бедра и колючке в глазах.
13  [6] — Или: прекрасной; то же в ст. 15 и 16.
14  [7] — Или: вы знаете всем сердцем и всем естеством своим.
15  [8] — Букв.: злые слова.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.