Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Иисус собрал в Шехеме все колена Израиля, созвал старейшин израильских, глав общины, судей и распорядителей, и они все вместе предстали перед Богом.
2 Тогда же Иисус, обратившись ко всему народу, сказал: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Издревле праотцы ваши — Терах и его сыновья Авраам1 и Нахор — жили за рекою Евфрат. Они служили иным богам.
3 Я вывел оттуда, из-за реки, праотца вашего Авраама и провел его через всю страну Ханаан. Я даровал ему многочисленное потомство: дал ему сына Исаака,
4 а Исааку дал Я Иакова и Исава. Исаву Я отдал во владение горную страну Сеир, а Иаков и дети его ушли в Египет.
5 Мною посланы были Моисей и Аарон, и Я сокрушил Египет бедствиями и чудесами, которые там совершил. Я вызволил вас из рабства,
6 вывел ваших отцов из Египта! Ваши отцы подошли к морю. За ними гнались египтяне — их конница и колесницы — и настигли их у Красного моря.2
7 Тогда воззвали они к ГОСПОДУ о помощи, и отделил Он их от египтян мраком. Он обратил воды морские на египтян и потопил их. Вы сами видели, что сделал Я с египтянами! После этого вы еще много лет прожили в пустыне.
8 Потом Я привел вас в страну амореев, что жили за Иорданом, на восточном берегу. Они воевали с вами, но Я отдал их в руки ваши, и вы завладели страной амореев. И Я уничтожал их, делая это по мере продвижения вашего.3
9 Моавский царь Балак, сын Циппора, начал войну с Израилем. Он и за Валаамом, сыном Беора, послал, чтобы тот проклял вас.
10 Но Я не желал внимать Валааму, и тот предрек вам великие благословения.4 Я уберег вас от его проклятий.
11 А затем вы перешли Иордан и подошли к Иерихону. Воевали с вами и жители Иерихона, и амореи, периззеи, ханаанеи, хетты, гиргашеи, хиввеи и евусеи, но Я отдал их в ваши руки.
12 Это Я изгнал двух аморейских царей, послав перед вами шершней,5 а не вы своими мечами и луками.
13 Я дал вам землю, которую вы не возделывали, и селения, которых вы не строили. Теперь вы живете в них и едите плоды виноградников и масличных деревьев, которых вы не сажали“».
14 «А потому, — продолжал Иисус, — благоговейте пред ГОСПОДОМ и служите Ему с неизменной верностью. Отвергните богов, которым служили праотцы ваши за рекою Евфрат и в Египте. Только ГОСПОДУ служите!
15 Если же вы решите не служить ГОСПОДУ, то выбирайте ныне, кому будете служить: богам, которым служили ваши праотцы за рекой Евфрат, или, может, богам амореев, на чьих землях вы живете. Но я и всё мое семейство — мы будем служить ГОСПОДУ!»
16 И ответил народ: «Мы никогда не отступим от ГОСПОДА и не станем служить иным богам!
17 Ведь Он, ГОСПОДЬ, Бог наш, вывел нас и наших отцов из Египта, где мы были рабами.6 Он явил нам великие знамения. Он охранял нас на всем нашем пути, защищал от всех народов, по землям которых мы проходили.
18 ГОСПОДЬ изгнал ради нас все народы — даже амореев, прежних обитателей этой страны. Потому и мы тоже будем служить ГОСПОДУ, ибо только Он — Бог наш!»
19 Иисус сказал народу: «Не сможете вы служить ГОСПОДУ. Ведь Он — Бог Святой, Он — Бог, Который не терпит измены.7 Он не станет терпеть ваших преступлений или грехов.
20 Если вы оставите ГОСПОДА и будете служить чужим богам, то все блага, которые Он посылал вам, сменятся Его воздаянием — большими бедами, и вы погибнете».
21 «Нет, мы будем служить одному ГОСПОДУ!» — ответил народ Иисусу.
22 «Вы ныне сами свидетели тому, что вы избрали служение ГОСПОДУ», — сказал Иисус израильтянам. «Да, мы свидетели», — сказали они.
23 «Тогда, — сказал Иисус, — отвергните чужих богов, которые еще остались у вас,8 и всем сердцем покоритесь ГОСПОДУ, Богу Израиля».
24 «ГОСПОДУ, Богу нашему, мы будем служить и во всем будем Ему повиноваться!» — ответил Иисусу народ.
25 В тот день заключил Иисус с народом9 Союз, Завет. Там, в Шехеме, он еще раз объявил народу Божественные установления и законы.
26 Сделав запись об этом в свитке Закона Божьего, Иисус взял большой камень и поставил его под дубом, что возле Святилища ГОСПОДНЯ,
27 а народу сказал: «Вот камень, который будет нам свидетелем, ведь он слышал всё, что сказал нам ГОСПОДЬ. Камень этот будет свидетельствовать против вас, если вы отступите от Бога вашего».
28 После этого Иисус отпустил народ, и каждый из них отправился в свой наследственный удел.
29 Иисус Навин, слуга ГОСПОДЕНЬ, умер, и было ему сто десять лет.
30 Он похоронен в землях, полученных им в наследие, — в Тимнат-Серахе, что в нагорье Ефремовом, к северу от горы Гааш.
31 И народ израильский служил ГОСПОДУ, был предан Ему, во времена Иисуса и позже, пока были живы старейшины — свидетели всех деяний ГОСПОДА, какие совершил Он для Израиля.
32 Останки Иосифа, вынесенные из Египта, были захоронены израильтянами в Шехеме, на том самом поле, что было куплено Иаковом за сто монет10 серебра у сыновей Хамора, Шехемова отца. (Оно отошло к наследственным владениям потомков Иосифа.)
33 Умер и Элеазар, сын Аарона. Он был похоронен в Ефремовом нагорье, в Гиве — в городе, отданном Финеесу, сыну Элеазара.

Толкование Далласской семинарии

а. Обзор прежних благословений (24:1−13)

Нав 24:1−13. Бог представлен здесь как Инициатор и Автор завета, а Израиль — как народ, которому этот завет предложен (стихи 1−2а). За этой преамбулой следует исторический пролог (стихи 2б−13), в котором Иегова устами Иисуса напоминает Своим подданным о том, как благословлял их в прошлом Он вывел их из Ура Халдейского; стихи 2−4 (упоминаемая здесь «река» это Евфрат), затем из Египта (стихи 5−7) и привел в Ханаан (стихи 8−13). Что касается «шершней» (стих 12; Исх 23:28; Втор 7 20), то одни понимают под ними египетскую армию, которая, возможно воевала с хананеями прежде, чем началось завоевание их земли Израилем; другие полагают, что летящие шершни это аллегорический образ паники, которая охватила хананеев, когда они услышали, что сделал Бог для Израиля (сравните Втор 2:25; Нав 2:10, 24; 5:1). Третьи считают, что речь идет о настоящих шершнях.

Обзор истории Израиля, представленный в 24 главе, делает Сам Бог; четырнадцать раз повторяется здесь личное местоимение «Я»: Я взял… дал Я… послал Я… делал Я… Я ввел… Я привел и т. д. Подобно тому, как хеттейский царь перечислял свои благодеяния по отношению к своим подданным вассалам, обозревал Бог чудесные деяния Свои, сотворенные во благо Израилю. И если Израиль достиг величия, то не ценой своих усилий, а благодаря милости и могуществу Божиим. От первой своей победы до последней и всем своим преуспеванием обязан был Израиль благорасположению Господа.

б. Повторение народом, его обязательств (24:14−24)

Нав 24:14−15. Были сформулированы условия обновления Завета: Израиль должен бояться Бога и служить Ему. В упомянутых хеттейских договорах предполагалось отвержение вассалами всех других союзников; Израиль — по условиям своего завета с Богом — должен был отвергнуть всех чужих богов. Предложение Иисуса соплеменникам звучит как вызов: изберите себе ныне, кому служить — богам ли Ура, которым поклонялись ваши предки (стих 2) за рекою (т. е. за Евфратом), или богам Аморреев, живущих здесь, в Ханаане, или же Иегове. Но какой бы выбор ни сделали его соплеменники, он сам и дом его будут служить Господу, решительно заявил Навин.

Нав 24:16−18. Народ… отвечал с готовностью, побуждаемый силой аргументов Навина и его личным примером. Он отверг самую мысль о том, чтобы оставить Бога, Который вывел его из Египта, дома рабства, хранил во время пребывания в пустыне, а теперь привел в землю Обетованную. Мы будем служить Господу — таково было горячее намерение израильтян.

Нав 24:19−21. И снова заговорил Иисус. Этот взрыв энтузиазма не вполне убедил его. Ощутил ли он в нем какую-то неискренность? Или ожидал, что люди вынесут своих идолов, чтобы поступить с ними так, как за несколько веков перед тем поступила со своими здесь, на этом месте, семья Иакова? (Быт 35:4; Нав 24:14, 23). Так или иначе, но Иисус резко заявил: Не возможете (т. е. «не сможете вы») служить Господу, ибо Он Бог Святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Конечно, Иисус не имел в виду, что Бог не способен прощать.

Он говорил о недопустимости безответственного и легкомысленного отношения к Богу и подразумевал, что сознательно оставившие Его ради служения идолам совершат дерзкий, преднамеренный грех, который не может быть прощен по Закону (Чис 15:30). Однако народ вновь подтвердил свое намерение служить Иегове.

Нав 24:22−24. В третий раз заговорил к народу Иисус, бросая им намеренный вызов: готовы ли вы стать свидетелями против самих себя, если отступите от Бога? И они ответили, что готовы.

В четвертый и последний раз заговорил Иисус, опять возвращаясь к тому, с чего начал: Итак отвергните (согласно другим переводам — «выбросьте») чужих богов, которые у вас (сравните стих 14). И народ с готовностью откликнулся: Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать.

Лояльность по отношению к Богу не совместима с идолопоклонством. Как в те, так и во все последующие времена, люди стояли перед выбором — между тем, что зовется «практической целесообразностью», и основополагающими принципами жизни, между этим миром и вечностью, между Богом и идолами (сравните 1Фес 1:9).

е. Во свидетельство клятвы (24:25−28)

Нав 24:25−26а. Сознавая бесполезность дальнейших слов и не вполне поверив в надежность обещаний народа, Иисус Навин, тем не менее, совершил торжественную процедуру обновления завета. Он вписал заключенное соглашение в книгу закона Божия, которая, вероятно, лежала рядом с ковчегом завета (сравните Втор 31:24−27). У хеттеев тоже было принято, чтобы каждый народ-вассал хранил текст «суверенного договора» в своем святилище.

Нав 24:26б−27. Последним свидетелем происшедшего провозгласил Иисус Навин большой камень, который положил… под дубом подле святилища Господня. Трудно поддается объяснению, о каком «святилище» идет тут речь. Заметим в этой связи, что в «Септуагинте» окончание стих 26 звучит как «положил его (камень)… пред Господом» — в значении «во имя Господа и в знак преданности Ему». Надо думать, положения завета он запечатлел и на этом камне. Археологи, ведшие раскопки в районе Сихема, обнаружили большой известняковый столб, который, возможно, и является упоминаемым здесь мемориалом. Иисус Навин сказал, что камень этот «будет свидетелем», как если бы он слышал все слова, сказанные при возобновлении завета.

Нав 24:28. Проведя народ через священный ритуал обновления завета, при коем израильтяне поклялись бояться Господа Бога и не оставлять Его, Иисус Навин отпустил собравшихся по домам.

В. Приложение к тексту (24:29−33)

Нав 24:29−31. Упоминанием о трех погребениях — каждое из которых было совершено на территории Ефрема — завершается книга Иисуса Навина. Сначала говорится о том, что умер Иисус… будучи ста десяти лет и похоронен в своем уделе (сравните 19; 50). Едва ли можно было создать ему большую честь, чем назвав просто «рабом Господним». Он и не стремился к званию высшему, чем это.

Нав 24:32. Здесь же записано о погребении «костей Иосифа». Последней просьбой этого патриарха было, чтобы похоронили его в Обетованной земле (Быт 50:25). Зная об этом, Моисей взял с собою останки Иосифа, когда они выходили из Египта (Исх 13:19). Прошли долгие годы странствий по пустыне, завоевана была земля, обещанная евреям Богом, и вот теперь, наконец, останки Иосифа, забальзамированные в Египте (Быт 50:26) за четыреста лет до того, нашли последнее упокоение в Сихеме (сравните Быт 33:18−20).

Нав 24:33. Упоминается тут и о третьем погребении — первосвященника Елеазара, сына и преемника Аарона. Елеазар удостоился привилегии вместе с Навином распределять земли между коленами (Чис 34:17; Нав 14:1; 19:51) и в решающие годы завоевания и освоения Ханаана руководить служением в скинии.

Не странно ли, что упоминанием об этих трех погребениях заканчивается такая книга, как «Иисус Навин»! Отнюдь. Ибо все три свидетельствуют о верности Бога: Иисус, Иосиф и Елеазар, живя среди чужого народа, получили от Него обещание, что Он приведет израильский народ в Ханаан. И вот теперь все они успокоились в этой обещанной их народу земле. Бог сдержал Свое слово. Божиих детей — в их уповании на Его неизменную верность — это не может не утешать, не ободрять и сегодня.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: Терах, отец Авраама
6  [2] — Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: у Чермного моря.
8  [3] — Букв.: истребил их перед вами.
10  [4] — Букв.: благословил вас.
12  [5] — Шершень — крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана.
17  [6] — Букв.: из дома рабства.
19  [7] — Букв.: Бог ревнующий; или: горячо вступающийся за находящихся в опасности.
23  [8] — Или: избавьтесь от богов, в знач. фигурок идолов, которые могли храниться у израильтян, ср. Быт 35:1−5.
25  [9] — Или: от лица / от имени народа.
32  [10] — Букв.: сто кесит (мера веса серебра, точное значение которой неизвестно); ср. примеч. к Быт 33:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.